Древние олимпиады в греции. Древнегреческие олимпийские игры презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему Рисунок на тему древние олимпийские игры

Многие критики осуждают современные Олимпийские игры, называя их слишком коррумпированными и коммерческими, и обвиняют организаторов в том, что там много профессиональных спортсменов. Они утверждают, что современные состязания опорочили идеалы древних греков, которые соревновались в оригинальных играх в период с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э.

Идея о том, что древняя Олимпиада собирала спортсменов-аматоров, которые состязались исключительно во имя мира и хорошего спорта, – это еще одна часть греческой мифологии. Предлагаем вам ознакомиться с мифами о древних Олимпийских играх. Вы обнаружите удивительное сходство с современным спортивным праздником.

Идея о том, что только любители должны участвовать в Олимпийских играх, является полностью современной. Она была разработана во время возрождения Олимпиады в 1896 году. В древних Олимпийских играх принимали участие настоящие профессионалы. Более того, греки даже не придумали термина, который бы обозначал любителя, ведь слово «спортсмен» у них означало «тот, кто борется за приз».

Участникам Олимпийских игр не предлагались денежные призы, однако они были в других греческих спортивных соревнованиях. Как это происходит и сегодня, древних олимпийских чемпионов ждала слава и удача после их возвращения домой. Государства вручали денежные призы своим чемпионам. Афины, к примеру, награждали своих победителей огромными суммами денег и другими наградами, освобождением от уплаты налогов, местами в театре в первом ряду или пожизненным бесплатным питанием.

Древние Олимпийские игры не страдали от обмана и коррупции

Независимо от тысячелетия, соблазн победы может быть слишком заманчивым для некоторых спортсменов. Хотя древние олимпийцы стояли перед грозной статуей Зевса и клялись играть честно, некоторые из них были готовы вызвать гнев богов только ради острых ощущений во время победы.

Спортсмены, нарушившие правила, могли быть дисквалифицированы. Их даже могли публично выпороть. Спортсмены и судьи, которых уличили во взяточничестве, должны были уплатить огромные штрафы. Часто эти деньги использовались для финансирования строительства бронзовых статуй Зевса, возведенных у входа на стадион. «Победа должна быть достигнута скоростью ног и силой тела, а не деньгами», — гласили надписи на статуях. Очевидно, не все к ним прислушивались: за годы проведения игр было возведено 16 статуй.

Первый зарегистрированный скандал с мошенничеством на играх датируется 388 г. до н. э., когда боксер Еуполус подкупил трех противников, чтобы они проиграли ему свои бои.

Но когда в игры начала вмешиваться политика, она возвела коррупцию на новый, практически фарсовый уровень. Когда римский император Нерон решил соревноваться в 67 г. н. э., он предложил астрономические взятки судьям, который после согласились добавить соревнования по музыке и чтению поэзии в общую программу. Римский император также принял участие в гонках на колесницах. И хотя он выпал из колесницы и не смог закончить гонку, судьи присвоили ему главный приз. Нерон привез с Олимпийских игр и других греческих соревнований 1808 призовых мест.

Политика и войны отсутствовали в древних Олимпийских играх

Вопреки распространенному мнению, политика постоянно вторгалась в древний спортивный праздник. Во время Пелопоннесской войны в 424 г. до н. э. спартанцам было запрещено принимать участие в играх и даже посещать их. И хотя священное перемирие традиционно останавливало все военные действия во время Олимпийских игр, в 364 г. до н. э. война пришла прямиком к Олимпии. Лучники обороняли ее, стреляя с крыш храмов. Меры безопасности 2012 г. на Лондонских играх повторили эти события, так как на крышах домов были солдаты, вооруженные ракетами типа «земля-воздух».

Древние Олимпийские игры были лишены меркантильности

Миллиарды долларов, которые получает Международный олимпийский комитет от корпоративных спонсоров и телевизионных компаний, подняли уровень меркантильности до невиданных прежде высот. Однако торговля на Олимпийских играх не является современным изобретением. В древних играх только лицензированные торговцы могли продавать продукты питания, напитки и сувениры. Художники, скульпторы и поэты распродавали свои произведения. Олимпийские организаторы могли оштрафовать торговцев, которые повышали цены на свой товар. Изображения чемпионов появлялись на специально отчеканенных монетах и статуях, которые делались по государственному заказу.

Древние олимпийцы тренировались самостоятельно

Как и многие сегодняшние олимпийцы, спортсмены в древних играх имели хорошую поддержку. Им помогали в подготовке и обучении. Как и в современных странах, греческие государства инвестировали деньги в спортивные объекты и нанимали инструкторов, которые помогали спортсменам с медициной, питанием и восстановлением. Тренеры олимпийских чемпионов становились известными и писали популярные учебные пособия, которые содержали советы по упражнениям и диете.

Закончилась очередная олимпиада проходившая на этот раз в бразильском городе Рио-де-Жанейро. А с чего же начиналось олимпийское движение, и как проходили олимпиады в Древней Греции.


1. Истоки Олимпиады


Первые состязания по бегу.

Никто на самом деле не знает, откуда же происходят истоки самых первых игр. Один миф говорит о том, что Геракл (сын Зевса) когда-то провел состязания по бегу в Олимпии и постановил, что они будут повторяться каждые четыре года.

2. Олимпийские Игры и Элевсинские Мистерии


Элевсинские Мистерии.

Олимпийские Игры были одним из двух главных ритуалов в Древней Греции. Другим были Элевсинские Мистерии - обряды посвящения для людей, присоединяющихся к культам Деметры и Персефоны.

3. Храм в Олимпии


Статуя Зевса.

Статуя Зевса являлась одним из семи древних чудес света. Она была помещена в храме в Олимпии - месте, где проводились древние Олимпиады.

4. Путаница во времени


Города-государства Древней Греции.

4-годичный промежуток между Олимпиадами использовался древними греками в качестве меры времени. Эта идея была разработана историком Эфорусом. Ранее каждое греческое государство использовало свой другой метод измерения времени, что приводило к большой путанице.


Бег на 190 метров.

Единственным состязанием на первых Олимпийских играх был «стадий» - бег на 190 метров. Состязание было названо в честь здания, в котором оно проводилось (именно оно и стало прародителем слова «стадион»).

6. Старт с вытянутыми вперед руками


Ничья невозможна.

В отличие от современной начальной позиции бегунов, в Древней Греции они стартовали из положения стоя с вытянутыми вперед руками. Если забег заканчивался ничьей, то назначался повторный забег.

7. Пекарь из Элиды Кореб


Оливковая ветвь.

Победителем первых зарегистрированных Олимпийских игр (в некотором смысле, первый золотой медалист) был Кореб - пекарь из Элиды (области, в которой находилась Олимпия). Он выиграл состязания по бегу в 776 году до нашей эры. Естественно, тогда не вручали никаких золотых медалей, а Кореба наградили оливковой веткой - символическим призом. Что интересно, Олимпия существует до сих пор - в этом городе живут около 150 человек.

8. Гимназия


Дань богам.

Считается, что греческая традиция выступления спортсменов в обнаженном виде началась на играх в 720 г. до н.э. Скорее всего, она была введена спартанцами. Именно от этой практики возникло современное слово «гимназия», которое произошло от греческого слова «gymnos», что означает «обнаженный». Нагота спортсменов считалась данью богам и поощряла эстетическое восприятие мужского тела.

9. «Kynodesme»


Олимпийский минимализм.

Хотя в основном атлеты были обнажены во время игр, вполне возможно, что некоторые носили «kynodesme» - тонкую кожаную полоску, которой плотно обвязывали крайнюю плоть, чтобы наружу не показывалась головка полового члена. Затем эта полоска привязывалась к веревочке, завязанной подобно поясу вокруг талии.

10. Традиция экечеирии


Мораторий на казни, войны, сражения…

На время игр во всей Греции заключалось перемирие («экечеирии») - не допускались смертные казни, войны или сражения. Это было сделано в целях обеспечения безопасности участников и зрителей, приезжающих в Олимпию.

11. Пифийские, Немейские, Истмийские


Ежегодные спортивные соревнования.

Олимпийские игры были не единственными спортивными соревнованиями. В четырехлетний промежуток между ними проводились Пифийские, Немейские и Истмийские игры, но Олимпийские игры были самыми значимыми по статусу.

12. Только на греческом, паракало


Международный статус игр.

Хотя первые игры были «международными» в некотором смысле (в них было разрешено принимать участие всем греческим городам-государствам), в них участвовали только люди, которые разговаривали на греческом языке. В конце концов, к играм также допустили греческие колонии.

13. Гоплитодром


Бег в полном вооружении.

В 520 году до нашей эры в Олимпийские игры было добавлено состязание под названием «гоплитодром», в котором атлеты бежали 400 или 800 метров в полном вооружении с щитами и в шлемах с поножами. Бегуны часто сталкивались друг с другом или спотыкались о щиты, брошенные другими конкурентами.

14. 5 дней Олимпиады


Храм Зевса в Олимпии.

В период своего расцвета игры длились 5 дней. Первые три были предназначены для спортивных мероприятий, в то время как два других дня использовались для ритуалов и торжеств. В последний день все участники посещали праздник, на котором съедали 100 быков (которые были убиты в первый день Олимпиады в качестве жертвы Зевсу).

15. Возрождение Олимпийского движения


Церемония зажжения Олимпийского огня.

В рамках перехода христианства к официальной религии, древние Олимпийские игры были окончательно запрещены либо Феодосием I в 393 г. н.э. либо его внуком Феодосием II в 435 г. н.э.. Следующие Олимпийские игры были проведены только в 1896 году в Афинах, Греция.

Древние греки очень большое значение придавали развитию тела. Ловкость, сила и выносливость высоко ценились. В древности людям часто приходилось воевать. А чтобы быть хорошим воином, требовалась выносливость и физическая сила.

Греки были очень религиозны и верили в то, что во многом исход битвы зависит от воли богов, а не только от хорошей подготовки. Воздавать славу богам, приносить им жертвы, устраивать в честь богов-покровителей пышные праздники было традицией.

События

Олимпийские игры - самые знаменитые спортивные состязания Древней Греции.

  • Посвящены они были богу Зевсу.
  • Проводились в городе в Южной Греции.
  • Игры проходили каждые 4 года, продолжались 5 дней.
  • На Олимпийские игры съезжались люди со всей Греции.
  • На время игр прекращались все войны и объявлялся священный мир.

776 г. до н.э. - первые в истории Олимпийские игры.

Греки соревновались в:

  • беге,
  • прыжках в длину,
  • метании диска,
  • метании копья,
  • борьбе,
  • гонках на колесницах,
  • беге с оружием.

Как проходили соревнования?

  • Атлеты (участники игр) очень тщательно готовились.
  • Принимали участие только греки, только граждане (не рабы), только мужчины.
  • Атлеты выступали обнажёнными.
  • Обязательным перед соревнованиями было жертвоприношение.
  • Победителей награждали оливковыми ветвями из Священной рощи.
  • Стать победителем Олимпийских игр было очень почётно.

394 г. - последние Олимпийские игры древности. Греция была в составе Римской империи, и официальной религией в это время стало христианство. Император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий праздник.

1896 г. - Олимпийские игры возрождены и проходят до сих пор.

Участники

Параллели

Олимпийские игры не были единственным спортивным праздником греков. Были и другие игры, посвящённые другим богам и проходившие в других городах. Вторыми по популярности после Олимпийских игр были Пифийские игры, проходившие в городе Дельфы. Посвящены они были богу Аполлону, укротителю змея Пифона. Кроме спортивных состязаний, на Пифийских играх соревновались музыканты и философы.

Пифийские игры тоже возрождены в современности. Сейчас эти игры называются Дельфийскими , на них проводятся конкурсы и фестивали музыкантов, танцоров, поэтов и дизайнеров, выставки искусства.

Олимпийские игры в жизни древних греков были столь значительным и грандиозным событием, что по ним даже вели свое летоисчисление. На время игр забывались раздоры и распри, прекращались войны, объявлялся всеобщий мир. Наверное, поэтому до сих пор олимпийских спортсменов называют посланцами мира.

За несколько месяцев до начала соревнований по всем греческим городам разъезжали послы, приглашая к участию в играх желающих. По древним законам принять участие в играх могли все свободные греки, но отваживались вступить в борьбу только сильнейшие. Юноши и мужчины годами готовили себя к состязаниям, а вот женщинам принимать участие в играх было запрещено.

Один раз в четыре года, в середине лета, в Олимпию (рис. 1) стекались толпы людей. Большинство соревнований проходило на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма. Мест для сидения зрителей не было. Зрители стояли, сидели или лежали на холме, а также на насыпях, обложенных дерном. Плату за посещения стадиона не брали.

В первый день все спортсмены приносили жертву богам, клялись бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи давали клятву честно судить спортсменов, выносить справедливое решение.

Следующие дни были посвящены состязаниям по различным видам спорта. Многие соревнования проходили под музыку.

Начинали бегуны (рис. 2). Участники соревнований по команде «Занять место нога к ноге!» - становились на свои места на дорожке. Если один их атлетов срывался с места до сигнала, судья наказывал его хлыстом.

О скорости бегунов слагали легенды. Рассказывали, что был бегун, которого видели только на старте и финише, как он бежал всю дистанцию никто не видел, настолько быстро он быстро бежал. Другой бегун мог обогнать зайца, а третий бежал так, что на дорожке не оставлял следов.

При прыжке в длину для усиления толчка, атлеты использовали каменные или свинцовые гири. В момент отталкивания, прыгун выбрасывал руки с гирями сначала вперед, а потом резко назад.

На беговой дорожке устраивали соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили не более 5 кг.

Самым любимым видом состязаний была борьба (рис. 3). Борцы широко использовали подножку захваты рук и шеи. Чтобы легче было справиться с противником, его первоначально старались вывалять в пыли, чтобы тело, смазанное оливковым маслом, стало менее скользким. Для победы требовалось, чтобы противник трижды коснулся земли обеими лопатками.

Кроме пятиборья устраивали конные состязания, которые проходили на ипподроме. По сигналу трубы возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед. Они должны были сделать 12 кругов (около 13 км). Самым опасным были те места, где требовалось обогнуть поворотный столб. Нередко лошади становились на дыбы, так как при повороте солнце начинало светить им в морды и они пугались, поэтому иногда скачки заканчивались гибелью колесничих. Не всегда владелец лошадей сам ими управлял, чаще всего это делали его слуги, но победа присуждалась хозяину лошадей.

В последний день игр, перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из священного оливкового дерева. Победители по очереди подходили к главному судье, который возлагал на их головы венки. В это время глашатай называл имя атлета и его родной город. Затем победители проходили почетный круг, а зрители кричали: «Слава, слава победителям!»

Когда победитель возвращался домой, все жители выходили ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подходил к главному храму и приносил свой венок в дар богам. Победителю Олимпийских игр ставили статую, ему предоставляли почетные места в театре, до конца жизни его кормили за общественный счет.

Наибольшей славой пользовался Милон (рис. 4). С детских лет он носил на плечах теленка и повторял это упражнение ежедневно. В 540 г. до н. э. Милон победил в состязаниях мальчиков-борцов на Олимпийских играх, он оставался непобедимым борцом на протяжении тридцати лет. Обычно Милон сокрушал противника, обрушиваясь на него тяжестью своего тела. Однажды никто не решался выступить против Милона, и он получил победу без борьбы. Направляясь к судьям за венком, атлет поскользнулся и упал на ровном месте. Зрители потребовали не давать венка атлету, который падает на землю без противника. Но Милон гордо ответил, что он упал только один раз и очень хочет видеть того, кто сможет бросить его во второй и третий раз (поражение засчитывали при троекратном падении борца на землю). Желающих это сделать не нашлось. Рассказывали самые удивительные истории о силе Милона. Когда он учился в школе, то в комнате, где происходили занятия, внезапно рухнула колонна. Милон держал на своих руках перекрытия до тех пор, пока все не покинули дом, и сам выбежал последним. Он часто демонстрировал силу: намотав на голову воловьи жилы и сдержав дыхание, Милон разрывал их напряжением мускулов. Когда Милон становился на бронзовый метательный диск, политый оливковым маслом, никому не удавалось столкнуть его с места. Даже смерть Милона была необычной. Будучи глубоким стариком, он захотел разорвать руками пень, который клиньями не могли разрубить дровосеки. Но пень защемил ему руку, и ночью он стал добычей волков.

В V в. до н. э. прославился Фиаген. Когда ему было девять лет, он поднял на плечо понравившуюся ему бронзовую статую, стоявшую на рыночной площади, и унес к себе домой. Фиагена заставили статую отнести на прежнее место, а молва о его силе распространилась по всей Элладе. За свою жизнь на различных состязаниях он получил 1400 победных венков.

Слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Home-edu.ru ()
  2. Zdorovosport.ru ()
  3. Dic.academic.ru ()
  4. Greece78-3.narod.ru ()

Домашнее задание

  1. Какие условия обязаны были соблюдать жители Эллады во время проведения Олимпийских игр?
  2. Какие спортивные состязания входили в программу Олимпийских игр древности?
  3. Кто мог принимать участие в Олимпийских играх?
  4. Какие награды и почести ожидали победителей Олимпийских игр?

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ

" Нет другой звезды благороднее солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские иг­ры», - писал в V веке до н. э. Пиндар, один из великих поэтов Древней Эллады, посвящавший свои оды победителям этих замечательных со­стязаний. Традиции древних Олимпиад живут и в наши дни, а их история уходит в глубь сто­летий, в ту эпоху, когда на Балканском полу­острове, побережье Малой Азии и островах Эгейского моря появились первые рабовладель­ческие города-государства Древней Греции. Да­той рождения Олимпийских игр принято счи­тать 776 год до н. э., с которого стали записы­вать имена атлетов, одержавших победу на со­стязаниях. Игры продолжались двенадцать сто­летий - на протяжении всей истории антич­ного мира - и в последний раз состоялись в 393 году н. э.


Греческие мифы часто приписывают честь основания Олимпийских игр Гераклу, сыну бога-громовержца Зевса и фиванской царицы Алкмены. Один из его двенадцати подвигов - очистка необычайно грязных скотных дворов элидского царя Авгия - послужил своеобраз­ным прологом Олимпийского фестиваля. Царь обещал герою за его труды десятую часть сво­их стад - триста прекрасных белых быков. Ге­ракл за один день очистил «Авгиевы конюш­ни», прокопав канал, по которому воды реки Алфей хлынули на скотные дворы и унесли всю грязь. Однако, когда он потребовал награ­ды, царь отказался исполнить свое обещание. Спустя несколько лет могучий герой отомстил коварному царю: пришел с войском и в крова­вой битве убил Авгия. В память об этой победе Геракл принес щедрые жертвы Зевсу и решил, что раз в четыре года в долине Алфея будут проходить общегреческие атлетические состяза ния. Подобно высокой горе на севере Греции, где, по легендам, обитали бессмертные боги, один из холмов, окружавших долину, называл­ся Олимп Элидский (по городу Элида, располо­женному в 56 километрах от места победы Ге­ракла над Авгием). Поэтому игры получили на­звание Олимпийских.

На время Олимпийских игр во всем эллин­ском мире объявлялось «священное переми­рие», которое соблюдалось в течение трех ме­сяцев. Под страхом проклятия и немилости бо­гов никто не мог появляться на территории Олимпии с оружием. Город, виновный в нару­шении перемирия, облагали высоким штрафом, а его атлетов лишали права выступать на со­стязаниях. Руководили играми жители города Элида. Из их числа по жребию в год Олимпий­ских игр избирали десять судей - элланодиков, которым принадлежала верховная власть над всеми атлетами, их тренерами и много­численными зрителями, прибывшими в Олим­пию. К участию в играх допускали только сво­бодных греческих граждан. Те, кто совершил убийство или опозорил себя трусостью в бою, высказывал презрительное отношение к эллин­ским богам или за деньги объявлял себя граж­данином чужого города, а также чужеземцы и рабы выступать в Олимпии не могли. В силу какого-то странного суеверия, под страхом смертной казни в Олимпии запрещалось появ­ляться замужним женщинам.

В центральной части Олимпии находился свя­щенный округ - Альтис (что по-гречески озна­чает «роща»), утопавший в зелени оливковых рощ, стройных пиний и платанов. Здесь, окру­женные стеной из белого камня, располага­лись величественный храм Зевса Олимпийско­го, построенный архитектором Либоном в V ве­ке до н. э. храм богини Геры и небольшие зда­ния-сокровищницы с дарами крупнейших греческих городов, алтарь для жертвоприноше­ний и многочисленные мраморные и бронзо­вые статуи атлетов-победителей. В храме Зевса зрителей привлекала знаменитая скульптура бога-громовержца, исполненная величайшим афинским мастером Фидием из золота и слоно­вой кости и причисленная к семи чудесам света.

Если на заре Олимпийских игр их участни­ками были только атлеты из близлежащих го­родов Пелопоннеса, то уже во второй половине VIII века до н. э. в долине Алфея появились представители всех эллинских городов, а в VII веке до н. э. к ним присоединились и ат­леты из городов-колоний, основанных древне­греческими купцами и мореходами на берегах Средиземного и Черного морей. Постепенно ме­нялась не только география игр, но и их спор­тивная программа. На первых играх, с 776 по 728 год до н. э., она ограничивалась лишь од­ним видом атлетики - бегом на короткую ди­станцию, которую греки называли «стадий» (от него происходит слово «стадион», вошедшее во все языки мира). Позднее в программу состя заний вошли бег на среднюю и длинную ди­станции, борьба, кулачный бой, классическое пятиборье - пентатлон, панкратий - соревно­вание, напоминавшее рукопашную схватку, бег в тяжелых воинских доспехах, скачка на ло­шадях, гонка колесниц, а также состязания «безбородых» - мальчиков и юношей, которые выступали отдельно от взрослых.

К V веку до н. э. окончательно сложился ка­лендарь древних Олимпиад. Они происходили в високосный год, во второе или третье полно­луние после летнего солнцестояния (что соот­ветствует июлю или августу), и продолжались пять дней, из которых первый и последний бы ли посвящены торжественным церемониям, а три дня занимали выступления атлетов и кон­ные состязания.

Время наибольшей славы Олимпийских игр, охватывающее VI-V века до н. э., неразрывно связано с эпохой расцвета рабовладельческих городов-государств Древней Греции, периодом высочайших достижений эллинской науки, культуры и искусства. Сама жизнь, полная войн и опасностей, требовала от каждого сво­бодного гражданина готовности в любой момент выступить на защиту своего города с оружием в руках. Вес доспехов тяжеловоору­женных воинов-гоплитов превышал 30 кило­граммов. Бегать в них и сражаться могли лишь физически сильные, хорошо тренированные и закаленные воины. И эти качества достига­лись постоянными атлетическими упражнения­ми, которые сопровождали всю жизнь эллинов с детских лет до преклонного возраста. В Древ­них Афинах человека с нетренированным те­лом считали таким же необразованным, как не умеющего читать. В Спарте юноша, не прошед­ший обязательной для каждого гражданина военно-физической тренировки, отличавшейся необычайной суровостью, не мог пользоваться правами и привилегиями истинного спартанца. Философ Платон считал хромым человека, у которого тело и душа развиты неодинаково, а выдающийся политический деятель Афин Перикл , стоявший во главе города в период его «золотого века», с гордостью говорил:

«Все на­ше государство - это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к са­мым разнообразным видам деятельности, об­ладая изящным и ловким телом».


Так в сознании эллинов сложился идеал раз­носторонне развитой личности, в которой кра­сота тела гармонически сочетается с духовным богатством и нравственным величием. «Прек­расным и доблестным» называли философы Древней Греции человека, соединявшего в себе силу атлета, мужество воина и высокие этиче­ские качества гражданина. Средство достиже­ния этого идеала греки видели в гимнастиче­ском воспитании, а своеобразным экзаменом для эллинских юношей стали общегреческие состязания, и в первую очередь самые знамени­тые среди них - Олимпийские игры.

Победители Олимпиад считались «лучшими из людей», их провозглашали «равными бо­гам», избирали на высшие государственные должности, предоставляли почетные места в театрах и на стадионах, освобождали от нало­гов, порой до конца жизни их кормили за об­щественный счет. Самые прославленные скульп­торы Древней Эллады - Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп - созда­вали мраморные и бронзовые статуи победите­лей, которые стояли как на площади их род­ного города, так и в Олимпии, у храма Зевса. Сцены упражнений и соревнований атлетов - любимый сюжет греческих художников, укра­шавших краснофигурными росписями велико­лепные вазы и чаши. Эти живые и выразитель ные изображения, исполненные двадцать пять веков тому назад, воссоздают картину древних Олимпийских игр.


Один из лучших мастеров краснофигурной вазописи, Евфроний, работавший в Афинах в
конце VI века до н. э., запечатлел на своем кра­тере (так греки называли сосуд, в котором во время пиршеств смешивали вино с водой) юно шей в гимнастической школе, где обычно про­водили свои тренировки и атлеты, желающие защищать честь родного города в Олимпии. Безупречно точным рисунком художник пере­дал красивые и стройные фигуры атлетов, один из которых стоит, опираясь на голову мальчи­ка-раба, другой, сняв одежды, капает себе на ладонь оливковое масло, чтобы натереть им кожу и тем самым спастись от солнечных ожо­гов, а также затруднить действия соперника во время борьбы. Третий юноша аккуратно скла­дывает плащ - гиматий.

Атлеты Древней Греции и во время упражне­ний, и на Олимпийских играх в присутствии десятков тысяч зрителей выступали без одеж­ды. Этот обычай появился еще на заре Олим­пиад, когда один из бегунов потерял набедрен­ную повязку, но первым пришел к финишу. С тех пор юноши без всякого смущения выхо­дили на поле стадиона обнаженными, а элли­ны восхищались их мужественной красотой, благородной осанкой, загаром, который у гре­ков считался показателем здоровья, и совер­шенной пластикой движений.

На чаше для вина - килике, сделанном во второй половине V века до н. э., мы видим ат­летов после завершения ежедневной трениров­ки. Юноши счищают со своего тела крупные комья песка и грязи бронзовым скребком - стригилом, после чего принимают холодный душ или обливают друг друга водой из ам­фор.

Рисунки на вазах последней трети VI - пер­вой половины V века до н. э. знакомят нас и с основными видами состязаний, которые вхо­дили в программу древних Олимпийских игр. В стремительном беге изображены на чернофи-гурных амфорах атлеты, о которых древнегре­ческий писатель Филострат говорил:

«Бегущий не смотрит на зрителей, он видит только награ­ду; он никуда не оборачивается, пусть смеются над ним, пусть хвалят его или даже бросают в него камни; пусть расхищают его дом; пусть явятся вдруг дети, жена. Он ничего не увидит и не заметит. Его привлекает одно - добежать и получить награду».

На краснофигурной вазе, вышедшей из гон­чарной мастерской Брига, судья в длинном плаще наблюдает за движениями прыгуна. На состязаниях в Олимпии участники класси­ческого пятиборья прыгали в длину, но без разбега и при этом использовали бронзовые гантели. Перед прыжком атлет несколько раз размахивал гантелями и, оттолкнувшись от не­высокого каменного порога, взлетал в воздух, а перед приземлением, прогибаясь, отбрасывал гантели назад, что, как полагали греки, увели­чивало дальность прыжка.

Художники часто показывают на вазах ме­тание диска и бросок копья, которые входили в пятиборье, одно из популярнейших состязаний древних Олимпийских игр. Всемирной извест­ностью пользуется статуя Мирона, изобража­ющая атлета с диском в момент перехода от размаха к броску, когда все тело юноши напряжено, и кажется, что через мгновение он распрямится, а брошенный сильной рукой брон­зовый диск полетит на далекое расстояние. Талантливый афинский скульптор середины V века до н. э. сумел с удивительной точностью передать движение атлета и раскрыть в нем способность человека к активному, волевому, героическому действию.
Замечательная бронзовая статуя обнаженно­го борца, найденная вместе с парной ей фигу­рой при раскопках Геркуланума, представляет атлета в характерной позе, перед началом схватки. Поединок происходил в Олимпии на площадке, посыпанной толстым слоем песка. В отличие от современной борьбы древние ат­леты боролись не на ковре, а стоя, и для побе­ды нужно было бросить противника на песок трижды. Неизвестный скульптор изобразил бор­ца с атлетически тренированной фигурой, силь­ными руками и цепкими пальцами, словно под­стерегающим малейший просчет соперника. Сама поза борца передает напряженное ожида­ние и стремительную энергию юного атлета.

В изображениях кулачных бойцов художни­ки подчеркивали массу тела, состоящего, ка­жется, из одних мускулов. В древнем кулач­ном бою не, было деления по весовым катеториям, на раунды или победы по очкам. Схватка шла до тех пор, пока один из соперников не повергал другого на землю. В рисунке на краснофигурном килике V века до н. э. хорошо за­метны те кожаные ремни, которыми древние атлеты оплетали руки от локтя до кисти и пе­ревивали пальцы вместо современной боксер­ской перчатки. На вазе представлены юноши с высоко поднятыми руками, которые обмени­ваются ударами. У них характерная для древ­них кулачных бойцов поза: левая рука устрем­лена к противнику на уровне его лица, а пра­вая, согнутая в локте, готова нанести ему удар. Бойцы не стараются защищать грудь, так как в древности удары по корпусу считались непрофессиональными и, возможно, были вооб­ще запрещены. Любопытной особенностью боя было право бойца, сбившего с ног соперника, наносить удары лежащему, если тот не при­знал своего поражения.

К числу самых интересных и наиболее зре лищных состязаний древних Олимпийских игр принадлежал панкратий, сцену которого изо­бразил на краснофигурном килике афинский вазописец начала V века до н. э. Участники это­го вида атлетики, не знающего параллелей в современном спорте, выходили обнаженными на площадку, посыпанную песком, и стреми­лись любым приемом сбить соперника с ног. Атлеты высокого роста, с длинными руками предпочитали приемы кулачного боя, коренас­тые использовали ловкие захваты и мгновен­ные броски. Победу в панкратий, который, по меткому выражению поэта Пиндара, требовал «силы льва и хитрости лисицы», одерживали, бросив противника наземь, как правило, с по­мощью болевого приема. Художник, запечат­левший схватку панкратиастов, подметил, как один из них сворачивает сопернику челюсть, что разрешалось правилами, тогда как другой применяет запрещенный прием - давит на глаз противника. Это видит судья и, взмахнув раздвоенной палкой, останавливает схватку.

Проверкой выносливости и мужества буду­щих воинов служил бег в тяжелых доспехах на два стадия, что составляло около 400 метров. Одного из участников этого состязания изобра­зил на дне краснофигурного килика афинский художник начала V века до н. э.

Рисунки на вазах переносят нас и на иппод­ром древней Олимпии, где происходят конные состязания. Наездники, сидящие на породис­тых скакунах, без седла и стремян, проскакав половину дистанции, ловко прыгали с лошади и старались, не отставая от нее, добежать до финиша. Бывало, что резвый скакун сбрасывал всадника у поворотного столба, как видно на рисунке Сизифа. Позу наездника в этом состя­зании прекрасно передал греческий скульптор III века до н. э. в бронзовой статуе мальчика, найденной на дне моря, у маленького островка Антикифера. Он был представлен скачущим на лошади (фигура ее не сохранилась).

Гонка колесниц, один из эпизодов которой запечатлен на чернофигурной амфоре VI века до н. э., была самым опасным состязанием древних Олимпиад. Ее участники должны были пройти двенадцать кругов по ипподрому, что составляло дистанцию около 13 километров. Наибольшую сложность представляли поворо­ты, где многое зависело от искусства возни­чего. Если колесница поворачивала слишком близко от столба, она могла врезаться в него. Нередко у поворотного столба сталкивались не­сколько колесниц, и возничие гибли. Победу в гонке присуждали не возничему, а хозяину упряжки, как правило, богатому и знатному рабовладельцу.

Торжественную церемонию награждения олимпионика - чемпиона древних Олимпий­ских игр мы видим на краснофигурной вазе VI века до н. э., где судья завязывает на голове атлета пурпурную повязку и вручает ему ветвь пальмы - «пальму первенства», знак победы на состязаниях. В последний, пятый, день ат­лет получал из рук главного элланодика олив­ковый венок, сплетенный из ветвей священного дерева, которое, по преданию, посадил Геракл и которое росло перед храмом Зевса Олимпий­ского.

Знакомясь со статуями олимпийских победи­телей и вазами, запечатлевшими их подвиги, мы еще лучше осознаем прекрасные и вдохно­венные слова Пиндара:

«Нет более славной по­беды, чем победа на Олимпийских играх».

Б. РИВКИН

«Скульптура Древней Греции» - Курос - архаичная обнажённая статуя юноши-атлета. Деталь Около 520 года до н. э. Кора - архаические скульптуры девичьих фигур. VII-VI в.В. До н.Э. Кора в пеплосе с афинского акрополя 530 до н. э. Курос с мыса Сунион Конец 7 - начало 6 века до н. э. Скульптура Древней Греции периода Архаики. Курос из Атики Конец 7 века до н. э. Мрамор.

«Ахиллес и Гектор» - Кого не позвали на свой пир греческие боги? Сказание о троянском коне. На время похорон заключили перемирие. План урока. Никому не дано было пробить щит, выкованный Гефестом. Гектор метнул копье. У непреступных стен Трои сошлись два могучих героя. Поэма Гомера « Илиада». Ночью гречес- кие воины напали на троянцев.

«Древние Афины» - Трагедия Софокла «Антигона». Путешествие по Древним Афинам. План путешествия: 1. Афинский Акрополь 2. Древнегреческий театр 3. Афинская школа 4. Керамик. Керамик. Комедия – веселое, смешное представление. Статуя Афины в Парфеноне работы Фидия. Район гончарных мастерских в Афинах. Древнегреческий театр.

«Театр Греции» - Актеров в Риме расценивали как людей низшего сословия. При нем шло усиленное театральное строительство. Дочь Зевса и Мнемосины. История Театра. Здания театров. Греция. Дочь Зевса и музы Мнемосины. Трагические актеры играли в масках, закрывавших лицо и всю голову. Древний Рим. Далее. Тит Макций Плавт.

«В афинских школах и гимнасиях» - А дома обу- чал хорошим манерам. В афинских гимнасиях. Задание на урок: В школе прививали любовь к стихам. 3. Посещение палестры. Посещение палестры. До семи лет мальчики из богатых семей, ничем кроме игр не занимались. Словарик. Которые располагались за горо- дом (руины гимнасия в Олимпии). 1. Рабы - педагоги.

«Религия Древней Греции» - Дионис. Каких богов Древней Греции вы знаете? Происхождение мира. Деметра. АСКЛЕПИЙ и ГИГИЕЯ. Ника. Сравните религию и мифологию греков и египтян. Хаос и Хронос. 4. Пантеон. 5.Миф о Деметре и Персефоне. Одиссей и Пенелопа. Афина. Возник героический эпос, который есть у каждого народа. И.Айвазовский.

Всего в теме 19 презентаций

© 2024 okna-blitz.ru
Окна и балконы