Установка постаматов. Постаматы – машины против людей?! Фотографии изготовленных нами постаматов

"Странная услуга для покупателей секс-шопов". Так еще пять лет назад многие в российской ecommerce представляли себе доставку в постаматы.

Постаматная доставка появилась в России в конце 2010 года, когда одновременно начали разворачиваться сразу две сети – PickPoint и Logibox. В 2014-2015 "ящики" пережили короткий бум. На рынке появились операторы Pulse Express и InPost. А потом в 2016 схлопнулись сразу два из четырех ключевых игроков – Logibox и InPost. В нише остались лишь две компании (PickPoint и Pulse Express) плюс локальный петербургский доставщик – "Телепорт". И хотя интерес пользователей к доставке в постаматы , а в Европе постаматные сети накрыли уже огромную территорию,- в России эта ниша пока притормаживает в развитии.

Мы разобрались, почему это так, в спецпроекте Oborot. ru .

Кто есть кто на рынке?

PickPoint , он же ООО "Сеть автоматизированных пунктов выдачи" (это юрлицо указано на сайте сервиса) на 100% Pickpoint Delivery System Ltd., зарегистрированной на Кипре. Свой первый постамат компания а в декабре 2010 года в Москве. Сейчас владеет сетью из 940 постаматов в 280 городах (по данным самой компании), также доставляет в обычные ПВЗ. Ее услугами пользуются 5,5 тыс. интернет-магазинов. Постаматы установлены в магазинах сетей X5 Retail ("Карусель", "Пятерочка", "Перекресток"), "Седьмой Континент", "НАШ", "Магнит", "Виктория". С ноября 2015 по ноябрь 2016 г через постаматы PickPoint прошло 5 млн заказов. В планах компании – до конца 2017 года удвоить количество своих терминалов.

Pulse Express вышел на рынок осенью 2016 года. Аффилирован с группой компаний ULS Global (по информации РИА, в нее). В ЕГРЮЛ в качестве учредителя указано АО "УЛС ЭКСПРЕСС ЕВРОПА", Швейцария). В декабре 2016 года объявил о начале партнерства с сетью "Магнит". К февралю 2017 планировалось поставить уже 200 постаматов в офлайновых точках "Магнита", но судя по всему, возникли трудности с их доставкой в регионы. В марте компания сообщила, что доставкой постаматов по России займется СДЭК. Pulse Express обещала устанавливать по 1500 терминалов ежегодно, чтобы к 2020 году создать сеть из 6 тысяч постаматов. Однако сейчас на сайте компании можно найти данные о расположении всего около 80 постаматов (на 15 июля 2017 года). Возможно, заминка в реализации планов связана с тем, что весной этого года "материнская" компания ULS Global дела о контрабанде, расследуемого ФСБ.

TelePort – локальная санкт-петербургская сеть из 150 постаматов, расположенных в подъездах многоэтажных домов. На рынке с конца 2016 года. С декабря 2016 сотрудничает с DPD (обеспечивает как вариант "последней мили" доставку посылок DPD в терминалы). о планах увеличить сеть до 800 постаматов в Москве и Санкт-Петербурге в 2017 году.

Элемент пейзажа

Появление постаматов в России было лишь вопросом времени, ведь это часть мирового тренда. В развитых странах терминалы уже стали привычной частью городского пейзажа. В США действуют сразу несколько постаматных сетей, принадлежащих крупным компаниям. У UPS – свыше 8000 постаматов по всей территории Штатов, большинство – в круглосуточных супермаркетах 7-Eleven. 1800 американских терминалов Amazon стоят в магазинах 7-Eleven и Spar, на бензозаправках.

По данным DHL, 90% жителей Германии в любой момент находятся не более чем в 10 минутах ходьбы от терминала. Только у самой DHL в Германии в 2016 году было уже около 2750 постаматов.

Терминал DHL в Карлсруэ

Польская Integer Pl (владела закрывшейся в прошлом году в России сетью InPost) обслуживает сейчас около 5000 тысяч постаматов в Польше, Великобритании, Эстонии, Ирландии, Латвии, Литве, Испании и на Кипре, а также за пределами Европы:в Австралии, Чили, Саудовской Аравии. Эта компания получила инвестиции на установку в Европе 16 000 терминалов и обещает, что к концу 2018 года ее "ящики" будут стоять в европейских городах через каждые 300 м.

Возникает вопрос: почему в России в этой нише сейчас два с половиной игрока?

Уход сразу нескольких компаний был связан как со спецификой отечественного рынка, так и с особенностями самой ниши постаматной доставки. В России они наложились друг на друга, и это сочетание сделало заход на рынок рискованным, а развитие постаматных сетей – медленным.

Чем дальше в лес, тем дороже постаматы

Стоимость доставки падает с ростом оборотов. В логистике для интернет-магазинов критичным становится число онлайн-заказов в год на человека. Если сравнивать Россию с Германией – то это два заказа в год против тридцати, – объясняет ex-Head B2C DPD Russia Евгений Данилик .

Россия – это огромные расстояния. Сама доставка и установка постаматного блока с его габаритами и весом, будет стоить для Комсомольска-на-Амура в 4 раза больше, чем для Москвы. Это тоже замедляет развитие сети.

"Стоимость доставки в постамат сильно зависит от трех вещей. Загруженности – сколько ячеек в блоке у тебя загружено в моменте, оборачиваемости – как быстро человек забирает свой заказ из ячейки, – и дополнительных услуг, которые предлагает постамат. То что у нас вообще не развито – это возвратная логистика. А в Германии и Франции эта тема рулит. В Германии порядка 70% заказов возвращается продавцу. Там удобно возвращать: на каждой улице есть либо свой постамат, либо ПВЗ", – рассказывает Евгений Данилик.

Эти особенности сделали и без того недешевый входной билет в этот бизнес еще дороже. Ведь постаматная сеть развивается примерно по той же модели, что и оператор GSM-связи. Сначала надо построить сеть вышек/постаматов, вложить в инфраструктуру немалые деньги. Потом эту инфраструктуру надо быстро загрузить. То есть – в один момент взять откуда-то большой поток доставок.

"Проблема в первую очередь в том, что это большой инвестиционный проект, – подтверждает руководитель сервиса "Яндекс. Доставка" Дмитрий Мамонов . – Он требует вложений, а инвесторы сейчас, оглядываясь на экономическую ситуацию в стране, с осторожностью вкладываются в подобные истории".

Сколько стоит постамат?

Затраты на постаматную сеть – это, в первую очередь, стоимость самих блоков: их покупка, доставка на место, установка. К единовременным расходам добавляются постоянные: арендная плата и стоимость обслуживания.

Дмитрий Мамонов, "Яндекс.Доставка":

"Один постамат (блок ячеек) стоит в районе 600 тысяч рублей. Если он размещен в помещении, например, в торговом центре, то чуть меньше: там не нужны крепкие "антивандальные" материалы. Но все равно нужен картридер, компьютер, дисплей, фискальный регистратор. Если же это уличный постамат, то там еще требуется антивандальная система с видеонаблюдением, с более прочным металлом, чтобы тяжело было его вскрыть. Прибавьте к стоимости самого постамата арендную плату – бесплатных мест в России нет нигде. Платят либо за квадратный метр, либо, по договоренности с арендодателями, с количества посылок"


Надежда Романова,
CEO Pick Point :

"Существуют постаматы разной конфигурации. В зависимости от набора опций цена колеблется от 450 тысяч до 1 млн рублей.

Стоимость доставки, установки и подключения постамата связаны с регионом локации. Для Центрального Федерального Округа средняя цена составляет 40 тысяч рублей, а, например, для Комсомольска-на-Амуре – 160 тысяч рублей. Ежемесячные расходы включают в себя аренду, доступ к интернету, инкассацию, содержание в чистоте, охрану и техническое обслуживание. В среднем это обходится в 40 тысяч рублей, при условии, что 25% приходится на арендную ставку".

В таких условиях критичной становится загруженность постамата – то, сколько заказов проходит через каждую ячейку в неделю. А она зависит, в числе прочего, от того, насколько быстро клиенты интернет-магазинов забирают свои заказы и находится ли "ящик" в шаговой доступности для покупателя.

Побудить клиента быстрее забрать заказ из ячейки – общая проблема всех, кто занимается постаматной доставкой. Некоторые (например, Amazon) пытаются мотивировать потребителя деньгами. Если покупатель забирает заказ в первые сутки, доставка в постамат для него остается бесплатной, а дальше – чем больше посылка пролежала в ячейке, тем выше стоимость доставки.

Однако в России нет надобности стимулировать покупателя рублем, считают доставщики. Отечественный потребитель любит быструю доставку и не "маринует" покупку в постамате больше двух дней. По данным PickPoint, средний срок хранения заказа в постамате составляет 1,3 суток. В высокий сезон перед новогодними праздниками он вообще меньше суток, а летом в период отпусков – увеличивается до 1,7 суток в период отпусков. У Pulse Express заказ лежит в ячейке в среднем 1,6-1,8 суток.

Локация решает

Ключевым фактором успешности для постаматов становится их расположение. В PickPoint есть внутренний критерий: если в течение года постамат в своей точке не выходит на пятидесятипроцентную загруженность, его переносят в другое место. В Pulse Express другой критерий: через постамат стандартной комплектации должно проходить порядка 600 отправлений в месяц.

"В Европе постаматы можно размещать и на улицах, там их не так часто громят. Но в России прямо на улице постаматы не поставишь" – поясняет Евгений Данилик. По его словам, в отличие от европейских стран, отечественные владельцы локальных магазинчиков неохотно идут на то, чтобы поставить у себя постамат и выдавать сторонние заказы, даже с учетом того, что это увеличит поток посетителей: "Хозяева магазинов хотят денег за аренду здесь и сейчас, никто не мыслит долгосрочными категориями".

Постаматным операторам остается только партнерство с сетью супермаркетов, заправок или сторонних ПВЗ. Впрочем, в США и Европе доставщики часто идут по тому же пути.

Постамат Amazon в магазине 7-Eleven, США

Все три игрока уже заключили соглашения с ритейловыми сетями. PickPoint устанавливает свои постаматы в супермаркетах X5 Retail ("Карусель", "Пятерочка", "Перекресток"), "Седьмой Континент", "НАШ", "Магнит", "Виктория". Pulse Express в декабре 2016 года начал ставить свои постаматы в "магазинах у дома" крупнейшего российского ритейлера "Магнит ". А буквально на прошлой неделе "Телепорт" , что разместит постаматы в петербургских магазинах "Пятерочки".


Алексей Жуков, гендиректор Pulse
Express :

"Установка постаматов в торговых центрах, на вокзалах и в других людных местах далеко не всегда оправдывалась экономически: постамат – это не средство импульсной покупки.

Анализируя российский и зарубежный опыт, мы пришли к выводу, что постамат должен находиться в теплом помещении с максимально широким временным диапазоном доступа. Более того, постамат должен быть от потенциального потребителя на удалении в идеале не более 500 метров. Под все эти критерии попадают магазины шаговой доступности "Магнит".

По словам Жукова, хороший экономический эффект может дать и размещение постаматов на заправочных станциях. Гендиректор Pulse Express уверен, что со временем в России постаматы на заправках станут так же распространены, как в Европе.


Надежда Романова,
Pick Point :

" Ключевое правило работы постаматов – это шаговая доступность для получателя. Основные места установки постаматов PickPoint – супермаркеты розничных сетей X5 Retail («Карусель», «Пятерочка», «Перекресток»), «Седьмой Континент», «НАШ», «Магнит», «Виктория» и других. Поскольку количество постаматов уже превышает число качественных мест локации, мы проводим тестовые проекты по локации постаматов в новых типах мест: в отделениях федеральных банков, жилищных комплексах «КРОСТ», на автозаправочных станциях Shell и в бизнес-центрах".

28 июня компания начала тестировать размещение терминалов на пригородных железнодорожных платформах в Московской области. Первый постамат установили на станции Долгопрудная. До конца года терминалы PickPoint должны появиться еще на 100 пригородных платформах в МО.

Места для установки терминала в PickPoint выбирают с тем расчетом, что покупатель не должен тратить на получение заказа более 15 минут с учетом дороги до точки с отклонением от привычного маршрута. Еще один важный фактор – удобный график работы точки выдачи. Собственные исследования компании показывают, что треть получателей приходит за своими заказами с 18.00 до 00.00, а значит, точка должна быть открыта до полуночи. "Если эти базовые условия не будут соблюдаться, получатель будет забирать свой заказ очень долго", – отмечает Надежда Романова.

Постамат PickPoint в супермаркете "Виктория"

Двусторонняя логистика

Себестоимость доставки – решающий фактор успеха для логистической компании. Тот, кто не может предложить конкурентную цену, выбывает из игры. И здесь на российском рынке кроется большой подводный камень для постаматной доставки. Это – неразвитость возвратной логистики и дополнительных услуг.

В Европе доставка в постамат обходится в разы дешевле курьерской и зачастую дешевле, чем в ПВЗ. Так получается за счет того, что курьер, закладывающий посылки в "ящик", в обе стороны везет сразу несколько заказов. Через постаматы принимаются еще и возвраты в интернет-магазин. Также курьер может забирать в постамате доставки от локальных ритейлеров- и везти их в сортировочный центр. Все эти услуги до сих пор не развиты в России.

Для того, чтобы организовать "входящий" поток заказов от локальных ритейлеров, постаматные компании, как правило, сотрудничают с маркетплейсами. Так, например, планировали делать "Яндекс.Маркет" в партнерстве InPost. Но эти планы завершились с уходом InPost с рынка.


Андрей Чечин, экс
гендиректор InPost :

"В отличие от курьерской доставки, где один "стоп", т.е. одна точка назначения – это, как правило, одна посылка, курьер к постамату должен привозить сразу несколько заказов. Стоимость его приезда при этом остается той же. Если ты привозишь 5 посылок, то у тебя логистическая стоимость "последней мили" сразу делится на 5. А если при этом ты из постамата забрал 2-3 посылки от местных магазинов, продающих на "Яндекс.Маркете", и использующих твою сеть как точку входа, то логистическая стоимость уже составляет 10% или даже 5% от себестоимости приезда курьера к B2C-клиенту".

По такой системе сейчас работает польский InPost (Integer Pl) в партнерстве с крупнейшим маркетплейсом в стране – Allegro.pl. "Яндекс.Маркет" в партнерстве российским InPost тоже планировали запустить такую услугу в начале 2017 года. Но эти планы завершились с уходом доставщика с отечественного рынка.

Надежда Романова отметила, что разница в цене последней мили уже сейчас заметна в Москве – но она неизбежно будет нивелироваться в регионах:

"Себестоимость доставки складывается из первой мили, сортировки, магистральной доставки, последней мили и, собственно, выдачи. При этом первые 4 позиции абсолютно идентичны для курьерской доставки, пунктов выдачи и постаматов. Расходы на последний этап у курьерской доставки чуть выше, для ПВЗ – чуть ниже, а постаматы сейчас находятся в середине стоимостного люфта. Поэтому для Москвы разница в цене для разных типов доставки может быть достаточно заметной, а для регионов, где большая часть расходов ложится на магистраль, эта разница обычно составляет 3%".

"Серебряная пуля " – или узкая ниша?

Интерес к постаматам растет, но эксперты до сих пор сильно расходятся в прогнозах, появится ли в России такая постаматная сеть, как в Германии и США, и стоит ли онлайн-ритейлерам спешно подключать этот вид доставки. Постаматная доставка нужна и подходит не всем магазинам (об этом подробнее читайте во второй части статьи). Кроме тех, кто торгует крупногабаритными товарами, в полезности постаматов сомневаются крупные мультиканальные сети, с собственной сетью салонов и ПВЗ.

"Постамат – это не панацея, он не перекроет 100% заказов в интернет-магазинах. Но 80% от всего ecommerce вполне могут доставляться в постаматы – как размерам, так и по требованиям к хранению, температурному режиму, – уверен Евгений Данилик . Его оптимизм основан на опыте DPD в европейских странах. Там постаматные сети развивались в партнерстве с локальными магазинами. К примеру, во Франции владельцы бакалейных лавок и продуктовых магазинчиков у дома устанавливают постаматы, получая не арендную плату, а комиссию с выданных заказов – и дополнительный поток посетителей. Но в России пока на такое не идут – владельцы офлайновых магазинов хотят денег за аренду "здесь и сейчас".

Постаматы начинают работать и приносить прибыль логистам только при очень плотном покрытии и высокой доступности – как по цене, так и по услугам. Нужна оплата при получении, возможность получать или возвращать товары круглосуточно, – заключает Данилик.

Аналитики Data Insight считают, что популярность как платежных систем, так и постаматов почти не зависит от внешних факторов. Их аудитория растет вместе с аудиторией Интернета.

"Аудитория Рунета выросла в 2007-2012 году. Отсчитайте отсюда 4-5 лет – и они начнут пользоваться платежами, а потом и постаматами", – говорит сооснователь Data Insight Федор Вирин. По его словам, постаматы – это просто вариант пункта выдачи заказов У них своя аудитория, они более интересны молодежи, в то время как "классический" ПВЗ – людям постарше.

"А вот с точки зрения ритейлеров мы как раз сейчас наблюдаем всплеск интереса к ПВЗ и постаматам. Это ответ на уже существующий спрос от потребителей. Наше исследование показало: интернет-магазины спохватились и пытаются запрыгнуть в этот поезд", – комментирует Вирин.

Это подтверждают и данные Яндекс.Доставки: за 2016 год доля доставок в постаматы выросла скачком: с 7-8% до 18% всех отправлений.

Дмитрий Мамонов уверен, что в ближайшие годы отрасль увидит рост доли заказов в постаматы – хотя бы потому, что интернет-магазины активно подключают этот способ доставки, и он удобен для покупателя.

"У "ящиков" есть уникальный плюс: быстрое получение посылки. Ты вбиваешь номер телефона, пароль – и ячейка открывается", – комментирует Мамонов. По его мнению, интерес пользователей будет расти. Если игроки рынка начнут инвестировать в расширение сети постаматов, то в итоге они подъедят значительную долю у ПВЗ и курьерской доставки. Эксперт тоже приводит в пример польский маркетплейс Allegro.pl. Уже порядка 20% заказов с него отправляются в постаматы InPost.

Мамонов не исключает подобной модели в будущем и для "Яндекс.Маркета". Уже сейчас в "Я.Доставке" напрямую доступны услуги PickPoint, и "Яндекс" ведет активные переговоры с двумя другими игроками.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли АКИТ Алексей Федоров уверен, что постаматы не будут востребованными в России.

"Для получения товара из постамата человеку необходимо внести сначала оплату. После этого он остается с товаром неизвестного ему качества. Пока наши интернет-магазины обеспечивают потрясающий сервис – постоплату, в России ничего не изменится, и постаматы не станут массовыми. Именно поэтому свою работу в России прекратила компания InPost", – считает Федоров.

Сеть InPost вначале развивалась под брендом Qiwi Post, одним из акционеров была группа Qiwi. Осенью 2015 года пакет группы выкупил крупный польский доставщик Integer Pl, доведя свою долю до 90%. В 2016 году оператор покинул российский рынок.

Мы поговорили с бывшим директором InPost в России Андреем Чечиным. Он согласился раскрыть сайт истинные причины ухода компании с рынка, а также рассказать о всех подводных камнях в этом бизнесе. Публикуем его комментарии с минимальной редактурой.


Андрей Чечин: "У постаматов слишком низкая маржинальность"

Доставку на дом покупатели будут выбирать всегда , по тысяче причин. Есть такие товары, например, крупная бытовая техника и мебель, для которых по-другому просто не получается.

Постаматы в логистической системе занимают свою нишу внутри самовывоза. Их главный плюс – они обеспечивают потребителю удобство места и времени. В идеале, постамат может работать круглосуточно, а потребитель – получить свой заказ вечером после рабочего дня. Это занимает минимум времени: 20-30 секунд.

Постаматная ниша ограничена типами товаров и теми факторами, которые заставляют покупателя выбирать между курьерской доставкой и самовывозом.

Для интернет-магазина способы доставки – это канал офлайн-дистрибуции. У классического FMCG-рынка есть понятие процента присутствия в канале дистрибуции, а у онлайн-магазина – есть возможность предложить покупателю максимум возможных способов доставки.

Это важно с двух точек зрения. Первая: для онлайн-продавца способы доставки могут быть мультипликатором е продаж с точки зрения географического охвата. Даже внутри города выбор способов доставки влияет на продажи интернет-магазина.

Вторая – качество доставки может быть усилителем либо убийцей конверсии в повторные покупки.

Постаматы работают как канал дистрибуции , который помогает ИМ увеличить свои продажи и при этом имеет очень малый процент невыкупов – существенно меньший, чем у курьерской доставки и даже у ПВЗ.

Постаматы не являются волшебной палочкой, которая может решить все задачи онлайн-продавца. Но широкая сеть постаматов, обеспечивающая конкурентный срок доставки и удобство места и времени, может сыграть очень важную роль в быстром увеличении числа повторных покупок. Постаматы могут сыграть роль первой и второй ступени раскрутки массового спроса.

В логистике последние 5-7 лет происходит революция. Традиционно в этой области бизнеса требовалось много экспертных знаний и доступ к специальным технологиям. Был высокий барьер входа. За последние 5-7 лет технологии, по которым работали все мировые гранды, упали в цене. Количество людей, которые понимают, как все это работает, сильно выросло за счет взрывного роста логистики "последней мили" (кстати, связанного с бумом онлайн-продаж). В эту нишу рвануло огромное количество новых компаний. Маржинальность услуги резко упала. Логистика последние 3 года превращается в коммодити. Здесь нет возможностей сделать большую наценку, а инвестиции из долгосрочных сделались краткосрочными.

Но создать постаматную сеть – это долгосрочная инвестиция, почти как создать GSM-оператора. Ты должен сначала поставить вышки, обеспечить покрытие, а потом заполнить абонентскую базу. Рентабельность достигается только на очень большом объеме.

Существуют две бизнес-модели , по которым работают постаматные сети. Первая – при которой компания владеет каждым постаматом напрямую, вторая – при которой сеть отдает постаматы во франшизу. Модель, на которую в свое время перешел ИнПост, – прямое владение. При этом владелец сам арендует площадь, организует обслуживание и инкассацию.

При франшизной модели ты довольно быстро отбиваешь затраты.Приобретя постамат и передав его франшизеру, ты можешь немедленно вложить эти деньги в покупку следующих постаматов. Но ты должен при этом платить довольно высокую комиссию за выдачу, а это лишает возможности снижать цену на свои услуги для интернет-магазинов и наращивать объемы.

При прямой модели на начальном этапе очень высоки затраты на закупку и установку постаматов, но дальше, по мере роста объемов, компания в какой-то момент достигает точки безубыточности, и может снижать цены, потому что ее фиксированные затраты уже отбиваются.

Это очень низкомаржинальный сегмент . Пока в нем не никто не вышел на прибыльность. Франшизная модель, я считаю, вообще безнадежна. При прямой модели выход на прибыльность возможен, если компании удалось занять 2% и более от всего рынка доставочной логистики. Если в год доставляется 250 млн заказов от интернет-магазинов (с учетом кроссбордера), вы должны доставлять в свои постаматы 5 миллионов посылок.

Международный опыт, который я видел (Amazon, DHL, FedEx), и опыт InPost на польском рынке свидтельствует о следующем. Постаматы могут работать как дополнительный способ доставки, присоединившись к какому-нибудь рентабельному бизнес-проекту. Они могут сыграть важную роль в раскрутке основного бизнес -проекта, потому что позволяют расширить дистрибуцию и увеличить частоту покупок.

Но как самостоятельный бизнес постаматная доставка слишком низкорентабельна и чувствительна к объемам доставок. Использование сети предполагает постоянные затраты, которые ты должен покрывать. В итоге, если ты в какой-то момент начинаешь тормозить с набором новых клиентов, то оказываешься в убытке. Если же у тебя еще и бизнес-модель "не сходится" на уровне экономики заказа, то, пытаясь привлечь новых клиентов, ты продаешь доставку по тарифу ниже, чем ее себестоимость.

Поэтому лучше присоединиться к какому-нибудь бизнес-проекту, выполняя роль первой ступени космического корабля – преодолеть силу гравитации.

Так мы в свое время присоседились к "ЯндексМаркету" . Но мы не успели выйти на рентабельность, а у группы Integer Pl, владеющей InPost, закончились деньги на международную экспансию, и она закрыла бизнес сразу в 15 странах.

Россия была рынком номер 2 в мире, мы росли быстрее многих других. Но так как Россия оказалась в санкционном списке, а InPost развивался на средства американских инвестиционных фондов, то у них не осталось никакого желания продолжать вкладывать сюда деньги. С учетом того, что мы делали совместно с "Я.Маркетом", готовясь развернуть постаматную сеть как офлайновую дистрибуции для онлайна, – это было не совсем логичное решение, как мне кажется.

Я очень уважительно отношусь к коллегами из P ick Point, но пока не вижу, как они будут сводить экономику заказа, не меняя бизнес- модель. У них сейчас средняя цена по которой они продают услугу, ниже себестоимости.

Проблема еще и в том, что интернет-магазин не смотрит на постамат как на способ дистрибуции, который принесет ему дополнительные продажи в будущем. Он хочет, чтобы этот способ доставки приносил дополнительный доход прямо сейчас. Если ты ему продаешь свою услугу за 100 рублей, он хочет ее перепродать клиенту за 200. А 220 или 250 рублей стоит уже курьерская доставка. И это начинает сильно давить на рентабельность постаматных операций.

Например, Ozon сейчас пытается запустить свои собственные постаматы , точно так же, как это делает Amazon. Но при этом, когда речь идет об использовании сторонних постаматных сетей, Ozon тут же переключается в режим "заработать побольше на логистике". Это попытка решить тактические задачи – и упускание стратегических возможностей. За счет наценки на услуги внешних компания пытается компенсировать убыточность своей собственной службы доставки. Но она пока и не может стать рентабельной, потому что для этого количество заказов, которое проходят через их собственные ПВЗ и курьерку, должно вырасти в 5-6 раз. А это невозможно: онлайн-магазины растут по 20-25% в год.

Рынок сейчас проходит этап становления. Инвесторы должны набраться терпения, а постаматные сети – найти партнеров, которые будут смотреть на них как на способ увеличить не доход с заказа, а количество повторных покупок.

P. S. Надежда Романова не согласилась с высказываниями коллеги о P ick Point:

"С нашей стороны могу сообщить, что компания PickPoint 2 года назад вышла на необходимые объемы и прошла точку безубыточности. Если проводить финансовые аналогии, маржинальность у курьерской доставки и доставки через постаматы одинаковая. Здесь вопрос в бизнес-модели и стратегии развития, которые дают компании возможность построить бизнес либо, в случае ошибки, ведут к провалу. В этом постаматный бизнес ничем не отличается от любого другого. Кому-то удается, кому-то нет. С таким же посылом можно утверждать, что курьерская доставка или доставка через пункты выдачи заказов не могут быть самостоятельным бизнесом, а фулфилмент – вообще не рабочая модель. Практика показывает, что это, как минимум, ошибочное мнение".

Во второй части статьи читайте: интернет-магазинщики – о постаматах. Кому стоит и кому не нужно подключать этот вид доставки?

Презентация: Постаматы - решения под ключ для бизнеса (PDF)

Производство постаматов является одним из инновационных направлений бизнеса. Эти устройства разработаны и используются для выдачи и приема товаров, заказанных в Интернете, что в конечном итоге позволяет значительно оптимизировать затраты на их доставку. Это особенно актуально в настоящее время, когда рынок заказов в Интернете ежегодно растет на 30%. Поспешить и купить постамат сейчас - значит сэкономить огромное количество времени и денег в будущем!

Постамат – это программируемое устройство, представляющее собой электронный терминал со множеством ячеек. Отправка почтовых отправлений с его помощью предполагает регистрацию в системе путем ввода логина и пароля, после которой и осуществляется отправка посылок. Получение заказа происходит при помощи введения специального индивидуального пин-кода, который отправляется клиенту в смс-сообщении или электронном письме.

Функционирование постамата предполагает возможность его полной адаптации к требованиям клиента.

Фотографии изготовленных нами постаматов:










Основные функции и преимущества постаматов

Как правило, данные автоматы устанавливаются в общественных местах с большим количеством людей, чтобы обеспечить максимальный доступ пользователей к их возможностям. Постаматы позволяют:

  • получать и отправлять посылки;
  • приобретать и получать продукцию, реализуемую интернет-магазинами;
  • арендовать ячейки для кратковременного хранения получаемой корреспонденции.

Одно из главных качеств постаматов – значительное снижение издержек на услуги курьерских компаний и доставку клиентских заказов. В зависимости от конфигурации оборудования и программного обеспечения, в одно устройство можно заложить от 40 до 200 и более заказов.

Почтоматы выгодны и с точки зрения экономии времени на доставке разнообразных товаров и позволяют использовать их потенциал круглосуточно. При наличии разветвленной сети пользователи могут выбирать для себя наиболее удобно расположенные постоматы, например, в ближайшем ТЦ.

Эти устройства оснащены платежными модулями, значительно ускоряющими и упрощающими расчет за приобретенный товар непосредственно на месте его получения. Кроме того, они дают возможность отправлять посылки самостоятельно.

ПО для постаматов разрабатывается и устанавливается конкретно под требования заказчиков оборудования. Помимо этого, имеется возможность использования дополнительных модулей, таких, к примеру, как принтеры этикеток.

Сферы применения постаматов

Наша компания предлагает не только стандартные постаматы для выдачи интернет-заказов, но и специфические решения для различных сфер бизнеса.

Постаматы для химчисток и прачечных

С помощью данного оборудования вы сможете вывести вашу компанию на качественно новый уровень. Как это работает:

  • Устанавливаете постамат в месте с большой проходимостью (например, в торговом центре или супермаркете);
  • Оповещаете ваших постоянных и потенциальных клиентов о возможности оставить вещи для чистки в этом постамате;
  • Клиенты, с помощью интерфейса постамата, сдают грязные вещи, выбирают необходимую услугу и оплачивают её стоимость (наличными или банковской картой);
  • Вам приходит оповещение о поступлении нового заказа. Забираете вещи, выполняете заказанные клиентом услуги и возвращаете вещь в постамат;
  • Клиенту приходит оповещение о том, что его одежда готова к выдаче. Он может забрать её в удобное для него время!

В итоге: вам потребуется нанять курьера для забора и доставки вещей, но при этом вы сократите расходы на аренду площади, увеличите количество и лояльность клиентов.

Постаматы для жилищных комплексов

Это предложение подойдёт строительным и управляющим компаниям, а также ТСЖ. В наше время люди постоянно заказывают различные товары из интернет-магазинов с доставкой на дом, но зачастую им приходится подстраиваться под курьера, чтобы принять свой заказ. После установки постамата во дворе или подъезде жилищного комплекса, его жители навсегда забудут об этой проблеме!

Благодаря установке постамата, строительная компания может повысить привлекательность продаваемого жилья для покупателей, а ТСЖ - получать дополнительный доход за пользование постаматом и сделать жизнь своих собственников немного лучше!

Почтоматы для выдачи еды

Решение для кафе, заведений формата "стрит-фуд". Устанавливается непосредственно в вашем заведении. Принцип работы очень прост:

  • Клиент оформляет заказ через мобильное приложение и ожидает оповещения о готовности;
  • Вы готовите заказ и размещаете его в постамате;
  • Клиенту приходит оповещение о готовности заказа;
  • Он приходит и забирает свой заказ, оплата производится наличными, с помощью банковской карты или онлайн прямо в приложении!

Каждая ячейка постамата для еды может быть оборудована системой подогрева или охлаждения, для поддержания необходимой температуры!


Почему стоит купить постамат именно у нас?

Компания "Виоланта" лично занимается разработкой и производством постаматов. Наши специалисты производят настройку и оптимизацию камер хранения под любые проекты, что позволит существенно уменьшить расходы на содержание курьерской службы, организацию доставки товаров, значительно сократить очереди при отправлении посылок и их получении в пунктах выдачи товаров. Только у нас вы можете купить постамат по цене производителя, без каких-либо переплат и дополнительных издержек!

Наши почтовые автоматы изготовляются сварным способом в антивандальном исполнении. Стандартная толщина применяемой стали – 1,5 мм. Возможно использование материала с иными параметрами.

Создание сети постаматов, где покупатели книг, сапог и секс-игрушек могут забрать свои товары, выглядит хорошей бизнес-идеей. Но не заручившись поддержкой крупного логистического оператора за это браться не стоит

За пять лет работы PickPoint (на фото — директор компании Надежда Романова) сумела создать крупнейшую в стране сеть постаматов (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Как придумали

Идея создать в России сеть постаматов — автоматизированных пунктов выдачи заказов посетила коммерческого директора компании «СПСР Экспресс» Надежду Романову на выставке Post Expo 2009 в Ганновере, где она увидела терминалы для выдачи посылок, разработанные компанией KEBA для Deutsche Post. В июне 2010 года было учреждено ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», которое стало работать под торговой маркой PickPoint. «Технология заинтересовала нас, потому что автоматическое оборудование имеет лучшую производительность и себестоимость, чем классические пункты выдачи», — вспоминает глава PickPoint Надежда Романова, покинувшая «СПСР Экспресс».

Инвестиции в PickPoint составили $10 млн. Их вложили акционеры «СПСР Экспресс» — венчурные фонды и несколько частных инвесторов. «Компания сразу создавалась как отдельный бизнес-проект», — рассказывает Романова. По данным ЕГРЮЛ, сейчас ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» на 100% принадлежит кипрской PickPoint Delivery Sistem Ltd. В числе ее совладельцев значится только одно физлицо — Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, у которого 15%. Он отказался общаться с РБК для этой статьи. Другие совладельцы — компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, их бенефициары неизвестны. Крупнейший совладелец PickPoint Delivery Sistem с долей 43% — Festina Trading Ltd, она же крупнейший совладелец «СПСР Экспресс» с долей 40%.

В 2010 году на быстрорастущем рынке интернет-торговли не хватало компаний, которые делали бы упор на доставку покупок частным лицам. «Тогда многие интернет-магазины создавали собственные курьерские службы — это была вынужденная мера», — вспоминает Романова. Но, по ее словам, у курьерской доставки есть несколько недостатков: во-первых, необходимость договариваться с клиентом о времени доставки, что не всегда удается сделать оперативно, а значит сроки затягиваются. Во-вторых, в условиях больших городов очень сложно обеспечить приезд курьера к точно назначенному времени. «В результате страдает качество сервиса, а стоимость самой услуги растет», — объясняет Романова.

Открытие собственной сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) основателей PickPoint тоже не привлекало: там кто-то должен работать по 12-14 часов в день, тогда как посылки наиболее активно забирают, как правило, утром и вечером. «Себестоимость выдачи заказа через постамат на 30-50% ниже, чем через пункт выдачи», — утверждает Романова. «В России неквалифицированный труд оплачивается очень скромно, поэтому экономика пункта выдачи может быть не менее прибыльной, чем экономика постамата в силу довольно высокой стоимости автоматизированных терминалов», — парирует гендиректор экспресс-доставщика Hermes Татьяна Ямпольская.

Pickpoint в цифрах

1455 точек выдачи заказов в сети PickPoint

Более 3 млн отправлений было доставлено через PickPoint в 2015 году

2,2 млн человек — число уникальных пользователей PickPoint

3,4 тыс. руб. — средняя стоимость заказа, доставляемого через PickPoint

1,2 кг — средняя масса одной посылки

120 ячеек — размер среднего постамата в Москве, 80 ячеек — в других регионах

40 тыс. отправлений в сутки доставлялось через PickPoint в декабре 2015 года

Источник: данные компании

PickPoint предложила трем мировым производителям постаматов — австрийской KEBA, польской InPost и эстонской Smart Post (сейчас Cleveron) доработать их модели, чтобы выйти на российский рынок. «Европейские терминалы не имели нужных нам опций оплаты, поскольку там заказы предоплачивают, тогда как в России любят платить при получении, преимущественно наличными, — рассказывает Романова. — Кроме того, стандартная высота ячеек в ЕС — 8 см, а у нас отправления по высоте больше — 10-15 см». Проектом заинтересовались эстонцы: они предоставили постаматы с возможностью оплаты пластиковыми картами, программное обеспечение к ним писалось в России. В Эстонии закупили 115 постаматов, потом их производство было налажено в России.


Как запускали

На момент открытия первого терминала 29 ноября 2010 года в «Москва-Сити» у PickPoint было подписано около 40 договоров с интернет-магазинами. Самыми крупными из них стали производитель косметики Yves Rocher, который уже работал с «СПРС Экспресс» и доставлял заказы через постаматы в родной Франции, а также интернет-магазин одежды Wildberries. Сейчас доставкой через PickPoint активно пользуются свыше 2 тыс. компаний, в том числе Otto Group, LaModa, Oriflame и Ozon. На старте, как вспоминает Романова, конечно, были проблемы: молодая компания, предлагающая неизвестный ранее клиенту способ доставки. Но постепенно постаматами стали пользоваться все крупнейшие российские онлайн-магазины и даже иностранные, отправляющие товар в Россию (на китайские Ali Express и JD.com в 2015 году у PickPoint пришлось 6% заказов).

Для секс-шопов доставка через постаматы и вовсе стала революцией. «Многие наши клиенты стесняются выбирать курьерскую доставку или заходить в розничный магазин», — говорит Юлия Атрощенко, старший менеджер сети магазинов интимных товаров «Он и она», которая сотрудничает с PickPoint уже четыре года.

Однако у постаматов есть и недостатки: они не дают подержать товар в руках, прежде чем купить. «Этот способ доставки не предполагает услугу примерки перед покупкой, а значит не может быть единственным для сегмента моды в e-commerce», — сообщил РБК управляющий директор Lamoda Флориан Янсен. Несмотря на это, 38% посылок, доставленных через PickPoint в 2015 году, были с одеждой и обувью.

Гораздо сложнее было уговорить арендодателей, чем продавцов, вспоминает Романова. Поначалу торговые центры с подозрением относились к постаматам и не хотели сдавать под них площадь, хотя стандартный постамат на 80 ячеек занимает всего 4 кв. м. «Многие даже рассматривали нас как угрозу трафику: мол, зачем это люди в интернете будут покупать, а не в ТЦ?» — говорит Романова. Только к 2013 году, когда технология стала популярной, торговые центры увидели в постаматах конкурентное преимущество. «Они поняли, что постаматы могут работать как платежный терминал и генерировать новых покупателей», — говорит Романова (постамат принимает платежи не только за посылки, но и за сотовую связь и пр.). Правда, теперь ТЦ не основной арендодатель для PickPoint: около 65% постаматов установлено в супермаркетах. «Нам больше интересны магазины, в которые человек идет за хлебом, молоком и одновременно забирает свою посылку, — место, которое находится по пути домой», — объясняет Романова. По ее словам, самые загруженные постаматы находятся именно в спальных районах.


Как работает PickPoint

Подключить небольшой интернет-магазин к PickPoint достаточно просто: нужно заключить договор и встроить на сайт модуль для покупательской корзины, что занимает в среднем 1,5-2 часа работы программиста. Покупатель при оформлении заказа выбирает удобный для него постамат или партнерский пункт выдачи заказов. Каждый вечер с помощью партнерских курьерских служб PickPoint забирает у интернет-магазина все свои заказы и привозит в сортировочный центр на Волгоградском проспекте, где трудятся 50 из 120 сотрудников компании. Ночью отправления сортируют по направлениям и либо передают на магистральную доставку, либо с помощью партнерских курьерских служб рано утром развозят по постаматам и пунктам выдачи заказов в Москве и Московской области.

В момент закладки в постамат либо доставки до пункта выдачи потребителю отправляется СМС, email или push-уведомление, что его заказ доставлен, а также сообщается срок хранения, режим работы точки, сумма к оплате и пр. Сроки доставки варьируются: в Москве и Московской области товар кладут в постамат, как правило, на следующий день после отправки из магазина, в других регионах этот срок от трех дней. Товар хранится в среднем трое суток, однако, если клиент не успел забрать заказ, постамат может продлить срок хранения на точке или переадресовать его на другую точку.

Кроме того, выяснилось, что клиенты, которые получают посылки в ПВЗ и в терминалах, — это разная целевая аудитория: первые старше, консервативнее и не всегда доверяют технике, а вторые моложе, мобильнее и не хотят тратить время на лишнее общение. В PickPoint приняли решение сотрудничать с независимыми сетями пунктов выдачи (Maxima Express, Boxberry) и «Ростелекомом», дав возможность подключенным интернет-магазинам доставлять товары не только в постаматы, но и в ПВЗ. На конец 2015 года таких партнерских ПВЗ было уже 715, а постаматов — 740.

В 2015 году PickPoint осуществил доставку более 3 млн отправлений (рост в 1,66 раза к 2014 году). Компания не раскрывает финансовых показателей. «Мы вышли на окупаемость осенью 2014 года», — объясняет Романова. В нескольких интернет-магазинах Москвы, сотрудничающих с PickPoint, заявили, что базовый тариф на доставку в столичный постамат составляет для клиента 236 руб., а в регионы дороже, зависит от массы и расстояния. Если бы все 3 млн отправлений были доставлены PickPoint в Москве, то выручка компании должна была бы составить не менее 700 млн руб. без учета услуг по забору товара и приема платежей. Выручка компании в 2015 году близка к 1 млрд руб., подтвердила РБК ее пресс-служба.

Не пытайтесь это повторить

За пять лет работы PickPoint сумел создать крупнейшую в стране сеть постаматов. По данным компании J’son & Partners, PickPoint удерживает примерно 50-60% рынка постаматов в России. «Лидерство PickPoint на рынке объясняется тем, что в проект проинвестировали акционеры «СПСР Экспресс», самой крупной службы экспресс-доставки в России, — считает эксперт J’son & Partners Евгений Ицаков. — Фактически PickPoint выросла на базе сети СПСР: компания не выбивалась в лидеры, она сразу имела лидерское положение и сохраняет его до сих пор».

Вскоре после PickPoint на рынок в России вышли сети InPost (совместное предприятие Qiwi и польской InPost), а также Logibox, но ни одна из них не достигла бо льших успехов. По словам нескольких участников рынка, сеть Logibox переживает трудности. Корреспондент РБК убедился в том, что ее сайт не грузится, а телефоны не работают. InPost открыла 380 точек (на июнь 2015 года вторая по размерам сеть, после PickPoint). Гендиректор InPost Андрей Чечин объясняет, что запустить проект на рынке постаматов без очень тесных партнерских отношений с логистическими компаниями невозможно. InPost работает со СДЭК, DPD, «Пони Экспресс». «Нужна интеграция логистических процессов и информационных систем, а это дело затратное, долгое по времени и требующее ресурсов на поддержание», — предупреждает Чечин.

«Наши коллеги столкнулись с теми же проблемами, что и мы, сделав ставку на партнеров, а также не смогли решить главную проблему — эффективной магистральной доставки», — объясняет Романова. Около 70% магистральной доставки для PickPoint осуществляет «СПСР Экспресс» (по рыночным тарифам, подчеркивает Романова).

Перспективы применения постаматов связаны не только с ростом российского рынка интернет-торговли (сильно замедлившимся из-за кризиса), но и с внедрением возможности для простых граждан посылать через них посылки. Романова говорит, что PickPoint технически давно может принимать посылки от частных лиц в пользу других частных лиц, но все упирается в идентификацию клиента. «Иначе через сеть пойдет наркотрафик, а нам это не нужно», — объясняет она. Четкой и простой технологии идентификации клиента пока в России не придумали, а способ, который внедрял Logibox в сотрудничестве с «Почтой России», не сработал. «Они предлагали клиентам выпустить специальную банковскую карту для пользования постаматами с целью отправки посылок — это очень сложно», — считает Романова. Постаматы могут стать альтернативой «Почте России» для пересылки посылок от одного частного лица к другому, считает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. Над запуском такой услуги в России уже задумывается и InPost, сообщил ее глава Чечин.


Несчастливы вместе

Сети постаматов в Москве и городах-миллионниках PickPoint развивала сама, а региональные столицы и города поменьше отдала партнерам, работавшим с PickPoint по агентскому договору. В начале 2013 года компания, у которой на тот момент было 440 постаматов, строила планы к концу 2015 года поставить 6,5 тыс. терминалов. Но не получилось: «Оказалось, что нет столько мест и таких партнеров в регионах», — объясняет Надежда Романова. Из 740 постаматов 210 принадлежат партнерам PickPoint. «Это бизнес для ленивых: агенты покупают оборудование, заключают договор аренды, устанавливают постамат, подключают его к интернету и электричеству и по большому счету забывают о нем, — рассказывает Романова. — Дальше мы их подключаем в единую сеть, осуществляем все логистические процессы, проводим все приемы платежей через наш модуль и платим агенту за выдачу заказа».

Романова отказалась раскрыть финансовые условия партнерства, но РБК нашел презентацию 2013 года, в которой потенциальным агентам рассказывается об условиях сотрудничества. Стоимость постамата на 58 ячеек в документе оценивается в 600 тыс. руб. , а вознаграждение агента — в 65 руб. за выдачу каждого отправления. Компания утверждает, что текущая окупаемость наступает через 3-6 месяцев, а возврат инвестиций — в пределах двух лет.

Но, по словам Романовой, ставка на агентов себя не оправдала: многие из них плохо изучали трафик мест для установки терминалов, долго искали подходящие помещения: «Бывали случаи, что проходило по 4-5 месяцев от продажи терминала до начала его работы». Агент, с которым поговорил РБК, тоже недоволен: «Нерентабельный бизнес: иногда комиссия не покрывает расходы на аренду, — жалуется Андрей Мершиев из Новороссийска, ставший партнером PickPoint в начале 2014 года. — Проще деньги на депозит в банк положить».

Что такое постаматы или почтаматы, как их иногда называют? В общем-то, это еще один способ доставки заказа интернет-магазина до конечного покупателя. Они отличаются от других способов доставки тем, что доставка в постамат полностью автоматизированна. Простой пример: в вариантах доставки вашего интернет-магазина указаны постаматы компании PickPoint. Клиент, оформляя заказ, просто выбирает их из списка, потом также выбирает удобный для себя постамат по определенному адресу - и все. Заказ пришел - клиент получил сообщение с кодом, отправился к выбранному постамату, оплатил заказ картой или наличкой, получил код, открыл ячейку, забрал заказ. Быстро, современно, удобно и относительно недорого.

Доставка постаматом

Многие покупатели, не желающие, что бы посторонние видели содержимое их заказов, выбирают именно интернет-магазины с доставкой в постамат . Так что, если ассортимент ваших товаров может нанести моральный вред пуританским взглядам некоторых товарищей, постаматы очень даже придутся по душе вашим покупателям. Да и вообще, такой способ получения заказа немного напоминает шпионские игры с получением секретного кода от банковской ячейки и добычей из него ценного груза.

Как пользоваться постаматом

Если серьезно, то для многих и многих покупателей наиболее удобный способ получения своих заказов - именно постаматы интернет-магазина . Обычно они расположены в крупных торговых центрах, поэтому заодно можно сделать покупки, покупатель не зависит от курьера, не стоит в очередях на Почте России или в ПВЗ, весь процесс получения заказа занимает от силы две минуты. Кроме того, если покупатель не успел вовремя забрать свой заказ, он может просто продлить срок хранения заказа, и прийти за ним в удобное для себя время. Все это вместе и делает постаматы таким удобным и недорогим способом доставки заказов для покупателей интернет-магазинов.

Постамат PickPoint

Компания Axelion внимательно отслеживает пожелания и требования своих клиентов, поэтому вариант доставки товаров интернет-магазинов постаматами появился у нас достаточно давно. Мы сотрудничаем с несколькими компаниями, предоставляющими такую услугу, как постамат. PickPoint , как надежный и проверенный партнер компании Axelion дает нашим клиентам возможность использовать более 1800 постаматов во всех крупных и средних городах России.

Услуги доставки

Кроме того, у нас есть и другие партнеры, предоставляющие возможность использовать свои постаматы нашим клиентам. Обращаясь в компанию Axelion, вы избавляете себя от необходимости заключать отдельные договора с каждой транспортной компанией. Вам достаточно позвонить в компанию Axelion, и вы получите в свое распоряжение сеть постаматов в более чем шестистах городах России. Ваши покупатели смогут выбирать наиболее удобные для них адреса нахождения постаматов, сроки и условия доставки, и ее стоимость. Кроме того, компания Axelion может предложить вам и другие способы доставки ваших товаров до покупателей, включая экспресс-доставку, доставку курьерами и пункты самовывоза. Вместе с услугами доставки товаров мы можем предложить вам услугу хранения ваших товаров на нашем собственном складе.

Мы не делаем наценки на тарифы наших партнеров, мы просто помогаем сделать ваш бизнес успешным. Более подробно о наших услугах и о наших тарифах вы можете узнать в соответствующих разделах сайта.

А лучше просто позвоните в компанию Axelion и развивайте свой бизнес вместе с нами!

Юлия Денисова

Как происходит оплата и доставка товара посредством постаматов?

  1. Ваш покупатель выбирает доставку товара в постамат.
  2. Оплачивает заказ или выбирает постоплату заказа.
  3. В момент доставки заказа в постамат покупателю приходит СМС с кодом получения заказа.
  4. Покупатель в удобное ему время приходит к выбранному терминалу, вводит код, вносит деньги (при постоплате) и забирает свой товар из ячейки. Сдача поступает на мобильный телефон, в личный кабинет (QIWI) или на электронный кошелек.
Удобства этой системы самообслуживания для покупателя очевидны: постаматы работают круглосуточно (у некоторых операторов), ежедневно и находятся в крупных торговых центрах. Отправляясь с семьей в выходные за покупками, можно забрать свой заказ в ближайшем супермаркете, в удобное для вас время.

Выгодно ли владельцам интернет-магазинов включать в свою логистическую цепочку подобные автоматизированные системы?

1. Какие задачи в системе доставки интернет-магазина помогают решать постаматы?

Наши эксперты сошлись в том, что это очень удобно, в первую очередь, покупателю.

Кузьма Феськов: «Они экономят время покупателя: нет нужды целый день ждать курьера, бояться его пропустить. Вы можете выбрать постамат рядом с удобным вам местом. Вы заранее знаете время работы терминала и уверены, что заберете свой заказ тогда, когда удобно вам».

Но решают ли постаматы бизнес-задачи?

Дмитрий Назаров: «Основное - это клиентский сервис магазина: чем удобнее, доступнее и вариативнее предлагает магазин способы доставки, тем выше вероятность, что клиент будет удовлетворен покупкой и вернется в магазин за следующей».

Степан Чельцов: «Постамат для нас как автоматизированный пункт выдачи заказов. Здесь исключен человеческий фактор, нет грубости оператора, но есть автоматизация приема и выдачи заказа. Сервис постаматов сопутствует и с СМС уведомлением, у нас отпадает нужда звонить каждому клиенту для напоминания о заказе».

Евгений Данилик считает, что отсутствие человеческого фактора в цепочке «интернет-магазин - покупатель», наоборот, говорит не в пользу постаматов: «Постаматы не решают самую важную проблему в сфере услуг - построение личных коммуникаций с клиентами. Сегодняшний житель мегаполиса по 8-12 часов в день «общается» с компьютером и гаджетами, и со временем торговые терминалы, постаматы перестают восприниматься как преимущество одного сервиса перед другим.

Снова в цене человеческое общение, разговор «лицом к лицу». Личное общение с клиентами и искреннее внимание к ним - залог успеха бизнеса в сфере услуг».

Сергей Пузанов отметил немаловажный для нашей страны нюанс. По его мнению, постаматы - это часто дополнительные пункты самовывоза в тех городах, где, кроме почты России, ничего приемлемого по цене нет.

2. Какие проблемы постаматы плохо или не решают вообще?

Казалось бы, что доставка в постаматы должны быть у каждого интернет-магазина. Но всем ли подходит такая система доставки?

Дмитрий Назаров: «Ячейки почтоматов более всего заточены под доставку некрупного, негабаритного товара. Поэтому, например, напольные колонки через почтоматы мы не доставляем. Второе - это невыкуп товара в случае наложенного платежа. В своей практике мы с этой проблемой не сталкиваемся, поскольку с почтоматами работаем по предоплаченному заказу».

С Дмитрием согласен Степан Чельцов: «Для нас только одна проблема пока не решена - габаритные отправления. Если посылка больше 60 см по одному из измерений - мы не можем ее отправить. И сроки хранения для некоторых заказов слишком маленькие. Люди просто не успевают иногда их получить. Но это редкость».

Кузьма Феськов: «Несмотря на большое количество городов на карте, постаматов все же гораздо меньше, чем хотелось бы. Бывают технические сбои в работе постаматов».

Сергей Пузанов: «У нас одежда, постаматы не решают проблемы примерки. Также многие хотят обязательно увидеть товар, перед тем как его оплатить».

Евгений Щепелин затронул важный момент в работе постаматов: «Если у тебя нет резерва в постамате (ячейка не закреплена за тобой), скорее всего в пик продаж все постаматы будут переполнены. Расширение постаматов - это не такой быстрый процесс. Если 200 клиентов захотят забрать одномоментно свои заказы на Курском вокзале - есть шанс, что они их будут забирать месяц».

Плюсы и минусы постаматов (для интернет-магазинов)

Расширение клиентского сервиса
+ Исключение человеческого фактора
+ Снижение нагрузки на колл-центр
+ Расширение зон доставки
+ Автоматизация доставки

Ограниченная емкость ячейки
- Невыкуп товара (в случае наложенного платежа)
- Короткий срок хранения заказа (обычно 3 дня)
- Неразвитая сеть постаматов
- Товар нельзя увидеть перед покупкой
- Технические сбои
- Нет возможности построить личные коммуникации с клиентами

3. Как часто ваши покупатели выбирают этот способ получения заказов?

В интернет-магазинах, где доставка в постаматы является альтернативным сервисом, традиционные способы доставки (курьерами, почтой) пользуются большей популярностью.

Дмитрий Назаров: «В проценте от доставки по регионам в среднем у нас на почтоматы приходится около 9%. В Москве и Санкт-Петербурге у нас работает собственная курьерская служба, также у нас есть услуга бесплатной доставки от 8 000 руб. по всем регионам, включая Москву и Питер. Две эти наши услуги влияют на % доставки через почтоматы опосредованно».

Сергей Пузанов: «Порядка 10%».

Евгений Щепелин: «Редко, по некоторым клиентам менее 1% от объема».

Однако не у всех экспертов наблюдается такое соотношение доставки через постаматы к другим службам. Связано это с тем, что они предлагают на выбор только доставку в постаматы и почтой, причем стараются ориентировать покупателей на пользование постаматами.

Степан Чельцов: «Сейчас примерно поровну разделены заказы на постаматы и Почту России, и, если есть возможность, мы отговариваем людей от почты и просим получить через постамат».

Кузьма Феськов: «У нас почти всегда покупатель заказывает через постаматы, потому что мы работаем только с ними и почтой».

4. Могут ли постаматы стать альтернативой почте?

Мнения наших экспертов разделились: некоторые считают, что это невозможно в нынешних условиях, другие уверены, что постаматы уже потеснили Почту России.

Евгений Щепелин категоричен: «Точно нет».

Дмитрий Назаров считает, что «это очень амбициозные планы, учитывая, что у Почты России свыше 40 тыс. отделений по стране. Но побороться за клиента реально уже сейчас, поскольку качество работы Почты России - это большая головная боль для многих интернет-магазинов. Мы решаем эту проблему предложением клиенту альтернативных способов доставки. Например, клиент живет в городе Вельске, куда возможна доставка только Почтой России - за 140 рублей и курьерской службой за 1000 рублей условно. Очевидно, что при стоимости товара в 500 рублей доставка курьерской службой совсем не интересна. В этом случае наш клиент может выбрать доставку до ближайшего крупного города, где он бывает часто по делам или может специально съездить, чтобы забрать заказ. В этом случае альтернативным вариантом получения заказа мы, в том числе, предлагаем получение товара в почтомате Logibox или PickPoint. Такая доставка будет стоить для клиента около 300 рублей. Кроме прочего - клиент у нас видит пользовательский рейтинг всех служб. Например, у Почты России **, а у почтоматов по ***** из 5. Таким образом, клиент меньше беспокоится, что он не получит свой заказ вообще или в срок».

Степан Чельцов: «Почта выполняет много разных функций, как, например, прием отправлений. С этим вопросом постамат не справится, боюсь, никогда. Потому он не станет альтернативой, но свою нишу они создали успешно».

Евгений Данилик: «Полностью заменить почту постаматы не смогут. Если человек стремится упрощать свою жизнь в бытовых вопросах, то что может быть проще, чем получить заказ прямо дома/в офисе/на даче?»

Сергей Пузанов: «Только если постаматы будут в каждом отделении. Но пока таких планов у почты, насколько я знаю, нет».

Кузьма Феськов: «Они уже стали реальной альтернативой. И более успешной, на мой взгляд».

5. Могут ли постаматы заменить курьеров и в чем?

В этом вопросе тоже не все эксперты сошлись во мнениях. Превалирует мнение, что постаматы могут только расширить способы доставки, но полностью курьеров не заменят.

Дмитрий Назаров: «Почтоматы - это все-таки альтернативный способ, а не панацея. Останутся клиенты, которым будет удобнее получить заказ с курьером дома или на работе, в первую очередь, это актуально для магазинов одежды/обуви, где можно заказать три размера, дождаться курьера, примерить, выкупить один, а два вернуть».

Сергей Пузанов: «Нет, могут только дополнить».

Евгений Щепелин: «Постамат удобен, если он в шаговой доступности от дома или офиса, и не важно время его работы (т.е. не привязан к работе торговых центров)».

Евгений Данилик: «Какую-то часть рынка, безусловно, постаматы уже заняли, «отобрав» эту долю у курьерских служб. Постамат заменяет, скорее, не услугу курьера, а услугу «самовывоза». Давайте рассуждать логически: человек заказывает курьерскую доставку, чтобы максимально сэкономить своё время, никуда не ехать за заказом. К постамату нужно всё-таки добираться, даже если он находится на соседней улице, потратить кое-какое время придётся. Поэтому на вопрос «могут ли постаматы заменить курьеров?» - отвечаю, что не могут».

Аргументы в пользу постаматов звучат следующим образом.

Степан Чельцов: «Могут и уже это делают. Основной плюс постамата - он стоит на месте и ждет. А курьер может приехать, может не приехать, его могут ограбить, он окажется непредусмотрителен».

Кузьма Феськов: «Могут и заменяют. На текущий момент курьерские службы работают, как попало: они требуют интервал ожидания минимум 4 часа, часто опаздывают или не приезжают. Постаматы же отправляют вам СМС, когда заказ прибыл, и вам не нужно нервничать. Вы всегда знаете, что ваш заказ уже можно получить».

6. Какие товары можно доставлять с помощью постаматов?

Все эксперты подтвердили, что главное ограничение у постаматов - габариты ячеек терминала. Что здесь важно учесть?

Дмитрий Назаров: «Если товар хрупкий, например, то это решается отправителем в момент упаковки товара на складе».

Степан Чельцов: «Практически любые товары доставляются, ограничения идут только по габаритам и массе. Ограничения по содержанию есть, но в нашей нише ограничений нет».

Кузьма Феськов: «Все зависит от компании. У QIWI Post, например, все постаматы на улице. Что в зиму, а они у нас холодные, вводит очень много ограничений на товары. У PickPoint постаматы в помещениях, круг товаров велик».

Евгений Щепелин: «Постаматы отлично подходят для сегмента Fashion. Также, на мой взгляд, постаматы прекрасно подходят для товаров для взрослых, когда получение посылки происходит анонимно без участия курьера».

Какие товары подходят для доставки с помощью постаматов?

  • Все, кроме габаритных товаров (максимальный размер заказа 58х33х35 см - Logibox, 64х38х41 см - QIWI Post, 60х36х36 см - PickPoint).
  • Все, кроме тяжелых товаров (более 15 кг, кроме PickPoint - 10 кг).
  • Особое внимание хрупким, бьющимся товарам.
  • Интимные товары, товары для взрослых.
7. За счет чего формируется цена на услуги по использованию автоматизированных терминалов?

Дмитрий Назаров: «Объемный вес посылки + услуги логистических операторов, с которыми работают службы почтоматов».

Степан Чельцов: «В цену заложен тариф на пересылку каждого килограмма отправления, комиссия за прием и перечисление оплаты и габаритные ограничения. Мы устраиваем сезонные скидки и берем часть стоимости доставки на себя, таким образом, стимулируя выбор постаматов, как способа доставки заказов».

Евгений Щепелин: «Затраты на аренду места, на оборудование и на магистраль (в основном постаматы используют транспортные компании для забора объемов у крупных игроков)».

8. Выгодно ли малому бизнесу использовать этот формат доставки?

Почти все эксперты ответили на этот вопрос утвердительно.

Дмитрий Назаров: «С точки зрения затрат - это внутренний вопрос бизнеса: Почта России дешевле, но желание у магазинов и клиентов пользоваться ее услугами снижается за счет, в том числе, появления почтоматов. Если отталкиваться от сервиса интернет-магазина - а это один из ключевых аспектов, почему клиент возвращается в магазин, то, безусловно, выгодно».

Степан Чельцов: «Это значительно облегчает коммуникацию с клиентом и обеспечивает качественный стандартизированный сервис. В наших проектах мы в обязательном порядке подключаем постаматы, потому что считаем их коммерчески эффективными».

Кузьма Феськов: «Нам очень выгодно!»

Сергей Пузанов: «Да, почему нет? Выгодно использовать все виды доставки».

Евгений Щепелин: «Выгодно, но пока этот сегмент не развит. Сеть постаматов должна быть более развита, тогда клиенты будут пользоваться этой услугой чаще.

С точки зрения бизнеса, постаматы (как и пункты выдачи товаров) на текущий момент примерно на 50% дешевле, чем курьерская доставка. Это экономически эффективный способ доставки.
Также постаматы можно использовать для приема возвратов от клиента, это следующий шаг в развитии сервиса. Более сложный, но не менее интересный для бизнеса».

9. Развита ли система доставки в постаматы в нашей стране? Есть ли конкуренция на рынке операторов этой услуги?

Как ни странно, но и в этом вопросе мнения разошлись, возможно, это связано с разным опытом использования постаматов в своем бизнесе.

Мнение «система мало развита, конкуренции нет»

Дмитрий Назаров: «Хотя количество операторов и как следствие почтоматов растет, конкурируют они больше не между собой, а с офисами выдачи заказов и курьерской доставкой. Также, поскольку услуга молодая, свойственное россиянам определенное недоверие ограничивает темпы ее развития».

Степан Чельцов: «Есть несколько операторов на этом рынке, и друг друга они считают конкурентами. На мой взгляд, конкуренции нет. Выбор постамата на сайте происходит не потому, что кому-то нравится оранжевый постамат, а кому-то зеленый. Люди выбирают удобный для себя пункт выдачи, а тот факт, что он еще и технологичный, современный, без очередей и с хорошим сервисом -добавляет ему ценность, но никак не делает лучше другого пункта выдачи среди постаматов».

Евгений Щепелин: «Конкуренции по факту нет. Система не развита».

Мнение «система развита, но конкуренция не сильная»

Кузьма Феськов: «Система очень развита. И радует то, что она с каждым днем все растет. На рынке уже есть конкуренция, но не достаточно большая».

Сергей Пузанов: «PickPoint очень активно развиваются, уже под 500 постаматов. QIWI Post сделали, но сначала только в Москве - тут больше любят курьеров, в этом их ошибка. Думаю, PickPoint будет монополистом, если и будет продолжать так же хорошо и четко работать».

Итак, в борьбе «машины против людей» побеждают… люди - и как покупатели, и как владельцы интернет-магазинов, и как операторы постаматов. Постаматы, в основном - один из альтернативных способов доставки. Пока такие терминалы не появятся в каждом городе, а лучше - в шаговой доступности от работы или дома, вряд ли они заменят другие каналы доставки. Да и доверять алюминиевой ячейке покупку своей мечты не все готовы! Так что за елками к Новому году мы привычно пойдем на елочный базар.

© 2024 okna-blitz.ru
Окна и балконы