Георг Зиммель - немецкий философ и социолог: основные идеи. Георг Зиммель: биография и творческий путь Г зиммель биография

Родился в состоятельной семье; родители Зиммеля были еврейского происхождения, отец принял католичество, мать - лютеранство, сам Зиммель был крещен в лютеранство в детстве.

Окончив Берлинский университет, более 20 лет преподавал там. Из-за антисемитских настроений начальства карьера складывалась не очень удачно.

w:Georg Simmelas Simmel died in 1918Source неизвестен , Public Domain

Долгое время служил на низкой должности приват-доцента, хотя и пользуясь популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт.

Внештатный профессор с 1901, штатный сотрудник провинциального Страсбургского университета (1914), где оказался в изоляции от берлинской научной среды, а с начала Первой мировой войны в том же году этот университет прекратил деятельность.

Незадолго до конца войны Зиммель умер в Страсбурге от рака печени.

Философские идеи

Как философа Зиммеля обычно относят к академической ветви «философии жизни», в его работах есть также черты неокантианства (его диссертация посвящена Канту).

В социологии Зиммель - создатель теории социального взаимодействия. Зиммеля относят к основоположникам конфликтологии (см. также теория социального конфликта).

По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию.

Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь.

Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гуманитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам.

неизвестен , Public Domain

Формальная социология

Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий.

Формы социальной жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д.

Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.

Основные формы социальной жизни

  1. Социальные процессы - к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. Образцом может служить такое явление, как мода. Мода предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе.
  2. Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка).
  3. «Модели развития» - универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности её членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплоченности группы и её единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.

Классификация форм социальной жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни:

  1. Ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и др.
  2. Несколько далее от потока жизни, то есть от общественных содержаний, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и пр. формы государственно-правовых организаций.
  3. Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы «игровые». Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы: «старый режим», то есть политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; «наука для науки», то есть знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть «орудием в борьбе за существование».

Формы социации абстрагировались Зиммелем от соответствующего содержания для того, чтобы выработать «опорные пункты» научного анализа. Через создание научно обоснованных понятий Зиммель видел путь к утверждению социологии как самостоятельной науки. Научно обоснованные понятия прежде всего должны отражать действительность, и методологическая ценность их в том, насколько они способствуют пониманию и упорядочению теоретически важных аспектов различных социальных процессов и социально-исторической жизни в целом.

ЗИММЕЛЬ, ГЕОРГ (Simmel, Georg) (1858–1918) – немецкий социолог, создатель теории анализа социального взаимодействия, один из основоположников конфликтологии.

Родился 1 марта 1858 в Берлине в многодетной семье еврея-коммерсанта. Отец умер, когда Зиммелю было 16 лет, мать не поддерживала с сыном тесных отношений. Его опекуном стал друг семьи, который обеспечил его финансовыми средствами на всю жизнь.

После окончания классической гимназии в 1876 Зиммель поступил в Берлинский университет, где изучал философию и историю. Здесь его преподавателями стали историки И.Дройзен, Т.Моммзен и основатели «психологии народов» М.Лацарус и Г.Штейнталь. Таким образом, он приобрел широкие набор обществоведческих знаний. Зиммелю пришлось проявлять настойчивость и твердость в достижении своих целей. Первая его попытка защитить диссертацию провалилась. Несмотря на неудачу, в 1881 он все же получил докторскую степень, защитив диссертацию по физической монадологии Канта .

Зиммель отказался от принятой в то время в академической среде традиции переходить из одного университета в другой. Он остался работать в Берлинском университете, где в 1885 получил должность приват-доцента. Он не имел фиксированной ставки, его жалование зависело от взносов студентов, которые хотели посещать его лекции. Впрочем, благодаря лекторскому таланту, проблем с набором слушателей у Зиммеля не возникало. Его аудиторию привлекал не только стиль подачи материала, но и само содержание лекций. Курс, который Зиммель читал студентам, носил междисциплинарный характер, затрагивая логику, историю философии, этику, социальную психологию и социологию. Его лекции стали посещать не только студенты, но и многие представители интеллектуальной элиты Берлина.

Несмотря на огромную популярность среди слушателей, его академическая карьера складывалась с трудом. На низкой должности приват-доцента Зиммель проработал 15 лет. Основное достижение за этот период – огромное количество публикаций. Ученый почти не принимал участие в дебатах по текущим социальным и политическим проблемам, зато написал около 200 статей и более 30 книг по теоретической проблематике. Первой его известной работой стала книга Социальная дифференциация. Социологические и психоло-гические исследования (1890). В 1892–1893 выходят Проблемы философии истории и двухтомное Введение в этику . В 1900 была опубликована Философия денег , написанная на стыке философии и социологии. Наконец, в 1908 появился его главный труд Социология. Исследование форм обобществления .

Хотя Зиммель постоянно предпринимал попытки стать полноправным членом научного сообщества, был известен и пользовался поддержкой со стороны таких знаменитых ученых как Макс Вебер и Генрих Риккерт , его прошения о повышении научного статуса постоянно отклонялись. Это происходило из-за его еврейского происхождения и распространенных в Германии антисемитских настроений; невнимания к социологии как самостоятельной науке в тот период; свойственного Зиммелю популяризаторского стиля подачи материала. То, что приводило в восторг слушателей, не нравилось многим его академическим коллегам.

Неудачи в карьере не сломили ученого. Он активно участвовал в научной и культурной жизни Германии, вместе с М.Вебером и Ф.Теннисом организовал Немецкое общество социологов. Только в 1901 Зиммель смог получить почетное звание профессора в Берлинском университете, но без места в штате сотрудников. В 1914 ему дали, наконец, постоянную академическую должность во второстепенном университете Страсбурга. Радость была омрачена тем, что, покинув Берлин, ученый потерял привычный круг общения, отчего попал в еще большую изоляцию, чем та, в которой он находился ранее. К тому же после начала Первой мировой войны университет Страсбурга перестал функционировать как учебное заведение. В 1915 Зиммель предпринял попытку занять вакантную должность в университете Гейдельберга, ему в очередной раз отказали. В последние годы жизни его целиком поглотила работа над проблемами культуры (Философия культуры , 1911, Гете , 1913, Рембрандт , 1916). Одним из последних его трудов стали Фундаментальные вопросы социологии , вышедшие в 1917.

Ученый подразделял социологию на три части – общая социология, чистая (или формальная) социология и философская социология.

Общая социология, по Зиммелю, занимается изучением уже устоявшихся аспектов общественной жизни. К проблемам такого рода можно отнести изучение «законов» и «ритмов» общественного развития, закономерностей социальной дифференциации и т.д. Во всех этих случаях общественная жизнь рассматривается как нечто уже существующее.

Общество рассматривается как результат взаимодействия между людьми. И главная задача социологии – это выделение и описание форм этих взаимодействий – сам Зиммель пользовался термином Vergesellshaftung, буквально «обобществление», – в процессе которых и рождается общество. Это выделение из общественной жизни форм обобществления и есть предмет формальной социологии. Иначе говоря, этот раздел социологии занимается изучением того, как возникает общественная жизнь. Сам Зиммель занимался преимущественно именно этой проблематикой.

Наконец, философская социология привносит в науку об обществе элементы теории познания и метафизики. В рамках этого направления решаются вопросы о смысле, целях и причинах формирования общественных отношений.

Занимаясь изучением процессов обобществления, Зиммель выделил несколько основных характеристик, по которым различаются формы социального взаимодействия людей.

1. Количество участников.

Казалось бы, взаимодействие возможно только между двумя и более людьми, но это не совсем верно. Определенные формы обобществления возможны уже и для одного человека, это одиночество и свобода. Например, одиночество означает, что человек исключен из социального взаимодействия, то есть оно тоже является результатом обобществления, но негативным. Два человека представляют собой более простой случай. Самое главное в таком виде взаимодействия – индивидуальность каждого человека в отдельности, которая и определяет характер взаимоотношений. Группа из трех человек еще больше усложняет такую систему взаимодействия. Третий может стать сторонним наблюдателем, посредником, либо наоборот, катализатором отношений между другими двумя. Начиная с группы в три человека, можно говорить об обобществлении в полном смысле этого понятия.

2. Отношения между участниками.

Благоприятные отношения между взаимодействующими людьми описываются посредством понятия «сплоченности». Наивысшая степень сплоченности – любовь, когда люди практически растворяются друг в друге. С другой стороны, сплоченности противостоит господство и подчинение. Это тоже своего рода взаимодействие, потому что заинтересованность одного в реализации своей воли может предполагать наличие заинтересованности других в выполнении этой воли. В отличие от Тенниса и Дюркгейма , Зиммель не считал, что основополагающим принципом общественной жизни является солидарность. Он находил процесс обобществления даже там, где, казалось бы, происходит разъединение и распад взаимодействия между людьми – в спорах, в конкуренции, во вражде, в конфликтах. Этот акцент на антагонистические аспекты взаимодействия между людьми лег в основу нового научного направления – социологии конфликта (конфликтологии).

3. Пространство взаимодействия.

Для описания силы взаимодействия людей и социальных групп друг с другом Зиммель активно пользовался понятием «социальное пространство», подразумевая под ним ту сферу, которую участник общения считает своей и отделяет условной границей от сфер влияния других людей или социальных групп. Благодаря Зиммелю понятие «социальное пространство» и производные от него (скажем, «социальная дистанция») вошло в число основных социологических терминов, оно используется и в современной социологии.

Аутсайдерское положение в немецкой академической среде и склонность «разбрасываться» (занятия то философией, то социологией, то культурологией) привели к тому, что Зиммель не создал собственной научной «школы». Тем не менее, его влияние на после-дующее развитие социологии оказалось очень сильным. Самое большое воздействие теория Зиммеля оказала на американскую социологию – она стала отправной точкой для формирования Чикагской социологической школы (Роберт Пак, один из главных ее представителей, лично посещал лекции Зиммеля). Влияние Зиммеля сказалось также на работах П.Сорокина , К.Манхейма, Х.Фрайера, Т.Адорно и многих других выдающихся со-циологов первой половины 20 в.

Основные труды: Избранное , т. 1; Философия культуры , т. 2; Созерцание жизни . М., Юристъ, серия: Лики культуры, 1996; Социальная дифференциация: Социологическое и психологическое исследование . М., М. и С.Сабашниковы, 1909.

Интернет-ресурсы: http://club.fom.ru/182/178/122/library.html;

(http://anthropology.ru/ru/texts/gorozia/georgia_05.html)

(http://www.countries.ru/library/culturologists/simmel/zimmelff.htm)

Наталия Латова

Осипов Г.

Из всех теоретиков, работавших на рубеже XIX-XX вв. и считающихся ныне классиками буржуазной социологии, Георг Зиммель - самый непоследовательный и противоречивый. Его творчество постоянно подвергается многочисленным, иногда взаимоисключающим друг друга интерпретациям. Оценки социологии Зиммеля историками и теоретиками социологии колеблются от полного отрицания ими ценности его идей до признания их этапными, в значительной мере определившими содержание и направление последующего социологического развития.

Георг Зиммель родился 1 марта 1858 г. в Берлине. Окончив классическую гимназию, он поступил в Берлинский университет, где в числе его преподавателей были историки Моммзен, Дройзен и Трейчке, психологи Лацарус, Штейнталь и Бастиан, философы Харм и Целлер. В 1881 г. он получил докторскую степень по философии за диссертацию о Канте, через 4 года стал приват-доцентом, а через 15 лет - экстраординарным, т. е. внештатным, профессором и оставался в этой должности еще полтора десятилетия, не получая никакого жалованья, за исключением студенческих взносов за лекции. Лишь в 1914 г. он получил штатную должность профессора в университете Страсбурга, где читал логику, историю философии, метафизику, этику, философию религии, философию искусства, социальную психологию, социологию, а также специальные курсы по Канту, Шопенгауэру и Дарвину. Умер Зиммель 26 сентября 1918 г.

Три момента затрудняют адекватное понимание и оценку творчества Зиммеля: сложная идейная эволюция, широта и разбросанность его интересов, скорее эссеистский, чем систематический стиль большинства его работ.

Блестящий лектор и плодовитый писатель (издающееся в ФРГ полное собрание сочинений Зиммеля составляет 14 томов), он начал свой творческий путь в лоне «неофициальной берлинской культуры» . Представители этого довольно расплывчатого направления ориентировались на идеи натуралистического материализма, механицизма и социал-дарвинизма, импонировавшие многим крупным естествоиспытателям, смотревшим на науку как на «peлигию нашего времени». Характерен для этого периода, в частности переведенный на русский язык очерк Зиммеля «Дарвинизм и теория познания» . Влияние натуралистического позитивизма чувствуется и в одной из ранних его социологических работ «Социальная дифференциация: Социологическое и психологическое исследование» .

Затем последовал период, который условно может быть обозначен как «неокантианский». Именно тогда Зиммелем были написаны его многочисленные работы о Канте , создан труд по философии истории . Неокантианские идеи наложили глубокий отпечаток на разработку Зиммелем категорий «формы» и «содержания» - основополагающих понятий его социологической концепции.

Зиммель испытал глубокое влияние идей К.Маркса. Одна из фундаментальных его работ - «Философия денег» - представляет собой попытку культурологической (в отличие от марксовой социологической) интерпретации понятия отчуждения, во многом повторяющей критику Марксом капиталистического строя и буржуазного образа жизни. Последний же этап идейного развития Зиммеля характеризовался нарастанием скептицизма и сближением с антирационалистическими и антинатуралистическими движениями, переходом на позиции «философии жизни» . Характерна для этого периода его дружба с поэтом-мистиком Стефаном Георге, которому он посвятил одну из своих последних книг. Однозначная оценка социологического творчества Зиммеля затруднена также по причине многосторонности его интересов. Зиммель был не только (и даже не в первую очередь) социологом, но и влиятельным философом культуры, теоретиком искусства, много писал по проблемам социальной психологии, этики, политэкономии, социологии города, религии, пола и др. И в каждой из этих областей он находил нечто, дополняющее и уточняющее его социологическое видение.

Зиммель редко прибегал к систематизации своих идей, так что его социологическая концепция оказалась как бы «рассыпанной» по различным статьям, книгам, эссе, написанным ad hoc и почти всегда посвященным важным, но частным проблемам. Эти пестрота и многообразие часто создавали представление об отсутствии за ними сколько-нибудь связного целого. На самом же деле все эти разнообразные проблемы и интересы объединяло характерное и весьма оригинальное для своего времени представление о предмете, методе и задачах социологической науки.

1. Метод, предмет и задачи социологии

Социология, писал Зиммель, должна конституироваться не традиционным для социальных наук образом - посредством выбора особенного, не «занятого» другими науками предмета, а как метод: «Поскольку она исходит из того, что человека следует трактовать как общественное существо и что общество является носителем всех исторических событий, постольку она не находит объекта, который не изучался бы уже какой-либо из общественных наук, но обнаруживает для всех их новый путь - метод науки, которая именно в силу ее применимости ко всей совокупности проблем не является наукой, обладающей собственным содержанием» .

С этой точки зрения все предметы каждой из общественных наук являются своеобразными, особенным образом оформленными «каналами», через которые «течет» общественная жизнь - «единственный носитель любой силы и любого смысла» . Напротив, новое социологическое видение имеет своей задачей выделение и схватывание закономерностей, не поддающихся анализу средствами каждой из этих наук.

Конечной целью социологического метода, практикуемого в различных науках, считал Зиммель, является вычленение в их совокупном предмете особенного ряда факторов, становящихся собственным предметом социологии, «чистых форм социации» (Formen der Verges-ellschaftung). Термин «Vergesellschaftung» можно было бы перевести словом «общение». Однако оно чаще всего применяется для перевода марксова термина «Verkehr». Поэтому мы применяем в данном случае термин «социация» (по аналогии с анг. Sociation).

Социологический метод вычленяет, пишет Зиммель, «из явлений момент социации... как грамматика отделяет чистые формы языка от содержания, в котором живы эти формы» . За выявлением чистых форм социации должно было следовать их упорядочение и систематизация, психологическое обоснование и описание их в историческом изменении и развитии .

Практику применения социологического метода в различных общественных науках, т. е. выявление особого рода закономерностей в рамках их традиционного предмета, Зиммель называл общей социологией, описание и систематизацию чистых форм социации - чистой, или формальной, социологией. Чистая социология должна была служить выработке ориентиров, позволяющих исследователям в различных науках об обществе подходить к своему предмету «социологично», а значит - более осознанно, чем раньше, ставить проблемы и искать их решения. Чистая социология должна выполнять по отношению к прочим общественным наукам методологическую функцию, становясь «теорией познания частных социальных наук» .

Система социального знания включала в себя также две философские социологические дисциплины: социологическую теорию познания, «охватывающую условия, предпосылки и основные понятия социологического исследования, которые в самом исследовании не могут быть обнаружены» ; социальную «метафизику», необходимость в которой возникает тогда, когда «единичное исследование приводится к отношениям и целостностям, ставится в связь вопросами и понятиями, не рождающимися и не существующими внутри опыта и непосредственного предметного знания» .

Таким образом, складывалась целостная трехступенчатая (общая - формальная - философская социология) концепция социального знания. Намеченная Зиммелем программа оказалась для своего времени весьма прогрессивной. Период ее возникновения был периодом ускоренной институционализации и профессионализации социологии. В это время вопрос о выяснении собственной предметной области социологии был особенно актуальным.

Существовали два основных подхода к решению этого вопроса. Согласно первому из них, все социальное сводится исключительно к индивидам, их свойствам и переживаниям, так что «общество» оказывается абстракцией, неизбежной с точки зрения практики, полезной для предварительного ознакомления с явлением, но не представляющей собой реального предмета. Если индивиды и их переживания могут быть исследованы естественными и историческими науками, то для особой, отдельной науки - социологии - не остается своей области. Самым ярким представителем этого подхода был Дильтей.

«Если с точки зрения такой критики, - писал Зиммель, - общества, так сказать, слишком мало, то с другой - его слишком много, чтобы ограничить его изучение одной наукой» . С этой другой точки зрения все, что происходит с людьми, происходит в обществе, обусловлено обществом и является его частью. Поэтому нет науки о человеческом, которая не была бы наукой об обществе. На таких позициях стоял, в частности, Теннис, объединявший в рамках «общей социологии» право и филологию, политологию и искусствознание, психологию, теологию и даже антропологию. В этом случае, говорил Зиммель, «совокупность наук ставится на голову и к ней приклеивается новая этикетка: социология» .

Согласно Зиммелю, его собственная концепция давала возможность строго определить оба рода междисциплинарных границ: во-первых, она гарантировала четкость отделения социологии как учения о чистых формах социации от прочих общественных наук; во-вторых, она позволяла провести границу между науками об обществе (в которых оказывалось возможным применение социологического метода) и науками о природе. Тем самым она одновременно обеспечивала единство социологии как науки и единство общественных наук.

2. Формальная социология

Понятие формы и тесно связанное с ним понятие содержания - важнейшие понятия зиммелевской чистой, или формальной, социологии.

1. Краткая биографическая справка, основные труды.

Георг Зиммель (01.03.1858 - 26.09.1918) - немецкий философ-идеалист и социолог, основатель формальной социологии. Родился в Берлине 1 марта 1858 г. Закончил философский факультет Берлинского университета. С 1901 по 1914 г. был профессором в Берлинском университете. Не имея в Германии возможности эффективно работать и преподавать, он уехал во Францию, где, начиная с 1914 г, преподавал в университете Страсбурга в должности профессора. Скончался Георг Зиммель в Страсбурге 26 сентября 1918 г. Ранний период, отмеченный влиянием Г. Спенсера и Ч. Дарвина (биологически-утилитаристское обоснование этики и теории познания: мораль и истина как род инстинктивной целесообразности), сменяется в 1900-х гг. воздействием идей И. Канта, в особенности - его априоризма. В дальнейшем Зиммель становится одним из наиболее значительных представителей «философии жизни», разрабатывая преимущественно проблемы философии культуры.

Основные труды:

· Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890)

· Проблемы философии истории (1892-1893)

· Философия денег (1900)

· Религия (1906)

· Социология. Исследование форм обобществления (1908)

· Философия культуры (1911)

· Фундаментальные вопросы социологии (1917)

Основные понятия, разработанные Г. Зиммелем: Методологический релятивизм, геометрический метод исследования, интеракция, формальная социология, методы понимания (по аналогии, выделение общих признаков, типизация, изучение жизненных практик в пространстве и времени), философская социология, историческая социология, форма, содержание. Социальная дифференциация, социальное взаимодействие, капиталистическое общество.

2. Методология исследования.

Зиммель ввел принципиально новую методологию социологического исследования – методологический релятивизм. Методологический релятивизм выступил против объективистского натуралистического позитивизма и позволил выявить богатство индивидуальных особенностей внутреннего микромира.

Методологический релятивизм («относительный»). Зиммель считал, что исследователь познает не объективные характеристики общества, а отраженные представления людей об образе социального мира, выраженные через интеллект, идеи, чувства, мотивы деятельности, отраженные в интернализованных ценностях, знаниях, которые являются результатом жизненного опыта, статуса, социального окружения и др. факторов. Все это побуждает человека к социальному действию, определяет характер взаимодействия с другими людьми. Все знания об индивидах и обществе относительно правильны (не объективны).

Методология Зиммеля опирается также на:

1)Формальную социологию – выведение обобщающих (идеальных) форм социального взаимодействия, их типологию. Формальная социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Рассматривает поступки людей относительно. Главным в учениях Зиммеля было понятие формы. Форма выступала у него, как универсальный способ воплощения и реализации содержания, которое представляло исторически обусловленные мотивы, цели, побуждения человеческих взаимодействий.

«Во всяком наличном социальном явлении содержание и общественная форма образуют центральную реальность; социальная форма так же не может приобрести существования, отрешенного от всякого содержания, как пространственная форма не может существовать без материи, формой которой она является. В действительности, все это неразрывные элементы всякого социального бытия и бывания; интерес, цель, мотив и форма или характер взаимодействия между личностями, через посредство которых или в образе которых это содержание становится общественной действительность».

Проблема формы и содержания волновала Зиммеля.

Большое внимание Зиммель уделял методологическим проблемам социологического познания, то есть вопросам, связанным с обоснованием истинности социологического знания. В качестве специфической теории познания у Зиммеля фигурировала теория исторического понимания.

В его исследованиях присутствует и функциональный анализ взаимодействия индивидов, эволюционный анализ развития общества, рациональный анализ (стремление использовать принцип рационализма при изучении капитализма и основных категорий – интеллекта и денег). Люди преимущественно взаимодействуют на эмоциональной основе, но существует тенденция возрастания рациональности. Зиммель использует и диалектический метод : изучает социальную реальность в диалектическом противоречии социальных и культурных процессов в обществе.

3. Методы исследования и понимания.

1)Геометрический метод исследования социальных явлений направлен на исследование социального взаимодействия людей. Метод социальной геометрии. Состоит из четырех геометрических приемов: - изучение социального пространства: социальное взаимодействие имеет пространственную форму, границы общественного образования и оказывает влияние на особенности социального взаимодействия;

Учитывание дистанции: характер ценности носит относительный характер в зависимости от ее положения в социальном пространстве. Чем дальше расположена ценность, тем она ценнее. У ценности есть дистанционные пределы. Если ценность повседневная, ее значимость теряется, также как обесценивается недоступная ценность;

Выявление числа, размера: учитывать число участников социального взаимодействия. Малая группа – диады, триады; законы взаимодействия внутри группы зависят от размера группы;

Определение социального времени: оно отражает характер протекания социального взаимодействия во времени (синхронный, диахронный), скорость протекания.

2)Метод интерпретации (понимания) социальных явлений и смыслов участников взаимодействия (метод понимания ).

У Зиммеля понимание другого достигается разными методами:

· по аналогии

· на основе личного опыта

· выделения общих признаков переживания

· выявления степени осознанности самим индивидом социального действия

· типизация социального действия: соотнесение личностного субъективного переживания индивида с общественными ценностями

· изучения практики жизни участников взаимодействия с целью создания более полного образа человека на основе жизненных практик в пространстве и времени, отразив его индивидуальность, с одной стороны, и причастность к определенному социальному типу

3)Метод социологического воображения. Позволяет погружаться в идею духовного, внутреннего мира индивида, уловить, таким образом, то, что не сказано самим индивидом.

4. Задачи социологии.

· Осуществлять пространственно-временную корреляцию социального взаимодействия, используя принцип дуализма;

· Изучать во всех противоречиях и противоположностях социальное взаимодействие;

· Исследовать эволюционное развитие общества;

· Разрабатывать фундаментальные обобщающие понятия и термины;

· Изучать типы социального поведения людей

· Выявлять формы социального взаимодействия людей.

5. Объект социологии.

Объект социологии (по Зиммелю) - изучение социального взаимодействия (интеракции) на макро и микроуровне. Т.е. на уровне группы и общества. Понятие взаимодействия Зиммель считал основной «клеточкой» общества. Он писал:

«общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а так же множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, к сочетанию или согласованию внутренних состояний..Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство – общество».

«Все, что мы называем объектом вообще, есть комплекс определений и отношений, из которых каждое, вскрытое на множестве предметов, может стать объектом особой науки. Социология, как особая наука, могла бы найти свой особый объект в том, что она проведет новую линию сквозь факты, которые сами по себе хорошо известны. По отношению к ним только не обнаружило еще своей действенности то понятие, которое раскрыло бы нечто вообще для всех этих фактов в их стороне, обращенной к ее линии, образовало бы из них методически-научное единство».

6. Понятие социальности: интеракция.

Первичный исходный элемент, который непрерывно создает социальность – это социальное взаимодействие или интеракция. Зиммель первым ввел понятие интеракции , которая означает конкретное непосредственное социальное взаимодействие, в котором общие смыслы и значения разделяются всеми его участниками с помощью языка, жестов и прочих символов.

Особенности социальной интеракции: - она является непосредственной, конкретной, реальной (а не предлагаемой)

Она носит символический характер

Взаимодействие имеет определенный смысл, понятый участниками. Зиммель говорит, что социальность зарождается как пшеница в головах людей

Смысл и значения должны быть общими и разделяемы участниками взаимодействия

Принципиально важно: социальность (обобществление) появляется тогда, когда начинается взаимодействие двух или более индивидов

Зиммель обращает внимание на реакцию другого как причину, стимулирующую поведение субъекта, т.е. внимание акцентируется на взаимодействии взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных действий как минимум двух субъектов на основе общих смыслов, разделяемых ими.

Действие одного индивида является одновременно и причиной и следствием действия другого. Создается цепочка социального взаимодействия из следующих элементов:

Стимул - смысл

Интеракция – понимание

Реакция – ответное действие

Главный исследовательский вопрос состоит в стремлении понять смыслы и значения социальных действий; Осуществлять пространственно-временную корреляцию социального взаимодействия, используя принцип дуализма; Изучать во всех противоречиях и противоположностях социальное взаимодействие; Исследовать эволюционное развитие общества; Разрабатывать фундаментальные обобщающие понятия и термины; Изучать типы социального поведения людей; Выявлять формы социального взаимодействия людей.

7. Предмет и структура социологии.

Предметом исследования являются формы социального взаимодействия, типология социального поведения.

Исходной проблемой, от которой начинает свои социологические построения Зиммель, является проблема определения предмета социологии. Как считал Зиммель, социология должна утвердить свое право на существование не посредством выбора особого, не «занятого» другими науками предмета, а как метод. Социология, по Зиммелю, не является наукой, «обладающей собственным содержанием, поскольку она не находит себе объекта, который не изучался бы какой-либо из общественных наук. Отсюда, раз социология не может определить свой предмет путем простого вычленения тех или иных явлений социальной жизни, она должна определить его методологически, найдя специфическую точку зрения. Эта специфическая точка зрения состоит в том, что социология должна исследовать не содержание, а формы общественной (социальной) жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям».

Структура социологии состоит из трех уровней:

Философская социология. Ее предметом является чистая социология, разработка фундаментальных идей, обобщающих понятий и терминов, развитие социологической теории знания;

Историческая социология. Ее предметом изучения является изучение развития общества на основе действия законов дифференциации и интеграции;

Формальная социология. Предмет изучения – формы социального взаимодействия, типология социального поведения.

8. Формы социального взаимодействия.

Зиммель обращает внимание на два аспекта социального взаимодействия: форму и содержание.Форма – универсальный способ социального взаимодействия, который может наполняться разным содержанием. Содержание – интересы, цели, мотивы взаимодействующих субъектов. Социальный смысл рождается в головах людей. Без смысла нет социальной жизни.

Понятие формы – центральная категория формальной социологии. Форма важнее, чем содержание, т.к. позволяет выявить некие чистые формы социального взаимодействия. В любых общественных группах, при самых несходных целях и интересах – взаимодействие происходит в одинаковых формах.

Типы взаимодействия, постоянно повторяясь, превращаются в универсальные образцы поведения, которые носят неизменный характер. Зиммель вывел следующие формы социального взаимодействия людей:

· Господство

· Соперничество

· Свободное общение

· Секретность

· Подчинение

· Религиозность

· Конкуренция

· Подражание

· Образование партии

· Разделение труда

· Представительство

Зиммель выявил следующие социальные идеальные типы людей:

· Кокетка

· Проститутка

· Аристократ

· Светская львица

9. Общество и индивид.

У Зиммеля общество рассматривается с двух сторон:

1. Во-первых, общество как подчеркивает социолог: «комплекс обобществленных личностей», «общественно-оформленный человеческий материал»

2. Во-вторых, оно представляет собой сумму тех форм отношений, благодаря которым из личностей и образуется общество в указанном выше смысле слова.

Общество непрерывно сопровождается взаимодействием. С обществом у Зиммеля связан такой термин, как «обобществление».

Зиммель обосновал новый теоретико – методологический подход к исследованию общества. Его методология – формальный релятивизм – направлена против позитивизма Конта и натурализма Спенсера, социального реализма Дюркгейма и социологического номинализма Вебера. Формальный релятивизм позволяет понять общество как результат взаимодействия индивидов и социальных групп. Общество – объективная реальность, которая существует вне любого явления и в каждый данный социологический момент. Собственно «общество» в себе есть такое существование с другим, для другого, против другого, где материальные или индивидуальные содержания и интересы, благодаря влечению или цели, обретает или сохраняют форму.

Индивид у Зиммеля обладает сознанием и волей, т.е. возможностью делать выбор путей и способов деятельности. Его индивида уже можно отнести к субъекту.

Общество и индивид: дуальность взаимодействия. Отношения между обществом и индивидом выстраиваются на основе дуальности: индивид, обладая сознанием и волей, вступает во взаимодействие с другими, сообразуясь с его и своими интересами и целями. Зиммель делает попытку представить взаимоотношенич общества и индивидов как дуальные: с одной стороны, общение индивидов создает общество, с другой стороны, общество, побуждая индивидов к конкретным формам взаимодействия, делает их и обобществленными.

«В каждом человеке индивидуальное и социальное стоят в неизменной пропорции, которая только изменяет свою форму: чем теснее круг, которому мы отдаемся, тем меньше мы имеем индивидуальной свободы ».

Теория интеракции.

По Зиммелю, первичной основой общества является социальное взаимодействие индивидов. Такое взаимодействие имеет два элемента: содержание, состоящее из интересов, целей, мотивов, и форму взаимодействия индивидов.

Социальное взаимодействие он рассматривал прежде всего как психологический процесс – конкретную ситуацию, в которой участвуют два индивида. Единственно, что существует, по мнению Зиммеля, - это индивиды как человеческие существа, их ситуации и деятельность. Поэтому и «существование общества, которое возникает через идеализированный синтез таких взаимодействий, никогда не может быть проанализировано как реальность». Понять ситуации и деятельность, По Зиммелю, значит рассмотреть такие ситуации в единстве содержания и формы. Таким образом, он заложил основы идеи, что источники социальной жизни находятся в головах участников социального взаимодействия, их которых, как пшеница из земли, вырастает все поле социальной жизни. Таким образом, по Зиммелю, внимание концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий (интеракций). Он в отличие от Вебера считал, что «глобальные социальные теории в социологии невозможны». С воем социологическом анализе Зиммель опирался прежде всего на «микроосновы» человеческого опыта, и в первую очередь – его культурную составляющую. Исходя из этого, по мнению социолога, возможно, с одной стороны понимание индивидуального, опыта реальной жизни, с другой – видение общества как целого мозаичного полотна, сотканного из множества «фрагментов». При таком подходе социальные структуры рассматриваются как возникающие из сложного процесса взаимодействий и межличностных коммуникаций, в котором общие «смыслы и значения» обговариваются, устанавливаются и, в определенной мере, разделяются всеми участниками взаимодействия. Из такого видения социальное взаимодействие предстает как обмен жестами и языковыми символами, которые структурируют интеллектуальное взаимодействие в обществе.

Социальная группа.

Зиммель вывел ряд законов взаимодействия группы:

1) размер группы прямо пропорционален степени свободы ее членов

2) чем меньше группа, тем больше единство и сплоченность против враждебного окружения

3) чем больше группа, тем больше возможностей для проявления индивидуальности и индивидуальной свободы

Зиммель отмечает, что человек включен не в одну, а несколько социальных групп (семья, родственники, профессиональный круг и т.д.) Чем в большее количество групп включен человек, тем больше развита его культура, тем больше возможностей для проявления свободы и индивидуальности, тем более развитым является общество.

Социальный прогресс.

К социальным процессам Зиммель относит:

Первое - подчинение, господство, примирение, соревнование и др.

Вторая категория социальных форм охватывает социальные типы, означающие некоторые характеристики качеств человека, не зависящих от взаимодействий между людьми (например, аристократ, бедняк, кокетка, купец, женщина, чужой и т.д.)

Третья группа социальных форм включает в себя модели развития и характеризует социальную дифференсацию, взаимосвязи группы и индивидуальности. Зиммель пишет, что усиление индивидуальности ведет к деградации группы (чем меньше группа тем ее члены становятся более непохожими друг на друга).

В качестве одного из социальных процессов Зиммель характеризует моду.

«Сущьность моды состоит в том, что ей следует всегда лишь часть группы, группа же в целом находится на пути к ней. Как только мода полностью принята, т.е. как только то, что первоначально делали некоторые, теперь действительно совершается всеми без исключения, что и произошло с некоторыми элементами одежды и форм общения, это больше не называют модой».

10. Анализ капиталистического общества. Интеллект. Деньги. Всеобщее отчуждение.

Зиммель выявил взаимосвязь между развитием интеллекта и денег в работе «Философия денег». Здесь он дает характеристику капиталистического общества.

Параллельно с ростом свободы и индивидуализации на основе разделения труда развивается интеллект, одновременно это способствует развитию денежной системы; характерные черты капиталистического общества – деньги и интеллект, денежная экономика – есть воплощение интеллектуального потенциала. Социальный прогресс, историческое развитие и его содержание определяется развитием интеллекта и денег. Происходит интеллектуализация общественной жизни. Рационализация связана с развитием денежной системы.

Возникновение и развитие денег как проявление возросшего интеллекта служит, по Зиммелю, признаком начала исторического развития общества, т.е. история начинается с развития капиталистического общества. Интеллект и рационализация – две стороны одной медали, которая называется капиталистическим обществом. Интеллект выстраивает объективную механистическую картину мира с беспощадной логикой, отбрасывая наивный субъективизм в понимании прежних эпох. Деньги порождают всеобщее отчуждение, даже собственник благодаря деньгам отчуждается от собственности, люди теряют свою индивидуальность, обезличиваются. Природа денег аналогична природе проституции: также не связаны с каким – либо одним субъектом, также легко уходят и приходят к своим хозяевам.

11. Социология конфликта.

Зиммеля считают одним из основоположников социологии конфликта. Конфликт он считал имманентным природе общества, является всеобщим и универсальным, действует во всех сферах общества. Конфликт – атрибут общества, он был, есть и будет всегда.

«Парадокс Зиммеля»: чтобы сдержать конфликт, следует до его начала, выяснить сравнительную силу конфликтующих сторон. Это помогает урегулировать конфликт.

12. Значение творчества Зиммеля.

· Основал формальную социологию в Германии

· Разработал новые теоретико – методологические принципы исследования форм взаимодействия людей

· Сформулировал типологию социальных типов

· Способствовал институализации социологии как науки и учебной дисциплины в Германии

Достоинства:

Главным достоинством, по моему мнению, в учениях Зиммеля было то, что он подробно анализирует проблему соотношения общества и индивида. При этом считая подлинной реалией лишь последних. Что же касается общества как такового, то его понятие как объекта науки улетучивается.

Следовательно, основной акцент социология, по Зиммелю, должна делать на изучении индивидов, их взаимодействий, которые и позволяют представить в своей совокупности общество.

Недостатки:

Главным недостатком не только Зиммелевских учений, но и всей интерпретативной парадигмы - это углубленность в микромир. Данная парадигма выносит человека за рамки анализа проблемы общества.

Например, Зиммель на первый план выносит изучение социального взаимодействия (интеракции) на макро и микроуровне. Т.е. на уровне группы и общества. Понятие взаимодействия Зиммель считал основной «клеточкой» общества.

Но у Зиммеля единицей изучения выступает уже не отдельный индивид, взаимодействие индивидов. Но все равно изучение проходит на микроуровне.

ЗИММЕЛЬ, ГЕОРГ (Simmel, Georg) (1858–1918) – немецкий социолог, создатель теории анализа социального взаимодействия, один из основоположников конфликтологии.

Родился 1 марта 1858 в Берлине в многодетной семье еврея-коммерсанта. Отец умер, когда Зиммелю было 16 лет, мать не поддерживала с сыном тесных отношений. Его опекуном стал друг семьи, который обеспечил его финансовыми средствами на всю жизнь.

После окончания классической гимназии в 1876 Зиммель поступил в Берлинский университет, где изучал философию и историю. Здесь его преподавателями стали историки И.Дройзен, Т.Моммзен и основатели «психологии народов» М.Лацарус и Г.Штейнталь. Таким образом, он приобрел широкие набор обществоведческих знаний. Зиммелю пришлось проявлять настойчивость и твердость в достижении своих целей. Первая его попытка защитить диссертацию провалилась. Несмотря на неудачу, в 1881 он все же получил докторскую степень, защитив диссертацию по физической монадологии Канта .

Зиммель отказался от принятой в то время в академической среде традиции переходить из одного университета в другой. Он остался работать в Берлинском университете, где в 1885 получил должность приват-доцента. Он не имел фиксированной ставки, его жалование зависело от взносов студентов, которые хотели посещать его лекции. Впрочем, благодаря лекторскому таланту, проблем с набором слушателей у Зиммеля не возникало. Его аудиторию привлекал не только стиль подачи материала, но и само содержание лекций. Курс, который Зиммель читал студентам, носил междисциплинарный характер, затрагивая логику, историю философии, этику, социальную психологию и социологию. Его лекции стали посещать не только студенты, но и многие представители интеллектуальной элиты Берлина.

Несмотря на огромную популярность среди слушателей, его академическая карьера складывалась с трудом. На низкой должности приват-доцента Зиммель проработал 15 лет. Основное достижение за этот период – огромное количество публикаций. Ученый почти не принимал участие в дебатах по текущим социальным и политическим проблемам, зато написал около 200 статей и более 30 книг по теоретической проблематике. Первой его известной работой стала книга Социальная дифференциация. Социологические и психоло-гические исследования (1890). В 1892–1893 выходят Проблемы философии истории и двухтомное Введение в этику . В 1900 была опубликована Философия денег , написанная на стыке философии и социологии. Наконец, в 1908 появился его главный труд Социология. Исследование форм обобществления .

Хотя Зиммель постоянно предпринимал попытки стать полноправным членом научного сообщества, был известен и пользовался поддержкой со стороны таких знаменитых ученых как Макс Вебер и Генрих Риккерт , его прошения о повышении научного статуса постоянно отклонялись. Это происходило из-за его еврейского происхождения и распространенных в Германии антисемитских настроений; невнимания к социологии как самостоятельной науке в тот период; свойственного Зиммелю популяризаторского стиля подачи материала. То, что приводило в восторг слушателей, не нравилось многим его академическим коллегам.

Неудачи в карьере не сломили ученого. Он активно участвовал в научной и культурной жизни Германии, вместе с М.Вебером и Ф.Теннисом организовал Немецкое общество социологов. Только в 1901 Зиммель смог получить почетное звание профессора в Берлинском университете, но без места в штате сотрудников. В 1914 ему дали, наконец, постоянную академическую должность во второстепенном университете Страсбурга. Радость была омрачена тем, что, покинув Берлин, ученый потерял привычный круг общения, отчего попал в еще большую изоляцию, чем та, в которой он находился ранее. К тому же после начала Первой мировой войны университет Страсбурга перестал функционировать как учебное заведение. В 1915 Зиммель предпринял попытку занять вакантную должность в университете Гейдельберга, ему в очередной раз отказали. В последние годы жизни его целиком поглотила работа над проблемами культуры (Философия культуры , 1911, Гете , 1913, Рембрандт , 1916). Одним из последних его трудов стали Фундаментальные вопросы социологии , вышедшие в 1917.

Ученый подразделял социологию на три части – общая социология, чистая (или формальная) социология и философская социология.

Общая социология, по Зиммелю, занимается изучением уже устоявшихся аспектов общественной жизни. К проблемам такого рода можно отнести изучение «законов» и «ритмов» общественного развития, закономерностей социальной дифференциации и т.д. Во всех этих случаях общественная жизнь рассматривается как нечто уже существующее.

Общество рассматривается как результат взаимодействия между людьми. И главная задача социологии – это выделение и описание форм этих взаимодействий – сам Зиммель пользовался термином Vergesellshaftung, буквально «обобществление», – в процессе которых и рождается общество. Это выделение из общественной жизни форм обобществления и есть предмет формальной социологии. Иначе говоря, этот раздел социологии занимается изучением того, как возникает общественная жизнь. Сам Зиммель занимался преимущественно именно этой проблематикой.

Наконец, философская социология привносит в науку об обществе элементы теории познания и метафизики. В рамках этого направления решаются вопросы о смысле, целях и причинах формирования общественных отношений.

Занимаясь изучением процессов обобществления, Зиммель выделил несколько основных характеристик, по которым различаются формы социального взаимодействия людей.

1. Количество участников.

Казалось бы, взаимодействие возможно только между двумя и более людьми, но это не совсем верно. Определенные формы обобществления возможны уже и для одного человека, это одиночество и свобода. Например, одиночество означает, что человек исключен из социального взаимодействия, то есть оно тоже является результатом обобществления, но негативным. Два человека представляют собой более простой случай. Самое главное в таком виде взаимодействия – индивидуальность каждого человека в отдельности, которая и определяет характер взаимоотношений. Группа из трех человек еще больше усложняет такую систему взаимодействия. Третий может стать сторонним наблюдателем, посредником, либо наоборот, катализатором отношений между другими двумя. Начиная с группы в три человека, можно говорить об обобществлении в полном смысле этого понятия.

2. Отношения между участниками.

Благоприятные отношения между взаимодействующими людьми описываются посредством понятия «сплоченности». Наивысшая степень сплоченности – любовь, когда люди практически растворяются друг в друге. С другой стороны, сплоченности противостоит господство и подчинение. Это тоже своего рода взаимодействие, потому что заинтересованность одного в реализации своей воли может предполагать наличие заинтересованности других в выполнении этой воли. В отличие от Тенниса и Дюркгейма , Зиммель не считал, что основополагающим принципом общественной жизни является солидарность. Он находил процесс обобществления даже там, где, казалось бы, происходит разъединение и распад взаимодействия между людьми – в спорах, в конкуренции, во вражде, в конфликтах. Этот акцент на антагонистические аспекты взаимодействия между людьми лег в основу нового научного направления – социологии конфликта (конфликтологии).

3. Пространство взаимодействия.

Для описания силы взаимодействия людей и социальных групп друг с другом Зиммель активно пользовался понятием «социальное пространство», подразумевая под ним ту сферу, которую участник общения считает своей и отделяет условной границей от сфер влияния других людей или социальных групп. Благодаря Зиммелю понятие «социальное пространство» и производные от него (скажем, «социальная дистанция») вошло в число основных социологических терминов, оно используется и в современной социологии.

Аутсайдерское положение в немецкой академической среде и склонность «разбрасываться» (занятия то философией, то социологией, то культурологией) привели к тому, что Зиммель не создал собственной научной «школы». Тем не менее, его влияние на после-дующее развитие социологии оказалось очень сильным. Самое большое воздействие теория Зиммеля оказала на американскую социологию – она стала отправной точкой для формирования Чикагской социологической школы (Роберт Пак, один из главных ее представителей, лично посещал лекции Зиммеля). Влияние Зиммеля сказалось также на работах П.Сорокина , К.Манхейма, Х.Фрайера, Т.Адорно и многих других выдающихся со-циологов первой половины 20 в.

Основные труды: Избранное , т. 1; Философия культуры , т. 2; Созерцание жизни . М., Юристъ, серия: Лики культуры, 1996; Социальная дифференциация: Социологическое и психологическое исследование . М., М. и С.Сабашниковы, 1909.

Интернет-ресурсы: http://club.fom.ru/182/178/122/library.html;

(http://anthropology.ru/ru/texts/gorozia/georgia_05.html)

(http://www.countries.ru/library/culturologists/simmel/zimmelff.htm)

Наталия Латова

© 2024 okna-blitz.ru
Окна и балконы