Cлайд 1
Cлайд 2
Плотность лунных пород составляет в среднем 3,343 г/см3, что заметно уступает средней плотности для Земли (5,518 г/см3). Это различие связано главным образом с тем, что уплотнение вещества с глубиной проявляется на Земле значительно заметнее, чем на Луне. Имеются и различия в минералогическом составе лунных и земных пород: содержание оксидов железа в лунных базальтах на 25%, а титана на 13% выше, чем в земных. «Морские» базальты на Луне отличаются повышенным содержанием оксидов алюминия и кальция и относительно более высокой плотностью, что связывают с их глубинным происхождением.Cлайд 3
Для исследования строения Луны использовались сейсмические методы. В настоящее время картина этого строения разработана довольно детально. Принято считать, что недра Луны можно разделить на пять слоев.Cлайд 4
Поверхностный слой лунная кора (ее толщина меняется от 60 км на видимой с Земли половине Луны до 100 км на невидимой) имеет состав, близкий к составу «материков». Под корой располагается верхняя мантия слой толщиной около 250 км. Еще глубже средняя мантия толщиной порядка 500 км; полагают, что именно в этом слое в результате частичного выплавления формировались «морские» базальты. На глубинах порядка 600-800 км располагаются глубокофокусные лунные сейсмические очаги. Нужно, однако, отметить, что естественная сейсмическая активность на Луне невелика.Cлайд 5
На глубине около 800 км кончается литосфера (твердая оболочка) и начинается лунная астеносфера расплавленный слой, в котором, как и в любой жидкости, могут распространяться только продольные сейсмические волны. Температура верхней части астеносферы порядка 1200 К.Cлайд 6
На глубине 1380-1570 км происходит резкое изменение скорости продольных волн здесь проходит граница (довольно размытая) пятой зоны ядра Луны. Предположительно, это относительно небольшое ядро (на его долю приходится не более 1% массы Луны) состоит из расплавленного сульфида железа.Cлайд 7
Поверхностный довольно рыхлый слой Луны состоит из пород, раздробленных постоянным потоком падающих на нее твердых тел от микрометеоритов и пыли до крупных частиц многотонных метеоритов и астероидов (см. Реголит) .Радиус = 1738 км Температура поверхности = от до +120° С Сутки = 708 часов Римляне называли нашу спутницу Луной, греки - Селеной.
Расстояние до Земли = км
Лунные моря, которые составляют приблизительно 16% всей поверхности Луны, - это огромные кратеры, возникшие в результате столкновений с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой. Большая часть поверхности покрыта реголитом - смесью тонкой пыли и скалистых обломков, полученных из столкновений с метеорами. По непонятной причине лунные моря сконцентрированы на обращенной к нам стороне.
Хотя Луна и вращается вокруг своей оси, она всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Дело в том, что Луна совершает один оборот вокруг своей оси за то же самое время (27.3 суток), что и один оборот вокруг Земли. А поскольку направление обоих вращений совпадает, противоположную ее сторону с Земли увидеть невозможно.
На Луне невооруженным глазом можно видеть темные пятна. В бинокль, а еще лучше в телескоп очертания их выступают более отчетливо. Это обширные равнины на лунной поверхности. Первые наблюдатели, рассматривавшие Луну в телескоп, приняли их за водоемы и назвали морями.
Но на Луне нет ни воды, ни льда. Если когда- нибудь они там и были, то давно уже испарились и улетучились в пространство. Объясняется это тем, что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле. Луна не могла долгое время удерживать около себя сколько- нибудь значительное количество паров воды и газов.
Для начинающих очень трудно бывает отличить растущий от новолуния к полнолунию месяц от убывающего к новолунию от полнолуния. В северном полушарии пользуются известным приемом: если к лунному серпу можно так приставить воображаемую палочку, чтобы получилась буква "Р" (растущий), то месяц растет, если же месяц выглядит, как буква "С" (старый), то он убывает.
Презентация на тему "Наша спутница Луна" по астрономии в формате powerpoint. В презентации собраны различные сведения о спутнике Земли, Луне. Автор презентации: Погребняк Ксения, ученица 11 класса.
Луна – это, пожалуй, единственное небесное тело, в отношении которого с древнейших времен ни у кого не было сомнений, что оно движется вокруг Земли. Во II в. До н.э. Гиппарх определил наклон лунной орбиты к плоскости эклиптики и выявил ряд особенностей движения Луны. Он создал весьма совершенную для своего времени теорию ее движения, а также теорию солнечных и лунных затмений.
Как все планеты и их спутники, Луна светит отраженным солнечным светом. Обычно бывает видна та часть Луны, которую освещает Солнце. Исключение составляют периоды вблизи новолуния, когда отраженный от Земли свет слабо освещает и темную сторону Луны, создавая картину «старой Луны в объятиях молодой».
На Луне можно выделить три основных типа образований:
Плотность лунных пород составляет в среднем 3,343 г/см3, что заметно уступает средней плотности для Земли (5,518 г/см3) Поверхностный слой - лунная кора средней толщины 68 км (от 6 км в Море Кризисов до 107 км на невидимой - в северной части кратера Королева) - имеет состав, близкий к составу «материков». Кора со стороны повернутой к Земле тоньше. Под корой располагается верхняя мантия - слой толщиной около 250 км. Еще глубже - средняя мантия толщиной порядка 500 км; полагают, что именно в этом слое в результате частичного выплавления формировались «морские» базальты. На глубинах порядка 600-800 км, то есть у подошвы твердой оболочки Луны - литосферы, располагаются глубокофокусные лунные сейсмические очаги. Нужно, однако, отметить, что естественная сейсмическая активность на Луне невелика. Основными причинами сейсмической активности Луны являются приливное воздействие 3емли и падения крупных метеоритов.
Исследования Луны проводилось несколькими сериями КА: Луна (первые три Лунник, СССР), Рейнджер (США), Сервейор ("Исследователь", США), Лунар Орбитер ("Лунный орбитальный аппарат", США), Зонд (СССР) и пилотируемыми КА "Аполлон". Последний полет по программе «Аполлон» состоялся в конце 1972 года, а через 4 года прекратились и полеты советских «лунников». Лишь через два десятка лет, в 1990 году, свой искусственный спутник «Хитен» послала к Луне Япония, ставшая третьей «лунной державой». Затем было еще два американских спутника - «Clementine» (1994 год) и «Lunar Prospector» (1998 год). Наконец в 2003 году свой КА запустило Европейского космического агентство.
Вблизи горизонта Луна выглядит гораздо большей, чем высоко в небе. Это оптическая иллюзия. Психологические опыты показали, что наблюдатель подсознательно регулирует свое восприятие размера объекта в зависимости от размера других объектов в поле зрения. Луна кажется меньше, когда она высоко в небе и окружена большим пустым пространством; но когда она у горизонта, ее размер легко сравнить с расстоянием между ней и горизонтом. Под влиянием этого сравнения мы неосознанно усиливаем свое впечатление о размере Луны.
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Первые сведения о луне ЛУНА – это, пожалуй, единственное небесное тело, в отношении которого с древнейших времен ни у кого не было сомнений, что оно движется вокруг Земли. Во II в. До н.э. Гиппарх определил наклон лунной орбиты к плоскости эклиптики и выявил ряд особенностей движения Луны. Он создал весьма совершенную для своего времени теорию ее движения, а также теорию солнечных и лунных затмений. ЛУНА, естественный спутник Земли, находится от нее на среднем расстоянии 384400км. Наклон орбиты к плоскости эклиптики 5 °8" 43", масса 7,349.1022 кг (1/81,3=0,0123 массы Земли), средний радиус Луны 1737,1 км (0,2727 Земли), ускорение силы тяжести на поверхности 1,62 м/с2. Средняя плотность 3341 кг/м3, сидерический период обращения 27,3 сут, синодический период обращения 29,5 сут (708 часов). Светит отраженным солнечным светом, визуальное сферическое альбедо 0,075 (отражает 7,5% падающего солнечного света). После периодов бурной солнечной активности отдельные места лунной поверхности могут слабо светиться под действием люминесценции. Температура на поверхности Луны 100-400 К (днем на экваторе достигает 130оС, а ночью минус 170оС. За 1,5 часа затмения охлаждается до минус 100оС), магнитное поле 0,4 гамм.
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Описание слайда:
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда:
Слайд 11
Описание слайда:
Исследование Луны КА Исследования Луны проводилось несколькими сериями КА: Луна (первые три Лунник, СССР), Рейнджер (США), Сервейор ("Исследователь", США), Лунар Орбитер ("Лунный орбитальный аппарат", США), Зонд (СССР) и пилотируемыми КА "Аполлон". Последний полет по программе «Аполлон» состоялся в конце 1972 года, а через 4 года прекратились и полеты советских «лунников». Лишь через два десятка лет, в 1990 году, свой искусственный спутник «Хитен» послала к Луне Япония, ставшая третьей «лунной державой». Затем было еще два американских спутника - «Clementine» (1994 год) и «Lunar Prospector» (1998 год). Наконец в 2003 году свой КА запустило Европейского космического агентство.
Слайд 12
Описание слайда:
Иллюзия Луны Вблизи горизонта Луна выглядит гораздо большей, чем высоко в небе. Это оптическая иллюзия. Психологические опыты показали, что наблюдатель подсознательно регулирует свое восприятие размера объекта в зависимости от размера других объектов в поле зрения. Луна кажется меньше, когда она высоко в небе и окружена большим пустым пространством; но когда она у горизонта, ее размер легко сравнить с расстоянием между ней и горизонтом. Под влиянием этого сравнения мы неосознанно усиливаем свое впечатление о размере Луны.
Здравствуйте! Я звездочёт - волшебник.
Я хочу попросить вас, ребята, об одной вещи. Закройте-ка глаза. Представьте себе космос. Как вы думаете, какой он? Какими словами можно описать необъятное космическое пространство?
(холодное, темное, огромное, блестящее и т. д.)
Космос
Ночь приходит – Она восходит. В небе сияет, Тьму разгоняет.
Теперь я хочу загадать вам загадку:
Вы молодцы! Отлично умеете отгадывать загадки.
Конечно же, это Луна. Луна входит в состав Солнечной системы.
Вы ведь уже знаете, что такое Солнечная система? Давайте вспомним вместе.
Солнечная система - совокупность небесных тел, движущихся вокруг солнца, как центрального тела, то есть планеты (9 планет) с их спутниками, кометами и метеорами.
Попробуйте-ка найти место Луны в космическом царстве и запомните, что Луна входит в состав Солнечной системы.
В космическом царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движутся и движутся. Вот и Луна так и вертится возле своей подружки – Земли.
За это Луну даже прозвали спутником Земли. Как вы думаете, что означает слово спутник? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться.
Путь, по которому Луна движется вокруг Земли, называется орбитой Луны.
Опыт: пусть один из вас будет моделью Земли, а второй – моделью Луны. Продемонстрируйте, как Луна движется вокруг Земли. Только не забудьте, что Земля крутится вокруг своей оси, покажите и это.
Луна имеет форму шара. А вот вам задание: из предложенных предметов назовите те, которые имеют шарообразную форму, - то есть по форме похожи на Луну.
Луна намного меньше Земли и гораздо меньше Солнца.
Задание: определите, какой из нарисованных ниже кругов соответствует по размерам Солнцу, какой – Земле, а какой – Луне.
Задание: взгляните на представленный ниже рисунок и определите, что же расположено от Земли дальше, Луна или Солнце.
Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что же там есть на Луне? Давайте туда слетаем. Прямо в этой одежде полетим? Почему нет? Что необходимо надеть для космического путешествия? (представьте, что вы уже в скафандрах) Чтобы полет прошел удачно, возьмите в руку карандаш – это будет волшебная палочка. Она поможет вам в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, в звездный космос полети!
Задание: не открывайте глаза. Расскажите, что вы наблюдаете вокруг себя во время полёта. Пофантазируйте.
Космос
космонавт
Земля из космоса
Приближаемся к Луне!
Внимание, приготовьтесь, прилуняемся!
Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.
Смотрите: этот след оставил космонавт, высаживавшийся на поверхности Луны.
Этот след сохранится на миллионы лет. Почему? Да потому что
на Луне нет воздуха,
а, значит, нет и ветра, который мог бы уничтожить этот след.
Вы ведь уже знаете, что ветер – это движение воздуха.
А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле и глубокие ямы (кратеры). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты.
Опыт: в следующий раз, когда будете гулять на улице, возьмите небольшие камешки и воспроизведите процесс падения метеоритов на поверхность Луны (бросайте на песок). Проверьте: от падения камней образуются ямки.
Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит? Вы не знаете? Тогда я вам объясню.
Дело в том, что солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца.
Если у вас найдётся мячик и фонарик, вы можете провести опыт.
Опыт: Опыт проводится в затемненной комнате. Фонарик играет роль солнца. Мячик небольшого размера является моделью Луны. Один из детей держит модель Луны в руках. Когда фонарик не включен (солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны), дети не видят “Луну”. Как только фонарик включается, (солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны) дети видят “Луну” в виде полного круга.
На Луне нет не только воздуха, но и воды. Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему?
Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (за которым сидите). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой).
Вид Земли с Луны