У каждого рынды были подчиненные: подрынды или, как их еще называли, податня. Отличить главного рынду от подрынды можно было, услышав его имя. Главный рында имел право прибавлять суффикс «вич» к своему отчеству.
Позже предназначение лейб–гвардии изменилось: она стала не столько охранять государей, сколько исполнять церемониальную функцию, принимая участие в почетных караулах, шествиях и парадах.
Так, в разные времена в личной охране русских царей были представители разных народов. И все же преимущественно это были русские воины, ведь не смотря на любовь ко всему иностранному, традиционно безусловное доверие у русского народа вызывают только свои российские ценности и приоритеты.
РЫНДА , оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях в 15-17 вв. Набирались из юношей знатного происхождения. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах, сопровождали царя в торжественных выездах и военных походах. Должность Р. упразднена Петром I в 1698.
оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России 16-17 вв. Р. сопровождали монарха в походах и поездках. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах. Набирались из юношей знатного происхождения. Должность Р. упразднена в 1698.
Русская энциклопедия
Морской словарь
Большая Советская энциклопедия
Толковый словарь Даля
Толковый словарь Ожегова
Толковый словарь Ожегова
Толковый словарь Ожегова
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ефремовой
Толковый словарь Ефремовой
Русский орфографический словарь
Этимологический словарь Фасмера
Словарь иностранных слов русского языка
Формы слова
31. РЫНДА XVI–XVII века «RINDA» BODYGUARD OF TSARS XVI–XVII cc. В XVI–XVII веках при великих князьях и царях находились оруженосцы-телохранители (рынды), которые сопровождали монарха в походах и поездках, а во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона. Сам термин
Несоленый Сергей Валерьевич Корветы «Витязь» и «Рында». 1882-1922 гг. Историко-культурный центр «ИСТФЛОТ» 2011 г.Боевые корабли мираC-Пб.: Издатель P.R Муниров, 2011. - 76 с.: илл.ISBN 978-5-98830-53-7Обложка: На 1-й стр. корвет «Рында»; на 2-й стр. «Витязь» в дальнем плавании; на 3-й стр. «Рында» на
Вопрос охраны государя при самодержавии был весьма деликатным. Традиция предусматривала особое отношение народа к личности помазанника Божьего, который олицетворял величие страны. Казалось, что никто не посмеет поднять руку на государя — на священную фигуру. И всё-таки нередко жизнь монархов и членов царской семьи подвергалась серьёзной опасности — в особенности, в бунташное смутное время.
Ясное дело, политическая жизнь идиллической не бывает, а власть всегда нуждается в надёжной охране. Кроме того, институт телохранителей был необходим по канонам дворцового этикета. Московский двор стремился не отставать от иноземных, поражал изысканной роскошью и экзотикой придворных порядков.
Московское царство даже для любителей истории во многом остаётся «таинственным островом» в прошлом нашей страны. Только величественные храмы и крепости напоминают о двух эпохах расцвета Московии. Первая, конечно, связана с правлением Ивана Третьего, прозванного Великим. Он и впрямь был и остаётся одним из величайших политиков в истории нашей страны. Вторая пришлась на XVII век, когда, после преодоления смуты, величие государства восстанавливали первые Романовы — патриарх Филарет, цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович.
Оруженосцы московских великих князей и царей — рынды — запомнились всем иностранным гостям Кремля. Во время торжественных приёмов иностранных послов они стояли по обе стороны царского трона, облачённые в парадную одежду, с серебряными топориками. На других церемониях каждый рында был вооружён бердышом. Рындами назначались самые рослые и широкоплечие знатные юноши — из стольников да стряпчих. Жалованья они не получали, служили ради чести, а к праздникам получали царские подарки, в том числе традиционные «именинные пироги». Была у них своя иерархия: главный рында — «с большим саадаком», у каждого рынды — свои подрынды, «податня». Когда царь выезжал к войскам, рынды непосредственно выполняли обязанности телохранителей-оруженосцев — в их ведении было царское военное облачение. Царский эскорт был экипирован по-царски: рынды носили роскошные турецкие кафтаны, отороченные горностаем, остроносые сапоги и высокие шапки. На груди сверкали две длинные золотые цепи.
Кроме приближённых к государю рынд, обязанности охранников исполняли караульные войска, многочисленная царская кремлёвская стража.
Стража строго-настрого охраняла честь и безопасность государева двора. Сюда нельзя было проникнуть с оружием — и западные кавалеры, приходившие к русскому царю по посольской надобности, нередко спорили, не желая расставаться со шпагой или жезлом.
Уложение предписывало суровое наказание за произнесение «непригожего, непристойного слова» в царских покоях. Караульные следили и за чистотой речи жильцов и гостей царского двора.
Основой внутридворцовой стражи также были именитые стольники. Днём и ночью дежурили у дверей и крылец «столовые сторожа и боярские дети царицына чину». На ближних подступах к дворцу денно и нощно дежурили сотни стрельцов. На главном карауле — у Красного крыльца — бывало по триста воинов, а у Спасских ворот — в десять раз меньше. Таким образом, и во времена Алексея Михайловича Кремль был одним из наиболее кропотливо охраняемых объектов мира. Без ведома караула здесь и муха пролететь не могла. Тогда-то и проявились качества русского солдата, снискавшие ему славу отменного телохранителя: терпеливость, преданность делу, сосредоточенность. И, конечно, бесстрашие, с которым караульные были готовы отдать жизнь, сохраняя покой государева двора. Есть полулегендарные сведения, что в личной охране китайских императоров династии Мин выходцы из русских земель проявили себя наиболее преданными и подготовленными.
Новое время изменило и ритуалы, и быт царёвой охраны. Пётр Великий упразднил должность рынды. Это был император-воин, сроднившийся со своими потешными полками, а затем — с гвардией. Медлительный чинный регламент прошлых веков претил лихорадочно деятельной натуре великого правителя. Герметически замкнутый мир прежних бояр и государей не подходил к размахам петровского времени. И царь, и его сподвижники были ближе к армии, ближе к собственным слугам. Легче стало при дворе и иностранцам с их непривычными для московитов обычаями.
Возникла лейб-гвардия (буквальный перевод, как известно, — охрана тела) телохранителей, всегда готовых умереть за царя. В лейб-гвардию были набраны лучшие офицеры, доказавшие личную преданность государю. Подготовка солдат велась постоянно — разумеется, в Российской армии не было более вышколенных солдат. Репутацию «лучших из лучших» не знавшая отступлений лейб-гвардия подтвердила и в боях. Воистину справедливы слова песни лейб-гвардии Преображенского полка: «Знают турки нас и шведы и про нас известен свет! На сраженья, на победы нас всегда сам царь ведет!». Какие ещё телохранители могли бы стать столь же надёжным щитом императорской особы?
С образованием Российской империи сам вид государевых охранников должен был говорить о разнообразии традиций необъятного государства, в котором Европа перемешалась с Азией.
В годы имперского расцвета, следуя примеру первого в мире императора Александра Македонского, русские государи нередко приближали к себе удальцов из числа аборигенов присоединённых территорий. Известно, что Екатерина Великая демонстративно окружила себя охранниками крымскими татарами во время поездки по Новороссии и Тавриде. Этот жест был с уважением пересказан в Европе: императрица показывала мощь растущего государства. Позже отменными охранниками считались представители покорённых народов Северного Кавказа — и служба при дворе русского царя, ясное дело, воспринималась как высокая честь. Слухи о такой службе заставляли горделивых горцев смириться с властью «белого царя». Так, третий сын непримиримого Шамиля Моххамед Шафи шестнадцать лет служил в конвое Александра II, а в отставку вышел убелённым сединами генерал-майором и настоящим ветераном гвардии. Известно, что сам имам воспринял такой поворот в судьбе сына с гордостью.
Армия — и прежде всего лейб-гвардия — была своего рода плавильным котлом, в котором представители разных народностей успешно обрусевали. Разумеется, этика русского воинства формировалась в сердце коренной России и в казачьей среде. Так, чаще всего Екатерину Великую сопровождали донские казаки под командой легендарного атамана Алексея Ивановича Иловайского, доказавшего свою верность престолу в годину пугачёвщины. Сформировать подразделение для собственного ея величества конвоя предложил Г.А.Потёмкин. Охраняли донцы и императора Павла — Павёл произвёл Иловайского в генералы от кавалерии. Алексей Иванович получил этот чин первым из донских казаков не только благодаря «конвойным» заслугам, но во многом и за безукоризненную охрану государя. Казаки из поколения в поколение передавали премудрости конвойной службы, назубок изучив все её секреты. Продолжалась эта традиция вплоть до воцарения Николая Павловича.
Формально собственный конвой государя образовался при Николае Первом — императоре, который знал толк в документальной кодификации любого явления. Но при Николае охранные функции конвоя были по существу декоративные. Царь демонстративно разгуливал по столице без охраны, без охраны выходил к народу, молился в храмах, совершал паломничества в монастыри. Об этом истинно русском обычае восторженно писал Михаил Загоскин («Москва и москвичи»): «О, вы не можете себе представить, как прекрасен этот Кремль, когда державный его хозяин посетит свою Москву! Эта дворцовая площадь, на которой теперь так пусто, покроется и закипит вся народом, из которого многие ночевали на этой площади для того только, чтоб занять повыгоднее место и взглянуть лишний раз на своего государя. Вы посмотрели бы на Кремль тогда, как загудит наш большой колокол и русский царь, охваченный со всех сторон волнами бесчисленной толпы народа, пойдет через всю площадь свершать молебствие в Успенском соборе. — Как? — прервал Дюверние. — Да неужели ваш государь идет по этой площади пешком при таком стечении народа?.. — Да, да, пешком; и даже подчас ему бывает очень тесно. — Что вы говорите!.. Но, вероятно, полиция?..— Где государь, там нет полиции. — Помилуйте! Да как же это можно?.. Идти посреди беспорядочной толпы народа одному, без всякой стражи... — Я вижу, господа французы, — сказал я, взглянув почти с состраданием на путешественника, — вы никогда нас не поймете. Нашему царю стража не нужна: его стража весь народ русский». И сегодня эти строки Загоскина трогают патриотическую струну в каждом из нас.
Николай Павлович был едва ли не последним русским царём, кому удавалось поддерживать о себе восторженную народную молву. Особенно радовали царя легенды (нередко — правдивые) о его простоте и бесстрашии. Он и с питерской детворой на санках с гор катался, и на охоте самолично добывал зверя… Постоянные телохранители при таком образе жизни были лишними. Другое дело — конвойные эскадроны, это уже вопрос государственного престижа. В мирные дни — роскошная придворная декорация, в дни войны — передовой отряд храбрецов, подающий пример самоотверженности и боевого искусства.
Конвой существовал как уникальное элитное подразделение, демонстрировавшее колоритную удаль в близости от монарха. Но необходимо добавить: конвой отличался не только при дворе: с первых лет существования два полуэскадрона Конвоя участвовали во всех основных кампаниях. Сначала в 1828 году был образован лейб-гвардии Кавказский Горский полуэскадрон. Первым командиром конвоя стал Султан Азамат-Гирей, потомок крымских ханов. Полуэскадрон, собранный из самых родовитых горцев, был многонациональным. Наибольшим было представительство кабардинцев — 12 человек. Они считались королями джигитовки: на полном скаку пролезали под брюхом лошади, метко стреляли на полном скаку из луков. В 1831 году подразделение отличилось в боях с польскими повстанцами. И далее — от войны к войне, от кампании к кампании, череда подвигов.
Царь Николай издавна ценил храбрость казаков-линейцев, отличал этих непобедимых вояк особым расположением. В том же 1831 году Бенкендорф описал генералу Паскевичу замысел нового (хотя, как мы видим, вполне традиционного по составу) конвойного подразделения: «Государь император желая ознаменовать благоволение к линейным Казачьим полкам, повелел избрать из их среды 50 человек, которые составят конвой главной императорской квартиры и вместе с тем дать всем чинам сего конвоя преимущество старой гвардии и особенный мундир». Так был образован лейб-гвардии Кавказский линейный полуэскадрон, продолжавший в государевом конвое традиции казаков, издавна охранявших царей. В эту часть отбирали самых крепких, рослых и искусных в джигитовке казаков.
У царского кабинета неотлучно дежурили один унтер-офицер и два казака. А вот во время официальных церемоний государя сопровождали семь молодцов из конвойных эскадронов — «для снятия пальто».
Позже состав императорского конвоя не раз увеличивался, изменялось соотношение в нём представителей разных народов: добавились представители Закавказья. Так, первый взвод лейб-гвардии Кавказского эскадроны был образован из родовитых грузин; принимали в конвойные войска и знатных армян. В одном традиция была неизменной: царский конвой состоял из русских казаков и кавказских джигитов.
Новая глава в истории царской охраны началась в середине XIX века, когда участились покушения на государственных чиновников и миссия самодержца Российского стала как никогда опасной. По существу, тогда и началась постсамодержавная эпоха: реформы 1860-х разрушили прежнюю систему и в экономике, и в системе государственного управления. На это наслаивалось новое движение — радикально-революционное, не гнушавшееся прямого террора. 4 апреля 1866 года 26-летний революционер Дмитрий Каракозов у ворот Летнего сада совершил покушение на императора Александра Николаевича. Царскую жизнь тогда спас не телохранитель, а шапочных дел мастер Осип Комиссаров, который, как тогда говорили, «отвёл руку душегуба». Как и в 1613 году, династию спас костромской мужик… Началась война террористов со слугами престола. С того времени в деле охраны высочайших особ важную роль играли секретные службы. За первым громким покушением последовали новые, потрясшие основы общественного согласия. Казаки и горцы с ещё большим усердием упражнялись в ловкости, чтобы предотвратить покушение, чтобы грудью заслонить императора. Уваровское триединство «Православие — Самодержавие — Народность» отныне воспринималось как устаревшая декорация. И, когда Николай II говорил: «я управляю Россией как встарь, как мои предки» - в этом прочитывается изрядная доля самообмана. Благолепное единение царя и народа рассеялось — и труд телохранителей стал важнее, чем прежде, понадобились квалифицированные и отчаянные профессионалы. Но это — предмет особого разговора.