Отец василий герой войны. Полковой священник василий васильковский. Памятник полковому священнику Малоярославец

5 октября 2014 года в Малоярославце, малой Родине автора настоящих строк, открыт памятник священнику Василию Васильковскому, первому в России и единственному из пяти тысяч полковых священнослужителей награждённому орденом Георгия Победоносца за мужество проявленное боях с армией Наполеоновской Франции. Событие было приурочено к 202 годовщине сражения под Малоярославцем в октябре 1812 года, в котором принимал участие священник. Исход этой битвы стал началом разгрома Великой армии, потерей ею стратегической инициативы и отступления Наполеона, первого в истории его войн и сражений. Для оставшихся в живых после Малоярославецкого сражения воинов Великой армии, как они вспоминали, «исчезла всякая надежда на скорое прибытие в богатые и ещё не затронутые войной провинции» (1)

Малоярославецкий музей 1812 года открывается большой картиной художника баталиста А. Аверьянова «Сражение за Малоярославец 12 (24) октября 1812 г.». Художник Александр Юрьевич Аверьянов, знакомясь с материалами музея, изучая места сражения, делая эскизы ландшафта, провёл кропотливое исследование деталей сражения, выявление конкретных участников сражения с обеих сторон. Знание исторических деталей позволило художнику решить масштабную задачу, добросовестно, ответственно, вызывая доверие зрителя, показать самое кровопролитное рукопашное столкновение на площади перед воротами Николаевского монастыря. Интерес к полотну и сегодняшних и будущим поколений, и неопытных зрителей, и военных историков будет вызывать прекрасное владение художником оснащением армий, обмундированием, знамёнами, оружием, наградами.

На картине ключевой момент сражения. У дымящихся развалин строений солдаты 19-го егерского полка атакуют противника. Среди них с забинтованной головой и поднятой в правой руке крестом отец Василий. Им отважно противостоят солдаты единственного во французской армии полка на древке знамени которого пластина с надписью: «один против десяти». Этот девиз полк заслужил в 1809 году за разгром десятикратно превосходящих его в сражении австрийцев. Видим, как французский солдат пытается спасти раненого офицера, а семнадцать офицеров этого полка остались на поле брани. По воспоминаниям очевидцев, полк и в этом сражении показал свои высокие воинские качества. На картине не мало реальных исторических лиц, известных военно-начальников и отличившихся в бою младших офицеров и солдат. Вдали, на поднимающейся от реки дороге, на штурм города двигаются свежие силы противника. Необыкновенное упорство, проявляемое русскими воинами, в конечном счёте, заставило Наполеона принять решение об отступлении.

Идея увековечивания подвига священника Василия Васильковского обсуждалась общественностью при музее и руководстве города и до написания в 1998 году картины А. Аверьяновым. Однако реализовать её не представлялось возможным. Во-первых продолжалась напряжённая работа общественности по воссозданию главного Монумента победы русского оружия в Малоярославецком сражении, разрушенного в тридцатые годы. Величие значимости этой победы отмечено М.И. Кутузовым: «Сей день один из знаменитейших в сию кровопролитную войну» (2), а так же словами на снесённом монументе: «Предел нападения, начало бегства гибели врагов» (3) Во- вторых шло изучение, осмысление своего прошлого через наследие Православия. После многих лет замалчивания исторической правды о значении Православной церкви в Отечественной войне 1812 года об этом стали говорить, писать. Отход от штампов в оценке роли церкви можно отметить в работе администрации и Военно-исторического Малоярославецкого музея войны1812 года. Начались исследования, публикации, тематические издания, обсуждения на проводимых научно-исторических конференциях с привлечением широкого круга учёных, специалистов, краеведов материалов о деятельности духовного сословия во время войны. Всё это способствовало открытию занимательного и поучительного пласта истории малоярославецкой земли, в том числе пополнялись сведения и об отце Василии. Однако, при испытываемых трудностях воссоздания Монумента героям сражения 1812 года, не верилось, что удастся поднять ещё и памятник - Православному священнику.

В том, что сегодня в городе великого сражения 1812 года стоит и памятник герою этой войны - отцу Василию главная заслуга Российского военно-исторического общества. Велико значение поддержки инициативы Военно-исторического общества Митрополитом Калужским и Боровским Климентом, благословившим начать во всех храмах Калужской области сбор средств на установку памятника священнику. Храмы, мемориалы и памятники на Руси всегда были общим, народным делом.

Об участии священнослужителей малоярославецкой земли в горячих событиях войны 1812 года, и позже о священнослужителях, собиравших сведения о войне и имена достойных памяти её участников и очевидцев, автор настоящего повествования не раз выступал и в печати и на исторических конференциях. (4)

С древнейших времён дружины шли в бой с благословения Церкви и с заступничеством чудотворных икон, крестов, хоругвей. А с появлением в России регулярной армии, при Государе Алексее Михайловиче, возник институт военного духовенства «для удовлетворения религиозных потребностей военных чинов, а также для духовного и патриотического воспитания» (5) Это воодушевляло воинов на беззаветное служение отечеству, укрепляло веру в удачу, надежду на Божью помощь, и в свои силы, безусловно.

Священник с крестом для противника не представлял непосредственной, прямой угрозы в отличии от шедших на него с оружием. Вооружённые сходились в схватке, наносили и принимали удары, и касательно доставалось и священнику. Отец Василий поднимал над головой крест, как Божью защиту и помощь. Надо сказать, что Французы, имевшие возможность наблюдать за религиозным поведением, молебнами русских, например, на Бородинском поле, не понимали происходящего, считали проявлением невежества, чувствуя себя носителями разума и цивилизации в стране варваров.

Идея памятника священнику - герою великолепно одухотворена в скульптуре народного художника России Салавата Щербакова. Отец Василий в воодушевлённом порыве, в бесстрашном устремлении вперёд на преодоление невидимого нам, но знаем хорошо вооружённого и смелого противника. В облике священника, поднимающего и ведущего за собой воинов, непоколебимая убеждённость в правоте и святости дела служения Вере и Отечеству, готовность «положить жизнь «за други своя».

Дважды раненый в Малоярославецком сражении, отец Василий оставался в гуще боя до конца. Особенно отличился тем, что заняв место убитого офицера, остановил растерявшихся воинов, повернул и повёл за собой в успешную атаку.

Василий Васильковский родился в 1778 году в городе Севске Белгородской губернии . По окончании духовной семинарии избрал путь приходского священника, и в1804 году его 26 летнего назначают священником в Ильинскую церковь в Сумы. Нужен был грамотный священник для школы при церкви. Умирает жена и вдовий батюшка с 4х летним сыном перебирается в Старо-Харьковский монастырь залечивать душевную рану. С назначением в 1810 году священником 19-го егерского полка, начинается для него жизнь с тревогами и тяготами в походах и ратных трудах. Он безропотно переносил трудности воинской жизни, являясь примером беззаветного служения Отечеству. Командир полка полковник Т.Д. Загорский в специальном «списке о поведении священника» от 5 января 1811 года отмечал в священнике Васильковском порядочность, рассудительность, обладание искусством красноречия, знание математики, физики, географии и истории, владение несколькими иностранными языками. (6)

С начала Отечественной войны 1812 года 19-й егерский полк принимал участие, практически, во всех крупных сражениях. И везде отец Василий проявлял необыкновенное мужество и поразительную отвагу.

Боевой и духовный подвиг священник Васильковский совершил в июле 1812 году под Витебском в тяжелейших боях полк сдерживал атаки превосходящих сил противника. Шеф полка Иван Вуич, докладывая о результатах боя, особо отмечал бесстрашие армейского священника отца Василия, в гуще сражен вдохновлявшего егерей и поддерживал их боевой дух, несмотря на то, что был ранен в лицо и в ногу, а затем контужен от удара пули в его наперсный крест на груди. (7) По ходатайству командира дивизии генерала П. Г. Лихачёва к обер-священнику армии и флота И.С. Державину за проявленное мужество в бою отец Василий был отмечен церковным знаком камилавкой фиолетового цвета (высокий головной убор священника).

Оправившись после ранений и контузии отец Василий вернулся в строй, участвовал в Бородинской битве. Особо отмечается его подвиг 12 октября в жестоком бою за Малоярославец, генерал С.Д. Дохтуров ходатайствуя о награждении отца Василия, докладывал главнокомандующему М.И. Кутузову, что священник. Васильковский в этом бою всё время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причём сам был ранен в голову. (8) Кутузов поддержал ходатайство и обратился к императору. «Государь Император по представлению Господина Генерал-Фельдмаршала Князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова- Смоленского, Всемилостивейше изволил пожаловать орден Св. Великомученника Георгия 4-класса священнику 19-го егерского полка Васильковскому за то, что он, находясь в сражении при Малоярославце, шёл впереди полка с Крестным знаменем и примером своего мужества поощрял воинов к быстрому поражению неприятеля, причём он получил рану...в голову...» (9) В официальных докладах и представлениях не упоминается поступок Васильковского, имевший серьёзное значение в бою, когда он заменил выбывшего из строя офицера.

Известно, что отец Василий дошёл со своим полком до Франции. Умер от ран 24 ноября 1813 года. Могила его утрачена. Короткая и яркая жизнь отца Василия, а было ему 34 года, останется вечным примером честного служения, исполнения долга и не только для священнослужителей. И сегодня, когда мы вспоминаем его, он, как и сонм его товарищей, проливших кровь за Отечество, близкие ныне ко Господу, молят о защите России и нас.

Раздумья о патриотическом, гражданском служении Православного Священства приводят к мысли о существующей своеобразной, не всегда видимой, или не всеми видимой симфонии церкви и общества. В защите церкви мы нуждаемся и сегодня. Наш президент В. Путин осудил западный мир, продавший христианские ценности. Ощущая давление либеральной толерантности на традиционные нравственные ценности, мы, ставя памятник священнослужителю, надеемся на заступничество и молитвенную помощь Православной церкви.

В открытом в Малоярославце памятнике священнослужителю воплощён образ собирательный, свидетельствующий о самоотверженном христианском служении Отечеству многих и в разные времена. Его символическое значение шире памяти о герое - отце Василии, и простирается далеко за границы войны 1812 года. Памятник священнику - и повод вспомнить, что Православие являлось идеологической основой Российской империи и одним из важнейших факторов, определяющих мировоззрение русского народа. Церковь была серьёзной силой в деле обеспечения победы и национальной безопасности. Образ героя - священнослужителя - упрочение памяти о деяниях наших предков, преодоление непростого времени пренебрежения, извращения, вражды к собственной истории. Это знак всем, стоящим на защите истины, что подвиг их не будет забыт, и для кого-то послужит опорой в минуту принятия ответственного решения. И слова на пьедестале напоминание нам о памяти многих и многих известных и безвестных: «Полковому священнику».

Благодаря глубокому, серьёзному образованию полковые священники (в большинстве своём скромного происхождения) могли свободно общаться с представителями аристократии - своими однополчанами. Вместе с тем социальное происхождение, а главное, повседневное служение сближало их с солдатами. В рапортах о награждении полковые командиры неоднократно упоминали, что священники пользуются всеобщим уважением офицеров и нижних чинов. (10)

Со времени жесточайшей боевой схватки октября 1812 года сохранился уникальный наглядный её свидетель - Святые Голубые ворота Николаевского монастыря. (11). Город восемь раз переходил из рук в руки в течение 18 часового боя. Территорию монастыря занимали то французы, то русские, как и площадь перед Святыми воротами и спуск к реке. В память о сражении, оставшиеся на Святых Голубых воротах следы от пуль, ядер и картечи решено было при ремонтах оставлять неприкосновенными. Об этом напоминает восстановленная ныне памятная доска: «Язвы в память французской войны".

Святые ворота монастыря во времена детства автора настоящих строк, жившего в Малоярославце, неухоженные, не крашенные, но более живо, и зрительно и через прикосновение передавали насыщенность оружейных, пушечных, осколочных следов на них. Можно было ощутить плотность огня не только по точкам-выщерблинам, как сегодня, но и по касательным «царапинам» от ядер и их осколков. И тогда все обращали наше, детей, внимание на Нерукотворный Образ Христа, венчающий ворота: «Смотрите, стена вся в следах страшного боя, а на лике Спасителя - ничего!» Предположительно, указание о сохранении следов-ран на воротах и нетронутого ими Образа Спасителя принадлежит Государю Александру I.

Государь, как и члены царской фамилии, были частными вкладчиками в строительство в монастыре на месте разрушенных и сгоревших построек огромной, по масштабам монастыря, да, и города, Соборной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. (12) Собор стал замечательным памятником всем, кто погиб «у стен оного монастыря за Веру, Царя и Отечество».

После долгого удручающего запустения, разрухи сегодня монастырь, как цветущий рай. В нём в любви и благоухании цветов приют для шести десятков девочек, брошенных родителями, или лишённых родительских прав. Результаты молитвенных, Богоугодных, хозяйственных дел монахинь и насельниц налицо. Восхищает то, как удаётся игуменье и настоятельнице монастыря матушке Николае осуществлять, высоко оцененную государством, благотворительную и общественную работу с ведением не малого монастырского хозяйства: строительством новых зданий, общежития, трапезной, монастырскими огородами, обучением и воспитанием детей, устройством в жизни достигших совершеннолетия. (13) Кстати, в первых рядах, присутствующих на открытие памятника отцу Василию, думаю многих, порадовали улыбками и цветами воспитанницы монастырского приюта.

Площадь перед Голубыми воротами, самая жарко-насыщенная огнём сражения 1812 года, является естественным местом для памятника отцу Василию. Сегодня он стоит в сквере на Соборной площади у южной стены древней части храма Казанской иконы Божьей Матери, возведённого помещиком малоярославецкого уезда Радищевым. Многим по школьной программе известен революционно настроенный его внук Александр Николаевич Радищев. За спиной отца Василия очертания храма, стены, окна, купола..... Но идея памятника, фигура священника предопределяют что-то другое для его фона, но не застройка, пусть даже и Святого Собора. Подошли бы стройные, как солдаты, туи - довольно избитый и часто встречающийся приём... Но, лучше всего небо. Небо, принявшее всех, кого поднимал и увлекал за собой отец Василий. Не менее важно и направление устремлённости фигуры памятника, как говорят архитекторы, и «обратный ход», навстречу к кому, к чему смелый порыв, заложенный в скульптуре? На главный Монумент той же темы, героям Малоярославецкого сражения. Досадно, но место постановки памятника обусловлено готовым благоустройством сквера и желанием избежать этой пугающей работы там, где по историческому содержанию, по градостроительной значимости и большему зрительному эффекту он должен был бы стоять. Свежо в памяти, что открытие главного Монумента было задержано чуть ли не на два года из-за такого пустяка, как благоустройство площади. Место памятника напротив Голубых ворот, на противоположной стороне монастырской площади. Подходящие к монастырю, к главному месту сражения видели бы скульптуру в профиль, художественно более содержательной в своём движении. С площади он был бы на фоне неба, в устремлённости, в порыве именно туда, от куда и двигался на него противник. Наполеоновские войска, шли, как раз со стороны ворот, поднимались вдоль монастырских стен, от реки, из лежащей внизу долины на монастырскую площадь. А это - эпицентр сражения, как знаем по картинам и рисункам отечественных и зарубежных художников. Перспектива речной долины с площади, из города, из монастыря - это великий ландшафтный памятник славному1812 году. На долину, естественно, обратился бы взгляд и после осмотра памятника, будь он на своём месте.

Здесь отец Василий как бы закрывал собой противнику дорогу на юг, в тёплые и не разорённые войной губернии. Но смысловое содержание его становилось бы ещё значительнее и значимее, но об этом ниже

Думаю, когда-нибудь, на месте оврагов, вдоль спускающейся к реке дороги, будут установлены памятные знаки или кресты, если Европа всё ещё будет оставаться Христианским материком. (14) Удивляет- сегодня как будто забыли, что эти глубокие овраги стали могилой тысяч погибших воинов Великой армии, среди них очень много итальянцев, «дети лучших фамилий Италии» - итальянская гвардия. А 65-70 лет назад об этих захоронениях можно было услышать, передаваемое из поколения в поколение, что наступившая зима 1812 года не давала возможности уважительно придать земле всех павших. Тела русских воинов были похоронены в четырёх могилах, к сожалению, только три из них сохранились до наших дней. А могилами погибших Великой армии стали овраги вдоль дороги, поднимающейся на монастырскую площадь. Причём наполнение их телами павших начали сами французы, каждый, очередной, раз пробиваясь в город, освобождая дорогу для пушек и сопровождающих их повозок, сдвигали в стороны, в овраги своих мёртвых и солдат и лошадей и повозки. Это можно понять из воспоминаний участников сражения, отмечающих, «что весь бой сосредоточен был в одной точке необозримого пространства...». (15) В силу этого всюду, не просто, масса убитых, а «нагромождение трупов». (16) Не все верили в эти захоронения, несмотря на то, что на огородах, разбитых в просевших, плодородных низинах оврагов, земля постоянно выталкивала какие-то металлические предметы, различные знаки, пряжки, пуговицы наполеоновских воинов. Никаких исследований оврагов не производилось, хотя помню разговоры старших об этом с Александром Ефимовичем Дмитриевым - создателем малоярославецкого музея 1812 года. К нему, а он же и преподаватель первой городской школы, мы, ребята, относили найденные нами предметы войны1812 года. А в шестидесятые годы один из оврагов, по которому велась тропинка от реки в город, засыпали 4-5-ти метровым слоем глины и строительного мусора.

Овраги с своим печальном напоминаем, являются неотъемлемой частью комплекса памяти участников жесточайшего сражения. В который входят и израненные монастырские Голубые ворота, как и вся монастырская площадь. Потомки французского генерала Дельзона уже поставили на ней памятный камень, отметив место геройской гибели своего предка. «...Генерал Дельзон, увидев, что они (французские солдаты - А. Луняков) начали отступать, - вспоминал французский капитан Э.Лабом, - бросился в гущу боя, чтобы их воодушевить. В то время, как он упорно оборонял заставу города....одна пуля, попав ему в лицо, уложила его на месте». (17)

Доминантой, центральной темой над всем комплексом памяти и памятников стала бы фигура человека с крестом, на самой высокой точки площади. И образ священника уже не только заслонял бы собой дорогу Великой армии на юг, а закрывал Россию от постоянных угроз и нашествий «многия языцы». Воззвание Святого Синода 1812 года напоминает нам сегодня «о важной миссии, возложенной Богом на Россию» более широкой нежели «остановить завоевания французского Императора», что и сделали наши предки. России «предназначено освободить Европу». (18)

В памятнике звучит и тема любви ко всем, кто под Крестом и с Христом. Герой его становится выше земной вражды, всего земного. Он бессмертен и бесконечен.

В сражении под Витебском, как отмечали очевидцы, нагрудный крест отца Василия, фактически, спас его. Пуля, раздробила кипарисовое дерево и серебряную облицовку и только контузила священника, которого вынесли с поля боя. (19) А как относиться к массе случаев, казалось бы, не объяснимым, таких, как отказ врагов России от наступления. Если моления и выставление икон случайные совпадения с решением неприятеля об отмене сражения, то само количество подобных совпадений говорит о какой-то системе происходящего.

На слуху: «Россия жива, пока стоит Троице-Сергиевская Лавра». Известно - выстояла Троица в смутные времена 1611-13 годов, вышла из них победителем и Россия. К чему подводит осмысление нами военных событий, связанных с Троице-Сергиевской Лаврой? Пришельцы из цивилизованной Европы в 1812 году, зная о богатствах Святой Троицы, полагали их своими. Наполеон дважды отправлял в Троицу специальный отряд. (20) Полковник Монтемар, получивший приказ начальника штаба маршала Бертье идти на Троицу: вспоминал, как, принимая к исполнению, приказ услышал, «...что при монастыре войска нет, народ устрашён успехами французского оружия и потому овладеть монастырём нет никакого труда». Но не дошли до Лавры французы, не помогли ни ласки, ни угрозы крестьянам - проводникам, как, сговорившись они твердили, что войск у Лавры «тьма тьмущая, и всё казаки» Испугались или, действительно, заблудились французы, но с наступающей темнотой решили вернуться. «Наполеон был рассержен... Через неделю Бертье опять послал меня к Троице» - вспоминал Монтемар, - усилил отряд, велел взять две пушки...» и рано утром выступить из Москвы. Заставу города миновали под спускающимся туманом, и чем дальше, тем более он сгущался, так, что «в двух шагах не могли видеть... Солдаты отряда были люди закалённые в битвах, а тут напал на них такой панический страх...» Отряд вернулся в Москву. Наполеон набросился на подчинённых, досталось от него и русскому климату, однако новых попыток «взять Лавру» не предпринимал. А монахи безоружной Лавры в эти дни обходили обитель крестным ходом. Дополним перечень подобных «случайных совпадений», связанных с «стоянием» Троице-Сергиевской обители в Отечественную Войну 1941-45 года. Сталин имея религиозное образование, верил ли в это предание, но не мог не знать его. В переломном, военном 1943 году, он вернул Троице-Сергиевскую лавру верующим для молитв за победу... Парад победы в Москве, на Красной площади состоялся 23 мая 1945 года в праздник Пресвятой Троицы.

В трудные моменты и собственной жизни и истории мы чаще обращаемся к Богу. Памятник священнослужителю - патриоту в Малоярославце - вневременное обращение к Всевышней защите. Из огромного числа примеров патриотического служения Отечеству священников в годы Великой отечественной войны 1041-45 годов, возьмём лишь один: выступление Местоблюстителя Сергия Старгородского 22 июня 1941 года. Утром владыка после отслуженной им литургии, получил сообщение о начале войны, и он тут же произнёс проповедь. В тот же день она была размножена и разослана по приходам страны для зачтения. Следует заметить, что тогда церкви не разрешалось вмешиваться в политические и государственные дела. Смелость Митрополита и понимание значимости своевременно сказанного и пастве и священству с разъяснением, поддержкой, поднятием духа. Знаменитое христианское обращение «братья и сёстры» И.В. Сталина прозвучали лишь 3 июля. В Послании Митрополита так же было предвосхищено обращение Сталина к святым Русским князьям в его выступлении на параде в ноябре. (21)

Русская Православная церковь, считая войны, вообще, бедствием, несомненным злом, войны в защиту Отечества полностью оправдывает, объявляя их священными, а погибших в них воинов совершающими подвиг жертвенной любви. (22)

Вандализм наполеоновских завоевателей вызвал взрыв всеобщего негодования, расширение сопротивления, носившего во многом религиозный характер. (23) Адъютант генерала А.И. Остермана-Толстого Ф.Н. Глинка говорил о Малоярославце после его освобождения: «Все церкви ограблены и поруганы. На одной из них читали надпись: «конюшня генерала Гильемино!» (24) «В то время я вполне испытал жажду мщения. Впрочем, это горестное зрелище возобновлялось потом при каждой церкви, мимо которой проходил неприятель» Поручик И.Т. Радожицкий вспоминал: «Солдаты содрогались при виде следов нечестия неприятельского к святыням» (25)

Отношение противника к святыням нередко побуждало священников вступать в вооружённую борьбу. При этом изумляет следование священников Обращению Синода: «Не ущемлять, не оскорблять чужую веру, веру противника» (26) Подобное и в наставлении русскому воинству: «К иноверческим храмам неприятеля проявлять уважение... побеждать врага «столько же великодушием, сколько оружием» (27) И этому предостаточно подтверждений в воспоминаниях о пребывании русской армии в Европе. И совсем современной формой «принуждения к миру», звучит христианское поучение 1810 года к русскому воину: идущему «на все опасности, дабы одолением врага даровать мир Отечеству. (28)

Среди вступивших в ополчения значительное место занимают ученики духовных академий, семинарий и уездных училищ. Интересно отметить, что из калужской семинарии ушло в ополчение 50 человек, больше только из Казанской духовной Академии. (29) Среди партизан было не мало церковных служителей, которые часто являлись организаторами и руководителями крестьянских отрядов, Говоря о стойкости русских в отношении Веры, традиций, нравственных устоев своих предков, не безынтересно напомнить о католическом аббате А. Сюгюге, прибывшим в Москву задолго до своих соотечественников - завоевателей. Никто не тронул и не причинил ущерба церкви Святого Людовика Французского, в которой служил аббат. Однако «за всё время пребывания французов в Москве в церкви появилось четверо или пятеро офицеров из старых фамилий Франции».

Сильное воздействие на крестьян, основную часть населения страны, оказывало проповедническая деятельность приходских священников. После войны «гражданские начальники и помещики ряда уездных городов...обратились к епархиальным архиереям с просьбами о награждении священников, заслуга которых заключалась в том, что они, утвердили своих прихожан в верности Государю Императору и Отечеству», результатом чего стало «оказание сопротивления противнику» (30)

Примечания и используемые источники

1 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.371.

2 - Беспалов В., Дмитриев А. «Малоярославец», Калуга, 1962, С.113.

4 - «Московский журнал. История государства Российского», 2008, N2; 2014, N2.

5 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.20-21.

6 - Международный клуб Православных священников литераторов «Омилия», статья от 02.11.2012 г. протоирея Николая Агафонова «Священник Василий Васильковский».

7 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.107.

8 - Там же, С109.

9 - «Малоярославецкое сражение 12/24 октября 1812», Калуга, изд. «Золотая аллея» 2012, С.86. Орден Святого Георгия Победоносца - высшая военная награда тех лет, предоставлял не мало льгот, включая производство в потомственные дворяне. Судьба сына отца Василия Симеона, неизвестна, но могла бы заинтересовать краеведов Севска. Последнее известное место его пребывания Старо-Харьковский монастырь.

10 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.104.

11 - Святые Голубые ворота Николаевского Черноостровского монастыря. Монастырь заложен в XVI веке на высоком мысу, вдающемся в долину реки Лужи и впадающую в неё Ярославку, и окружённом с двух сторон глубокими оврагами с родником и ручьём в одном из них. Место похожее на остров, соединённым с «материком» перешейком, где всегда и находились ворота. А «Черно...» происходит от когда-то бывшего вокруг чёрного густого леса, или от «чёрный» - красный - красивый по древнему наречию.

12 - Есть упоминания священников и иерархов Калужской епархии о том, что автором проекта являлся А.Л. Витберг, проектирующий и начинавший строить, первый, или Александровский, вариант Храма Христа Спасителя в Москве на Воробьёвых горах. Инженерные, материальные, организационные сложности, а главное, смерть АлександраI, и совершенно другие архитектурные предпочтения Николая I, не дали осуществиться этому проекту. И в Москве мы видим другую архитектуру Храма и не там, где задумывал Александр I. Автор настоящей статьи продолжает поиски документального подтверждения авторства Витберга.

13 - 20 августа 2012 г. За большой вклад в благотворительную и общественную деятельность орденом Святой Великомученицы Екатерины была награждена игуменья Николая (Ильина), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в г. Малоярославце. (Из официального сайта Президента России).

14 - Администрация Малоярославца была приглашена посольством Французской республики (по просьбе Межправительственной Российско-Французской комиссии) на встречу с представителями деловых кругов и общественных организаций Франции, желающих установить контакты с российскими городами и организациями. К сожалению, из за отсутствия на этой встрече от города специалиста, владеющего вопросами войны 1812 года - директора одноимённого музея, город не использовал возможность привлечения французской стороны к благоустройству памятных мест и работ по увековечиванию павших воинов обеих сторон.

15 - «Малоярославецкое сражение 12/24 октября 1812», Калуга, изд. «Золотая аллея» 2012, С.235.

16 - Там же, С. 352.

17 - Там же, С.344.

18 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.55.

19 - Там же, С.109.

20 - «Московский журнал. История государства Российского», 2011, Приложение. !811 год, «Недаром помнит вся Россия...», С.21.

21 - «Обращение писателей России к участникам Русского Народного Собора и к Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу», газ. «День», ноябрь 2914 г., N11

22 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.19.

23 - Там же, С.62.

24 - «Малоярославецкое сражение 12/24 октября 1812», Калуга, изд. «Золотая аллея» 2012, С. 234.

25 - там же, С.260.

26 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.87.

27 - Там же, С. 110. 28 - Там же, С. 37.

29 - Там же, С. 83.

«Уланы и драгуны» - Впервые появились во Франции в середине 16 веках. Драгуны и уланы. Уланы. Ход исследования. Выводы. Экскурсия в костюмерный цех драматического театра Драгуны. "…Так вперед, голубые уланы! Цель исследования. Как выглядела военная форма участников Бородинского сражения? Каски были черного цвета с волосяными гребнями.

«Война с Наполеоном 1812» - Чудесный жребий. На крыльях страха. Бородинское сражение. Поэтическая летопись. История в рассказах. Не даром помнит вся Россия про день Бородина. Давыдов о Наполеоне. Священной памяти 1812 года. Образ Кутузова в произведении Леонтия Раковского. Освобождение Европы и слава Александра Первого. Умчался брани дым, не слышен стук мечей.

«Война 1812 в России» - Михаил Богданович Барклай де Толли. Тема урока: "Начало Отечественной войны 1812 года". Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. Умен, умен! В боях отличался храбростью и хладнокровием. Участие в Бородинском сражении воинов из Башкортостана. Карта военных действий. Расположение русских армий в начале войны.

«Отечественная война 1812 г.» - Александр I был вынужден начать переговоры с Наполеоном. Кутузов был главнокомандующим русской армией. Дурова Надежда Андреевна. Партизанское движение. Барклай-де-Толли Михаил Богданович. Цитаты. Надежда Андреевна Дурова. Герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн. Денис Давыдов. М.И.Кутузов на Бородинском поле.

«Великая война 1812» - Сражение состоялось 12 октября 1812. Василий Васильевич Верещагин. Гимн России. Среди многочисленных музеев Москвы панорама "Бородинская битва". 12 июня 1812 года французская армия перешла границы Российской империи. Назовите автора стихов песни. Личности Отечественной войны. Наполеон Бонапарт.

«Отечественная война 1812г.» - Изгнание армии Наполеона из России. В 1812 году –военный министр и командующий 1-й Западной армией, генерал. Партизанская война. Медаль в честь победы в войне 1812г. М.И.Кутузов - главнокомандующий русской армией (1745-1813). Цель урока: Какие последствия имел в виду Кутузов, сдавая без боя Москву? Каковы главные причины массовых потерь французов в России?

02/11/2012 - 20:44

Вступление

Святой Георгий на Руси издавна считался покровителем воинов. Идея создания военного ордена имени Святого Георгия принадлежала Петру Великому, но учрежден он был лишь в царствование Екатерины II в 27 ноября 1769 года.

Этим орденом могли награждаться только воинские чины, при этом подчеркивалось, что «ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием». Потому заслужить этот орден стало высшей честью для офицеров и генералов.

Стоит отметить, что в России все награжденные орденами назывались кавалерами, это правило не распространялось только на священнослужителей. Законом было установлено, что «лица духовного звания... по приличию их сана, не именуясь кавалерами, сопричисляются к орденам». С 1796 года священнослужители, пожалованные орденами, именовались кавалерами Императорского ордена. С 1821 года духовные лица, пожалованные орденами, именовались по закону не кавалерами, а «сопричисленными» ордену. Реально это абсолютно никак не меняло их сословного, социального, финансового или иного положения. Практически «кавалер» ордена от «сопричисленного» ордену ничем не отличался.

В официальной, но не предназначенной для опубликования переписке по Военному ведомству, священнослужители, пожалованные орденами, вплоть до революции именовались «кавалерами». На памятнике герою Крымской войны священнику Иоанну Пятибокову, установленному в 1897 году в г. ВИЛЬНО, значилось: «Кавалер ордена св. Георгия».

Ордена выдавались священнослужителям из Капитула Царских.

При этом, все льготы, положенные награжденным, священники получали в полном объеме, включая производство в потомственные дворяне.

Священнослужители, совершившие в военное время подвиги с опасностью для жизни, награждались золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Георгиевский наперсный крест стал второй (по времени учреждения) Георгиевской наградой в России. Это была не только очень почетная, но и относительно редкая боевая награда; до русско-японской войны ею были награждены всего 111 человек.

Это были настоящие герои явившие русскому воинству пример беззаветного служения Отечеству на полях сражений. Они безропотно переносили тягости походной жизни, с крестом в руке ходили в первых рядах воинов на штурм крепостей и в атаку, безбоязненно напутствовали больных и умирающих под неприятельскими выстрелами, терпели раны, заключение в плену и самую смерть. О некоторых героических пастырях, кавалерах ордена Георгия Победоносца, мы и поведен рассказ.

Путь к священству

Василий Васильковский родился в 1778 году. Его юные годы прошли в небольшом провинциальном городке Севске. В те годы Севск, хотя и был всего лишь уездным городом Белгородской губернии, но уже являлся центром епархии со своим епископом . В год рождения Василия в 1778 году при Преосвященном Амвросии (Подобедове) в Севске и была открыта Духовная Семинария, где нашему герою предстояло получить образование.

В Севской семинарии было 7 классов. Ученики низших классов назывались «элементориями», средних — «риторами и пиитами», старших звали «богословами и философами». Одновременно с Васильковским в семинарии обучался будущий Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) (1779-1857), который закончил семинарию в 1797 году. О высоком уровне обучения в Севской семинарии говорит тот факт, что эту семинарию закончил А. И. Галич (1783 — 1848), будущий учитель словесности юного Пушкина. Лицеисты очень любили Галича за веселье и живые уроки. В своем стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин напишет:

«Апостол неги
и прохлад,
Мой добрый Галич,
wale!»

Севскую семинарию закончит поэт и литератор С. Е. Раич (1795 — 1855), будущий наставник Ф. И. Тютчева и с 1827 по 1831 год преподаватель русской словесности в благородном пансионе, где у него учился М. Ю. Лермонтов. Потому неудивительно, что полковник Т.Д. Загорский в «Списке о поведении полкового священника», датированном 5 января 1811 г., отмечает в Васильковском не только такие качества, как порядочность, рассудительность, но и владение искусством красноречия, знанием математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками — латынью, греческим, немецким и французским.

По окончании семинарии Васильковский женится, избирав для себя путь скромного приходского священника. В 1804 году, в возрасте 26 лет, его рукополагают в священники и назначают на служение в Ильинскую церковь города Сумы. При церкви была школа и это позволяет нам предпологать, что причиной назначения Васильковского в клир Ильинской церкви было нужда в грамотном священнике для преподавания детям.

В Сумах Васильковский прожил недолго. Умирает его жена и молодой вдовый священник оставляет приходское служение. Он вместе со своим малолетним сыном Симеоном, которому едва исполнилось четыре года, уезжает на жительство в Старохарьковский монастырь, по всей видимости, чтобы залечивать свои душевные раны.

Преображенский Старохарьковский монастырь располагался в живописной местности недалеко от Харькова на пути к Киеву. Это место считалось святым и целебным, потому как возле обители, окруженной садами и дубовыми лесами, били из-под земли стразу три источника. Один источник называли «глазной водой», второй был от внутренних хворей, а третий «женский».

В Старохарьковском монастыре на послушании жил ровесник отца Василия известный малороссийский писатель и драматург Григорий Федорович Квитка (1778-1843). Квитка с младенчества был слеп, но в шесть лет исцелился от «глазного» источника. Это сделало его человеком весьма религиозным и на 23 году жизни он поступил послушником в Старохарьковский монастырь. Здесь он пробыл с 1801-1805 год, но и по оставлении монастыря вел полумонашескую жизнь, по чату навещая обитель. Здесь в обители Квитка, несомненно, встречался с отцом Василием.

15 июля 1810 года тихая жизнь отца Василия при монастыре закончилась и началась другая, наполненная тревогами и волнениями в походах и ратных трудах. Отец Василий был назначен священником 19-го Егерского полка. В кампанию 1812 года 19-й Егерский полк принимал участие практически во всех крупных сражениях с неприятелем, которые вела 1-я Западная, а затем Соединенные армии. И во всех этих крупных сражениях священник Василий Васильковский проявил необыкновенное мужество и поразительную отвагу, за что был удостоен чести стать первым в истории священником награжденным орденом Георгия Победоносца.

Сражение под Витебском

Отечественная война стала первой войной, в которой 19-му Егерскому полку довелось участвовать со времени его сформирования в 1797 году. Начиная с 14 июня 1812 года полк находился в арьергарде 1-й Русской армии и только 20 июня присоединился к главным ее силам. 29 июня полк перешел реку Двину по мосту у Дриссы и стал у деревни Прудники, левее укрепленного лагеря. На всем пути отступления неприятель преследовал довольно слабо. О чувствах солдат при постоянном отступлении армии хорошо сказал Ю.М. Лермонтов:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

Подобные настроения царили и в 19-ом Егерском полку, а потому у полкового священника отца Василия было немало забот духовного порядка. Дух уныния в войске может нанести урон армии не меньший чем проигранное сражение. И здесь работа священника важна как никогда. Участник этого марша артиллерийский офицер Н.Е. Митаревский писал о нем в своих воспоминаниях: «Шли почти день и ночь, несмотря ни на дождь, ни на грязь, без регулярного распределения отдыхов, варили есть, когда случится, редкую ночь проводили на месте. Вообще поход нашего корпуса от Лиды до Двины был самый иррегулярный... Случалось, что солдаты, идя, забывались и падали, что особенно было заметно в пехоте. Один упадет — заденет другого, тот опять — двух, трех и т.д. падали целыми десятками с ружьями со штыками, но при этом никогда не было несчастных случаев». Отец Василий не только сам стойко переносил все тяготы военного похода, но и своей молитвой, благословением и добрым пастырским словом поддерживал малодушных и смирял нетерпеливых.

1-я русская армия, возглавляемая Барклаем де Толли, в составе которой находился 19-й Егерский полк, с боями отступала к Витебску для соединения со 2-й Западной армией находящейся под командованием Багратиона. Наполеон, который давно искал генерального сражения с русской армией, тоже устремился к Витебску. Французы успели отрезать дорогу на Витебск 2-й армии и Багратион принял решение двигаться на Смоленск. Не зная об этом и отступая из Полоцка, Барклай де Толли 23 июля (13 по ст. стилю) достиг Витебска и стал ожидать Багратиона. К Витебску уже приближался Наполеон с главными силами. Барклай оказался перед выбором: либо отступать дальше на Смоленск, либо оставаться на месте и по мере сил задержать продвижение французов, пока не подойдет Багратион. Барклай решил, по возможности не вступая в генеральное сражение, затягивать время частными боями, пользуясь лесистой и пересечённой местностью. Такому решению способствовала раздробленность сил Наполеона, корпуса которого шли разбросанным фронтом и испытывали большие трудности в снабжении.

Самое крупное и кровопролитное сражение произошло 15 июля у деревни Островно в двадцати километрах от Витебска. В этом сражении участвовал и 19-й Егерский полк.

Перед началом сражения священник 19-го егерского полка Василий Васильковский окропил боевые знамена, затем воинов, стоявших в батальонных колоннах, а когда раздался призыв боевой трубы, двинулся вместе с ними на врага.

Французы с удивлением наблюдали, как среди белых пантопонов егерей идущих на них в атаку мелькает черная ряса священника воздевшего высоко над собою серебряный крест. Отец Василий давно уже лишился скуфьи, ряса была в нескольких местах изодрана, лицо почернело от порохового дыма. С почерневшим от порохового дыма лицом и изодранной в нескольких местах рясой, отец Василий почти не обращал внимания на свист пуль и грохот пушечных ядер. Когда же на землю, подкошенный пулей или осколком пушечного ядра, падал очередной егерь его полка, священник спешил к нему. Если удавалось, то успевал причастить умирающего, прочитав над ним короткую молитву, если нет, то закрывал глаза покойнику и, перекрестившись, шептал: «Царство Небесное и вечный покой», а затем вновь спешил в гущу сражения.

Когда рядом с отцом Василием в землю с визгом врезалось ядро, его лица ожгло словно огнем. Рикошет мелких острых камней изранил левую щеку священника. Он протер рукою от пыли глаза, размазывая кровь по лицу и подняв крест, вновь устремился на передовую линию, увлекая за собою егерей 19-го полка. Острую боль в руке и удар в грудь отец Василий почувствовал одновременно. Пуля, предназначенная священнику, ударила в крест и расщепив его нижнюю часть застряла в кипарисном древе. При этом отцу Василию оторвало мизинец. Стало нечем дышать, в глазах потемнело и священник упал на землю. Своего контуженного пастыря егеря вынесли с поля боя без сознания.

Битва продолжалась с раннего утра и почти до 5-ти часов вечера. Потери полка в бою составили 250 человек, почти пятая часть всего состава. Но свою главную задачу 19-й Егерский полк в составе арьергарда 1-й армии выполнил — задержал армию Наполеона и дал соединились под Смоленском 1-й и 2-й армии.

27 июля в 1 час дня 1-я армия Барклая бесшумно двинулась тремя колоннами в Смоленск, о чем французы не догадывались. Лесистая местность скрыла отход русской армии, о котором Наполеон узнал только утром следующего дня. Французы не могли понять, куда ушла русская армия. Преследовать ее они тоже не могли.

Начальник 24-й пехотной дивизии генерал-майор Лихачев в своем обращении к члену Святейшего Синода его Высокопреподобию обер-священнику армии и флота протоиерею И.С. Державину, так писал о Васильковском: «Во вверенной мне дивизии 19-го Егерского полка священник Василий Васильковский во время бывшего 15 июля 1812 г. близ города Витебска сражения по искреннему его усердию находился при начале оного впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля, и исповедовал тяжело раненых, где от рекошета ядра землею в левую щеку получил рану, но и с оною находился еще в сражении, пока вторично получил в крест, бывший у него на груди, удар пулею и от оной сильную в грудь контузию; я долгом поставляю о таковой отличности священника Васильковского сообщить Вашему высокопреподобию и просить покорнейше за ревность его к вере и пользе Монаршей о исходатайствовании пристойного награждения, которого он по всей справедливости заслуживает».

Благодаря ходатайству генерал-майора Лихачева отец Василий был награжден камилавкой . Кипарисовый крест в серебряной с позолотой ризе, спасший священника Васильковского от неминуемой гибели, затем долгие годы хранился в церкви 19-го Егерского полка. Он имел в высоту около 30 сантиметров. На его лицевой стороне был гравирован год сформирования полка — «1797». На тыльной стороне его рукояти имелась трещина, стянутая винтом. В нижней лицевой части креста крепилась расколовшая его в бою неприятельская пуля, а на оборотной стороне была сделана надпись: «Ранен в сражении 15 июля 1812 г. при г. Витебске, — продолженная по бокам креста, — с отбитием мизинца священнику Василию Васильковскому».

Бородино

После сражения под Витебском 19-й Егерский полк не раз участвовал в кровавых стычках с французами под Смоленском и, наконец, 24 августа прибыл на занятую нашими войсками позицию у села Бородина. Полк расположился в оврагах у батареи Раевского.

Весь день 25 августа шло приготовление к бою. По фронту русских войск пронесли чудотворную икону Смоленской Божией Матери. Князь Кутузов, встретив икону, поклонился ей до земли. Ночь на 26 августа была сырая и холодная. В русском лагере царили тишина и молчание, нехотя разводили бивачные огни. У французов, напротив, было слышно ликование, и пылали огромные костры.

В исходе 6-го часа утра сражение началось артиллерийским огнем. Французы атаковали село Бородино, лежащее за речкой Колочей и занятое Лейб-Гвардии Егерским полком.

На взятие батареи Раевского французы кидали большие силы, это был один из самых жарких участков Бородинского сражения. Особенно туго пришлось 19-Егерскому полку в 4 часа дня, когда в атаке французской кавалерии Груши, поддержанной свежею пехотой, главный удар пришелся по нему. Ряды полка были прорваны атакой французских карабинеров дивизии Дефранса. Полк выручили 2-й дивизион 2-й гвардейской конной батареи, устлавший поле трупами прорвавшего ряды егерей неприятеля, и Кавалергардский и Лейб-Гвардии Конный полки, которые своими атаками помогли окончательно оправиться всей 3й бригаде дивизии.

Бородинское сражение длилось 12 часов, все это время полковой священник Василий Васильковский был на передней линии сражения. Он исповедовал и причащал раненых, а так же подбадривал солдат полка, призывая их не щадя живота послужить царю, Отечеству и вере.

В 6 часов вечера сражение прекратилось. Потери с обеих сторон были громадны. Князь Кутузов, не желая потерять последние наши войска, ночью приказал отступать к Москве.

Под Малоярославцем

Позади осталось Бородинское сражение и арьергардные бои, пожар Москвы. 7 октября Наполеон выступил из Москвы на Калугу, но Кутузов решил преградить ему путь через Малоярославец, чтобы не дать армии Наполеона захватить Калугу, а направить его по им же разоренному пути на Смоленск. Первым 12 октября прибыл к городу и завязал бой 6-й пехотный корпус генерала от инфантерии Д.С.Дохтурова. Понимая важность удержания Малоярославца до подхода основных сил армии Кутузова, генерал Дохтуров направил в город 19-й Егерский полк. Сражение при Малоярославце продолжалось 18 часов, и потери убитыми и ранеными простирались до 6000 человек с каждой стороны.

Город Малоярславец восемь раз переходил от французов к русским. 19-й Егерский полк, находился в сражении с 6-ти часов утра, примерно, до 5-ти часов вечера, то есть около 11-ти часов. Вновь, как и под Витебском, полковой священник Василий Васильковский проявил в этом сражении небывалый героизм. Он бесстрашно шел с крестом в первых рядах егерей своего полка и был тяжело ранен пулей в голову.

В своей докладной записке к Кутузову, генерал Дохтуров ходатайствуя о награждении отца Василия такими словами: «священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, при чем сам был ранен в голову». Кутузов, высоко оценивший подвиг полкового священника обратился к Императору с рапортом, в котором писал о подвиге отца Василия. А 12 марта 1813 г. главнокомандующий Русскими армиями Кутузов в Калише, где находилась Главная квартира, подписал приказ по армии № 53, один из пунктов которого гласил: «19-го Егерского полка священник Васильковский в сражении при Малом Ярославце, находясь впереди стрелков со крестом, благоразумными наставлениями и личною храбростию поощрял нижних чинов сражаться без ужаса за Веру, Царя и Отечество, причем жестоко был ранен в голову пулею. В сражении же при Витебске оказал он таковую же храбрость, где и получил рану пулею в ногу. Начальничее засвидетельствование о столь отличных неустрашимых в сражениях поступках и ревностной службе Васильковского подносил я Государю Императору, и Его Величество высочайше указать соизволил наградить его орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса». Это был первый в истории ордена и православного духовенства случай награждения военного священника орденом Святого Георгия. Орден был вручен отцу Василию 17 марта 1813 года.

Эпилог

О дальнейшей судьбе отца Василия известно только то, что он вместе со своим полком участвовал в заграничном походе и там скончался от полученных ран 24 ноября 1813 года в возрасте 35-ти лет.

Подвиг отца Василия станет примером для полковых священников на все последующие годы. Но ради справедливости надо сказать, что подвиг проявленный Васильковским в Отечественной войне 1812 года, был не единственным. Многие полковые священники вели себя подобным образом, например священник Московского гренадерского полка протоиерей Мирон Орлеанский в Бородинском сражении шел под шквальным пушечным огнем впереди гренадерской колонны и был ранен.

Протоиерей лейб-гвардии Конно-Егерского полка Феодор Раевский принимал деятельное участие с полком в 1807, 1809, 1812 и 1813 гг.; в 1814 г. во Франции был всюду с Ахтырским гусарским полком безотлучно во всех битвах, генеральных сражениях и даже атаках. Верхом на лошади, с крестом в руках и дароносицей на груди, о. Раевский «ободрял полк помощью Всевышнего и благословенным оружием Божием, споспешествующим МОНАРХУ нашему, напоминал воинским чинам о важности присяги, данной ими Св. церкви, Престолу и Отечеству». За самоотверженное исполнение пастырского долга под огнем неприятеля священник Раевский был возведен в сан протоиерея и награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а так же золотым крестом на Георгиевской ленте и камилавкою.

Священник 34-го егерского полка отец Фирс Никифоровский, участник войны с французами в 1812 г. 24 и 16 августа в Бородинском сражении вел себя неустрашимо. Во время Бородинского сражения лошадь под ним была убита, сам он ранен в левую ногу и унесен с поля битвы в госпиталь. В июне 15 числа того же года в сражении при г. Витебске, во время напутствия раненых на поле действий отец Фирс был захвачен в плен, но совершил смелый побег и присоединился к своему полку под г. Смоленском.

Вызывает скорбное недоумение отсутствие имени священника Василия Васильковского на памятных досках Храма Христа Спасителя в Москве и в списках Георгиевских кавалеров 1812-1814 гг. на мраморных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Мы знаем, что «память праведного с похвалами» у Бога, но и нам не следует забыть героев отдавших свою жизнь за Веру и Отечество.

Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) был награжден во время Отечественной войны 1812 года пономарь Смирягин, во главе отряда крестьян отбивший в одном из сражений боевое знамя у французов.

После изгнания наполеоновских войск из России золотым крестом на Георгиевской ленте был награжден священник Кавалергардского полка Михаил Гратинский. Участник Бородинского сражения, он не успел покинуть Москву при отступлении русской армии. В захваченной врагом столице он стал бороться с захватчиками доступными ему средствами. Почти каждый день в уцелевших московских церквах отец Михаил проводил богослужения, призывал к войне с захватчиками. Слух о священнике быстро распространился среди оставшихся в столице жителей, и на его проповеди, несмотря на смертельную опасность, всегда собирались люди. Даже в окружении врагов полковой священник продолжал выполнять свой пастырский долг.

_________

  1. Севская Епархия образована в 1764 году как викарная Московской Епархии
  2. Арьергард (франц. arriere-garde — тыловая охрана), орган походного охранения, предназначенный для охранения войск, совершающих отход или марш от фронта в тыл.
100 великих героев 1812 года [с иллюстрациями] Шишов Алексей Васильевич

Священник Васильковский Василий (1778–1813 или 1814)

Священник Васильковский Василий

(1778–1813 или 1814)

Военное духовенство, имеющее своим назначением «исполнение духовных треб для лиц воинского звания», появилось в рядах русской регулярной армии, как таковое, в 1716 году. По петровскому Воинскому уставу в каждом пехотном полку должен был состоять священник. Царским указом 1719 года повелено было «во флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху».

С эпохи Петра I Великого военные священники стали неотъемлемой штатной единицей в полках русской армии. В ходе войн, в походах и сражениях, они переносили все тяготы и лишения, которым подвергались их однополчане, как нижние чины, так и офицеры. История знает немало воинских подвигов, совершенных духовными пастырями русского воинства. Таких примеров и имен немало можно привести и из истории Отечественной войны 1812 года.

Пожалуй, наиболее известным в армейском духовенстве «грозы 12-го года» стал протоиерей Василий Васильковский. Он был сыном священника. Окончил Севскую духовную семинарию. В 1804 году 26-летнего Васильковского «рукоположили в сан священника» Русской православной церкви.

Отец Василий стал служить в Ильинской церкви города Сумы Слободско-Украинской губернии. Своим отношением к вере и верующим заслужил большое уважение прихожан. Когда Васильковский овдовел, он перебрался со своим 4-летним сыном в Старо-Харьковский монастырь. Однако пребывание его в стенах этой обители оказалось недолгим.

Сражение при Малоярославцем. Гравюра XIX в.

Василий Васильковский стал военным священником в июне 1810 года, получив «место» в 19-м егерском полку, шефом которого являлся полковник Н.В. Вуич. Васильковский довольно быстро заслужил большое доверие и уважение сослуживцев (в полку состояло 998 человек) благодаря «морально-этическим качествам и образованности», умению душевно общаться с верующими. Личный авторитет его в полку был очень высок, что подтвердили военные события «грозы 12-го года».

Со своим 19-м егерским полком отец Василий прошел в 1812 году с боями путь от государственной границы до московских земель и обратно. Судьба хранила его в самых жарких схватках: в бою у деревни Добрейка под Лучесой у Витебска вражеская пуля ранила Васильковского в левую щеку, другая контузила его в грудь, ударив в наперстный крест. В том бою егерский полк потерял 250 человек.

Этот кипарисовый крест в серебряной с позолотой ризе, как реликвия Отечественной войны 1812 года, хранился в церкви 19-го егерского полка. После его переформирования в Волжский пехотный полк стал храниться в церкви пехотинцев-волжцев.

Свой новый подвиг, сопряженный с опасностью и полученным ранением, протоиерей Василий Васильковской совершил в сражении при Малоярославце 12 октября. В тот день егеря вели упорные и кровопролитные схватки с французской пехотой на городских улицах и окраинах. Именно на них легла немалая часть «кровавой работы» в борьбе за Малоярославец.

Отец Василий был, как всегда, в первых рядах сражающихся егерей. Он «находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за веру, царя и Отечество». В Малоярославецком сражении военный священник получил ранение в голову, но полка не покинул ни в ходе битвы, ни после ее окончания. Более того, на него легла немалая часть заботы о раненых.

19-й егерский полк потерял тогда всего за один день 131 человека убитыми, 140 ранеными (в их числе оказался и полковой священник) и 36 человек пропавшими без вести, то есть больше трети своего на тот день состава.

В кутузовском приказе № 53 от 12 марта 1813 года по русской армии, начавшей Заграничный поход, о подвиге полкового священника говорилось следующее:

«…19-го Егерского полка священник Васильковский в сражении при Малом Ярославце, находясь впереди стрелков с крестом, благоразумными наставлениями и личною храбростию поощрял нижних чинов сражаться без ужаса за Веру, Царя и Отечество; причем жестоко был ранен в голову пулею. В сражении же при Витебске оказал он таковую же храбрость, где и получил рану пулею в ногу.

Начальничее засвидетельствование о столь отличных неустрашимых в сражениях поступках и ревностной службе Васильковского подносил я Государю Императору, и Его Величество высочайше указать соизволил наградить его орденом Св. Великомученика и Победоносца 4-го класса».

Герой был представлен к офицерской награде командиром 6-го пехотного корпуса генералом от инфантерии Д.С. Дохтуровым. За личную доблесть, героизм и самоотверженность при исполнении обязанностей полкового священника протоиерей Василий Васильковский был пожалован высочайшим указом Александра I Военным орденом Святого великокомученика и победоносца Георгия 4-й степени. Награждение состоялось в 1813 году, незадолго до его смерти.

В Отечественной войне полковой священник оказался одним из тех воинов России, которые «на полях сражений дерзали на все ужасы смерти, чтоб с ознаменованием победы обратить на себя благодарный взор Отечества».

Для истории русской армии протоиерей Василий Васильковский стал первым военным священником, награжденным орденом Святого Георгия и ставшим, таким образом, Георгиевским кавалером. Его подвигом подвижника стало «духовное кормление» защитников Отечества во время нашествия Наполеона на Россию.

Из книги Русский флот в войнах с наполеоновской Францией автора Чернышев Александр Алексеевич

РУССКИЕ ЭСКАДРЫ В АНГЛИИ В 1813-1814 гг. И ВОЗВРАЩЕНИЕ ИХ В РОССИЮ 19 апреля 1813 г. был подписан Высочайший указ адмиралу Е.Е. Тету: «Возвращаться в наши порты не упущая способного к тому времени». Однако по просьбе английского правительства русские корабли оставались в Англии

Из книги От Аустерлица до Парижа. Дорогами поражений и побед автора Гончаренко Олег Геннадьевич

ДЕЙСТВИЯ МОРЯКОВ НА СУШЕ ВО ВРЕМЯ ЗАГРАНИЧНОГО ПОХОДА 1813-1814 гг. Вскоре последовало объявление государя о войне за освобождение Европы. 23 декабря отдохнувший, приведший в порядок амуницию экипаж двинулся к границе и 30 декабря прибыл в село Меереч на Немане.Для перехода

Из книги Шестьдесят сражений Наполеона автора Бешанов Владимир Васильевич

Из книги 100 великих героев 1812 года [с иллюстрациями] автора Шишов Алексей Васильевич

Война во Франции. 1814 год Из всех народов мира я должен сделать единый народ, а из Парижа - столицу мира. Наполеон Борьба с наполеоновской Францией не закончилась освобождением Германии от французского господства. Зимняя пауза была вызвана как военными, так и

Из книги Русская армия. Сражения и победы автора Бутромеев Владимир Владимирович

Генерал-майор Иловайский 9-й Григорий Дмитриевич (1778 или 1780–1842) Четвертый сын из семьи генерала от кавалерии и наказного атамана Войска Донского Д.И. Иловайского. На службу был зачислен казаком в январе 1787 года, а в мае следующего года ему был присвоен офицерский чин

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

Генерал от артиллерии Козен Петр Андреевич (1778–1853) Боевые действия, которые велись сторонами в 12-м году, проходили под гром орудийной канонады. Армейская артиллерия была пешей и конной, причем преимущество последней, более маневренной, в скоротечных столкновениях не

Из книги Наука побеждать автора Суворов Александр

Фельдфебель Лихнов Георгий (? – После 1814) Осеннее солнце освещало с утра окровавленное Бородинское поле. Тяжелая кавалерия короля Неаполитанского маршала империи Иоахима Мюрата вновь пошла в атаку на Семеновские высоты. Кирасиры – «железные» латники – выстраивались

Из книги У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 - 1783 гг.) автора Лебедев Алексей Анатольевич

Заграничный поход русской армии 1813–1814 годов Заграничный поход русской армии от Тарутина на Париж – с Оки на Сену – неоднократно осуждался многими историками и публицистами, рассматривавшими его в свете тех несчастий, что причинила России впоследствии освобожденная ею

Он родился в 1778 г., окончил Севскую семинарию и в 1804 г., в 26 лет был рукоположен в сан Священника, служил в Ильинской церкви города Сумы. Однако вскоре умерла его жена и отец Василий остался с малолетним сыном Симеоном на руках. Мальчику было около четырех лет. Вначале отец Василий с сынишкой перебрался в Старо-Харьковский монастырь на жительство. Но вскоре Господь указал ему путь трудного, опасного и ответственного служения. 15 июня 1810 г. отец Василий был назначен священником 19-го Егерского полка. Уже через полгода шеф полка полковник Т.Д. Загорский в «Списке о поведении полкового священника», датированном 5 января 1811 г., отмечал порядочность, рассудительность и прекрасное владение искусством красноречия отца Василия, а также его образованность — знание математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками — латынью, греческим, немецким и французским. Отец Василий пользовался вполне заслуженным уважением в полку, с которым встретил Отечественную войну 1812 г. Оба действующих батальона 19-го Егерского полка состояли в егерской бригаде 24-й пехотной дивизии 6-го корпуса 1-й Западной армии.

После того как 1-я Западная армия отступила в Дрисский лагерь, Наполеон решил, обойдя ее, отрезать ей путь на Москву, для чего направил войска к Полоцку и Витебску. Сознавая опасность создавшегося положения, император Александр I приказал главнокомандующему 1-й Западной армией генералу от инфантерии М.Б. Барклаю де Толли оставить Дрисский лагерь и идти к Витебску для сближения с войсками 2-й Западной армии генерала от инфантерии князя П.И. Багратиона. 11 июля 1812 г. 1-я армия подошла к Витебску. Чтобы задержать наступление неприятеля до получения известий о состоянии 2-й армии, Барклай выдвинул к местечку Островно, перед Витебском, отряд прикрытия, который 12 июля вступил в бой с передовыми частями Великой армии. На следующий день разыгралось ожесточенное сражение.

14 июля сражение продолжил арьергард 1-й армии у селения Какувечина близ Витебска, но вынужден был отойти к деревне Добрейка, расположенной в 8 верстах от Витебска. 15 июля состав арьергарда был изменен. Наряду с другими частями в него вошел и 19-й Егерский полк под командованием полковника Н.В. Вуича. В это время Барклай получил известие от Багратиона о его стремлении соединиться с войсками 1-й армии у Смоленска. Приказав арьергарду задержать неприятеля, Барклай двинулся с главными силами к Смоленску. С раннего утра 15 июля и почти до 17 часов арьергард сдерживал превосходящего неприятеля. Отличились в бою на берегах Лучесы и батальоны 19-го Егерского полка, а с ними и отец Василий.

Докладывая 18 июля о действиях полка, полковник Вуич отмечал бесстрашие полкового священника, вдохновлявшего егерей и поддерживавшего их боевой дух в сражении, несмотря на то, что был ранен, а потом и контужен от удара пули в его наперсный крест. Этот кипарисовый крест в серебряной с позолотой ризе долгие годы хранился в церкви 19-го Егерского полка, а потом — в церкви сформированного на его основе Волжского пехотного полка. Он имел в высоту около 30 сантиметров. На его лицевой стороне был гравирован год сформирования полка — «1797». На тыльной стороне его рукояти имелась трещина, стянутая винтом. В нижней лицевой части креста крепилась расколовшая его в бою неприятельская пуля, а на оборотной стороне была сделана надпись: «Ранен в сражении 15 июля 1812 года при г. Витебске, — продолженная по бокам креста, — с отбитием мизинца священнику Василию Васильковскому». «Отец Василий Васильковский был также ранен в ногу в июле 1812 г. (в сражении при Витебске), однако продолжал исполнять свои обязанности священника», — утверждает А.А. Васильев. Оправившись вскоре после контузии и ранения, отец Василий вернулся в полк.

18 августа 1812 г. начальник 24-й пехотной дивизии генерал-майор П.Г. Лихачев обратился к члену Святейшего Синода его высокопреподобию обер-священнику армии и флота протоиерею и кавалеру ордена Св. Анны 1-й степени И.С. Державину с просьбой о достойном награждении отца Василия за проявленное мужество в бою под Витебском: «Во вверенной мне дивизии 19-го егерского полка священник Василий Васильковский во время бывшего 15 июля 1812 г. близ г. Витебска сражения по искреннему его усердию находился при начале оного впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля, и исповедовал тяжело раненых, где от рекошета ядра землею в левую щеку получил рану, но и с оною находился еще в сражении, пока вторично получил в крест, бывший у него на груди, удар пулею и от оной сильную в грудь контузию; я долгом поставляю о таковой отличности священника Васильковского сообщить Вашему высокопреподобию и просить покорнейше за ревность его к вере и пользе Монаршей о исходатайствовании пристойного награждения, которого он по всей справедливости заслуживает». По ходатайству Лихачева полковой священник Васильковский был представлен к награждению «камилавкой», как знаком отличия белого духовенства.

Позади осталось Бородинское сражение и арьергардные бои, пожар Москвы и Тарутинский лагерь, 7 октября Наполеон выступил из Москвы на Калугу, Кутузов решил преградить ему путь через Малоярославец. Первым 12 октября прибыл к городу и завязал бой 6-й пехотный корпус генерала от инфантерии Д.С.Дохтурова. «Понимая важность удержания Малоярославца до подхода основных сил армии Кутузова, генерал Дохтуров направил в город 19-й Егерский полк, — пишет А.А. Васильев... — Вместе с офицерами и солдатами 19-го Егерского полка в бою за Малоярославец принял активное участие его полковой священник, отец Василий Васильковский, который с крестом в руке воодушевлял идущих в атаку егерей». 31 октября 1812 г. Дохтуров, ходатайствуя о награждении Васильковского, докладывал главнокомандующему генерал-фельдмаршалу светлейшему князю М.И. Голенищеву-Кутузову, что «священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, при чем сам был ранен в голову».

Кутузов поддержал ходатайство Дохтурова, обратившись к императору Александру I с рапортом, в котором писал, что отец Василий «шел впереди полка с святым крестом и примером своего мужества поощрял воинов к поражению неприятеля, при чем он получил рану пулею в голову; сверх того отличился он подобным же поступком в сражении при г. Витебске, где также ранен в ногу».

12 марта 1813 г. Кутузов в г. Калише, где размещалась тогда Главная квартира российских войск, начавших заграничный поход, подписал приказ по армиям № 53, один из пунктов которого гласил: «19-го Егерского полка священник Васильковский в сражении при Малом Ярославце, находясь впереди стрелков со крестом, благоразумными наставлениями и личною храбростию поощрял нижних чинов сражаться без ужаса за Веру, Царя и Отечество; причем жестоко был ранен в голову пулею. В сражении же при Витебске оказал он таковую же храбрость, где и получил рану пулею в ногу. Начальничее засвидетельствование о столь отличных неустрашимых в сражениях поступках и ревностной службе Васильковского подносил я Государю Императору, и Его Величество высочайше указать соизволил наградить его орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса». Это был первый в истории ордена и православного духовенства случай награждения военного священника орденом Святого Георгия. 17 марта 1813 г. орден был вручен отцу Василию. О столь необычайном событии обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода князь А.Н. Голицын 27 марта 1818 г. уведомил И.С. Державина специальным письмом: «Генерал-адьютант князь Волконский (Петр Михайлович. - А.С.) сообщил мне, что Государь Император по представлению господина генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского всемилостивейше изволил пожаловать орден Св. Великомученика Георгия 4 класса священнику 19-го Егерского полка Василию Васильковскому за то, что он, находясь в сражении при Малоярославце шел впереди полка и примером своего мужества поощрял воинов к быстрому поражению неприятеля, при чем он получил рану пулею в голову. Сверх того, отличился он подобным же поступком в сражении при городе Витебске, где тоже ранен в ногу».

Не могла обойти молчанием это историческое событие газета «Московские ведомости», которая сообщала: «Санкт-Петербург, апреля 2 (1813 г. - А.С.). Его Императорское Величество по представлению генерал-фельдмаршала князя Голенищева-Кутузова-Смоленского, всемилостивейше пожаловать изволил орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса священнику Васильковскому, находящемуся при 19-м Егерском полку в корпусе генерала Дохтурова».

В юбилей этого памятного награждения 11 марта 1836 г. газета «Русский инвалид или Военные ведомости» так напомнила своим читателям: «Геройское мужество священника Васильковского, находившегося при 19-м Егерском полку, ... заслуживает признательность соотечественников. Сей достойный и ревностный служитель алтаря во время бывших при Малом Ярославце и Витебске сражений, неся пред воинством святой крест, личным примером своим поселил в воинов вещую храбрость, поощрял их на праведную брань с полною уверенностию, что под сению честного и животворящего креста они прославятся победою над врагами. В первом из сих сражений священник Васильковский ранен пулею в голову, а во втором — в ногу».

В 1842 г. увидела свет книжка В.С. Глинки, сына участника, современника и свидетеля событий 1812 г. С.Н. Глинки, родного брата Ф.Н. Глинки, «Малоярославец в 1812 году, где решилась судьба большой армии Наполеона». Я умышленно акцентирую внимание на родственных связях автора только для того, чтобы подчеркнуть, под чьим влиянием рассказывается о героических событиях на страницах этой книжки. Вот как описан в ней подвиг отца Василия:

«Неприятель бросился, смял полки наши и отбил город. Но вот идет колонна наших оправившихся войск и перед ея рядами, перед знаменем 19 Егерского полка (ошибка, в 1812 г. егерским полкам знамена не полагались и они их не имели, — А.С.) идет Священник Васильковский.., идет вместе с духовными детьми своими умирать за веру и отечество. Высоко поднятый золотой Крест блещет в его руках, и за этим-то святым знамением бросается дружно весь полк, лезут по трупам на неприятеля, гонят его и долго оспоривают площадь перед монастырем...». Именно этот момент запечатлел на своем полотне художник А.Ю. Аверьянов.

Как же сложилась дальнейшая судьба отца Василия? На вышеописанном кресте указано, что священник умер 24 декабря 1812 г., но при награждении орденом Св. Георгия 4-го класса Васильковский был жив. 3 апреля 1813 г. И.С. Державин просил его прислать копию с высочайшего рескрипта о награждении. А.А. Васильев написал, что отец Василий «умер от ран в 1814 г.». Возможно это случилось до 25 апреля 1814 г., ибо этим числом датирована просьба и. о. командира 19-го егерского полка о назначении нового священника вместо умершего отца Василия Васильковского. Е.В. Сергеева поддерживает мнение протопресвитера А.А. Желобовского, стоявшего во главе военного духовенства в 1888-1910 гг., и протопресвитера Г.И. Шавельского, последнего главы военного духовенства вооруженных сил Российской Империи в 1911-1917 гг., о том, что отец Василий умер 24 ноября 1813 г. Л.А. Бублик и И.А. Калашников также писали о смерти Васильковского в конце 1813 г. Однако автор энциклопедической статьи «Духовенство военное» писал, что протоирей Васильковский «скончался от ран во время похода во Францию». Иначе говоря, единого мнения исследователей нет, ибо еще не найдены документы, позволяющие дать однозначный ответ о времени смерти отца Василия.

Мы не знаем, где затерялась могила первого священника — кавалера ордена Св. Георгия, но имя его не утрачено и подвиг его живет в памяти поколений.

Загадкой остается вопрос — почему имени Василия Васильковского не было и нет на памятных досках Храма Христа Спасителя в Москве? Нет его имени и в списках Георгиевских кавалеров 1812-1814 гг. на мраморных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. И снова возникает вопрос — почему? Но вряд ли у кого-то возникнет сомнение в том, что в наградах 19-го Егерского полка знаками на кивера «За отличие» и серебряными трубами с надписью «За храбрость против французов при Краоне и Лаоне», проявленные в 1812-1814 гг., немалая заслуга самоотверженного пастыря Василия Васильковского. Ибо сказано Христом Спасителем:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

© 2024 okna-blitz.ru
Окна и балконы