Широка страна моя родная в подготовительной группе. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мой родной город Стародуб» план-конспект занятия на тему. Тема: Широка страна моя родная

Организация: МБДОУ ДС КВ №134 «Сказка»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Цель: Формирование у дошкольников понятие Родина, расширение представлений о своём городе, городах Иркутской области

Задачи:

  1. Закрепить у детей представление о значении герба как символа города, страны.
  2. Продолжать учить детей «читать» символику герба, самостоятельно давать характеристику городу, его основной «профессии», природным богатствам и истории.
  3. Воспитывать чувство гордости за страну, уважение к её жителям, интерес к истории.

Оборудование:

  • «Пограничный столб» с набором гербов (форматом А4) городов: Ангарска, Усолье-Сибирского, Иркутска, Братска, Усть-Илимска
  • Набор мелких карточек с изображениями герба городов, о которых идёт речь на занятии
  • Набор небольших карточек (с липучкой на обратной стороне) с изображением разных городов России с экологической направленностью рисунка
  • Географическая карта России
  • Панно с изображениями гербов разных городов

Ход НОД

Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. И многие из вас бывали в разных городах России. В каких городах вы были? (ответы детей)

Сегодня я предлагаю вам ещё одно путешествие. Это путешествие по нашей огромной стране России! Но путешествие мы начнём сначала по городам нашего Сибирского края. Наша Сибирь такая огромная, что путешествие на поезде может продлиться несколько дней. Но я вам предлагаю совершить нашу поездку с помощью фантазии. Что может быть быстрее и удивительнее нашей с вами фантазии.

Итак, начинаем, путешествие. Первая наша остановка находится совсем недалеко от нашего Братска. Давайте на минуту закроем глаза (дети закрывают глаза). Представим уголок Сибирской земли. Вот леса дремучие, да сосны величавые, да кедры могучие, река быстрая. Послушайте, как река шумит. Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Смотрите, кто нас встречает? (игрушка Сибирячек)

Здравствуйте, дети. Вы к нам в гости или проездом?

Мы путешествуем по городам нашего сурового края. Ваш город первый на нашем пути. Расскажите нам о своём городе Усть-Илимске.

Вот наш герб. Он поможет вам многое узнать о нашем городе. Посмотрите внимательно, что на нём изображено? (воспитатель задаёт наводящие вопросы при необходимости: «Кто изображён на гербе? Чем славен город?» (ответы детей дополняет Сибирячек: рассказывает о городе Усть-Илимск, об его истории)

Спасибо тебе, Сибирячек за гостеприимство, за интересный рассказ.

А я вам на память хочу подарить маленькое изображение города Усть-Илимска. Вы можете его прикрепить на карту.

Дети прикрепляют герб на карту, а Сибирячек уходит.

Ну а мы с вами отправляемся в дальнейший путь. В своих фантазиях мы можем передвигаться на чём угодно. На чём, например, можно отправиться в путешествие по реке Ангаре? (ответы детей, дети передвигаются в соответствии с выбранным транспортом)

Итак, Мы приехали (приплыли) в город Усолье. Посмотрите на герб города. Что на нём изображено? Как вы думаете, что можно рассказать о городе Усолье? (рассказы детей, добавление воспитателя: чем славен город, какие основные профессии города Усолье, какая история у города)

Давайте обозначим на нашей карте город Усолье и отправимся в путешествие дальше. На чем поедем? (звучит музыка, дети двигаются в соответствии с выбранным транспортом)

Внимание! Мы приближаемся к какому-то городу. Остановка! Давайте рассмотрим герб этого города. Что на нём изображено? Людям какой профессии нужны эти инструменты? Правильно! А город называется – Ангарск. Как вы думаете, чем могут заниматься жители этого города? Давайте обозначим город Ангарск на карте.

Ребята, а вы обратили внимание, о чем рассказывают гербы городов, в которых мы побывали? (о профессиях людей, живущих в этих городах)

Но не только о профессиях могут рассказать гербы. Посмотрите на гербы этих неизвестных городов. О чём они могут вам рассказать? (воспитатель выставляет панно с гербами городов, главной темой которых является природа)

Эти гербы рассказывают нам о том, что жители этих городов очень дорожат, гордятся своей природой и конечно же берегут ее. А в этих гербах можно увидеть все многообразие природы нашей страны. Таких городов очень много, многие из них вам может ещё неизвестны. Давайте их разместим на карте в тех краях, где они могли бы находиться. (дети самостоятельно выбирают маленькую карточку – герб города и закрепляют ее на карте)

А теперь продолжим наше путешествие. На чём мы отправимся дальше? (воспитатель останавливает выбор на автобусе)

На автобусе путешествовать интересно, а чтобы путь не казался длинным, можно время скоротать за хорошей беседой.

1. Кто из вас знает, какой формы чаще всего бывает герб? (форма щита)

2. Кто первый решил разукрашивать щиты и для чего? (первыми на щитах стали рисовать рыцари, для того, чтобы во время боя по рисунку можно было отличить «своих» от «чужих»

3. Когда рыцарское войско захватывало город, как они показывали, что в городе теперь новые хозяева? (они вешали над воротами свой щит, а старый выбрасывали. По щиту над воротами всегда можно было определить, кто хозяин замка)

4. Почему сейчас, когда рыцарей нет, гербы городов продолжают рисовать в форме щита? (чтобы показать, что город находится под защитой жителей, что жители всегда готовы отстоять свой город)

Ну вот, за интересной беседой мы и не заметили, как подъехали ещё к одному городу. Это город Иркутск. Иркутск – город древний, с богатой историей. Давайте рассмотрим его герб. Что на нём изображено? Что бы это значило? (появляется Сибирячек)

Что такие озадаченные стоите перед гербом города Иркутска?

Понимаешь, мы с ребятами путешествуем по городам и стараемся по гербам догадаться, чем славен город. Есть города, которые славятся своими тружениками, есть города, которые гордятся своей природой. А что означает этот герб, мы догадаться не можем.

Дело в том, что некоторые города России старались на своём гербе рассказать историю своего города. Рассказать вам историю города Иркутска? (кратко рассказывает историю города)

Да, нелегко приходилось нашим предкам. Всегда нужно было быть готовыми к защите родного города. (прикрепляет герб города Иркутска на карту)

Физминутка

Ну вот, подходит к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в наш родной город.

Но герб есть не только у городов, но и у всей страны. Кто скажет, как выглядит герб России? (двуглавый орёл)

Воспитатель прикрепляет двуглавого орла на карте России

Как вы думаете, почему именно орёл выбран символом России? (это бесстрашная, гордая, свободная птица. Одна голова ее смотрит на восток, другая – на запад. Так она зорко наблюдает за необъятными просторами нашей страны. А ещё орёл заботится о птенцах. Посмотрите, как он раскрыл свои крылья над всей Россией. Как будто он хочет защитить свои города, своих граждан от всех бед и несчастий)

Ребята, посмотрите какая необычная карта у нас получилась. На ней хорошо видно, какая славная история у нашей страны, как она разнообразна ее природа, какие замечательные люди живут в нашей стране. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь ее, чтобы сделать ещё богаче и сильнее.

Литература:

  1. Логинова Л.В. Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. – М., 2006г.
  2. Гербы народов России. – М.: «Профиздат», 2004 г.
  3. Клопков В.А., Кружалов В.В. Государственные символы России. – М.: ООО Изд. дом «Новый учебник», 2003 г.
  4. Пряников В.Г. Интернациональное воспитание дошкольников. – М., 1986 г.
  5. Раввина Е.Г. Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. – М.: АРКТИ, 2003г.
  6. Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. – М.: Издательско-торговый дом Гранд, 2008 г.

1.Условия формирования опыта.

«Народ, который не знает своей

культуры и истории –

презрен и легкомыслен».

Н. М.Карамзин .

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – одна из важнейших и сложных задач, стоящих перед педагогом. Наиболее объективно о трудности её выполнения можно судить по работе с детьми дошкольного возраста. Однако сложность возникает лишь в случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования убеждений и жизненных ориентиров гражданина, преданного своей Родине. Их фундаментом служит чувство патриотизма. В основе его лежит развитие нравственных установок и моральных норм человека. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещается лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Возможно, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей принадлежности и связи с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации нравственно – патриотического воспитания детей, его теоретических основ является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.

Знание истории своего народа,

родной культуры поможет с

уважением и интересом относиться

к истории и культуре других народов.

Центральной идеей воспитания любви

к Отечеству у русских педагогов была

идея народности. Так, К. Д. Ушинский

отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввёл термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирова­ния патриотических чувств.

В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, веду­щего данную работу. Материал, подобранный для показа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.

Результатом такой деятельности стали разработки перспективно – тематиче­ских планов, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий.

Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чём говорит педагог.

В группе педагогами была

оборудована комната русского быта

(крестьянская изба, горница),в которой

представлялись предметы старины и быта

крестьян, организовывались сменные

экспозиции («Боевая слава и доблесть России», «Игрушки наших предков», «Народный костюм»

И т.д.).

Значимость мини – музеев не стоит

недооценивать, т. к. здесь дошкольники

не только рассматривают выставленные

экспонаты, знакомятся с подлинными

вещами или их аналогами, слушают рассказы, но и сами задают вопросы, размышляют, беседуют. Рассматривание таких экспозиций позволяет ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России.

В группах созданы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад и т.д.),патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

В уголках «ИЗО» выделено

Место для так называемой полочки красоты,

Где педагоги могут периодически

Выставлять предметы декоративно –

Прикладного искусства. Необходимый

Наглядно – демонстрационный материал

пополняем по разделам (например, «Предметы старины», «Защитники Отечества», «День Победы», «Русские народные праздники», «Как жили люди на Руси»).

Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Прикосновение к «живым» документам истории семьи вызывает яркие эмоции, заставляет бережно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданином России.

Работа с родителями включает в себя совместные праздники по народному календарю, а также посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) – можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает

ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, превратить в «Иванов, не помнящих родства».

В процессе воспитания, в процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, о чём расскажет или прочтёт воспитатель.

Организовываем сообщение детям знаний о родной стране или о родном крае, чтобы вызвать у них познавательную активность, развивать любознательность. Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка.

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей нашими педагогами решаются и задачи художественно – эстетического развития малышей. Эмоционально воспринимать окружающее им помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о воинах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к памятным событиям или актам героизма. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по – новому представить то, что им хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Взрослые учат детей видеть красоту

Окружающей природы. Прогулка предполагает

решение комплекса задач: познавательной,

эстетической и, в конечном счёте, нравственной.

Окружающий мир обогащает и

стимулирует детское художественное творчество.

Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и военные сражения.

Чем интереснее и целенаправленнее

педагогами организуются наблюдения

окружающего мира, тем содержательнее

становится детское творчество.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их физическим развитием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Итак, интегрированный подход к воспитанию у дошкольников любви к своей Родине заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон этого процесса.

Интегрированный подход – это также взаимосвязь различных средств и методов воспитания.

Для успешной деятельности по формированию представлений о явлениях общественной жизни и формированию патриотических чувств нами были выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны носить не только воспитывающий, но и обучающий характер.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Большое место в приобщении детей

к культуре должны занимать народные

праздники и традиции. В них фокусируются

накопленные веками тончайшие наблюдения

за характерными особенностями времён года,

погодными изменениями, поведением птиц,

насекомых, растений.

Причём эти наблюдения непосредственно

Связаны с трудом и различными

Сторонами общественно жизни человека

во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Наполняя душу гармонией и ритмом, она способна увлечь ребят изобразительным искусством.

Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

2. Актуальность и перспективность опыта.

В настоящее время формирование представлений о явлениях общественной жизни и воспитание патриотических чувств, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём. Именно поэтому меня заинтересовал процесс формирования представлений о явлениях общественной жизни воспитания патриотических чувств.

Данный опыт не исчерпывает проблемы формирования патриотических чувств у дошкольников. Перспективы мы видим в разработке проблемы преемственности патриотического воспитания в детском саду и в начальной школе.

3. Новизна опыта.

Информационно – практико – ориентированный проект «Широка страна моя родная…» позволил систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию психологической готовности ребёнка к школе и соответствует принципам примерной основой общеобразовательной программы дошкольного образования.

Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей. Для этого необходимо наладить доверительные партнёрские отношения со всеми членами семьи воспитанников, пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребёнка, а значит – отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнёрской.

Мы предлагаем проект информационно – практической направленности «Широка страна моя родная…» , с помощью которого реализуются следующие цели: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувства гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине; формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно – исследовательской деятельности, а также чтению.

Работа над проектом осуществляется:

Вовремя н о д;

В ходе режимных моментов;

В самостоятельной и совместной деятельности детей.

Предполагающая, как уже подчёркивалось выше, совместное творчество сотрудников детского сада, воспитанников и их родителей, работа над проектом во многом способствует успешному решению задач патриотического воспитания.

Задачи проекта:

Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребёнка общими интересами к одному делу;

Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам; познакомить с именами героев России, их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времён;

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта;

Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта;

Формировать начальные представления о здоровом образе жизни;

Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдалённое будущее. Поэтому резко возрастают требования к воспитанию молодого поколения на всех этапах его развития и, в частности, к начальному этапу. Особая роль в этом процессе принадлежит дошкольным учреждениям.

Блок « Мой детский сад»

В нашем детском саду соблюдаются свои традиции. Приступая к составлению плана работы мы, педагоги ДОУ, задумались, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями традиций и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.

Свою работу мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, в которой каждый ребёнок будет наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками.

Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываю представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки - всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.

Педагоги и дети являются постоянными участниками всех мероприятий проводимых в детском саду. Хочется и родителям передать наши увлечения и предложить им взаимодействовать вместе с нами.

Для того, чтобы родители как можно больше узнали о народных праздниках, познакомились со старинными обрядами, обычаями, мы

предлагаем провести для них ряд консультаций, оформить тематические вы-

ставки на темы «Как удивить детей новогодними подарками?», «День рожде-

ния – только раз в году», «Народные праздники»; «Откуда произошла тради-

ция красить яйца и печь куличи?», «Коляда, коляда, отворяй ворота».

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не

только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только

традиции своей семьи, но и своего народа.__

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является знакомство с трудом сотрудников детского сада. С целью воспитания уважения к труду сотрудников детского сада реализован под проект "Все профессии нужны, все профессии важны".

Блок «Мой город»

Основная задача – показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказать об их назначении.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняютпричину их появления (кому они посвящены). Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающей к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему

объясняют, что у каждого человека есть

родной дом и город, где он родился и живёт.

Для этого необходимы экскурсии по

Городу, на природу, наблюдения за трудом

Взрослых, где каждый ребёнок начинает

осознавать, что труд объединяет людей,

требует от них слаженности, взаимопомощи,

знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех

(учителя учат детей; врачи лечат

Больных; рабочие делают машины

и т. д.)

Везде соблюдаются традиции:

Родина помнит героев,

Защитивших её от врагов;

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

Люди берегут и охраняют природу;

Есть общие профессиональные и

общественные праздники.

Блок «Страна, в которой мы живем»

Знакомим детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Беседы, экскурсии, НОД «Государственные символы России», «Москва - столица нашей родины», «Города старинные, мастерами славные» позволяют мне знакомить детей со столицей нашей родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Знакомя детей с государственными символами страны, родного города, я воспитываю уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей страны, родного города.

Дидактические игры: «Найди свой

Флаг», «Узнай, где я нахожусь», «Узнай

герб своего города» помогают формировать

гражданско-патриотические чувства: любовь

И уважение к своей стране, к родному городу,

Осознание личной причастности к жизни

Родины.

Гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у

ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, которые

находятся рядом с ним.

Особенно это актуально в наши дни, важно в детском саду поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей,

рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда. Нами проведен под проект «Россия- многонациональная».

В подпроектах «Русские богатыри» и «Наследники Великой Победы» педагоги рассказывают о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.

Дети знакомятся с некоторыми родами войск. Рассказываем о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. Даётся представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из

жизни старших членов семьи (прадедушек

И прабабушек, участников войны, их фронтовых

И трудовых подвигах). Важно прививать детям

такие важные понятия, как долг перед Родиной,

любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.

Читая произведения о войне, рассматривая репродукции картин «Оборона Севастополя», «Отдых после боя», мы говорим детям о том, как холодно было солдатам лежать день и ночь в окопах; как хотелось домой, к семье, но у них был священный долг - защищать свою Родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе. Рассказываем детям о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, о могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены, куда приходят поклониться миллионы людей со всего мира, объясняю детям значение слов «Велика Россия, а отступать некуда», «смертный бой не ради славы - ради жизни на Земле». Героизм, мужество, стойкость, готовность на подвиг ради Родины - эти характерные черты русского человека понятны детям и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.

Любовь к природе - одно их проявлений любви к Родине. Педагогами постоянно приводятся наблюдения, которые развивают интерес к природе, учат замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни детям даются разнообразные знания о природе нашей страны, используются иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождаемые чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий знакомим детей с очарованием пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству «Праздник русской берёзки», «Поле русское, родное», «Золотая осень», «Как рубашка в поле выросла», «Осенняя ярмарка», «Свято дерево, помоги», конкурсы рисунков «Золотая осень в лесу», «Во поле берёзка стояла», конкурс поделок «Дары осени».

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа – задача для педагога вызвать у каждого ребёнка интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Активно вводим в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. Воспитываем у детей потребность в русском языке, народной музыке, сказке. Погружаясь в мир сказок, каждый ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем; на примерах сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения.

Разучивая русские народные песни, частушки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, наши воспитатели заметили, что у детей снижается агрессивность, у них пробуждается чувство симпатии, создаётся положительная эмоциональная атмосфера. Читая детям народные пословицы и поговорки: «Родная сторона - колыбель, чужая - дырявое корыто», «Тот герой - кто за родину горой», «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт», «Поспешишь - людей насмешишь», мы объясняем детям, что народ остро подмечал различные жизненные позиции и высмеивал человеческие недостатки, но всегда восхвалял положительные качества. Знакомя детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, детям представляется возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину, цветы лазоревые.

Большой интерес у детей вызывают

и русские народные игры, в которых

можно проявить смекалку, любознательность,

ловкость, чувство товарищества.

Учим детей делать тряпичные русские куклы,

имеющие многовековую историю своего бытия. Куклы-скрутки, куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные своими руками, доставляют детям искреннюю радость. Были проведены под проекты «Новый год у ворот» и «Масленица».

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость.

Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к определённой теме. Итоги работы над темой были представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя:

Проведение бесед, игр – бесед, которые планируются воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;

Дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в удобной для воспитателя и ребёнка время, кроме того, дидактические игры рекомендуются родителям для занятий с детьми дома;

Игры – путешествия, экскурсии проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной программы и за счёт времени отведённого на прогулку;

Досуговые мероприятия (военно – спортивные игры, интеллектуальные игры, развлечения, сюжетно – ролевые игры и творческие) организуются в тесном взаимодействии со специалистами детского сада (музыкальным работником, специалистом по ИЗО).

Существуют различные формы работы по патриотическому воспитанию: массовые, групповые, индивидуальные.К занятиям массового характера относится работа детей по благоустройству и озеленению территории ДОУ, фольклорные праздники, развлечения, досуги, игры – соревнования, конкурсы, игры – путешествия, ролевые игры.

К групповым – нод, экскурсии, выставки, просмотры видеофильмов, слайдов, встречи с интересными людьми.

Индивидуальные формы предполагают беседы, творческие работы по рисованию, лепке, изготовление украшений для группы, художественное конструирование.

Для успешного осуществления патриотического воспитания необходимо развивать взаимосвязь с родителями и общественностью, чётко планировать работу всех звеньев системы, изучать и контролировать работу каждого звена, анализировать результаты и подводить итоги.

Для реализации всех намеченных планов чрезвычайно важен патриотический аспект. Для каждого маленького гражданина понятие Родины связано с родным краем. Картины родного края под воздействием литературных произведений и произведений искусства сливаются у дошкольника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за всё, что окружает с раннего детства – дом, детский сад, свой край, Родина.

Важным элементом патриотического воспитания является необходимость раскрыть многообразную роль человека в жизни страны. Дети должны быть включены в активную деятельность, разные виды которые дополняют друг друга.

Разнообразные виды деятельности и формы работы, их разумное сочетание обеспечивают успех патриотического воспитания.

4. Результативность опыта.

Проводя работу по ознакомлению дошкольников с явлениями общественной жизни, воспитатель должен знать, как воздействует она на формирование у каждого ребёнка представлений и нравственных чувств.

Воспитателю следует обратить внимание на содержание самостоятельно возникающих игр дошкольников. Он должен анализировать, как отражается в играх то, о чём речь шла на НОД, во время экскурсий и прогулок, правильно ли дети отображают явления, как долго удерживается интерес к данной тематике игр, как меняется содержание игры на одну и ту же тему в течение года, каков характер детских высказываний, как исполняется роль, в какой мере заинтересован ребёнок игрой, какие роли наиболее любимы ребёнком.

Явления общественной жизни, если они затронули ребёнка, могут отражаться им в рисунках, лепке, другой художественной деятельности, к которой он обращается в свободное время по собственному желанию.

Показателем интереса детей к явлениям

общественной жизни и индивидуального

воздействия на ребёнка проводимой работы можно

друг с другом. Если они непринуждённо обсуждают

то, что узнали из НОД, из передач по телевидению,

то это свидетельствует об их духовном развитии, об

определённом отношении к явлениям окружающей

жизни.

Внимание должно быть обращено и на содержание вопросов детей. Вопросы свидетельствуют о любознательности, осведомлённости детей, об уровне развития их чувств и эмоций, о том, как идёт усвоение познавательного материала.

Интерес детей к окружающему может выражаться в желании слушать, читать книги с общественной тематикой. Принося в группу такие книги, воспитатель наблюдает, как дети отнесутся к ним, захотят ли сразу посмотреть, узнать содержание, как часто в последующем будут обращаться к ним, зададут ли вопросы, станут ли отражать их содержание в играх, рисунках, другой деятельности.

Ценным достижением в работе воспитателя по ознакомлению с общественной жизнью и воспитаниюпатриотических чувств – это

проявление детьми инициативы, действенного отношенияк окружающей жизни: они приносят фотографии из семейного альбома, возлагают цветы к памятнику воинам, сами решают поздравить сотрудников детского сада с праздником, готовят им подарки, с желанием откликаются на предложение одного из детей помочь малышам в озеленении их участка.

Таким образом, постоянное, целенаправленное наблюдение за детьми позволяют судить об эффективности проводимой работы.

Материалы

  1. 1. http://www.dvfu.ru/umu/zakrf/doktrin1.htm - НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  2. 2. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч. в 6 т. - Т. 1. - М., 1988. - С. 194-256.
  3. 3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
  4. 4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой.
  5. 5. М. Д. Маханева. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
  6. 6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
  7. 7. Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.
  8. 8. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
  9. 9. Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990
  10. 10. Родные сказки / Шорыгина Т. А., - М., 2003.
  11. 11. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С.8-9
  12. 12. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я №2 2010 с 144-150
  13. 13. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
  14. 14. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

«Широка страна моя родная…»
Задачи: 1. Продолжать формировать у детей интерес к своему городу, стране.
2. Уточнить представление о стране, в которой они живут, обратить внимание на масштаб страны к масштабу города.
3. Формировать у детей основы нравственного опыта.
4.Закрепить обобщающие понятия.
5. Развивать связную речь.
6.Развивать мелкую моторику рук.
Материал: шарик, карта РФ, разрезанная как пазлы, флаг, герб, гимн, массажеры, Круги Эйлера, картинки животных России и жарких стран, «Хорошо – плохо», палочки с лентами, колодец, контур карты на каждого ребенка, цветные карандаши, мелки, кроссворд.
Предварительная работа: беседы о Мурманске, стране, рассматривание атласа, фотоальбома, продуктивная деятельность, экскурсия в краеведческий музей с родителями, чтение художественной литературы и произведений писателей Заполярья.
Ход занятия.
-Ребята, вы обратили внимание, как много у нас гостей. Давайте им представим друг друга, но сделаем это ласково. Русская пословица гласит: доброе слово и кошке приятно. А поможет нам в этом белый мягкий шарик, передаем его и называем друга ласково.
1. «Назови Ласково»
Димуля, Аленушка, Кирюшенька, Матвеюшка, Мстишенька, Ванюша, Тимоша, Захарушка, Левушка, Артемушка. Вот и познакомились.
-Вот и познакомились. Я обещала вам принести карту нашей страны, вот она на доске. Но ее нет, только какой-то след с надписью.
«Если хотите найти карту, ищите мои следы и выполняйте задания. Я»
-Что будем делать, пойдем искать карту? (да) А наше путешествие начнется из нашего любимого города? Как называется наш город? (хором Мурманск).
2. «Передай шарик»
Кого и чего много в нашем городе? Говорим одно слово и передаем шар (людей, домов, улиц, светофоров, дорог, детей и т.п.) Отлично.
3. «Цепочка»
Шарик поможет нам вспомнить названия улиц Мурманска.
Ивченко, Гагарина, проспект Героев Североморцев, Свердлова, проспект Ленина, Хлобыстова, Сафонова, Лобова, 6 комсомольской батареи, площадь Пять Углов. Вы прекрасно знаете улицы своего города!
4. «Достопримечательности нашего города»
Сейчас мы назовем достопримечательности Мурманска и интересные места. Передаем шарик: памятник Анатолию Бредову, Защитникам Заполярья,6 комсомольской батарее, праздник Севера, океанариум, краеведческий музей, детский городок и т.д.
Находим часть карты и помещаем на доску.
Отправляемся дальше на поиски, нам помогут моторчики –массажеры и стихотворение Надежды Добычиной « В нашем городе морском…»
В нашем городе морском
Все немного кувырком…
Поезда, мой юный друг,
Здесь уходят лишь на юг.
Есть за Колой поворот,
Где ваш поезд путь найдет.
Все в порядке!
А пока вас увозят на юга! (Убрали массажеры)
- Кто увидел новый след? Что еще вы увидели? Кроссворд. Вот и задание.
5.Кроссворд «Москва»
1. Самый любимый родной тебе человек.
2. Что выше леса, краше света, без огня горит?
3. Ребус 7 я
4.Военная гусеничная машина.
5. На какой улице находится наш детский сад?
6. Кто защищает нашу любимую Родину?
Прочитаем слово в красных клетках. Москва. Вам оно знакомо? Москва – столица нашей Родины России.
Получаем часть карты, относим на доску.
6. Гимнастика для глаз.
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно.
Вправо - влево посмотрите,
Вниз и вверх все поглядите.
Вот и новый след. Что вы еще видите? (животных) А задание такое.
7.Круги Эйлера. Животные России и жарких стран.
В большой круг – животных России, а в маленький – животных жарких стран. Куда пометить тигра? Почему?
-Вы правильно рассуждали, часть карты к нам вернулась.
Находим часть карты, помещаем ее на магнитную доску.
8. Физминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал -
Не споткнулся, не упал.
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (кулачки разжимаем - брызгаемся.)
Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
И отправимся домой.
След привел нас к колодцу поступков, они бывают хорошие и плохие. Доставайте свой поступок из колодца, подумайте и объясните, будете так поступать или нет, и почему.
9. «Хорошо – плохо»
Дети отвечают сложноподчиненными предложениями, рассуждая. Индивидуальная оценка. Меня очень порадовали ваши ответы, вы хорошо усвоили народную мудрость.
Кто вспомнит пословицы о труде и дружбе? (2-3)
Дается часть карты, крепится на доску.
- Все детали на месте, соберем карту.
10. «Собери карту»
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Наталья Забила
Это стихотворение написала Наталья Забила с любовью к родной стране.
Как называется наша страна? (Россия)
Главный город нашей Родины? (Москва) отметим его на карте красным магнитом. А где же наш Мурманск, поставим синий магнит.
Что больше наша страна или наш город? Теперь вы видите карту и не ошибетесь.
У каждого государства есть символы, назовите их? (герб, флаг, гимн)
Выставим их рядом с картой. Гимн можно услышать на праздниках и торжественных мероприятиях. Когда он звучит, люди встают.
У вас на память останется своя карта России, которую вы можете раскрасить, как флаг, и сохранить.
11. Раскрась карту. (под народную мелодию)
Работа за столами. Осанка.
Звучит гимн (куплет и припев), дети встают.


Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе по теме «Широка страна моя родная».
Автор: Менщикова Марина Александровна,
воспитатель МКДОУ «Детский сад п. Кедровый»
Конспект составлен в 2016 году
Тема: «Широка страна моя родная».
Цель: углублять и уточнять представления детей о Родине - России.
Задачи:
Обобщение и систематизирование знаний детей о России, о ее городах.
Ознакомление детей с народами, проживающими в нашей стране, с их обычаями, культурой и традициями.
Закрепление знаний детей о государственной символике: флаге, гербе и гимне России.
Развитие умения обобщать и делать выводы.
Воспитание любовь к Родине, гражданско – патриотических чувств.
Предварительная работа: чтение произведений о Родине; разучивание пословиц и поговорок; рассматривание репродукций и иллюстраций по данной теме.
Ход НОД.
- Наше сегодняшнее занятие хочу начать с загадки.
Есть на земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
(Родина)
- О чем эта загадка?
- Что такое Родина?
Родина – это место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.
- Как называется наша страна?
- Наша страна – Россия, взрослые ее называют Российская Федерация.
- Как называли нашу Родину в старину?
- Какая наша Родина?
Наша Родина огромная, большая, могучая, сильная, великая, непобедимая, богатая, любимая.
Воспитатель вывешивает карту Российской Федерации. Читает стихотворение:
Как велика моя страна!
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась страна моя
От севера до юга!
Когда в одном краю весна,
В другом и снег, и вьюга.
И поезд по стране моей
С границы до границы
Не меньше, чем за десять дней,
И то едва домчится.
- Ребята, перед вами карта Российской Федерации. На ней изображена наша Родина Россия.
(Показать границы, вызвать детей по желанию, попросить, чтобы они показали Россию).
- На поезде Россию пересечь можно за неделю, облететь на самолёте за один день. Когда на западе утро, на востоке уже вечер. Вот такая большая наша страна, раскинулась на многие тысячи километров.
- Ребята, карта изображена у нас разными цветами.
- Что означает синий цвет?
- Это моря, океаны, реки, т.е. вода.
- А вот суша раскрашена разным цветом: желтым, коричневым, зеленым.
- В нашей стране много лесов, рек, морей, есть горы.
Игра малой подвижности: «Море волнуется».
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри.
Игроки замирают, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой – игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего – отгадать, что эта за фигура.
- Наша Родина очень богатая, но чтобы это богатство приумножалось, сохранялось, нужно, конечно же, нашу природу беречь.
- Послушайте стихотворение о нашей Родине.
1 ребенок.
Родина
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Татьяна Бокова
- Наша родина начинается с комнаты, в которой вы живете, с папы, мамы и всех членов вашей семьи, с вашей квартиры, вашего дома, двора, улицы.
- Как называется поселок, в котором мы с вами живем?
- Послушайте стихотворение о нашем поселке.
2 ребенок:
Наш поселок
Я живу в таком поселке,
Где сосенки, тополя,
Где красивые девчонки –
Это Родина моя!
Наш поселок самый лучший,
Знает каждый из ребят.
Нам об этом в каждой группе
В детском садике говорят.
Мы гордимся, что КедровыйБыл военным городком.
Наших славных ветеранов
Мы ни в чем не подведем!
М. Менщикова
- Наш поселок большой или маленький?
- Действительно наш поселок небольшой. Раньше в нашем поселке располагалась воинская часть, в нем жили семьи военных. А сейчас в нашем поселке, как и в других населенных пунктах, живут обычные мирные люди.
- В нашей стране есть много больших городов. Какие города вы знаете? (Показать отдельные города на карте).
- Назовите самый главный город нашей Родины.
- Главный горд называют – столицей. Москва – столица нашей Родины. (Показать на карте).
3. ребенок:
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башня Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!
- В нашей стране проживают люди разных национальностей – это русские, и чуваши, башкиры и удмурты, осетины и буряты, тувинцы и хакасы, эвенки, чукчи и многие другие народы. У каждого народа есть свои традиции, обычаи, своя культура. Каждый народ готовит свои национальные блюда, шьет и носит национальную одежду, поет свои песни. У каждого народа России есть свой национальный язык. Но государственным языком России является русский язык. На русском языке обучают в школе, транслируют телепередачи, принимаются законы.
- А кто знает, кто является президентом нашей страны…(Путин В.В).
- У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы.
-Назовите их? Зачем они нам нужны?
- Сегодня мы ещё раз поговорим с вами о нашем гимне, гербе и флаге.
- Гимн, это самая главная музыка в нашей стране.
- Как мы должны слушать гимн России? (стоя)
- Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.
(Звучит гимн России).
-Когда включают гимн? (на торжественных мероприятиях, на соревнованиях)
- Российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трёх горизонтальных полос: верхняя полоска – белая, как чистый снег, средняя полоса – синяя, как ясное небо, а нижняя полоска – красная, как солнышко на рассвете.
4. ребенок:
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
- Каждый цвет несёт определённый смысл. Белый цвет - мир и чистота. Синий цвет - цвет неба, обозначает верность и правду. Красный цвет - огонь и отвага (смелость), цвет силы.
- Где можно увидеть флаги или флажки?
- На зданиях, например, администрации города. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов. Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину. Защищать честь флага – значит защищать честь своей Родины.
- Как еще называют флаги? (стяг, полотнище, триколор).
Игра «Соберись у стяга».
Ребята делятся на три команды. Пока звучит музыка, они бегают, как только музыка останавливается, собираются каждый у своего стяга. (Стяг держит капитан). Игра проводится несколько раз.
- А сейчас найдите герб нашей страны? (показываются изображения гербов, дети находят герб России)
5. ребенок:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
- Государственные символы – это визитная карточка каждой страны, дающая представление о государственных ценностях, приоритетах и проводимой политике. Тремя основными атрибутами символики являются герб, гимн и флаг. Помимо этого многие страны имеют и символ животного, птицы или растения.
В нашей стране символами являются береза, медведь, матрешка.
Послушайте песню «У моей России», в которой говорится о символе нашей Родине – березке.
Песня исполняется под фонограмму.
- В своих песнях, художественных произведениях, в картинах поэты, писатели, композиторы, художники воспевают нашу Родину – Россию, ее просторы, красоту. - Будущее нашей страны зависит от вас, ребята, от того, как вы будете учиться в школе, какую профессию выберите, как сильно будете любить свою Родину, что хорошее сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.
Рефлексия.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что вам понравилось?


Приложенные файлы

Задачи:

Образовательные:

формировать элементарные представления о происхождении герба г.Стародуба;

закреплять представления воспитанников о своем родном крае, достопримечательностях малой Родины;

Развивающая:

развивать речь, как средство общения; активизировать и обогащать словарный запас по теме.

Воспитательная :

воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю; формировать интерес к познанию родного края.

Материал:

Демонстрационный : иллюстрации достопримечательностей города, сундучок, фланелеграф, аудиозапись песни «Любимый Стародуб» и мелодия из произведения Моцерта.

Раздаточный: шаблоны листьев дуба, Лего-конструкторы , медальки.

Предварительная работа: Беседы о родном городе; рассматривание фотографий, иллюстраций города и достопримечательностей; создание в группе мини-альбома «Стародуб – мой город»; чтение и заучивание стихотворений о Родине, экскурсии по городу (посещение культурных и памятных мест); словесные игры по теме; сюжетно-ролевые игры детей («Дом Культуры», «В больнице», «Музей», «Почта»)

Ход занятия

Воспитатель :

Дорогие ребята, приглашаю вас пройти в группу.

Ребята у нас сегодня необычное утро к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них добрыми глазами, поприветствуем и подарим им добрую улыбку. Присаживайтесь.Предлагаю вашему вниманию красивое стихотворение. Вы готовы слушать?

Дети : Да

Воспитатель:

Люблю я город свой

Люблю я край родной

И рада, что живу я тут

Где новых все открытий ждут

Наш город расцветает

Как будто он живой

И каждый гость пусть знает,

Про город наш родной.

Воспитатель: О чем, ребята, говорится в стихотворении?(о родном крае, о нашем городе, о малой родине)

Воспитатель: А что мы называем малая родина?

Дети : где я родился и вырос, где живут наши любимые родители, где мы сделали первые шаги, где растет мой братик…мой родной детский сад.

Воспитатель: Правильно вы всё сказали, Малая Родина – это уголок земли, где вы родились, где проходит ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Воспитатель: Назовите нашу малую родину

Дети :Стародуб.

Воспитатель: Как называют жителей нашего города?

Дети : Стародубчане.

Воспитатель: Ребята, г. Стародуб – один из древнейших городов Брянского края и город наш занесён в список древнейших городов России. История Стародубщины уходит своими корнями в далекое прошлое. Произошло название города, ставшего центром района, от дубовых лесов, окружавших его в давние времена, а в частности, от дуба - великана.

Дети : мой папа рассказывал про дуб…..и т.д.

Воспитатель: хорошо, что ваши близкие люди вам рассказывают события из истории земли Стародубской. У нашего родного города есть свой главный символ-герб.

Посмотрите,как выглядит исторический герб нашего родного города. (рассматриваем на фланелеграф герба)

Дети: изображен старый толстый дуб, грустный, у него с справа есть листики дубовые, а слева нету.

Воспитатель: Исторический герб Стародуба: «дуб старый, стоящий на зеленой земле, поле белое».

Дети :

Дуб - очень сильное, величественное, дерево, напоминающее своими качествами былинного богатыря.

Дуб -символизирует силу, мощь, крепость, выносливость, твердость духа.

В древности дубовыми венками награждали самых храбрых воинов.

Дуб – дерево-долгожитель.

Лес, в котором растет много дубов, называется дубрава. Из коры дуба ещё изготавливают лекарственные отвар, настойки.

У дуба мощный ствол, раскидистая крона, сильные корни, есть желуди.

Воспитатель: вы большие молодцы, много знаете интересного про дуб.

Воспитатель. Ребята, а предлагаю вам сказать о нашем родном городе добрые и красивые слова. Оживим словами наш могучий дуб. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и вешает листик к дереву.

Дети :

Культурный, город добрых людей, спортивный, красивый, родной, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, город хороших людей, Стародуб-капелька России.

Воспитатель: я с вами полностью согласна, наш город Стародуб самый замечательный, самый родной сердцу уголок.

Радостный и величавый получился наш дуб.

Ребята хотелось бы вам на минутку превратиться в дубочки? Попробуем.

Физминутка.

На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх)

Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Потягивания – руки в стороны)

А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!

Воспитатель: Хорошо у нас получилось. Ребята, а что это тут у нас под нашим дубом? Сундучок волшебный. Посмотрим что там за сюрприз. Попробуем открыть?

(Да. Дети открывают и не могут открыть)

Воспитатель: Что же делать? Как же быть?

Чтобы открыть волшебный сундучок, нам что то нужно сделать, какие будут предложения? (рассказать стих, задание выполнить, может рассказать о родном городе, о наших любимых местах или построить здания.)

Воспитатель: Интересное предложение. А чтобы вы хотели построить?

Дети :

наш любимый детский сад, музей, спортивный комплекс.

Очень хорошо вы придумали.(на столах стоят фотографии зданий.) Тогда я предлагаю разделиться на 3 группы:

1 группа пройдет к столу,где строят спортивный комплекс.

2 группа пройдет к столу, где строят наш любимый детский сад «Березка»

3группа пройдет к столу, где строят краеведческий музей

(звучит музыка любимый Стародуб)

(В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции).

Воспитатель: Время подошло к концу.

Ребята посмотрим, что у вас получилось.

Дети :

(Подходят все дети к 1 столу и рассказывают, что они построили и так ко 2, 3 столу.)

Воспитатель: Как здорово получилась, красиво. Мне понравилось, что вы вместе строили, договаривались. Каждый из вас принимал участие в строительстве своего здания.

Звучит музыка.

Воспитатель: Я уверена, что это музыка не зря зазвучала. Это в нашем волшебном сундучке, может он открылся?

Дети : ура, открылся, все правильно сделали.

Воспитатель: Это сюрприз от нашего дерева дуба, дерева-добрых слов (воспитанники берут себе медали)

Что сделаем с остывшими медалями?

Дети : я хочу подарить Вам, маме, а я гостям….

Воспитатель: Умнички мои. Я надеюсь, что сегодняшнее знакомство с гербом Стародуба для вас было интересным и познавательным. Вам понравилось заниматься?

Предлагаю вам выполнить д/з. нарисовать свое любимое место, свой родной край. Пришло время прощаться с гостями. (До свидания!)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе

Тема: «Мой родной город Стародуб»

Задачи:

Образовательные:

формировать элементарные представления о происхождении герба г.Стародуба;

закреплять представления воспитанников о своем родном крае, достопримечательностях малой Родины;

Развивающая:

развивать речь, как средство общения; активизировать и обогащать словарный запас по теме.

Воспитательная :

воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю; формировать интерес к познанию родного края.

Материал:

Демонстрационный : иллюстрации достопримечательностей города, сундучок, фланелеграф, аудиозапись песни «Любимый Стародуб» и мелодия из произведения Моцерта.

Раздаточный: шаблоны листьев дуба, конструкторы, медальки.

Предварительная работа: Беседы о родном городе; рассматривание фотографий, иллюстраций города и достопримечательностей; создание в группе мини-альбома «Стародуб – мой город»; чтение и заучивание стихотворений о Родине, экскурсии по городу (посещение культурных и памятных мест); словесные игры по теме; сюжетно-ролевые игры детей («Дом Культуры», «В больнице», «Музей», «Почта»)

Ход занятия

Воспитатель :

Дорогие ребята, приглашаю вас пройти в группу.

Ребята у нас сегодня необычное утро к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них добрыми глазами, поприветствуем и подарим им добрую улыбку. Присаживайтесь.Предлагаю вашему вниманию красивое стихотворение. Вы готовы слушать?

Дети : Да

Воспитатель:

Люблю я город свой

Люблю я край родной

И рада, что живу я тут

Где новых все открытий ждут

Наш город расцветает

Как будто он живой

И каждый гость пусть знает,

Про город наш родной.

Воспитатель: О чем, ребята, говорится в стихотворении?(о родном крае, о нашем городе, о малой родине)

Воспитатель: А что мы называем малая родина?

Дети : где я родился и вырос, где живут наши любимые родители, где мы сделали первые шаги, где растет мой братик…мой родной детский сад.

Воспитатель: Правильно вы всё сказали, Малая Родина – это уголок земли, где вы родились, где проходит ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Воспитатель: Назовите нашу малую родину

Дети :Стародуб.

Воспитатель: Как называют жителей нашего города?

Дети : Стародубчане.

Воспитатель: Ребята, г. Стародуб – один из древнейших городов Брянского края и город наш занесён в список древнейших городов России. История Стародубщины уходит своими корнями в далекое прошлое. Произошло название города, ставшего центром района, от дубовых лесов, окружавших его в давние времена, а в частности, от дуба - великана.

Дети : мой папа рассказывал про дуб…..и т.д.

Воспитатель: хорошо, что ваши близкие люди вам рассказывают события из истории земли Стародубской. У нашего родного города есть свой главный символ-герб.

Посмотрите,как выглядит исторический герб нашего родного города. (рассматриваем на фланелеграф герба)

Дети: изображен старый толстый дуб, грустный, у него с справа есть листики дубовые, а слева нету.

Воспитатель: Исторический герб Стародуба: «дуб старый, стоящий на зеленой земле, поле белое».

Дети :

Дуб - очень сильное, величественное, дерево, напоминающее своими качествами былинного богатыря.

Дуб -символизирует силу, мощь, крепость, выносливость, твердость духа.

В древности дубовыми венками награждали самых храбрых воинов.

Дуб – дерево-долгожитель.

Лес, в котором растет много дубов, называется дубрава. Из коры дуба ещё изготавливают лекарственные отвар, настойки.

У дуба мощный ствол, раскидистая крона, сильные корни, есть желуди.

Воспитатель: вы большие молодцы, много знаете интересного про дуб.

Игра. «Дерево добрых красивых слов»

Воспитатель. Ребята, а предлагаю вам сказать о нашем родном городе добрые и красивые слова. Оживим словами наш могучий дуб. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и вешает листик к дереву.

Дети :

Культурный, город добрых людей, спортивный, красивый, родной, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, город хороших людей, Стародуб-капелька России.

Воспитатель: я с вами полностью согласна, наш город Стародуб самый замечательный, самый родной сердцу уголок.

Радостный и величавый получился наш дуб.

Ребята хотелось бы вам на минутку превратиться в дубочки? Попробуем.

Физминутка.

На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх)

Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Потягивания – руки в стороны)

А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!

Воспитатель: Хорошо у нас получилось. Ребята, а что это тут у нас под нашим дубом? Сундучок волшебный. Посмотрим что там за сюрприз. Попробуем открыть?

(Да. Дети открывают и не могут открыть)

Воспитатель: Что же делать? Как же быть?

Чтобы открыть волшебный сундучок, нам что то нужно сделать, какие будут предложения? (рассказать стих, задание выполнить, может рассказать о родном городе, о наших любимых местах или построить здания.)

Воспитатель: Интересное предложение. А чтобы вы хотели построить?

Дети :

Наш любимый детский сад, музей, спортивный комплекс.

Очень хорошо вы придумали.(на столах стоят фотографии зданий.) Тогда я предлагаю разделиться на 3 группы:

1 группа пройдет к столу,где строят спортивный комплекс.

2 группа пройдет к столу, где строят наш любимый детский сад «Березка»

3группа пройдет к столу, где строят краеведческий музей

(звучит музыка любимый Стародуб)

(В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции).

Воспитатель: Время подошло к концу.

Ребята посмотрим, что у вас получилось.

Дети :

(Подходят все дети к 1 столу и рассказывают, что они построили и так ко 2, 3 столу.)

Воспитатель: Как здорово получилась, красиво. Мне понравилось, что вы вместе строили, договаривались. Каждый из вас принимал участие в строительстве своего здания.

Звучит музыка.

Воспитатель: Я уверена, что это музыка не зря зазвучала. Это в нашем волшебном сундучке, может он открылся?

Дети : ура, открылся, все правильно сделали.

Воспитатель: Это сюрприз от нашего дерева дуба, дерева-добрых слов (воспитанники берут себе медали)

Что сделаем с остывшими медалями?

Дети : я хочу подарить Вам, маме, а я гостям….

Воспитатель: Умнички мои. Я надеюсь, что сегодняшнее знакомство с гербом Стародуба для вас было интересным и познавательным. Вам понравилось заниматься?

Предлагаю вам выполнить д/з. нарисовать свое любимое место, свой родной край. Пришло время прощаться с гостями. (До свидания!)


© 2024 okna-blitz.ru
Окна и балконы