Березкин этнограф. Юрий березкин. Основные направления научных исследований

(1946 )

Юрий Евгеньевич Берёзкин - российский историк , археолог , этнограф , специалист по сравнительной мифологии, истории и археологии древнейшей Западной и Центральной Азии, а также истории и этнографии индейцев (в особенности Южной Америки). Заведующий отделом Америки Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН . Профессор Факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Доктор исторических наук.

Основные направления научных исследований

  • Сравнительная мифология
  • Археология Ближнего и Среднего Востока. В этой области Ю. Е. Березкиным были выявлены основные особенности социально-политической эволюции раннеземледельческих обществ данного региона и обнаружен их ближайший этнографический аналог (апатани). Таким образом, им были открыты альтернативы вождествам в неолитической Юго-Западной Азии, неиерархические системы сложных акефальных общин с выраженной автономией малосемейных домохозяйств.
  • История заселения Нового Света

Публикации

  • 2008? Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории
  • 2007. Мифы заселяют Америку. М.: ОГИ.
  • 2007. О структуре истории: временные и пространственные составляющие // История и Математика: Концептуальное пространство и направления поиска / Ред. Турчин П. В. , Гринин Л. Е. , Малков С. Ю., Коротаев А. В. М.: УРСС , 2007. С. 88-98.
  • 2007. Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С. Ю., Гринин Л. Е., Коротаев А. В. М.: КомКнига/УРСС . С.205-232.
  • 2006. Return of the White Raven: Postdiluvial Reconnaissance Motif A2234.1.1 Reconsidered. Journal of American Folklore 119 (2006): 472-520 (совместно с А.В.Коротаевым и др.).
  • 2002. Мост через океан: заселение Нового Света и мифология индейцев и эскимосов Америки. NY: The Edwin Mellen Press.
  • 2002. Мифология аборигенов Америки: Результаты статистической обработки ареального распределения мотивов//История и семиотика индейских культур Америки. М. С. 259-346.
  • 2002. Some results of comparative study of American and Siberian mythologies: applications for the peopling of the New World//Acta Americana (Stokholm - Uppsala). Vol. 10, № 1. P. 5-28.
  • 2000. Ещё раз о горизонтальных и вертикальных связях в структуре среднемасштабных обществ // Альтернативные пути к цивилизации . М.: Логос. С. 259-264.
  • 2000. В. М. Массон и социальная антропология второй половины века // Взаимодействие древних культур и цивилизаций. СПб. С. 32-45.
  • 1999. Анатомия любви: архаические и «прогрессивные» мотивы в мифологиях циркумтихоокеанского региона // Астрата. Вып. 1: Культурологические исследования из истории Древнего Мира и Средних Веков: проблемы женственности. СПб. С. 159-190.
  • 1998. Какая реальность сокрыта в мифах? // Природа. № 2. С. 48-60.
  • 1998. Представления о грибах у индейцев Америки // Кунсткамера, этнографические тетради. Вып. 11. СПб., 1998. С. 119-132.
  • 1998. Central and South American Indian Mythologies: First Results of Computer Processing // Acta Americana. Stokholm: Uppsala. Vol. 6, N 1. P. 77-102.
  • 1997. Америка и Ближний Восток: формы социополитической организации в догосударственную эпоху // Вестн. древней истории. 1997. № 2. С. 3-24.
  • 1996. Alternative models of middle range society. «Individualistic» Asia vs. «collectivistic» America? // Alternative Pathways to Early State. Vladivostok: Dal’nauka. P. 75-83.
  • 1996. Мифология индейцев Латинской Америки: ретроспектива недавних исследований // Американские индейцы: новые открытия и интерпретации. М.: Наука. С. 136-152.
  • 1995. Вождества и акефальные сложные общества: данные археологии и этнографические параллели // Ранние формы политической организации. М.: Востоковедение, 1995. С.39-49.
  • 1994. Мифы индейцев Южной Америки. СПб.: Европейский Дом.
  • 1994. «Город мастеров» на древневосточной периферии. Планировка поселения и социальная структура Алтын-депе в III тыс. до н. э. // Вестн. древней истории. № 3. С. 14-27.
  • 1991. Берёзкин Ю. Е.

Юрий Берёзкин - историк, археолог, заведующий Отделом Америки Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (МАЭ РАН), профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, специалист по сравнительно-исторической мифологии, по культурам Древней Америки.

Будучи специалистом по Древней Америке, Ю. Берёзкин вместе с тем и в публичных лекциях, и в научных статьях затрагивает важные базовые вопросы, касающиеся того, что называют историческим процессом, а в конечном счёте связанные с проблемой формирования научной картины мира.

Лекция Ю. Берёзкина "Что случилось в истории – от палеолита до ранних цивилизаций"
(научно-образовательный проект "Прогресс-Школа", Санкт-Петербург, 2016)

Если следовать материалу лекции, то картина развития представлений о прошлом, о ходе истории выглядит следующим образом.

1. В 3-й четверти XIX века сложилась первая научная концепция ранней истории, которая была стадиалистской , т. е. эта концепция предполагала, что все общества в своём развитии от простого к сложному проходят одни и те же универсальные стадии (от каменного века через бронзовый к железному, а в каменном веке - от палеолита к неолиту; от первобытности к государству [сюда же, очевидно, относится и марксистская пятичленка]) 1 . Последними великими деятелями, которые внесли вклад в развитие стадиалистских представлений, были Гордон Чайлд и американский антрополог Джулиан Стюард, работавшие в 20-40-е и в 40-50-е годы XX века соответственно. Начиная с 1980-х годов стадиализм сходит со сцены. За последние 50 лет в исторической науке, изучающей отдалённое прошлое, произошла революция, сравнимая с революцией в геологии после открытия дрейфа материков или в физике после Эйнштейна и Планка. Об этой революции не слышала ни широкая публика, ни даже специалисты в других областях истории, ни авторы учебников. Учебники концептуально остались такими, какими они были написаны в 1870-е.

2. Революция заключается, в частности, в том, что были открыты такие ранние общества, которым нет параллелей ни в исторических источниках, ни в этнографических материалах 2 . Сравнения обществ Передней Азии и доколумбовой Америки также показали, что выделять в развитии человечества любые ступени принципиально неправильно, общих, универсальных законов развития нет. (Так, первое в истории сложное общество (Гёбекли-тепе) возникло раньше земледелия и скотоводства; обитатели этих поселений были специализированными охотниками-собирателями и при это возводили монументальные святилища из пятиметровых каменных стел.) Между тем, в историческом сознании широких масс стадиалистские представления укоренились глубоко и сохраняются до сих пор.

3. Хотя универсальных законов нет, но всё же есть некоторые общие тенденции развития:
- совершенствование технологии (даже во время кризисов и упадка обществ технология, как правило, не утрачивается);
- демографический рост;
- усложнение политической организации.

4. Человечество развивается не потому, что оно изобретает что-то конкретное; оно почему-то вообще развивается, а почему - сказать сложно. Эвристически, на практике мы видим, что развитие по многим параметрам происходит, но никакой теорией этого не объяснить.

В более сложном виде проблема формирования образа истории предстаёт в статье Ю. Берёзкина "О структуре истории: временные и пространственные составляющие" (2007) .

Здесь наряду со стадиалистской концепцией истории принимается во внимание также концепция локальных цивилизаций [всех нас учили в школе и университете, что есть формационный и цивилизационный подходы к изучению истории], но проблема видится уже не только в том, что стадиализм неудовлетворителен, а в том что обе эти концепции, которые традиционно рассматриваются как несовместимые, аморфны и не отвечают действительности, при этом "изменить эти образы мира сейчас невозможно, поэтому любая новая концепция ис­тории должна по возможности включить их в себя, а не отвергать полно­стью". Интересно здесь сравнение исторической науки с науками о природе в том смысле, что во всех этих науках равно важно и открытие законов, и описание неповторимых явлений (идиография ).

"Астрофизика, геология, палеонтология «идиографичны» в той же мере, что и история. Я подозреваю, что оторванное от истории школьное описание типов животных (от простейших до хордовых) столь же мало способствует формированию научной картины мира, как и марксистское учение о формациях. История биосферы земли есть цепь непредсказуе­мых и неповторимых событий, которые, однако, подчиняются определен­ной закономерности. Если мы хотим реструктурировать образ истории, то начинать желательно с самого начала, то есть с Большого Взрыва, третьего поколения звезд и т.д., и уж по крайней мере с палеоцена. Для этого дос­таточно хотя бы страницы текста и простой хронологической схемы. Соб­ственно же историю надо начинать не с Древнего Востока, а с выхода из Африки – сперва эректусов, затем наших прямых предков. Далее следует расселение сапиенсов, поздний палеолит, появление оседло-земледельче­ских обществ в Передней Азии и на Дальнем Востоке.

Включение в учебники истории любого уровня вплоть до начальной школы ее ранних отрезков, причем не как стадий и уж тем более не в ка­честве некой нерасчлененной «первобытности», а как истории конкрет­ных сообществ – одно из главных условий реструктуризации господ­ствующего образа прошлого (если это удастся внедрить в сознание, то удастся и остальное)."


И ещё, из другой статьи Ю. Берёзкина:
"Расширение знаний о прошлом за последние 20–30 лет настоятельно требует отказаться от рецидивов тайлоровско-моргановского эволюционизма. Классический эволюционизм соответствовал объему знаний XIX в. Нашему объему знаний соответствует дарвиновская теория, которую в XIX в. мало кто понимал. В ней видели попытку объяснить происхождение человека от обезьяны, а она про то, что даже сам господь бог не может знать, что будет завтра, и в лучшем случае способен оценивать вероятность событий. В истории культуры и общества реализовывались различные варианты - как статистически вероятные, так и редкие, однако возможные. Чем больше древних обществ удается хотя бы в общих чертах реконструировать, тем менее универсальными становятся исторические идеальные типы. ...Любой идеальный тип есть абстракция. Ни одно из реальных обществ не может полностью отвечать хрестоматийным определениям. В то же время без идеальных типов, без общих понятий наука не существует".

То есть, как я понимаю, дело не в том, чтобы отказываться от общих понятий, в том числе обозначающих стадии в развитии обществ, а в том, чтобы используя их, понимать их ограниченность и условность. Это, наверное, вообще ситуация любого языка (не только научного языка понятий и не только словесного языка): то, что выражается тем или иным языком, всегда больше него самого и не соответствует ему и не умещается в него, но если об этом помнить, то можно понимать и друг друга, и ту реальность, которую язык силится описать.

Сам Ю. Берёзкин предлагает описывать и структурировать исторический процесс с помощью понятия мир-системы как трансконтинентальной информационной сети. В Старом Свете мир-система возникла во второй половине I тыс. до н. э. ("Этот процесс связан с очередной революцией в области технологии (широкое внедрение железа и многого другого) и средств коммуникации (всадничество, усо­вершенствованные системы письма, денежное обращение) и сопровожда­ется резким и многократным ростом демографической плотности и чис­ленности населения"). В Америке формировалась своя мир-система ("К моменту открытия Нового Света ев­ропейцами его развитие явно шло в направлении возникновения собст­венной американской мир-системы и превращения всей Нуклеарной Аме­рики [от северо-западной Аргентины до Мексики] в единое информационное поле. В обозримой перспективе туда должны были войти также умеренная зона Северной Америки и Амазо­ния"). После Колумба мир-система превращается во всемирную коммуникативную сеть, а затем наступает период "стремительного роста, который в обозримом времени, по-види­мому, завершится". Внутри мир-системы, конечно, происходят сложные процессы развития центров и периферий, их взаимодействия и т. д. Как всю эту сложность процессов описывать и моделировать, это - отдельная проблема.

Примечания

1 Даты появления некоторых терминов: понятия каменного, бронзового и железного веков введены в археологию в 1836 году Христианом Томсеном, директором Датского национального музея; понятия палеолита и неолита - в 1865 году английским археологом Джоном Лаббоком; термины "неолитическая революция" и "городская революция" введены английским археологом Гордоном Чайлдом (1920-30-е годы).

2 Примеры таких обществ: общества Верхней Месопотамии X-IX тыс. до н. э. (Гёбекли-тепе, Кёртик-тепе и др.), культура Варна (Болгария, V тыс. до н. э.), позднетрипольские поселения-гиганты (Украина, IV тыс. до н. э.), общества Перу (III-II тыс. до н. э.), Хараппская цивилизация (долина Инда, 2700-1800 до н. э.)

Юрий Евгеньевич Берёзкин (род. 27 декабря 1946) - советский и российский историк, археолог, этнограф, специалист по сравнительной мифологии, истории и археологии древнейшей Западной и Центральной Азии, а также истории и этнографии индейцев (в особенности Южной Америки); доктор исторических наук.

Биография

В 1970 году окончил исторический факультет Ленинградского университета по специальности «историк-археолог». В 1971-1973 годах служил в Советской армии.

В 1973-1986 годах работал в отделе Америки Музея антропологии и этнографии, в 1987-2002 годах - в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР. С 2003 года работает в Музее антропологии и этнографии, заведует отделом Америки.

С 1996 года одновременно преподаёт в Европейском университете в Санкт-Петербурге, профессор факультета антропологии (до 2008 года - факультет этнологии).

Научная деятельность

В 1977 году защитил кандидатскую, в 1990 году - докторскую диссертацию.

Основные направления исследований:

  • Сравнительная мифология
  • Археология Ближнего и Среднего Востока. В этой области Ю. Е. Берёзкиным были выявлены основные особенности социально-политической эволюции раннеземледельческих обществ данного региона и обнаружен их ближайший этнографический аналог (апатани). Таким образом, им были открыты альтернативы вождествам в неолитической Юго-Западной Азии, неиерархические системы сложных акефальных общин с выраженной автономией малосемейных домохозяйств.
  • История заселения Нового Света

Избранные труды

  • Альбедиль М. Ф., Берёзкин Ю. Е. Жилища народов мира: Маленькая энцикл. : [Для мл. и сред. шк. возраста]. - Калининград: Янтар. сказ, 2002. - 48 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7406-0545-8.
  • Берёзкин Ю. Е. Древнее Перу: Новые факты - новые гипотезы. - М.: Знание, 1982. - 64 с. - (Прочти, товарищ!). - 40 000 экз.
  • Берёзкин Ю. Е. Древнейшая история Южной Америки и индейская мифология: (От охотников-собирателей к ранним земледельцам) : Автореф. дис. … д-ра ист. наук. - М., 1990. - 50 с.
  • Берёзкин Ю. Е. Ещё раз о горизонтальных и вертикальных связях в структуре среднемасштабных обществ // Альтернативные пути к цивилизации. - М.: Логос, 2000. - С. 259-264. ISBN 5-88439-136-6
  • Берёзкин Ю. Е. Инки: Ист. опыт империи. - Л.: Наука, 1991. - 229 с. - (История и современность). - 50 000 экз. - ISBN 5-02-027306-6.
  • Березкин Ю. Е. Империя инков. - М.: Алгоритм, 2014. - 255 с. - 1200 экз. - ISBN 978-5-4438-0894-9.
  • Берёзкин Ю. Е. Истоки нашей цивилизации и поворотные моменты в истории: Текст лекции. - 2001.
  • Берёзкин Ю. Е. Мифы заселяют Америку: ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет. - М.: ОГИ, 2007. - 358 с. - (Нация и культура / Новые исследования. Фольклор / ред.: А. С. Архипова). - 1000 экз. - ISBN 978-5-94282-285-9.
  • Берёзкин Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света: из Старого в Новый Свет: мифы народов мира. - М.: Астрель: АСТ, 2009. - 446 с. - (Мифы народов мира). - 1500 экз. - ISBN 978-5-17-056957-1. - ISBN 978-5-271-22624-3; ISBN 978-5-17-056958-8; ISBN 978-5-271-22627-4
  • Берёзкин Ю. Е. Мочика: Цивилизация индейцев сев. побережья Перу в I-VII вв. - Л.: Наука, 1983. - 165 с. - 4850 экз.
  • Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. - 2-е изд. - СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та: Нестор-История, 2011. - 171 с. - («Archaeologica varia»: AV / ред. совет: С. И. Богданов [и др.]). - 500 экз. - ISBN 978-5-8465-1117-0.
  • Korotayev A., Berezkin Yu., Kozmin A., Arkhipova A. Return of the White Raven: Postdiluvial Reconnaissance Motif A2234.1.1 Reconsidered // J. Amer. Folklore. - 2006. - Vol. 119. - P. 472-520.
  • Мифы индейцев Южной Америки: Кн. для взрослых / Сост. и пер. Ю. Е. Берёзкин. - СПб.: Изд-во Европ. Дома, 1994. - 318 с. - ISBN 5-85733-022-X.

Преподаваемые дисциплины

  • Классика отечественной и зарубежной этнологии и социально-культурной антропологии
  • Предыстория цивилизаций
  • Неклассические мифологии
  • Политическая антропология

Заведующий отделом Америки МАЭ РАН, профессор факультета антропологии ЕУСПб.

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ

Древние миграции и культурные связи, заселение Америки, сравнительная мифология, ранние сложные общества

БИОГРАФИЯ

В 1970 году окончил исторический факультет Ленинградского (Петербургского) университета по специальности “историк-археолог”. С университетских лет не мог решить, что интереснее: иконография доиспанских культур Перу или археология Древнего Востока, конкретно юга Туркмении. После университета попал на два года в армию, в 1973 принят в МАЭ (Кунсткамеру) в отдел Америки, где проработал до 1986. В 1987-2002 – в ЛО Института археологии (с 1990 Институт Истории Материальной Культуры РАН), в 2003 вернулся в Кунсткамеру. В Европейском Университете с 1996. В 1977 защитил кандидатскую по иконографии культуры мочика, в 1990 – докторскую по сопоставлению данных о распределении мифологических мотивов в Южной Америке с археологическими материалами по заселению континента и распространению земледелия. В общей сложности с 1966 по 1994 провел в поле 60 месяцев, что для археолога немного. Однако практика работы на раскопках поселений эпохи неолита – средней бронзы Туркмении (VI-III тыс. до н.э.) в сочетании со знакомством по книжкам с археологией Центральных Анд породили интерес к типологии ранних сложных обществ. Попытки же найти объяснение сценам на росписях культуры мочика (I-VII вв. н.э., Перу) заставили систематизировать данные по фольклору и мифологии Южной Америки. После стажировки в США в 1992-1993 и появления компьютера составление базы данных по фольклору Америки, а затем и всего мира вышло на первый план, хотя ранние сложные общества не вовсе забросил. Специальная область интересов – космонимия. Основные темы работы в последние годы – заселение Нового Света (анализ ареального распределения фольклорных мотивов в Америке и Сибири) и история формирования сюжетно-мотивного фонда африканских и евразийских традиций. Работа в ЕУ помогла понять логику смены направлений в антропологических и археологических исследованиях и определить собственную позицию (неоэволюционист). Автор более 250 научных публикаций.

ПУБЛИКАЦИИ

Монографии:

Избранные статьи:

  • An Identification Of Anthropomorphic Mythological Personages In Moche Representations // Nawpa Pacha, (Berkeley) 18, 1981: 1-26.
  • Мифология индейцев Латинской Америки и древнейшие фольклорные провинции // Фольклор и историческая этнография. М: Наука., 1983. С. 191-220.
  • "Город мастеров" на древневосточной периферии. Планировка поселения и социальная структура Алтын-депе в III тыс. до н.э. // Вестник древней истории, 3, 1994: 14-27.
  • Модели среднемасштабного общества: Америка и древнейший Ближний Восток // Альтернативные пути к ранней государственности. Владивосток: Дальнаука., 1995. С. 94-104
  • Вождества и акефальные сложные общества: данные археологии и этнографические параллели // Ранние формы политической организации. М.: Востоковедение, 1995. С. 39-49
  • Дерево изобилия: миф и его составляющие // Американские индейцы: новые открытия и интерпретации. М.: Наука, 1996. С. 152-166.
  • Америка и Ближний Восток: формы социополитической организации в догосударственную эпоху // Вестник Древней Истории 2, 1997: 3-24.
  • (с Соловьевой Н.Ф.) Парадные архитектурные комплексы Илгынлы-депе // Археологические Вести 5, 1998: 86-123.
  • Женщина в индейской мифологии: чужая или своя? // Астарта. Выпуск 2. Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. СПб: СПГУ, 1999. С. 34-57.
  • В.М. Массон и социальная антропология второй половины ХХ века // Взаимодействие культур и цивилизаций. В честь юбилея В.М. Массона. СПб: ИИМК РАН, 2000. С. 32-45.
  • // Studia Ethnologica. Труды факультета этнологии . СПб., 2004
  • Квартальный центр эпохи бронзы на Алтын-депе // Особенности производства поселения Алтын-депе в эпоху палеометалла / Материалы Южно-Туркменистанской Археологической Комплексной Экспедиции. Выпуск 5. СПб: ИИМК РАН, 2001. С. 40-59
  • Южносибирско-североамериканские связи в области мифологии // Археология, этнография и антропология Евразии 2 (14), 2003: 94-105
  • Трикстер Кролик: Иконография майя и фольклор индейцев североамериканского Юго-Востока // Древние цивилизации Старого и Нового Света: М.: РГГУ, 2003. С. 53-59.
  • // Труды факультета этнологии. Вып. 1 . СПб., 2001 . С. 98-165.
  • Оценка древности евразийско-американских связей в области мифологии // Археология, этнография и антропология Евразии 1(21), 2005: 146-151
  • Космическая охота: варианты сибирско-североамериканского мифа // Археология, этнография и антропология Евразии 2(22), 2005: 141-150
  • // Антропологический форум 2, 2005: 174-211.
  • // Forum for Anthropology and Culture 2, 2005: 130-170.
  • Некоторые тенденции в глобальном распространении комплексов фольклорно-мифологических мотивов // Ad hominem. Памяти Николая Гиренко. СПб: МАЭ РАН, 2005. С. 131-156.
  • Continental Eurasian And Pacific Links In American Mythologies And Their Possible Time-Depth // Latin American Indian Literatures Journal 21(2), 2005: 99-115
  • Фольклорно-мифологические параллели между Западной Сибирью, северо-востоком Азии и Приамурьем – Приморьем (к реконструкции раннего состояния сибирской мифологии) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. № 3(27). С. 112-122
  • Женщина-птица в Чако и в Калифорнии: реликтовые формы социальной организации в зеркале фольклора // Власть в аборигенной Америке. Проблемы индеанистики. М.,: Наука, 2006. С. 383-409.
  • Евразия – Америка: дуалистические космогонии // Власть в аборигенной Америке. Проблемы индеанистики. М.,: Наука, 2006. С. 353-382.
  • Выманивание и поимка Батрадза. Сибирско-североамериканские параллели к мотиву нартского эпоса и генезис героических образов // Власть в аборигенной Америке. Проблемы индеанистики. М.: Наука, 2006. С. 410-422.
  • (with Korotayev A., A. Kozmin, & A. Arkhipova) Return Of The White Raven: Postdiluvial Reconnaissance Motif A2234.1.1 Reconsidered // Journal of American Folklore 119(472), 2006: 203-235.
  • Происхождение смерти – древнейший миф // Этнографическое обозрение 1, 2007. С. 70-89.
  • Космогонические сюжеты "ныряльщик за землей" и "выход людей из земли" (о гетерогенном происхождении американских индейцев) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 4(32). С. 110-123
  • Dwarfs And Cranes. Baltic Finnish Mythologies In Eurasian And American Perspective (70 Years After Yriö Toivonen) // Folklore (Tartu), 36, 2007: 75-96.
  • Африканский Ветхий Завет и азиатское "народное христианство"? // Миф, символ, ритуал. Народы Сибири. М.: РГГУ, 2008. С. 222-257.
  • Сибирско-саамские связи в области мифологии на фоне сюжета ATU 480 // Natales grate numeras? Сборник статей к 60-летию Г.А. Левинтона. СПб: Издательство ЕУСПб, 2008. С. 119-143.
  • Алькор, котелок и собака: межконтинентальные параллели и эпохальные изменения в картине звездного неба // "Кирпичики": культурная антропология и фольклористика сегодня. Сборник в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова. М.: РГГУ, 2008. С. 11-23.
  • Out Of Africa And Further Along The Coast (African - South Asian - Australian Mythological Parallels) // Cosmos: The Journal of Traditional Cosmology Society (Edinburgh) 23(1), 2009: 3-28.
  • Фольклор и мифология Африки в свете представлений о прародине человека // Вестник РГГУ 9, 2009: 18-43.
  • Why Are People Mortal? World Mythology And The "Out-Of-Africa" Scenario // Ancient Human Migrations. A Multidisciplinary Approach. Salt Lake City: The University of Utah Press, 2009. Р. 242-264.
  • Плеяды-отверстия, Млечный Путь как Дорога Птиц, девочка на луне: североевразийские этнокультурные связи в зеркале космонимии // Археология, этнография и антропология Евразии 4 (44), 2009. С. 100-113.
  • Selecting Separate Episodes Of The Peopling Of The New World: Beringian–Subarctic–Eastern North American Folklore Links // Anthropological Papers of the University of Alaska 5 (1-2), 2010: 257-276.
  • Sky-Maiden And World Mythology. The Dispersal Of Modern Man And The Areal Patterns Of Folklore-Mythological Motifs // L"Impensé symbolique. IRIS. Les Cahiers du GER: Éditions litteraires et linguistique de l"Universite de Grenoble (ELLUG) 31, 2010: 27-39.
  • Мифологические объяснения смертности человека и проблема происхождения на-дене // От бытия к инобытию. Фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки. СПб, 2010: МАЭ РАН. С. 7-50.
  • Кадьяк в культурном пространстве Северной Пацифики // Эскимосы алютиик. Каталог коллекций Кунсткамеры. СПб: Наука, 2010. С. 421-450.
  • Из мифологии алгонкинов и атапасков. К реконструкции этнокультурной истории Северной Америки // Открытие Америки продолжается. Вып. 4. СПб: МАЭ РАН, 2010. С. 6-96.
  • Tricksters Trot To America. Areal Distribution Of Folklore Motifs // Folklore (Tartu) 46, 2010: 125-142.
  • Spoiled Creation: European Folk Beliefs And Asian Mythologies // Aramazd: Armenian Journal of Near Eastern Studies IV(2), 2010: 7-35.
  • Два мотива в мифологиях западной Меланезии и происхождение лапиты // Австралия, Океания и Индонезия в пространстве времени и истории (Маклаевский сборник 3). СПб: МАЭ РАН, 2010. С. 58-68.
  • From Africa and Back: Some Areal Patterns Of Mythological Motifs // Mother Tongue, Journal of the Association for the Study of Language In Prehistory 15, 2010: 1-67.
  • Out-of-Africa Hypothesis And Areal Patterns Of Cosmological Motifs // Acta Americana 17(1), 2011: 5-22.
  • О структуре истории // Лидерство в архаике: условия и формы проявления. СПб: МАЭ РАН, 2011. С. 87-97.
  • Четыре фольклорных мотива из трех эпох в истории Индонезии и Филиппин // Pilipinas muna! Филиппины прежде всего! Сборник статей к 80-летию Г.Е. Рачкова. СПб: МАЭ РАН, 2011. С. 138-174.
  • Нанайский фольклор и прародина американских индейцев // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2011 г. СПб: МАЭ РАН, 2012. С. 329-338.
  • Сибирско-южноазиатские фольклорные параллели и мифология евразийской степи // Археология, антропология и этнография Евразии 4(52), 2012: 144-155
  • Мифологические деревья в лесу культуры // Этнографическое обозрение 6, 2012: 3-18.
  • // Eesti Kirjandusmuuseumi aastaraamat {Ежегодник Эстонского Литературного Музея} 2009. Tartu: Eesti kirjandusmuuseum, 2012 [опубликовано в 2013]. P. 31-69.
  • (в соавторстве с С.А. Васильевым, А.В. Дыбо, А.Г. Козинцевым, А.В. Табаревым, С.Б. Слободиным) // Этнографическое обозрение 3, 2012. С. 3-20.
  • // Изкуство & идеология / Art & Ideology. София: Университетско издателство «Св. Климент Охридский», 2012. С. 625-632.
  • // Зографский сборник, вып. 3, 2013, СПб: МАЭ РАН. С. 5-37.
  • Археология, этнография и политогенез // Ранние формы политических систем, составитель и отв. редактор В.А. Попов. СПб: МАЭ РАН, 2013. С. 135-158.
  • Народы Америки // Этнография (этнология). Учебник для бакалавров. Под редакцией В.А. Козьмина и В.С. Бузина. М.: Юрайт, 2013. С. 399-423.
  • Два подхода к проблемам возникновения сложных обществ (к публикации книги Кента Флэннери и Джойс Маркус) (Flannery K., Marcus J. The Creation of Inequality. How our prehistoric ancestors set the stage for monarchy, slavery, and empire. Cambridge, Mass. & London: Harvard University Press, 2012. 635 p.) // Российский археологический ежегодник 3, 2013. С. 608-615.
  • Центральные Анды, Ближний Восток и тайное знание // Теория и методология архаики. Цикличность: динамика культуры и сохранение традиции / Отв. ред. М.Ф. Альбедиль, Д.Г. Савинов. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 91-121.
  • // Folklore (Tartu) 56, 2014: 25-46.
  • Three tricksters: world distribution of zoomorphic protagonists in folklore tales // Scala Naturae. Festschrioft in Honour of Arvo Krikmann for his 75th birthday. Ed. by Anneli Baran, Liisi Laineste, Piret Voolaid. Tartu: ELM Scholaly Press, 2014. P. 347-356
  • // Антропологический форум 20, 2014: 187-217
  • Неолит, Анды и Передняя Азия // Российский археологический ежегодник 4, 2014: 18-25
  • Зооморфные трикстеры: закономерности ареального распределения // Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме. Отв. ред. М.А. Родионов. СПб: МАЭ РАН, 2014. С. 29-42
  • Зооморфная опора земли: южноазиатский след // Зографский сборник. Вып. 4, 2014. Отв. ред. Я.В. Васильков и М.Ф. Альбедиль. СПб: МАЭ РАН. С. 11-49
  • Сибирский фольклор и происхождение на-дене // Археология, этнография и антропология Евразии? 1(61), 2015: 122-134.

  • «Семеро братьев», «небесная повозка» и прародина индоевропейцев // Этнографическое обозрение 3, 2015: 3-14.
  • Spread of folklore motifs as a proxy for information exchange: contact zones and borderlines in Eurasia // Trames. Journal of Humanities and Social Sciences 19(1), 2015: 3-13.

  • Folklore and mythology catalogue: its lay-out and potential for research // The Retrospect Methods Network Newsletter 10. Between Text and Practice. Mythology, Religion and Research. A special issue of RMN Newsletter, ed. by Frog and Karina Lukin. Helsinki: University of Helsinki, 2015. P. 56-70.
  • Распространение фольклорных мотивов как обмен информацией, или Где запад граничит с востоком // Антропологический Форум 26, 2015: 153-170

  • Children pursued by an ogre. Western and Eastern Eurasian borrowings in the 20th century Quechua narratives // Latin American Indian Literatures Journal 30(2), 2015: 185-215.
  • Buried in a head: African and Asian parallels to Aesop’s fable // Folklore (London) 127(1), 2015: 91-102. (with Evgeny Duvakin)

  • The captive khan and the clever daughter-in-law // Folklore (Tartu) 64, 2015: 31-54. (with Evgeny Duvakin)
  • Peopling of the New World in light of the data on distribution of folklore motifs // Maths Meets Myths: Complexity-science approaches to folktales, myths, sagas, and histories, ed. Ralph Kenna, Máirín Mac Carron, and Pádraig Mac Carron. Springer Verlag. (in print)

ПРОЕКТЫ И ГРАНТЫ (C 1997 Г.)

1997-1998, РГНФ, № 97-01-00085, Подготовка и компьютерная обработка базы данных по мифологии индейцев Северной Америки (руководитель).

1997-1998, РГНФ, № 97-01-00283, Обработка материалов раскопок неолитического поселения Илгынлы-депе, Южный Туркменистан (руководитель).

1997-1999, РФФИ, № 97-04-96348, Ранние формы искусства. Энциклопедический словарь (исполнитель).

Сент. 2000 – нояб. 2000. Dumbarton Oaks Library and Collections, Trustees for Harvard University, Washington D.C. (грант для работы в библиотеке).

2003-2005 , Программа фундаментальных исследований Президиума РАН Этнокультурные взаимодействия в Евразии: "Евразийская прародина аборигенов Америки (анализ ареального распределения фольклорно-мифологических мотивов" (руководитель).

2004, Исследовательский грант Санкт-Петербургского Научного Центра: Евразийская прародина аборигенов Америки. Поиск, систематизация, анализ, интерпретация распределения фольклорно-мифологических мотивов в пределах Нового и Старого Света (руководитель).

2004-2006, РФФИ, № 04-06-80238, Мифы и гены: реконструкция древнего евразийского сюжетно-мотивного фонда на основе сопоставительного анализа ареального распределения генетических линий и фольклорно-мифологических мотивов (руководитель).

2006-2008, Программа фундаментальных исследований Президиума РАН Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям: "Древнейшие миграции, отраженные в наборах фольклорно-мифологических мотивов: происхождение, контакты и природная среда как факторы формирования региональных мифологий" (руководитель).

2007-2009, РФФИ, № 07-06-00441-а, Мифы и языки: языковое родство и лингвистические границы как факторы формирования региональных комплексов фольклорно-мифологических мотивов (руководитель).

INTAS 05-10000008-7922 (2007-2008) : A reconstruction of prehistoric Eurasian mythological motif complexes and their most ancient distribution in connection with genetic data (исполнитель).

2009, РГНФ, Сибирь и первые американцы, № 08-01-93212, исполнитель.

2009, Исследовательский грант Санкт-Петербургского Научного Центра: Комплексные исследования процессов заселения Нового Света (по данным археологии, антропологии и фольклористики), исполнитель.

2009-2011, Программа фундаментальных исследований Президиума РАН Историко-культурное наследие и духовные ценности России, "Древнейшее население Сибири и миграции человека в Новый Свет: опыт междисциплинарного исследования (по данным археологии, антропологии, этнографии, фольклористики и лингвистики)", исполнитель.

2011-2013, РФФИ, № 11-06-00441, Динамика централизации – децентрализации традиционных социально-политических систем Старого и Нового Света по археологическим, историческим и этнографическим данным, руководитель.

2014-2016, Грант РФФИ 14-06-00247. Название проекта: "Этапы и факторы формирования фольклорно-мифологических традиций Западной Евразии".

2014-2016, Грант Российского Научного Фонда № 14-18-03384, "Истории, пересказываемые тысячелетиями: реконструкция динамики глобального распространения фабульных и образных элементов устных нарративов".

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Юрий Евгеньевич Берёзкин
Дата рождения 27 декабря (1946-12-27 ) (72 года)
Страна
Научная сфера мифология , археология
Место работы ИИМК РАН , Кунсткамера
Альма-матер ЛГУ ()
Учёная степень доктор исторических наук ()
Учёное звание профессор
Научный руководитель В. М. Массон
Известен как автор трудов по сравнительной мифологии

Биография

В 1973-1986 годах работал в отделе Америки Музея антропологии и этнографии , в 1987-2002 годах - в . С 2003 года работает в Музее антропологии и этнографии, заведует отделом Америки.

С 1996 года одновременно преподаёт в Европейском университете в Санкт-Петербурге , профессор факультета антропологии (до 2008 года - факультет этнологии).

Научная деятельность

В 1977 году защитил кандидатскую, в 1990 году - докторскую диссертацию.

Основные направления исследований:

  • Сравнительная мифология
  • Археология Ближнего и Среднего Востока. В этой области Ю. Е. Берёзкиным были выявлены основные особенности социально-политической эволюции раннеземледельческих обществ данного региона и обнаружен их ближайший этнографический аналог (апатани). Таким образом, им были открыты альтернативы вождествам в неолитической Юго-Западной Азии, неиерархические системы сложных акефальных общин с выраженной автономией малосемейных домохозяйств.
  • История заселения Нового Света

Избранные труды

  • Альбедиль М. Ф. , Берёзкин Ю. Е. Жилища народов мира: Маленькая энцикл. : [Для мл. и сред. шк. возраста]. - Калининград: Янтар. сказ, 2002. - 48 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7406-0545-8 .
  • Берёзкин Ю. Е. Древнее Перу: Новые факты - новые гипотезы. - М. : Знание, 1982. - 64 с. - (Прочти, товарищ!). - 40 000 экз.
  • Берёзкин Ю. Е. Древнейшая история Южной Америки и индейская мифология: (От охотников-собирателей к ранним земледельцам) : Автореф. дис. … д-ра ист. наук. - М. , 1990. - 50 с.
  • Берёзкин Ю. Е. Ещё раз о горизонтальных и вертикальных связях в структуре среднемасштабных обществ // Альтернативные пути к цивилизации. - М.: Логос, 2000. - С. 259-264. ISBN 5-88439-136-6
  • Берёзкин Ю. Е. Инки: Исторический опыт империи . - Л. : Наука, 1991. - 232 с. - (История и современность). - 50 000 экз. - ISBN 5-02-027306-6 .
  • Березкин Ю. Е. Империя инков. - М.: Алгоритм, 2014. - 255 с. - 1200 экз. - ISBN 978-5-4438-0894-9 .
  • Берёзкин Ю. Е. . - 2001.
  • Берёзкин Ю. Е. Мифы заселяют Америку: ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет. - М. : ОГИ, 2007. - 358 с. - (Нация и культура / Новые исследования. Фольклор / ред.: А. С. Архипова). - 1000 экз. - ISBN 978-5-94282-285-9 .
  • Берёзкин Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света: из Старого в Новый Свет: мифы народов мира. - М. : Астрель: АСТ, 2009. - 446 с. - (Мифы народов мира). - 1500 экз. - ISBN 978-5-17-056957-1 . - ISBN 978-5-271-22624-3 ; ISBN 978-5-17-056958-8 ; ISBN 978-5-271-22627-4
  • Берёзкин Ю. Е. Мочика: Цивилизация индейцев сев. побережья Перу в I-VII вв. - Л. : Наука, 1983. - 165 с. - 4850 экз.
  • Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы . - 2-е изд. - СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та: Нестор-История, 2011. - 171 с. - («Archaeologica varia»: AV / ред. совет: С. И. Богданов [и др.]). - 500 экз. - ISBN 978-5-8465-1117-0 .
  • Korotayev A., Berezkin Yu., Kozmin A., Arkhipova A. Return of the White Raven: Postdiluvial Reconnaissance Motif A2234.1.1 Reconsidered // J. Amer. Folklore. - 2006. - Vol. 119. - P. 472-520.
  • Мифы индейцев Южной Америки: Кн. для взрослых / Сост. и пер. Ю. Е. Берёзкин. - СПб. : Изд-во Европ. Дома, 1994. - 318 с. - ISBN 5-85733-022-X .
  • Америка и Ближний Восток: формы социополитической организации в догосударственную эпоху // Вестник древней истории . - 1997. - № 2. - С. 3-24.
  • Анатомия любви: архаические и «прогрессивные» мотивы в мифологиях циркумтихоокеанского региона // Астрата. - СПб., 1999. - Вып. 1: Культурологические исследования из истории Древнего Мира и Средних Веков: проблемы женственности. - С. 159-190.
  • Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. С. Ю. Малков и др. - М.: КомКнига: УРСС . - С. 205-232.
  • Вождества и акефальные сложные общества: данные археологии и этнографические параллели // Ранние формы политической организации. - М.: Востоковедение, 1995. - С. 39-49.
  • Голос дьявола среди снегов и джунглей. - Л.: Лениздат, 1987.- 180 с.: ил. - (Разум познает мир) .- 100000 экземпляров
  • «Город мастеров» на древневосточной периферии. Планировка поселения и социальная структура Алтын-депе в III тыс. до н. э. // Вестн. древней истории. - 1994. - № 3. - С. 14-27.
  • Какая реальность сокрыта в мифах? // Природа . - 1998. - № 2. - С. 48-60.

© 2024 okna-blitz.ru
Окна и балконы