Древний город ниневия столица ассирии. Древний город ниневия Какая страна находится на месте ниневии

36.367222 , 43.115278
Древний город

Ниневия
Nineveh

Страна
Разрушен
Координаты

История

Ниневия известна как поселение, начиная с середины 5-го тыс. до н. э. В XV-XIV вв. до н. э. Ниневия находилась под властью государства Митанни . Столицей Ассирийского государства она становится в конце VIII-VII в. до н. э. во время царствования Сеннахириба и Ашшурбанипала . В это время город простирался на 4 км вдоль Тигра ; его главная улица, так называемая дорога процессий, была шириной 26 м. Город имел строгую планировку, нарушать которую застройщикам запрещалось особым предписанием.

Во время царствования Ашшурбанипала в Ниневии была создана знаменитая царская Куюнджикская библиотека , в которой хранилось более 30 тыс. клинописных табличек. В 612 до н. э. Ниневия была разрушена объединённым войском вавилонян и мидян . В Библии Ниневия была спасена от гибели пророком Ионой, который предупредил город о необходимости покаяния 790-760 до н. э., и впоследствии разрушена в соответствии с пророчеством Наума.

Городская крепость

Город представлял собой огромную крепость общей площадью 730 гектаров, с периметром стен 12 км и высотой более чем 20 метров. у крепости была продуманная система передовых укреплений на ближайших подступах к столице.

Раскопки

Недавно воссозданные ворота Ниневии

Руины Ниневии первым исследовал в 1847 г. британец Остин Генри Лэйард . Во время археологических раскопок, продолжавшихся вплоть до 1930-х гг., были открыты культурные слои, начиная с 5-го тыс. до н. э. (полихромная керамика конца 5-4-го тыс.; скульптурная бронзовая голова - предполагаемое изображение Саргона Древнего Аккадского (2-я половина 3-го тыс., Иракский музей, Багдад); надписи).

Во время раскопок дворцов ассирийских правителей Сеннахириба и Ашшурбанипала найдены многочисленные рельефы с изображениями (ныне хранящиеся в Британском музее , в Лондоне). Во дворце Сеннахириба на рельефах были изображены преимущественно военные и строительные сцены, в то время как во дворце Ашшурбанипала - в основном сцены охоты. Также были обнаружены статуи крылатых быков и львов - хранителей врат.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пилсудский, Юзеф
  • Пятидесятница

Смотреть что такое "Ниневия" в других словарях:

    Ниневия - древний город Ассирии (современные холмы Куюнджик и Тель Неби Юнус, Ирак). С середины 5 го тыс. до н.э.Ч поселение. В конце 8 7 вв.Ч столица государства Ассирия. В 7 в. в Ниневии была создана царская библиотека хранилище (археологами найдено… … Исторический словарь

    Ниневия - (η Νι̃νος). Столица Ассирийского царства, на р. Тигр, основанная Нином. Около 600 г. до Р.Х. Ниневия была взята и разрушена индийским царем Циаксаром. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С.… … Энциклопедия мифологии

    НИНЕВИЯ - древний город Ассирии (современные холмы Куюнджик и Тель Неби Юнус, Ирак). С сер. 5 го тыс. до н. э. поселение. В кон. 8 7 вв. столица Ассирии. В 7 в. в Ниневии создана царская библиотека хранилище (св. 30 тыс. клинописных табличек). В 612 до н.… … Большой Энциклопедический словарь

    Ниневия - (ассир. Нинуа). I: 1) главный город и столица Ассирии (см. Ассирия). Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма Куюнджик и Неби Юнус (последний назван в честь пр.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Ниневия - древний город в Ираке (современные холмы Куюнджик и Наби Юнус на окраине г. Мосул). В VIII VII вв. до н. э. столица Ассирии. Ассирийский город простирался вдоль берега Тигра на 4 км, имел строгую планировку с главной улицей дорогой… … Художественная энциклопедия

    Ниневия - (Ninua, от nawah = селиться) столица ассирийского царства,вступившая в эту роль, кажется, с XIV в. до Р. Хр., опередив древний г.Ассур. Древнейшее упоминание ее в надписях Иудеи; самая древняянадпись, найденная здесь царя Дунги, составленная по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Ниневия - (Nineveh), древн. город на р. Тигр. Избран в кач ве столицы царем Ассирии Синахерибом (правил 704 681 до н.э.), развернувшим здесь крупное стр во. Разрушен мидянами в 612 г. до н.э. и уже не вернул себе прежней славы. Археол. раскопки вскрыли… … Всемирная история

    Ниневия - (жилище или город Нина) (Быт.10:11). Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах кн. Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библ. времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ниневия - Нинве Ниневия, древняя столица Ассирии, была расположена на вост. берегу реки Тигра, в углу, образуемом этой рекою и ее притоком Верхним Забом, приблизительно, напротив нынешнего города Мосула. У классиков этот город известен под именем Нинос или … Словарь библейских имен

    Ниневия - Один из древнейших городов Ассирии, имевший особенно важное значение в период царствования Синаххериба.В Библии говорится, что Ниневия была основана Ассуром. История Ниневии восходит к середине V тысячелетия до н.э. Около 2300 г. до н.э. в городе … Подробный словарь библейских имен

Книги

  • Хроники Ассирии. Син-аххе-риб. Книга 1. Тиль-Гаримму, Книга 2. Ниневия , Корбут Андрей Евгеньевич. Книжный клуб "Книговек" представляет вашему вниманию новую серию захватывающих исторических романов" Хроники Ассирии" . Ее автор - Андрей Евгеньевич Корбут - любезно согласился пообщаться с…

Пророк Наум, Джеймс Тиссот (James Tissot)

Святой пророк Наум - один из двенадцати, так называемых, малых пророков, проповедовал в царствование иудейского царя Езеки́и, то есть между 727 и 698 гг. до н. э.

Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель» . Имя пророку дали его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена как выражение надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.

О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван Елкосеянином. В арабском предании Елкос - это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка - упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»).

Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.

Книга пророка Наума

Пророческая Книга Наума - каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник Малых пророков. Состоит из 3-х глав и представляет собой поэму со множеством сравнений и метафор. Литературные достоинства книги Наума выше любого из других малых пророков.

Книга пророка Наума посвящена падению великого города тогдашней ассирийской столицы Ниневии, расположенной на реке Тигре, а вместе с ней и всего Ассирийского царства. Пророк предсказывает бедствия, которые наведет на этот город праведный Господь и ярко изображает окончательное разрушение этого великого и сильно укрепленного города: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1:7-8).

Примерно за сто лет до пророчества Наума в Ниневию ходил (около 824 - 783 гг.). Вероятно, с этим связаны слова Наума о долготерпении Божием. Тогда ниневитяне покаялись в своих грехах и город был спасен.

Первая глава представляет собой псалом, написанный акростихом (хотя и неполный), восславляющий Бога-Судью. В этой главе прославляется милость Господа к Своему народу и верность Его завету.

Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могущественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии).

Третья глава продолжает эту тему, описывает снова картину гибели города, указывая причины этого: храмовая проституция, жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны.

Падение столицы Ассирии Ниневии

Для правильного понимания Священного Писания, а особенно ветхозаветных книг, тех мыслей, которые хотели донести до нас их создатели, необходимо владеть историческими сведениями об эпохах, царствах, событиях и личностях, описываемых там. Книга пророка Наума, по утверждению митрополита Митрофана (Симашкевича) автора подробного экзегетического исследования этой книги, вообще не может быть правильно понята без знания истории Ассирии.

Родоначальником ассирийского народа был Ассур (Быт.10:22), сын Сима (Быт.10:21). Т.е. ассирийцы являлись семитами. Ниневия, столица Ассирийского государства, была основана Нимродом, который был кушит по происхождению, а значит потомок Хама (Быт.10:6-8). Это было около 2230 лет до Р.Х.


Ниневия

Ниневия включала не один, а сразу четыре отдельных города, объединенных одной стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).


Уже около 2000 года появляются сведения о могуществе Ассирии. А 1230 году Ассирия преобладает над Азией. В период с 860 по 761 гг. эта страна наращивает свою мощь.

При всем этом Ассирия стояла на высоком культурном уровне, даже выше Египта. Страну отличала продуманная государственная администрация, искусство орошения полей, необычная фантазия в украшении домов, богатая торговля. Удобное положение Ниневии для торговли на скрещении всех торговых и военных путей Европы, Азии и Африки позволило Ниневии скопить огромные богатства, что привело к развращению народа (Ион.1:2). Столица Ассирии поражала могуществом, неограниченные богатства со всех концов земли стекались в казну Ниневии. Но жители города «жили беспечно, говоря в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня» (Соф.2:15), поэтому пророк Наум и возвещает: за то, что «умышляете вы против Господа, Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится…»


Ассирия

Могущественная Ассирия строила свое благополучие на крови многих народов. История свидетельствует, что Ниневия проводила государственную политику разбоя. Ассирийцы обычно шли войной на какой-либо народ и, разбив его армию, переселяли побежденные племена в другую землю, чтобы оторвать народ от его корней, уничтожить по возможности его чувство национального самосознания, сделав его более податливым и безропотным. Следует признать, что ассирийцы были великими воинами, преуспевавшими в искусстве грабежа и разбоя. В то время вообще многие народы вели грабительский образ жизни, нападая на другие земли и племена, но сыны Ассура, по-видимому, преуспели в этом лучше всех. Все благополучие их полностью зиждилось на грабежах.

Пророк называет этот город городом крови, полным обмана и убийства. Ниневия словно олицетворяет врагов Господа, она уподобилась развратнице приятной наружности, которая обольщает народы и совращает их к поклонению ложным богам. Наум упоминает о том, что Ассирия принесла множество горя на землю народа Божия. Он предсказывает, что все, услышавшие весть о позоре Ниневии, будут рукоплескать от радости, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на все народы.

На тот момент наиболее опасными врагами Ассири были Египет и Эфиопия (4Цар.17:4), но для войны с ними (Ис.20:7, Ис.19:16-17) необходимо было овладеть сильными укреплениями Иерусалима.

Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Вавилон, - Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей. Сильнейших из своих противников, которые могли представлять опасность их владычеству, они жестоко уничтожали: распинали, сжигали, отрезали части тела, пилили и т.д. Вот как описывает один из своих походов очередной ассирийский владыка: «Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев - башню. Детей я сжег, город разорил и сжег».

Вскоре и вся Иудея была уже во власти Ассирийского царя, остался только Иерусалим. Поэтому ассирийский царь Сеннахирим направил туда свои силы. Тогда иудейский царь Езекия обратился за помощью к Богу и Тот чудесным образом истребил неприятеля: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые» , а Сеннахирим с угрозою удалился. Но евреи боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, соберет войско больше прежнего, и снова явится (2Пар.32:2-8).

Так как Ассирийская империя стремилась подчинить и подчиняла себе окружавшие ее государства, их жители жили надеждой на то, что в один прекрасный день Ниневия падет и они получат свободу.

Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.

Когда Наум открывал народу Божию видения, полученные им от Господа, Ниневия была в зените своей славы. В то время Ниневия была столицей наиболее могущественного государственного образования на земле - Ассирийской империи. Естественно, люди не склонны были верить словам пророка; они, вероятно, считали такой поворот дел слишком невероятным.


Однако, историки античных времен, свидетельствуют, что через 23 года после пророчества Наума Ниневия в самом деле пала. При этом, это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная мидянами в союзе с вавилонянами (около 612 года до P.X.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город и разрушить его до основания.


Падение Ниневии

Царь ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30:33).

После этого Ниневия никогда не была отстроена; ее местонахождение было забыто до 1845 г., пока археолог, по имени Лаярд, не нашел ее развалины.

Предсказал пророк Наум разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу ассирийского царя Сеннахирима на Бога.

***

Ознакомившись с историей Ниневии, мы вправе задать себе вопрос: «Что содержит в себе Книга Наума для нашего духовного опыта?»

В этой книге раскрываются черты Божьего характера. Много мы узнаем о Божием гневе.

Гнев Бога есть изначально присущее отношение любящего Бога к тому, что губит предмет Его любви. Гнев Бога есть реакция уничтожения при соприкосновении абсолютной святости с пороком или уничтожение любящим Богом того, что разрушает предметы Его любви. Конечно же, Бог есть Бог любящий, но когда чаша переполняется, когда неправедность, несправедливость, нечестие, грехи сильно умножаются, тогда Бог переходит к выражению другой черты Своего характера и являет Свой гнев. Книга Наума показывает, какова сила Божьего гнева, как страшна ярость Бога.

Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто разрушает предмет Божией любви. Делающие беззаконие испытают на себе переход от Божьей любви ко гневу Господнему.

Традиции на Руси в день Наума

«Пророк Наум наставит на ум» - говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. Пророку молятся как о начале учения, так и о помощи в постижении науки вообще. Замечательно, что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем. Именно в день пророка Наума (1 декабря по ст.ст) по традиции начинали учить детей грамоте.

В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» - бери указку в руки, «фита, ижица» - плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.

Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.

Память пророка Наума празднуется в Христианской Православной Церкви 1 (14) декабря .

Материал подготовила Светлана Финогенова

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая. Львы укротил еси, ввержен в ров; сего ради тя почитаем, пророче блажение, Науме славне.

Ниневия (נִנְוֵה, Нинве; по-аккадски Нинуа, Нина), город в Ассирии (см. Месопотамия) на восточном берегу реки Тигр (напротив современного Мосула); начиная с правления Санхерива - столица Ассирийского царства. Ныне - Тель-Куюнджик и Тель-Неби-Юнис (где, согласно мусульманскому преданию, похоронен пророк Иона - на арабском Юнис).

Название Ниневия сохранилось в наименовании иракской провинции Найнава, центром которой является Мосул.

Археологические раскопки

Археологические раскопки, ведущиеся здесь (в основном в Куюнджике) около 150 лет, обнаружили существование поселения уже в начале 4 тысячелетия до н. э.

Одним из древнейших письменных упоминаний Ниневии является надпись Нарамсина (1-я половина 23 в. до н. э.).

В начале 14 в. до н. э. Ниневия принадлежала царству Митанни, однако уже в середине следующего столетия вернулась под власть ассирийских царей.

Ниневия была центром культа богини Иштар (см. Астарта). Вершины своего расцвета город достиг, когда Санхерив (705–681 гг. до н. э.), сделавший Ниневию столицей, почти полностью перестроил ее (площадь города внутри стен достигла при нем 15 кв. км).

На одной из окраин города был разбит ботанический сад с растениями, доставлявшимися со всех концов империи; были сооружены многочисленные роскошные здания, в том числе царский дворец, называвшийся «дворцом, не имеющим себе равных»; его стены были украшены барельефами, передающими сцены строительства, охоты и сражений, в том числе - осады Лахиша .

Другой дворец (в районе Неби Юниса) был построен сыном Санхерива, Асархаддоном (680–669 гг. до н. э.). Сын последнего Ашшурбанипал (669–627 гг. до н. э.) построил новый дворец и создал обширную царскую библиотеку (несколько тысяч клинописных текстов литературного, религиозного, лексикографического, астрономического и исторического содержания, а также деловые документы, письма и государственные договоры).

В конце правления Ашшурбанипала царская резиденция была, по-видимому, перенесена в Харран (библейское Харан). В 612 г. до н. э. Ниневия была захвачена и разрушена войсками мидийцев и вавилонян. В период римской власти на месте Ниневии была основана военная колония Клавдия Нинус.

Небольшое поселение существовало здесь до монгольского завоевания (2-я половина 13 в.). Биньямин из Туделы упоминает Ниневию в своих путевых записях.

Библейские источники

Согласно библейскому списку народов, Ниневия (как и другие основные города Месопотамии) была построена в дни Нимрода (Быт. 10:10–12). В книге Ионы о Ниневии говорится как о «городе великом... на три дня ходьбы» (3:3), в котором одних лишь малых детей «более ста двадцати тысяч человек» (4:11).

В II Ц. 19:36–37 и Ис. 37:37–38 Ниневия упоми­нает­ся как город, куда Санхерив вернулся после неудачной попытки овладеть Иерусалимом и где он был убит своими сыновьями. Пророки Цфания (2:13–15) и Нахум (вся книга) предрекали гибель Ниневии.

Цари Ассирии хорошо подготовились к обороне ими же захваченного города. Высокая стена, сложенная из камня, протянулась на много километров, окружая столицу первой в истории человечества империи.

Значительная часть того, что осталось от некогда большого ассирийского города Ниневия, долгое время скрывалось под холмами Куюнджик и Тель-Неби-Юнус на территории современного Ирака.

Ниневия, один из древнейших городов Ассирии, воспетый поэтами как символ величия ассирийских царей, стоял на восточном берегу реки , около ее левого притока Верхний (Большой) Заб, там, где сегодня стоит город Мосул.

Все, что осталось непосредственно от Ниневии, можно увидеть на двух холмах - Куюнджик и Тель-Неби-Юнус (пророк Иона), хотя на самом деле город занимал огромную площадь и древние именовали его не иначе, как Великая Ниневия.

Как выяснили археологи, в середине 5-го тысячелетия до н.э. на месте этих руин уже было обустроено поселение.

Таким образом Ниневия является одним из древнейших городов в мире. Первое упоминание о Ниневии содержится на клинописных табличках, датируемых 3-м тысячелетием до н. э. Они же повествуют о вассальной зависимости Ниневии в XV-XIV вв. до н. э. от Митанни - государства хурритов и семитов. Митанни было могущественным государством, от которого поначалу зависела расположенная восточнее Ассирия.

История

Ранняя Ниневия занимала место на пересечении торговых путей из Индии к берегам Средиземного моря и сыграла значительную роль в развитии межгосударственных связей в Передней Азии. В надписи на камне, относящемся к 1930 г. до н.э., вавилонский царь Хаммурапи упоминал о стоящем в Ниневии храме Иштар - богине всей Древней Месопотамии, построенном около 2300 г. до н. э.

Со временем Митанни утратило политическое значение, а в 1250 г. до н.э. было окончательно уничтожено окрепшим государством ассирийцев.

Ассирия стала одной из самых могущественных держав Междуречья, простираясь на западе до Сирии и Палестины. Расширив границы, ассирийцы присоединили Ниневию к своему государству, но столицей она стала не сразу. Пока Ашшура и Калах сохраняли статус царских резиденций, Ниневия оставалась провинциальным городом.

Начиная с царствования Салманасара I (правил приблизительно в 1274-1244 гг. до н. э.), Ниневия приобретала все большее влияние. Столицей город стал при ассирийских царях Синаххерибе (705-681 гг. до н. э.) и Ашшурбанипале (669 - около 635 г. до н. э.). Именно им Ниневия обязана своими многочисленными постройками. Ради строительства дворцов, Синаххериб приказывал сносить целые кварталы со старыми постройками, изгоняя жителей и расчищая место для роскошных зданий.

Постепенно Ниневия превратилась в центр искусств, науки и культуры Месопотамии.

В то же время библейские источники отмечают падение нравов в городе, вызванное развращенностью богатством и близостью к царскому двору. Теперь уже город фигурирует в Библии не как центр Великой Ниневии, а как «...город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: „я, и нет иного, кроме меня"» (Соф. 2:15). Понятно, что наказание за беспечность неизбежно, и Библия предрекает гибель городу устами пророков и Ионы, и Наума: «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество...» (Наум. 3:3).

В 630-х гг. до н. э. Ассирия начала воевать с мидянами и хеттами, в 612 г. до н. э. Ниневию захватили те же мидяне, войско Циаксара. Им помог разлив Тигра: вода разрушила часть городских укреплений, чьи стены построили из необожженного кирпича: «Речные ворота отворяются, и дворец разрушается...» (Наум. 2:6). Затем огонь уничтожил все, что осталось после разграбления Ниневии - последней столицы Ассирийского царства.

В плане древняя Ниневия представляла собой треугольник с границами, четко обозначенными городской стеной и прямыми улицами. Согласно воле царя Синаххериба, всякий, кто осмелится на «самострой» и поставит здание, выходящее за прямую линию улицы, должен быть незамедлительно посажен на кол на крыше своего дома.

В течение последующих 2000 лет бури заносили город песком, а ученые неустанно спорили: так существовала ли на самом деле библейская Ниневия?

Действительно, к нашему времени уже мало что напоминало о том, что тут стоял цветущий город. Спустя 200 лет после захвата Ниневии мидянами древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (около 430 - не ранее 356 г. до н. э.).

побывал в этих местах и в своем труде «Анабасис», описывая здешнюю местность, упомянул Ниневию, приняв развалины за останки индийских городов.

Первым европейцем, увидевшим руины Ниневии, стал немецко-голландский путешественник Карстен Нибур (1733-1815 гг.), наткнувшийся на безымянные руины во время экспедиции 1761-1768 гг. Однако честь сделать первое описание руин принадлежит консулу Франции в Мосуле и археологу Полю-Эмилю Ботта (1802-1870 гг.): в 1843 г. он начал раскопки на месте бывшей Ниневии и обнаружил несколько дворцов, в том числе дворец царя Саргона II.

В 1847 г. английский археолог и искатель приключений Остин Генри Лэйард (1817-1894 гг.) продолжил раскопки и в 1849 г. обнаружил дворец царя Синаххериба и библиотеку царя Ашшурбанипала из 22 тыс.

глиняных табличек. Сейчас они находятся в фондах лондонского Британского музея и музея Метрополитен в Нью-Йорке.

После этого раскопки Ниневии уже не прерывались.

Самой ценной находкой стала обнаруженная в храме богини Иштар скульптурная бронзовая голова - предполагаемое изображение Нарамсина, внука царя Саргона Древнего, называвшего себя «богом Аккада» (вторая половина 3-го тыс. до н. э.).

Раскопки привели к обнаружению нескольких археологических слоев. Самый нижний - пятый - представляет культуру раннего Шумера, тут найдена многоцветная керамика 5-4-го тыс. до н. э.

Самый верхний - эпоха Ниневии как одной из столиц Ассирии в начале 1-го тыс. до н. э. Именно к этому периоду принадлежат монументальные дворцы, резные рельефы и клинопись.

Ниневия, как и другие ассирийские города, построена на искусственной платформе высотой 20 м, на которой сооружены храмы, дворцы и разбит большой сад. Раскопки обнаружили пять из 15 ворот городской стены. В восточной части города был проложен водопровод.

Миновав ворота и пройдя широкой дорогой к дворцам, посольства, прибывшие к царю Ассирии, видели статуи крылатых быков и львов - стражников дворцовых врат.

Дворцы Ниневии различаются не столько архитектурой - она достаточно традиционна для Ассирии в целом, сколько тематикой каменных рельефов, найденных в них.

Во дворце Синаххериба на рельефах, которыми облицованы дворцовые покои - 75 комнат и галерей, изображены военные походы, триумф и подвиги царя, захват городов и крепостей, изощренные пытки пленных. Мастера особенно постарались в передаче характерных антропологических и этнографических особенностей военнопленных и данников - представителей различных народов.

Вокруг дворца Синаххериба - парки, зверинцы, конюшни, склады. И еще - ворота с крылатыми быками и львами колоссальных размеров.

Рельефы в обоих дворцах были выдержаны в нарочито холодных тонах: черном, желтом и темно-лиловом.

Находка всемирного значения сделана во дворце Ашшурбанипала и храме бога Набу - книги на 30 тыс. клинописных глиняных табличках, названные «библиотекой Ашшурбанипала». Самые ценные - «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэма о сотворении мира «Энума Элиш».

Сохранности раскопок угрожают боевые действия в Ираке и решимость террористов уничтожать «языческие памятники», многие из которых они уже полностью разрушили...


Общая информация

Местонахождение : север Ирака.
Административная принадлежность : мухафаза Найнава, г. Мосул.
Первое упоминание : 3-е тыс. до н. э.

Столица : с VIII в. до н. э.

Разрушена : 612 г. до н. э.
Языки : арабский, курдский, ассирийский.
Этнический состав : арабы, курды (включая езидов), ассирийцы.
Религия : ислам (суннизм, шиизм), езидизм, христианство, иудаизм (до 2014 г.).

Цифры

Площадь : 7,5 км 2 .
Стены дворцов : толщина - от 0,9 до 2 м.
Городская стена : длина - около 12 км, высота каменного основания - 6 м, кирпичная стена-надстройка (высота - 10 м, толщина -15 м).
Холм Куюнджик : высота - 20 м, длина - 800 м, ширина - 500 м.
Высота над уровнем моря : 225 м.
Население (древняя Ниневия) : около 170 тыс. чел. (оценка).
Население города Мосул : ок. 2 млн (2012 г.), до 1 млн чел. (2015 г.)
Удаленность : 44 км к северу от Багдада.

Климат и погода

Субтропический, засушливый (в летние месяцы осадки могут отсутствовать).
Средняя температура января : +7°С.
Средняя температура июля : +34°С.
Максимальная температура : +49,3°С.
Среднегодовое количество осадков : 360 мм.
Среднегодовая относительная влажность : 55% (от 30% летом до 80% зимой).

Достопримечательности

Комплекс руин древнего города Ниневия (VIII-VII вв. до н. э.)

    Дворцы Синаххериба и Ашшурбанипала

    Ворота Нергал, Машки, Адада, Шамаш и Халзи

    Статуи крылатых быков и львов

    Городская стена

Холмы Куюнджик и Неби-Юнус
Музей археологических раскопок

Любопытные факты

    Документов о ранней истории Ниневии практически не существует. Ветхий Завет в Книге Бытия предлагает считать основателем Ниневии Ассура - одного из сыновей Сима, сына патриарха Ноя: «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию...» (Быт. 10:11). Гипотетическим основателем Ниневии считается также Нимрод, внук Хама, владевший Вавилоном. Или же вавилонский царь Нин - персонаж древнегреческой мифологии. Последний причислен к основателям города, вероятно, из-за созвучия имени с названием Ниневии. Писатели древности именовали царя также Нинос, Нинус, Нинуа или Нина. Согласно другой гипотезе, свое название город получил от имени богини-покровительницы.

    В относительной близости от Ниневии обнаружены руины еще нескольких ассирийских городов: южнее - древний город Нимруд, к северо-востоку - Каремлес, к северу - Дур-Шаррукин с остатками дворца Саргона И. Четыре древних города находятся в вершине четырех углов параллелограмма длиной 50-60 км и шириной 20-30 км. Предположительно, эта территория и есть то, что древние именовали Великой Ниневией («великий город», Быт. 10:11) - областью вместе с названными местами. Тогда становятся понятными слова пророка Ионы из Ветхого завета:
    .. Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал...» (Иона. 3:3-4). Библия включает в Великую Ниневию также города Реховофир (Ребит-Нинуа), Ресен и Калах.

    Ассирийские цари обустроили для себя несколько столиц, попеременно избирая своей резиденцией то Ниневию, то Калах. Причины на то оказались разные - от военно-политических до сугубо личных, о которых мы можем только догадываться.

    Название холма, на котором стояла Ниневия, - Куюнджик - переводится с арабского прозаично: «овечий холм», или просто «овечка».

    О том, что представляла собой Ниневия, можно судить по трудам античных авторов (Страбон, Геродот, Диодор Сицилийский), основанным на малодостоверных рассказах странствующих торговцев. Страбон и Геродот утверждают, что стену построили длиной более 90 км, а высотой - 25 м с 1500 башнями и столь широкую, что по ней могли проехать три колесницы в ряд. Вокруг стены прорыт ров шириной 50 м. Главная улица, именовавшаяся Дорогой процессий, была шириной 26 м (по другим данным - 50 м). Ниневия снабжалась водой из 18 каналов, забиравших воду из источников в 16 км от города. Пока не все античные данные подтверждены раскопками.

    Население ассирийской столицы составляло, предположительно, около 170 тыс. чел. Согласно Библии (Иона. 4:11), в городе жило более 120 тыс. маленьких детей. Следовательно, население составляло приблизительно 600 тыс. чел.
    ■ Иракская мухафаза Найнава, в которой находятся руины Ниневии, является местом основного расселения ассирийцев в стране.

    Хранилище глиняных табличек царя Ашшурбанипала в Ниневии - первая в мире систематически подобранная библиотека, в которой глиняные книги размещены в определенном порядке. Создавая библиотеку царя Ашшурбанипала, писцы по всей Месопотамии снимали копии с книг из государственных и частных собраний либо же сами «собирали» книги: хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Некоторые тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек.

Ниневия - столица Ассирии в VIII-VII столетии до н. э. - была расположена на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр.
Согласно преданию, название Ниневии, происходит от имени первого царя Ассирии Нина, которого древние греки считали сыном титана Кроноса, братом Зевса. Нину приписывали изобретение искусства ведения войн. Его власть распространялась над всей Азией. Женой Нина была знаменитая царица Семирамида.
Первое упоминание о ней — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, обнаруженная здесь, — царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия в скором времени смогла достичь вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древности часто служила резиденцией ассирийских царей.
Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км, а главная улица имела ширину в 26 м. Столица Ассирии отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую было категорически запрещено.
Столицу Ассирии - город Ниневия - населяло 170 тыс. человек! Его окружность доходила до 150 км. В черте поселения располагались не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царскую улицу, залитую асфальтом, украшали искусные статуи.

Упоминания о Ниневии в Библии
В течении долгого времени у ученых не было других источников упоминания о Ниневии, кроме Библии, потому само существование этого города подвергалось сомнению. Согласно легенде Бог велел пророку Ионе отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, посчитав, что жители ему не поверят.
Понуждаемый Богом, он все же прибыл под городские стены, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море поднялась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на судно. Понял Иона, что это он навлек гнев Господа и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке кита, после чего взмолился Создателю, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог.
Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. Страшно стало Ионе, потому что понял он, что не уйти ему от предначертанного Богом. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Господа, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Создателю: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидав их раскаяние, Господь простил жителей Ниневии и не разрушил город.

Археологические исследования развалин Ниневии
Только в XIX столетии результаты археологических раскопок полностью подтвердили подлинность библейского рассказа. Это событие относят примерно к 785 г. до н. э. Через несколько лет после проповеди Ионы в Ассирии была предпринята попытка религиозной реформы, которая должна была привести к установлению монотеистического культа. Об этой реформе сохранилось мало сведений, известно только, что она так и не была завершена. Но сам факт попытки от многобожия перейти к вере в единого Бога указывает на влияние монотеистов, которыми в то время были иудеи.

Активные археологические исследования развалин Ниневии производились в 40-х годах XIX столетия - 30-х годах XX века.
Экспедиция под руководством французкого исследователя П.Э.Бота в 1840 г. работала в Хорсабаде, древнем ассирийском городе, расположенном в 50 км к северу от Мосула (Ирак), и обнаружила развалины древних стен. Ученые установили, что это останки дворца одного из ассирийских царей, Саргона II (правил в 722-705 гг. до н. э.). Огромное сооружение, состоявшее из комплекса зданий, было возведено в 709 г. до н. э. после победы, которую одержал Саргоном над Вавилонией. На развалинах царского дворца обнаружили множество статуй богов и древних царей, а также скульптурное изображение самого царя Саргона.
Благодаря раскопкам в Хорсабаде получили реальные доказательства существования великой державы и царя Саргона, о которых раньше можно было узнать лишь из Библии. Вот что написано в книге пророка Исайи: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Благодаря полученным данным исследователями было установлено, что именно Саргон уничтожил царство Северного Израиля и увел в плен 10 колен Израиля.
Другим исследователем, который продолжил раскопки Ниневии, стал О.Г.Лэйярд. 1845 год — он начал раскопки на холме Нимруд, где нашел развалины огромных дворцов, статуй царей, богов и фантастических существ, а также высеченные в камне рельефы со сценами войны и повседневной жизни древних ассирийцев.

Раскопки царского дворца
1849 год — Лэйярд начал раскопки Куюнджикского холма. Спустя несколько дней на глубине 20 м. были найдены развалины дворца ассирийского царя Синахериба, правившего в 705-681 гг. до н. э. Этот царь упоминается в Библии в связи с предпринятым им походом на Иудею, который окончился для царя Ассирии крайне неудачно. Его войска заболели неизвестной болезнью, от которой каждый день умирало множество воинов, и в скором времени были разгромлены израильтянами.
Подтверждения библейского рассказа о походе Синахериба на Иудею есть в хрониках тех времен, которые неоднократно указывают на огромное количество воинов, умерших в ходе разразившейся эпидемии. Возможно, это была тропическая лихорадка.

Раскопки царского дворца и многочисленные находки дали возможность воссоздать образ царя Синахериба, одно имя которого нагоняло страх на жителей соседних государств. Царь Ассирии был образованным человеком: разбирался во многих науках и искусствах, проявлял большой интерес к спорту и технике. Но Синахериб нередко впадал в бешенство, теряя над собой контроль и проявляя чудовищную жестокость. Так, в 689 г. до н. э., захватив Вавилон, который осмелился поднять восстание, он почти полностью истребил население взбунтовавшегося города, разрушил храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню, а после затопил то, что осталось от города.
Желая абсолютно уничтожить саму память о мятежном городе, царь повелел развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.
Но деспотический нрав царя стал причиной его насильственной смерти от рук собственных сыновей. Из хроник стало известно, что царь, желая сделать приятное своей фаворитке Накии, назначил наследником престола своего младшего сына Асаргаддона, проигнорировав права старших, которые и убили царя. И все-же трон перешел к их младшему брату, а отцеубийцам довелось сбежать из страны.
Вот как говорится о конце Синахериба в Библии: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». Аналогичная запись имеется в ассирийской хронике: «20 Тевера (января) Синахериб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

Ниневия столица Ассирии
Именно в период правления Синахериба Ниневия становится столицей Ассирии. До этого царскими резиденциями были Ашшур и Кальха. Меньше чем за сто лет из обычной провинции она превратилась в город контрастов, в котором роскошь соседствовала с крайней нищетой. В Ниневии, как и во многих других древних государствах, процветали оргиастические культы жестоких богов, которым приносили человеческие жертвы.
Даже веселье ассирийских правителей нередко переходило в череду казней. Есть предание, что царь Ассирии Сарданапал (Ашшурбанипал) (669 год - около 633 года до н. э.), которому наскучили роскошь, разврат и кровопролитие, обещал отдать половину своей державы тому, кто сможет выдумать для него новое развлечение.
Как установили археологи, город состоял из двух частей, которые условно можно назвать большой и малой Ниневией. Большая Ниневия представляла из себя территорию, на которой находились поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории были расположены царские дворцы.
Ниневея была осаждена в 612 г. объединившимися войсками Вавилонии и Мидии. Его жители дали достойный отпор, но силы были неравны. Кроме этого, нападающие пошли на хитрость: они разрушили плотину, в результате чего Тигр вышел из берегов и размыть часть крепостных стен. Некогда великая столица была разграблена завоевателями, после чего ее сровняли с землей.
Только в середине XIX столетия Ниневия снова возвратилась из небытия благодаря усилиям археологов. При раскопках обнаружили множество глиняных табличек с клинописными текстами - библиотеку Ашшурбанипала, благодаря чему удалось подтвердить факт существования великой державы.
Л. Антонова

© 2024 okna-blitz.ru
Окна и балконы