Фонтаны и боскеты. Фонтаны и боскеты летнего сада. Примеры живой изгороди. Боскет

Типичные примеры живой изгороди – это аллея, боскет и берсо. Но если, что такое аллея, все более или менее представляют, то что такое два остальных определения с трудом. И так, рассмотрим, каждый пример живой изгороди по порядку…

Аллея. Примеры живой изгороди

Есть разновидность живой изгороди, о которой мы часто читали в школе в учебниках по литературе. Ее же мы часто встречаем, когда гуляем в городских парках, я думаю, что многие вспомнили, что это – аллея.

Аллея - это проезжая дорога или пешеходная тропа, обсаженная с обеих сторон деревьями (иногда в сочетании с кустарниками). В зависимости от назначения зеленого объекта они могут быть и многорядными, что определяется главным образом архитектурными соображениями при формировании соответствующего ландшафта, а также шириной дорог, размерами сада, парка.

В планировочной композиции парка выделяются основные аллеи, межзонные, кольцевая дорога, внутренние или второстепенные аллеи.

В аллеях целесообразно высаживать березы, липы мелколистную и крупнолистную, каштан конский, акацию белую, дубы черешчатый и красный, лиственницу европейскую, ели обыкновенную и колючую, сосну обыкновенную, клены остролистный и сахаристый, ясени зеленый и пенсильванский, орех маньчжурский, рябину обыкновенную, черемуху Маака.

Аллея с переплетающимися деревьями – берсо.

Берсо – это аллея, укрытая переплетающимися деревьями. Чтобы устроить такую галерею березы, грабы, липы высаживают рядами по обеим сторонам дорожки, предварительно установив там опоры - полукруглые деревянные или проволочные каркасы, соединенные сверху продольными направляющими. По мере роста деревьев их ветви оплетают сводчатый каркас и образуют свод дороги. В местах пересечения аллей берсо ставят легкие деревянные беседки, а входы и выходы из галереи украшают арками.

Примеры живой изгороди. Боскет.

Боскет - небольшое пространство геометрически правильной формы, ограниченное зелеными «стенами» из деревьев и или кустарников и образующее «зеленую комнату» для отдыха на открытом воздухе, покрытую ковром газонных трав. Внутри высокого боскета с непроницаемыми стенами можно устроить «кабинет» или «секретный сад». Но чаще для внутренних перегородок используют низкие (до 1 м), боскеты, которые могут эффектно обрамлять партерный цветник, древесную группу.

В зависимости от целей и ваших возможностей по уходу для боскета можно выбрать . Для создания формированной подойдут клен Гиннала, барбарис обыкновенный (зеленая и пурпурная формы), кизильник блестящий, кипарисовик Лавсона; для неформированной живой изгороди – спиреи Бумальда (ниппонская и японская), снежноягодник, шиповник.

Заказать стрижку живой изгороди и формировку растений в Минске и Минском районе, можно :

Материал подготовил: специалист по садоводству Буйновский О.И.

  • 11. Минеральные, органические и бактериальные удобрения. Биопрепараты. Понятие о действующем веществе в минеральных удобрениях.
  • 12. Розы. Классификация и особенности выращивания парковых и садовых роз на объектах озеленения.
  • 13. Живые изгороди и их типы. Нормы посадки растений (в ряду, в двух рядах).
  • 14. Древесные лианы. Назначение. Ассортимент. Технология размножения и использования. Конструкции опор. Дать чертёж (схема).
  • 15. Семенной и вегетативный способы размножения. Ценность каждого способа для выращивания декоративных растений.
  • 17. Хранение семян. Условия хранения семян разных пород (древесных и травянистых).
  • 18. Способы подготовки семян к посеву. Понятие об органическом покое семян.
  • 19. Способы вегетативного размножения декоративных (древесных и травянистых) растений.
  • 20. Зеленое черенкование. Биологические преимущества и агротехника. Конкретные породы и технология черенкования.
  • 21. Характеристика условий для укоренения зеленых черенков. Искусственный туман.
  • 22. Размножение древесных видов отводками. Ассортимент и технология.
  • 23. Прививки декоративных древесных пород: техника и сроки для разных способов. Получение кустовых и штамбовых роз и сиреней (дать схему).
  • 24. Цветники на территории скверов. Ассортимент. Сроки. Содержание.
  • 29. Розы на объектах озеленения. Классификация. Агротехника содержания.
  • 30. Двулетники. Использование в цветниках на объектах. Содержание. Календарь работ.
  • 31. Ковровые растения. Ассортимент. Биологические и морфологические особенности – основа создания специфических цветников. Цвет ковровых растений.
  • 32. Ковровые растения. Типология. Оформление цветников из ковровых. Агротехника.
  • 33. Основные элементы конструкции подпорной стенки. Дать чертеж – схему с указанием элементов(1.2.3.Ит.Д
  • 34. Подпорные стенки. Дать чертёж по элементам. Стенки из камня- "сухая кладка"
  • 36. Дать чертёж-схему укрепления откосов с применением габионовых конструкций.
  • 37. Конструкция (разрезы) типов спортивных площадок. Дать чертеж – схему.
  • 38. Откосы – методы укрепления. Дать чертеж.
  • 39 Посадка крупномерных деревьев на улицах. Дать чертеж схемы посадки. Указать размеры.
  • 40. Пандусы: назначение, классификация, параметры, конструкции. Дать чертеж по элементам.
  • 42. Многолетники. Сроки посадки в парках зависимости от сроков закладки цветков и соцветий.
  • 43. Многолетники. Формы цветочного оформления. Содержание. Календарь работ.
  • 44. Питомники декоративных древесных растений. Структура.
  • 45. Моносады (из георгин, астр, флоксов и др.).
  • 46. Строение луковиц гиацинта, лилий, нарцисса, тюльпана.
  • 47. Луковичные многолетники. Морфологические и декоративные особенности. Сроки цветения на объектах.
  • 48. Цветники из луковичных, классификация. Сроки посадки и нормы. Содержание.
  • 49. Удобрения при уходе за летниками на объектах.
  • 51. Рокарии. Ассортимент. Особенности роста разных видов в условиях рокария. Технология устройства и содержания.
  • 52. Растения для оформления водоемов различной глубины в парках.
  • 53. Газоны. Виды и сорта газонных трав и их морфология. Травосмеси. Расчет.
  • 54. Регуляторы роста и их применение на декоративных растениях.
  • 55.Обрезка красивоцветущих кустарников. Связь сроков обрезки и сроков закладки цветочных почек у различных пород.
  • 56. План озеленения (посадочного чертежа). Метод квадратов. Элементы привязки растений.
  • 57. План благоустройства объекта (разбивочный чертеж, методика составления и выноса элементов в натуру)
  • 58. Морфологические особенности д и к.
  • 59. Конструкции дождеприемных колодцев. Дать схему сечения с указанием размеров по элементам.
  • 60 Объекты ландшафтной архитектуры центра Парижа.
  • 61. Функциональное зонирование парка. Примеры.
  • 62. Типология и классификация городских парков. Назначение.
  • 63. Типы пространственной структуры парка (тпс) и типы насаждений.
  • 63. Типы пространственной структуры парка. Назначение, роль в композиции, балансовые соотношения.
  • 64. Водоемы. Основные типы и их роль в парке.
  • 65. Структура озелененных территорий жилого комплекса. Перечислить.
  • 66. Многофункциональные парки. Классификация. Примеры (Москва, Санкт-Петербург).
  • 67.Рельеф,Значение,Формы,Дать рисунок.Примеры.
  • 68.Классификация открытых пространств. Партеры их классификация и роль
  • 69.Озелененный территории Санкт Петербурга. Левобережный ансамбль. Перечислить объекты.
  • 70. Бульвары. Типы. Дать таблицу баланса территории (по выбору типа).
  • 71. Инсоляция территории микрорайона и ее значение. Метод расчета.
  • 72. Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Дать схему(чертеж)
  • 73. Древесно-кустарниковые массивы-определение. Классификация. Композиционное использование.
  • 74.Группы древесных растений классификация.
  • 75. Категории озелененых территорий крупных городов.Перечислить
  • 76.Водоемы.Назначение.Классификация.Примеры
  • 77. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании. Примеры.
  • 78. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры. Размеры.
  • 79. Сады и парки левого берега в Санкт-Петербурге. Перечислить.
  • 80. Лесопарки Москвы.
  • 81. Парки Москвы. Перечислить.
  • 83. Бульвары.Классификация.Типы насаждений и ассортимент растений.Баланс территории (дать таблицу).
  • 84. Общественные центры города. Классификация и структурные элементы озеленения.
  • 85. Структурные элементы озеленения и благоустройства улиц. Чертёж профиля.
  • 86. Поперечный профиль магистрали и его элементы. Красные линии и линии застройки.
  • 87. Скверы. Классификация. Требования к благоустройству. Баланс территории.
  • 88.Специализированные парки. Классификация.Назначение.Примеры(Москва)
  • 89. Полифункциональные парки. Функциональное зонирование.Баланс территории. Примеры(Москва, Киев).
  • 90. Маф и оборудование для городских парков. Классификация. Номенклатура.
  • 91. Площадки парка. Классификация. Назначение. Типы покрытий и материалы.
  • 93. Детские площадки в микрорайоне. Расчёт и требования к размещению
  • 94. Придомовые полосы, их благоустройство и озеленение. Требования к ассортименту и размещению древесных растений
  • 95. Плотность размещения деревьев и кустарников для городских объектов ландшафтной архитектуры
  • 96. Классификация и назначение садово-парковых дорог. Уклоны. Радиусы закруглений на перекрёстках. Схема
  • Организация дорожной сети в парках
  • 98. Стадии проектирования объекта. Перечислить.
  • 99 Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Чертёж
  • 100. Типы укрепления деревьев после посадки. Конструкции и материалы. Чертеж-схема.
  • 101. Типы садово-парковых насаждений. Примеры (сквер, бульвар)
  • 102.Озелененные территории жилого комплекса. Перечислить. Типы. % озеленения.
  • 105. Деревья с комом и жесткой упаковке. Типы упаковок. Дать чертеж
  • 106. Конструкция озеленения откосов. Дать чертеж.
  • 119 Растительная земля
  • 120. Изыскательные работы. Назначение. Состав. Содержание
  • 121 Подпорные стенки
  • 122 Дороги на карте
  • 123 Аллеи
  • 124 Вода в парках
  • 125 Инженерные сооружения на рельефе
  • 126,Правобережный ансамбль. Питер
  • 127.Верхнее покрытие дорожек.
  • 128Орошение насаждений
  • 137. Предпроектная пофакторная оценка территории при разработке проекта парка.
  • 139. Ландшафтный анализ. Оценка по функциональному и природоохранному факторам.
  • 140. Плотность (густота) размещения деревьев в различных зонах парка.
  • 141. Анализ объёмно-пространственной структуры при проектирование парка. Содержание работ.
  • 142. Искусственные водоемы в парках. Классификация и назначение.
  • 157.Дородно-тропиночная сеть парка. Типология. Типы покрытий. Конструктивный разрез
  • 158.Дренаж. Назначение. Дать чертеж
  • 159.Конструкция комбинированного покрытия дорожек. Дать разрез по элементам одежды
  • 160.Конструкция дорожной одежды. Дать чертёж, указать послойно элементы. Материалы.
  • 161.Конструкция ступопандуса(разрез по элементам, план)
  • 162.Конструкция подпорной стенки. Основные элементы. Дать схему по элементам
  • 163 Садово-парковая лестница. Элементы. Расчет. Дать чертеж.
  • 164.Схема укрепления края дорожного покрытия (кирпич-клинкер, булыжник)
  • 165.Схема формирования крон деревьев. Удаление ветвей и сучьев
  • 166. Очерёдность и календарный план-график производства работ. Перечислить.
  • 167. Схема (чертёж) формирования живых изгородей из кустарников. Примеры обрезки.
  • 168. Проект производства работ. Задачи.
  • 169. Дать схему чертёж и защиту ценных деревьев в процессе вертикальной планировке (откос, подпорные стенки).
  • 174.Технология устройства дорожек и площадок
  • 175.Откосы.
  • 178 Дорожки и площадки с покрытием из специальных смесей
  • 178 Устройство садово-парковых дорожек с покрытием из специальных смесей Конструкции и материалы (план, разрез). Порядок производства работ
  • 179. Конструкция сопряжения дорожки с газоном (главная аллея в парке). Дать чертёж.
  • 180. Конструкция «Дорожной одежды». Дать чертёж по элементам и размерами послойно.
  • 182. Конструкция лестницы. Элементы. Расчет. Дать чертеж (план, профиль).
  • 183. Конструкция откоса путем насыпи и срезки. Дать схему-чертеж с указанием элементов.
  • 78. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры. Размеры.

    В регулярных парках закрытые пространства представлены боскетами, а в пейзажных – массивами и рощами.

    Массив насаждений – самая крупная структурная единица растительной группировки, применяемая в садово-парковом ландшафте. Массив формируется биологически устойчивым сообществом древесной, кустарниковой и травянистой растит. На территории до 10 га и отношением меньшего размера в плане к высоте деревьев как 4:1. Его оптимальная ширина, обеспечивающая защиту от шума, пыли и визуальной изоляции составляет 100-150 м. Величина массива зависит от территории парка и занимает 1-5 до десятков га. (Для городского парка 1-4га) Они характеризуются сомкнутостью полога от 1 до 0,6. В зависимости от длины крон верхнего яруса и густоты насаждений в нижних ярусах подразделяются закрытые пространства горизонтальной сомкнутости (одноярусные) и вертикальной (многоярусные). В зависимости от породного состава: теймно- и светлохвойные, широко- и мелколиственные. Густой древостой затрудняет и ограничивает видимость внутри массива, затрудняет проходимость. Массив имеет однородный и замкнутый характер. Слитие крон близко стоящих деревьев утрачивает обособленность форм отдельных деревьев. Декоративный эффект создаётся строением ствола, структурой ветвления, фактурой и цветом. Опушка массива позволяет создать фон, обрамление групп и отдельных деревьев.

    Роща – участок однородного древесного вида.

    Боскет – крупная, геометрическая по планировке и объёму форма насаждений.

    Боскетами называют живые изгороди или шпалерные декоративные посадки, замкнутые в виде квадрата, круга или другой правильной формы и ограничивающие места отдыха. Создаются из растений одного вида (липа, клён остролистный, боярышник, туя..), хорошо поддающихся стрижке и формированию.

    Роль: защитная (от ветра, шума и пыли), санитарная, эстетическая, утилитарная (плодовые сады), пауза в восприятии окружающего ландшафта., воздаёт фон для парковых картин.

    Боскет типа роща – лесопарковая территория. Боскет типа «кабинет» - насаджения расположены по периметру и представлены шпалерами. (Места уединённого отдыха, зелёные театры, танцевальные залы, участки огородных культур.)

    79. Сады и парки левого берега в Санкт-Петербурге. Перечислить.

    Летний сад. Летняя резиденция Петра I, площадь 11,2 га. Границы: р. Нева (север), р. Мойка (юг), Ле­бяжья канавка (запад), р. Фонтанка (восток). В первой четверти XVIII.в. существовало четыре Лет­них сада - первый и второй в грани­цах существующего в настоящее вре­мя сада (11,2 га), третий - ныне Михайловский сад (10 га) и Боль­шой луг (Марсово поле, 9 га), чет­вертый- Итальянский сад (11 га).Планировка сада осуществлялась по чертежу Петра I. Этапы: I (1704-1711) -разбивка сада на берегу Невы, установка скульптур, устройство фон­танов; 1710 г.- закладка дворца. II (1711 -1716) -завершается строитель­ство дворца (арх. Д. Трезини); у двор­ца строится гавань, на берегу Невы возво­дятся 3 галереи. В центре сада устраиваются 4 больших квад­рата с кружевными- цветниками и беседками, окруженные стриженой живой изгородью (са­довый мастер Ян Розен); создаются фонтаны, беседки, Карпиев пруд, Лебяжий канал.III (1716-1725) - возводятся второй Лет­ний дворец, грот (арх.А. Шлютер и Г. Маттарнови), гавань облицовывается гранитом, по проекту А. Земцова садовым мастером К. Шре­дером устраивается лабиринт с фонта­нами.В квадратах, на месте цветников, создаются боскеты с фонтанами, птичником и прудом. Сад украшается скульптурой, строится Ли­товский канал и для подачи воды в Фонтанку, питающую систему фонтанов,- 3 водовзводные башни. IV (1732-1826) - возводится деревян­ный дворец Анны Иоанновны. Строится дворец Елизаветы Петровны и сад при нем (третий Летний сад), амфитеатр (арх. В. Растрелли); устаналиваются скульптуры, ведется облицовка гранитом Невских набережных, устраивается огра­да (арх. Ю. Фельтен). После наводнения в 1777 г. в третьем Лет­нем саду вышедшие из строя фонтаны не восстанавливаются. Возводится дворец для Павла I (Михайловский замок, арх. В; Ба­женов и В. Бренна). После навод­нения 1824 г. и завершения строительства Михайловского замка примыка­ющий к нему участок 3 Летнего сада преобразуется в пейзажный парк - Михай­ловский сад (арх. К. Росси и А. Менелас), где на берегу р. Мойки был построен павильон Росси (1825 г.). Бывший Царицын луг полу­чил название Марсова поля. После 1824 г. царская резиденция стала общественным городским парком. Несмотря на все изменения, про­изводившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные до­роги. Они пересекались поперечны­ми, образуя квадраты боскетов, об­рамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами - липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украшены фонтанами. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато убранные фонтанами и скульпту­рой, имели различные устройства - вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой. У р. Фонтанки стоял грот - обяза­тельная принадлежность регулярных садов XVIII в. Одним из главных украшений сада были работы известных венециан­ских скульпторов - П. Баратта, Д. Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и темати­ческие серии на аллегорические и мифологические темы. В 1736 г. в са­ду было около 200 изваяний.Использовались как местные, так и привозные растения: липы из Нов­города, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, кедры и пихты из Соли­камска, тюльпаны из Голландии и т. д.Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось еще не связана с двор­цом, а замыкается галереей - чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада, в сравнении с предшествующими ему Головинским и Лефортовским в Москве, просле­живаются и новые черты - стремле­ние к целостному решению террито­рии, планиро­вочному и масштабному единству частей. Планировка территории носит уже вполне европейский ха­рактер. Марсово поле (10,9 га) - памят­ник революционным выступлениям рабочих, солдат и жителей Петро­града в 1917 г., а также; первому Всероссийскому коммунистическому субботнику. На территории расположено мемориальное захороне­ние борцов революции. Проект сада вокруг памятника был разработан арх. И. Фоминым. Разбивку дорог и мест для посадки деревьев и кустарников осу­ществил ученый-садовод Р. Катцер. Это партерный сад. Ком­позиционным центром является па­мятник Борцам Революции(арх. Л. Руднев). Он ре­шен в виде уступообразных стен вы­сотой 2,2 м, из гранит­ных блоков, ограничивающих квад­ратное пространство. Стены в центре разделены проходами шириной 10 м, на торцах стен - мемориальные надписи. В центре" площади горит Вечный огонь. Сад имеет регулярную планировку с четкой сетью прямых дорог, ориентиро­ванных на памятник или сходящихся на 4 круглых площадках. В местах пересечения дорог высажены кустар­ники (сирень, чубушник, барбарис, кизильник блестящий, калина и др.)

    Петергоф состоит из нижнего (50га) и верхнего (15га), объединённых единым дворцом. История создания 1) 1714-1725 (архит. Браунштейн, Леблон, Микетти) – строит. Дворца, павильонов, водной системы;2) 1747-1754 (архит. Расстрелли)- перестройка дворца, засыпка обводного канала. Верхний сад имеет трёхчастное членение, парадный партер, ведущий к дворцу, обрамлён боскетами. Нижний сад тянется вдоль берега финского залива. Дворец расположен на границе верхней трассы, внизу- большой каскад, от него тянутся 3 луча: центральный канал, соединяющий ковш Самсона с морем, западный- связан с Эрмитажем, восточный- с Монплезиром. В западной оконечности сада находится ансамбль Марли с небольшим дворцом и прямоугольным водоёмом, от которого вдоль нижней трассы расходятся 3 аллеи: Малибанская (Марли-Монплезир), Марлинская (Марли- Александрия), Берёзовая (М.- район Шахматной горы). На Марлинской аллее расположены фонтаны Адама и Евы.

    Стрельна. Площадь 140 га (регулярный сад 40 га) архит. Леблон, Микетти. Система каналов и водный партер у подножья большого каменного дворца. Дворец занимает бровку возвышенности и примыкает к портеру протяжённой аркой, по верху которой широкая трасса с видом на Нижний парк. Главная композиц. ось проходит через центр дворца и обеспечивает связь южной и северной его части. Нижний парк охватывает территорию от дворца до морского берега имеет форму прямоугольника, расчленённого продольными и поперечными каналами. Самый широки канал по оси ансамбля от дворца подводит к круглому Петровскому острову. С морем связанны западный и восточный каналы. К югу от дворца – пруд геометрической формы. Водоснабжение парка из реки Стрельни, на которой был создан каскад больших и малых прудов (Американский, Карпиев, Форелиев), связанных с каналами Нижнего парка. Были высажены аллеи, боскеты и берсо, шпалеры из клёна и лип. Создаётся ощущение чёткого порядка, взаимосвязи архитектуры с окружающим пространством. Дворцово-парковый ансамбль Стрельни считается единственным «водным садом».

    Царское село – летняя резиденция императ. Екатерины I В 1718-172 архит. Браунштейн и Ферстер возвели каменные палаты; 1716-1726 по проекту Яна Розена разбит сад. Система плоских террас, на 1-й цветники, окружённые шпалерами и боскетами, на 2-й – огибные дороги с трельяжными беседками, на 3-й – два одинаковых прямоугольных водоёма. У Нижнего сада радиальная планировка из 3-х аллей, соединённых дуговой дорогой. Боскеты засажены плодовыми деревьями, ягодными кустарниками эта часть назыв. Старый сад. Сад, окружённый зелёными стенами спускался к Рыбному каналу, за которым – «Дикая роща» из берёзы. К югу от дворца – искусственный водоём, к западу – охотничий парк с радиальными просеками. 2-й этап развития – перестройка дворца, его реконструкцию завершил Растрелли. Пышный красочный ансамбль в стиле барокко. Развитие парка к западу от дворца. Перед дворцом – полукругом служебные сооружения, образующие парадный ансамбль Придворовой площади. За ней устраивается Новый сад из 4-х боскетов, окружённых крестовым каналом: боскет Грибок; боскет Театр, боскет гора Парнаса; боскет Карусель с прудами. От дворца с северо-запада на юго-восток проходит главная ось, которая закреплена композиционными узлами: павильонами Мон-Бижу и Эрмитажем в стиле барокко. По сторонам главной оси боковые аллеи, образуется трёхлучье. Большой пруд приобретает регулярные очертания, на его берегу возводят грот в стиле барокко. Территория Зверинца по проекту Растрелли была обнесена оградой в форме квадрата в центре которого павильон Мон-Бижу. Доминирование главного здания, соподчинение планировочных элементов создаёт единство ансамбля. Пейзажная часть парка: романтический парк содан в 1760-1770-е годы (Ринальди, Неелов, Фельмен), 1780-1790 (Камерон, Кваринги), 1810-1820(Руска, Ствсов).В середине 19 в. По проекту Видова был создан Собственный сад. Парк условно делется на 5 районов: регулярный сад, район большого пруда, Розовое поле, Собственный сад. Парк с сложной системой прудов и протоков, насыпными холмами и лужайками. Обилием архит. сооружений, постоенных в различных стилях: китайском (Большой и Малый капризы, Китайская беседка, Китайская деревня, театр), египетском (пирамида), классическом. Героическую ноту вносят сооружения, прославляющие победу русских войск в войне с Турцией (Кагульский обелиск, Чесменская колонна, Морейская колонна, Башня-руина.) Центральное место в композиции парка занимает район Большого пруда. Пруд был реконструирован в 70-е годы, берега приобрели свободные очертания. На Большом пруду устроено 4 острова. Видовые точки размещены по круговому маршруту, где наиболее важные сооружения: Грот, Палладиев мост, Чесменская колонна, адмиралтейство и Турецкая баня.

    Павловский парк Находится в 27 км. К югу от Ленинграда, занимает площадь 506 га. Архитектурное строительство началось в 1779 году, продолжилось 50 лет. Композиция парка объединена 7-ю ландшафтными районами: Большая звезда, долина реки Славянки, Старая Сильвия, Новая Сильвия, центральный район, Парадное поле, Белой берёзы. 1. «Большая звезда» по проекту Камерона, насаждения в основном хвойные 12-и лучные аллеи, выходят из круглой площадки, напоминает естественный лесной массив, многочисленны искусственные озёра. 2. «долина реки Славянки» проходит через весь парк, включает оба берега реки. По берегам – павильоны и художественные архит. сооружения. Дворец на берегу р. Славянки – главная архит. доминанта парка. Сооружения: мост кентавров, павильон «Холодная баня», «Храм дружбы» - в центре полуострова, «Зелёный театр». 3. «Старая Сильвия» в ней центральная площадка с фигурой Аполлона Бельведерского и 12-ю бронзовыми статуями по периферии, в этом же районе – домик «Крик», «Павильон родителей». 4. «Новая Сильвия» отделена от старой каскадом-руиной и «Розовым павильоном» на высоком берегу реки. 5. центральный район: дворец троенная липовая аллея, павильон «Вольер», партер «большие круги». Возле западного фасада – царский уголок сад с регулярной планировкой, цветниками, скульптурами.. Главная аллея ведёт к павильону «Трёх граций». 6. Район «Парадное поле» оформлен пейзажно, расположен в конце тройной липовой аллеи. Служит связующим между 5-м и 7-м районом. 7. Район «Белой берёзы» самый большой, имеет богатую аллейную систему много пейзажных древесных групп.

    Ораниенбаум на высоком берегу Финского залива. Первоначально здесь была резиденция губернатора Меньшикова. В 1762-1774г.г. запроектирована Собственная дача Екатерины II . Парк сочетает в себе регулярные и пейзажные приёмы. Он представляет собой комплекс архитектурных сооружений, включающий ансамбли Катальные горка, Китайского дворца, ансамбля Каменного зала. Дворец «Каменное зало» размещён на краю морской террасы (архит. Растрелли и Земцов) с партером и п-образным каналом. Самая широкая аллея в парке тройная липовая, она направлена к югу по оси Каменного зала и завершается ансамблем Китайского дворца, длинной аллеи более 500м. Центральное место в пространстве парка занимает сооружение Катальные горки. Художественный облик Собственной дачи отразил переходный период в русской архитектуре, когда сменяя мощный декоративно-праздничный стиль барокко и утончённое рококо утверждался стиль классицизма, и структура регулярных садов уступала место романтическим пейзажным паркам. Регулярные части парк слились с пейзажными и составили единое целое. Новый пейзажный район был создан между Петерштадтом и Собственной дачей в первой половине XIX в.

    Около 1704 года на левом берегу Невы - там, где из неё вытекает речка Безымянный Ерик (будущая Фонтанка), недалеко от Троицкой площади - был отведён кусочек земли под летнюю царскую резиденцию. Здесь был поставлен небольшой деревянный домик в голландском стиле, пёстро раскрашенное под кирпич и разбит "царский огород". по сути, это был - аптекарский огород, в котором для царского семейства выращивались огородные и оранжерейные растения, а также пряные и лекарственные травы. И вот этот самый "огородик" и стал со временем великолепным и знаменитым - Летним Садом.

    Деревянный дворец простоял недолго, уже через четыре года - к 1708 году - архитектор Доминико Трезини приступает к перестраиванию его в камне. И вот 12 апреля 1712 года новая каменная летняя резиденция принимает царя.



    К сожалению сейчас Дворец реставрируется и весь в лесах и сетке, поэтому довольствуемся акварельной картинкой из интернета.

    Вместе с Дворцом "огородик" начинает превращаться в прекрасный регулярный сад. Застраивался и видоизменялся он в течении нескольких десятилетий. И также после смерти Петра, вплоть до 1787 года.

    Место для для сада было выбрано самое непригодное. Оно было болотистым и низким, заливалось Невой. Для того, чтоб построить сад необходимо было провести мелиоративные работы. Для этого, в числе , был прорыт мелиоративный канал, ставший одним из основных элементов сада. Он проходил по центру Сада и просуществовал до разрушительного наводнения 1777 года, после которого был засыпан и более не восстанавливался. В это же время (с 1704 по 1710 год) производилась посадка деревьев, сооружались первые фонтаны, готовились места для первых государевых построек. Создался и поддерживался Гаванец.


    Га́ванцем Петра I именовали ковшеобразную гавань у мыса (стрелки), образуемого Невой и Фонтанкой, так что узкая часть гавани впадала в Фонтанку. Он был построен мастером Иваном Матвеевым в начале работ по разбивке Летнего сада около 1704 года и использовался для подхода к саду на мелких судах. Просуществовал он до 1780 года и был засыпан как ненужный. Здесь же по требованию Петра зодчим Ф. Васильевым возводились первые дубовые галереи коринфским ордером.

    Устройство фонтанов стало одним из самых крупномасштабных проектов Петра I в Летнем саду. Строительство фонтанного комплекса было начато мастером Иваном Матвеевым (Угрюмовым). После его смерти в 1707 году строительство продолжали приглашённые из Европы архитекторы Я. Кинтлер, Х. ван Болос. Фонтаны были украшены свинцовыми золочёными группами, в основном — сценами из басен Эзопа. Фонтанный комплекс так же просуществовал до крупномасштабного наводнения в 1777 году.

    Летний сад изначально задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не представлял настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля. Поэтому, намечая план «огороду», одно из первостепенных мест он отвёл сооружению системы фонтанов. Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году он был заменен первой в России «огнедействующей машиной» в виде паро-атмосферного насоса конструкции французского инженера Т. Дезагюлье (Desaguliers, Theophile, 1683—1743). Этот насос, приобретённый по заказу Петра I в 1717—1718 годах в Англии, был установлен в одном из помещений грота.

    Для снабжения фонтанов водой был прорыт Лиговский канал, начинавшийся от речки Дуденгофки, вытекающей из Дуденгофского озера, которое по уровню местности располагалось выше Летнего Сада. Канал заканчивался искуственным басейном, откуда и были проложены трубы к фонтанам Летнего Сада.

    Повторюсь - фонтаны не сохранились до наших дней, погибли во время крупнейшего наводнения. И только в наше время, в период с 2008 - 2012 годы, была проведена масштабная реконструкция Летнего сада и теперь мы имеем возможность получить представление о том, каким же Летний Сад был при Петре и как менялся со временем. Но, вернёмся к истории...

    В 1707 году Сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Он был закрыт для публики, попасть туда было возможно лишь по приглашению Петра.

    Фонтан «Гербовый» , находившийся на второй площадке, получил своё название от резных двуглавых орлов, красовавшихся в центре водомета. Гербы из дуба, выполненные «резного дела мастером» Кондратом Ганом, в 1721 году были инкрустированы заморскими раковинами.

    Фонтан на третьей площадке не имеет собственного названия. В результате изучения исторических документов было установлено, что этот фонтан был сооружён в 1708 году.

    Фонтан «Пирамида»


    Фонтан «Пирамида» располагался на четвёртой площадке по главной аллее. Когда-то на этом месте находился квадратный фонтан, однако, Екатерина I пожелала видеть здесь пирамиду. «Чертеж фантаны четверогранной … переделать, чтоб была наподобие пирамиды», — гласил её указ. Возможно, фонтан «Пирамида» в Летнем саду был точной копией одноимённого петергофского.

    В период царствования Анны Иоанновны (1725—1750) - архитектор Ф. Б. Растрелли возводит в Саду деревянный дворец (1732) для Анны, фасадом он выходил на набережную Невы.

    Дворец представлял собой одноэтажное, вытянутое в длину помещение. Центральная часть фасада была акцентирована, от боковых крыльев отходили спуски к Неве. Вдоль кровли шла балюстрада, украшенная резными деталями и скульптурой. Во дворце насчитывалось 28 комнат, 10 из которых занимал Бирон. Партер Летнего сада располагался перед окнами дворца Анны Иоанновны. Воссоздан в своих исторических границах на основе документов XVIII века.


    Растрелли создал необычайно нарядную и торжественную партерную композицию, завершив её уникальным сооружением — величественным каскадом «Амфитеатр» (1734—1738), украшенным фонтанами, скульптурой и резьбой. В центре партера был устроен один из самых нарядных фонтанов Летнего сада — фонтан «Коронный».


    Фонтан «Коронный» , располагавшийся перед прежним входом в Летний сад со стороны Потешного луга (ныне — Марсово поле), был многоструйным. Своё поистине королевское название он получил по форме струй, образующих похожую на корону композицию.

    По сути, Растрелли создавал этот партер, развивая идеи французского архитектора Жан Батиста Леблона, который приехал в Петербург ещё в 1716 году и выстраивал композицию Летнего сада, основываясь на презентативных принципах регулярных французских садов, где одним из характерных приёмов является глубина ландшафта и насыщенность садовыми сооружениями. В те годы по-новому решилось внутреннее пространство четырёх центральных боскетов на главной аллее. Внутри них Леблон предложил расположить разнообразные «садовые затеи», а вдоль Лебяжьего канала, сооружённого в 1716 году, устроить этот самый огромный цветочный партер с фонтаном в середине. Растрелли воплотил эти идеи в жизнь.

    Боскеты Леблона (их в Саду четыре) так же воссозданы в наше время.

    Боскет "Менажерейный пруд"

    Менажерейные пруды предназначены для содержания редких водоплавающих птиц. Первоначальный пруд был сооружен в 1720-х годах. Оригинальный - был засыпан после наводнения в 1786 году. Восстановлен по чертежам в 2011 году. Говорят, в этом павильоне очень любил проводить время Пётр наедине с самим собой.

    Боскет «Птичий двор»

    На площадке «звериного двора» расположены клетки и вольер для птиц с голубятней. В XVIII веке в них содержались редкие породы животных, которые «свободно расхаживали», а «часть была заперта в клетки»: там были орлы, черные аисты, журавли.

    В высокой башенке находились голуби редких пород. Поэтому часто эту постройку называли голубятней или птичьим двором. Аналогичные зверинцы-дворы были обязательной частью регулярных садов в Европе XVIII века.

    Боскет «Французский партер»


    В петровское время на площадке располагался Дельфиновый каскад и небольшой цветочный партер. Каскад был построен по проекту французского мастера Николо Пино и богато украшался свинцовыми золочеными скульптурами его же работы (все сооружение погибло в период 1777—178б годов). В 1786 году каскад был разобран окончательно, а в 1855 году на площадке каскада установлен памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора Петра Клодта.

    Боскет «Крестовое гульбище»


    Он представляет собой две крытые пересекающиеся аллеи, образующие в плане крест. В центре располагается фонтан. Первоначально он был украшен скульптурой «Вера» работы итальянского скульптора Антонио Коррадини (ныне утрачена). При воссоздании фонтана в 2010 году установлена «Нереида» ― статуя того же мастера (современная копия).


    Фонтаны решили не восстанавливать, как по причине экономических соображений, так и в соответствии с новыми тенденциями в садовом искусстве, к которым пристрастилась следившая за модой императрица (Екатерина II в письме Вольтеру сообщила, что она ненавидит фонтаны, считающиеся частью французских садов и тирании, заставляющей течь воду неестественным образом, поскольку является поклонницей английских садов и либерализма). По фонтанам Летнего сада получили наименования река Фонтанка и сад "Прудки".

    Незадолго до этого, Екатерина II к Летнему Саду повелела сделать ограду. В январе 1771 года Фельтеном была сделана деревянная модель и составлено описание к ней, в котором архитектор указал все размеры каменных частей будущей ограды, задав тем самым общие пропорции сооружения. После принятия решения о сносе в северо-западной части сада второго Летнего дворца (С. Ван-Звитен, Д. Трезини, М. Земцов, 1721—1726 годы), ограда удлинилась. Трое ворот располагались против трёх главных аллей. Автором проекта ограды Летнего сада бы Петр Егоров. Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.


    Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.

    Для ограды также использовали 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита доставленного из Финляндии. В течение пяти лет, с 1772 по 1777 год, мастера из села Путилова, Шлиссельбургского уезда, выезжали посменно в столицу: вытесывали гранитные колонны, лещадки, базы, цоколи. В 1782—1783 годах мастера изготовили гранитные вазы и урны и завершили их установку. Несмотря на большое наводнение 10 (21) сентября 1777 года, строительство ограды было закончено уже в 1784 году.

    В последующие годы в Летнем Саду появляются Каменная терраса на Лебяжьем канале по проекту Г. П. Пильникова (1799). Архитектор К. И. Росси перестраивает павильон «Грот» в «Кофейный домик» (1826). По проекту Л. И. Шарлемань со стороны Мойки строится чугунная ограда и деревянный Чайный домик (1827).

    В 1839 году шведский король Карл XIV уже Николаю I передал в подарок гранитную вазу, изготовленную на Эльфдаленской мануфактуре в Швеции. Она известна как порфировая ваза Летнего сада.


    Ваза была установлена 10 сентября 1839 г. между Карпиевым прудом и южной оградой и стала ещё одним украшением Летнего сада.


    Большие изменения коснулись и Невской ограды. В память о спасении императора Александра II во время покушения на его жизнь 4 апреля 1866 года в Невскую ограду была встроена гранитная часовня по проекту Р. А. Кузьмина, по сторонам которой установили снятые со своих мест Малые ворота ограды (1866—1868 гг.)


    В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м полностью разобрали. На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена невской ограды. В 1970-х гг. на месте Большой оранжереи и боскета «Зелёный кабинет» построили Хозяйственный двор и здание ТП. В результате чего была потеряна часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу.

    С того момента и до 2003 года Сад больше не претерпевал никаких изменений, пока не утвердили проект масштабной реконструкции в 2008 году. Именно поэтому теперь, когда я приехала сюда спустя 10 лет (последний раз я была тут в 2006-2007 годах) этот замечательный уголок я совсем не узнала. Если раньше Сад производил на меня впечатление как тихий, уютный, зелёный скверик со скульптурами и лавочками, где мы с мужем будучи молодожёнами, слушали птиц, пили ароматный шоколадный чай и мечтали... то теперь - это прекрасный дворцовый парк, впечатляющий величием и блеском императорской России, гуляя по которому чувствуешь благоговение перед культурным наследием великой страны.

    Боскет (фр. bosquet, от итал. boschetto - лесок, рощица) - элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т.п. (определение из Большой советской энциклопедии).

    Боскет (фр. bosquet, от итал. boschetto – лесок, рощица) – изобретение французских ландшафтных дизайнеров. Поэтому чаще всего этот элемент дизайна используется в садах, распланированных согласно регулярному типу. Группа деревьев или кустарников, подстриженных так, что их кроны образуют стены, и есть боскет. С помощью декоративной стрижки эти насаждения с успехом имитируют беседки, арки и другие сооружения.
    Боскет из кустистых пород был основным мотивом в композиции регулярных парков XVI–XVIII вв. Ландшафтными архитекторами того периода парк понимался как сложно организованное пространство наподобие города – со своими проспектами, улицами, площадями и фонтанами. И боскетам отводилась в нем ведущая роль. Их называли «зелеными кабинетами» или «зелеными залами». Устройство боскет, наряду с топиарной стрижкой достигло высот настоящего искусства и ценилось на вес золота состоятельными вельможами Италии, Франции и Англии.
    Как правило, различают два вида боскетов: «роща» – деревья (береза, липа, граб) располагаются на плоском газоне, и «кабинет» – деревья или кустарник густо высажены по периметру небольшого участка. Таким образом, получается зеленая стена, а территория внутри насаждения – это «зеленый кабинет».
    Боскет–«роща»
    Боскет–«рощу» лучше всего устраивать на ровных площадках, хорошо освещенных солнцем. Это условие необходимо соблюдать не только из-за эстетичности, оно носит и функциональный характер. Ведь главным условием при подборе растений для боскета является их способность хорошо поддаваться стрижке. «Классическими» деревьями для «геометрической» рощи считаются липа, граб, лещина, береза.

    Саженцы выбранного вида высаживают ровными рядами, чтобы образовать геометрически правильный объём, обычно в форме квадрата или прямоугольника. Деревья в боскете можно также высаживать в один, два или больше рядов для обрамления сада, партера, аллеи и других элементов садово-паркового ландшафта.
    Каждому дереву в искусственной рощице придается геометрически правильная форма кроны. Обычно крону деревьев в боскете формируют в форме куба. Их начинают формировать укорачивая центральный побег и длинные ветви кроны, а затем регулярно подстригая до тех пор, пока не будет получена форма куба. Когда «роща» вырастет и кроны деревьев сомкнутся, отдельные зеленые кубы в ряду сольются в монолитный прямоугольный параллелепипед.
    Оголенные нижние части стволов деревьев часто белят на одинаковую высоту. Побелка не только подчеркнет геометрические очертания «рощи», но и предохранит деревья от солнечных ожегов весной.
    Почву под деревьями традиционно засыпали гравием. Можно использовать и газон, но проблема с ним в том, что поддерживать его декоративный вид под тенью деревьев не так просто. Кроме того, при интенсивном использовании боскета трава будет вытаптываться.

    У этой липы центральный побег и нижние ветви укорачиваются регулярной стрижкой, пока крона не примет форму куба (рисунок: Хельмут Флубахер).

    Боскет-"роща" на плане (отсюда http://ksist.ru/index.php?newsid=119).

    Боскет–«кабинет»
    Для тех кто мечтает создать в своем саду такой уголок, где можно по-настоящему отвлечься от повседневных забот и насладиться покоем, «зеленый кабинет» поможет сделать мечту реальностью. Ровно подстриженные «зеленые стены», защищающие от шума и нескромных взглядов, мягкий ковер газона под ногами, небольшой цветник или водоем геометрической формы – даже маленький участок превращается в замечательное место релаксации, что особенно необходимо жителю современного мегаполиса.
    Само определение «зеленый кабинет» предполагает устройство боскета в саду регулярного типа, а его функциональное назначение определяет выбор места расположения: будет ли он находиться в парадной части участка и использоваться для приема гостей или в уединенном месте, где, наоборот, можно будет от всех отдохнуть.

    Стены боскета–«кабинета» обычно представляют собой стриженную живую изгородь высотой 1,5-2,0 м. В ней могут быть предусмотрены выходы в одну или несколько сторон, которые можно красиво оформить в виде арок. Толщина стриженной стены зависит от вида выбранного растения и может достигать 0,6 м.
    В качестве «стен» боскета может использоваться как стриженная живая изгородь, так и живая изгородь из лиан. Для живой изгороди подойдут любые адаптированные к вашему климату растения, хорошо переносящие стрижку:
    Хвойные растения: туя западная, можжевельник скальный, тис средний, ель обыкновенная;
    Листопадные растения: граб, бук лесной, клен полевой, липа мелколистная, акация жёлтая, боярышник, бирючина, барбарис обыкновенный, кизильник блестящий, смородина золотистая, форзиция, жимолость татарская (быстрее всех создает плотную живую стену);
    Лианы: виноград девичий, клематис.
    После того как растения выбраны и посажены, остается только ждать, пока они подрастут, и трепетно ухаживать за ними. В большинстве случаев пройдет от 3 до 5 лет, прежде чем мы сможем начать формировать боскет.

    План боскет-кабинета (отсюда http://ksist.ru/index.php?newsid=119).

    Внутреннее пространство боскетoв можно заполнить газоном, изысканными арабесками, аккуратно стриженными растениями в форме геометрических фигур или ковром из плотно посаженных летников. Небольшой фонтан в центре создаст атмосферу парков Италии или Франции. В качестве центральной видовой точки, вместо фонтана, может быть выбрана скульптура, красивая поилка для птиц, стилизованные солнечные часы, выполненный из кованого металла глобус и т.д. Все зависит от вашего вкуса и финансовых возможностей. Конечно, можно ограничиться достаточно простым партером без сложного рисунка, состоящим, например, из газона и одноцветного цветочного бордюра, это значительно облегчит уход и не потребует больших затрат. (Отсюда http://www.tsvetnik.info/besedkagreen/18.htm)

    Как создать боскет.
    Отсюда
    Обустройство боскета займет несколько лет, ведь растения должны разрастись и образовать сплошную стену.
    Для работы понадобятся:
    Одно-, двухлетние саженцы
    Песок
    Геотекстиль
    Декоративный материал для посыпки внутреннего пространства и дорожки (мелкий гравий, толченный ракушняк, кирпич)
    Порядок работ
    Нужно разметить будущий квадрат и выкопать по периметру неглубокую траншейку шириной 40 см. Затем стоит высадить кустики. Расстояние между саженцами должно быть минимальным – 25-30 см для низкорослых культур, 30-40 для высоких.
    Нужно обязательно предусмотреть дорожку. Если внутри не будет клумбы или декоративных элементов, то пространство необходимо утрамбовать, застлать геотекстилем или засыпать песком.
    Поверх этого покрытия насыпать декоративный материал слоем 5 см. Если в середине боскета задуман цветник или зона отдыха, нужно придерживаться заданного геометрического стиля. Это означает, что лучше разбить классическую клумбу. Деревенский стиль или посадки без четких границ здесь явно будут не к месту.
    Во время закладки боскета растения можно сразу слегка подстричь. Основные же работы по формированию зеленых стен начинаются через 1-2 года поле посадки.

    Уход за боскетом
    Основной уход заключается в стрижке и периодическом поливе насаждений.
    Для стрижки понадобятся колышки (длиной чуть выше кустов) и веревка. Колышки втыкают по внешним и по внутренним углам квадрата. Веревку натягивают между колышками по верхней и нижней границе будущей живой стены. Если квадрат большой, веревка может провисать. В таком случае ставят дополнительные колышки.
    Стрижку проводить несложно: секатором срезают все, что выступает за линию разметки. Особое внимание надо уделить стрижке верхней горизонтальной поверхности. Если здесь будут торчать веточки, боскет сразу приобретет неухоженный вид. За один раз не рекомендуют снимать больше 1/3 объема растения.

    Francois Flameng (French, 1856-1923) Moliere Demanding an Audience with-King Louis XIV at Versailles

    Помимо главных аллей в Версальском парке существуют укромные рощи или боскеты, которые служили местом пышных празднеств, устраивавшихся во дворце.


    Ricois François Edme. Vue du Chateau de Versailles

    В эпоху Людовика XIV Версальский парк включал 15 боскетов, своеобразно декорированных и разделенных решетками. Большинство боскетов были спроектированы Ленотром. После кончины выдающегося мастера Мансар несколько видоизменяет декор некоторых боскетов.


    Lami Eugène. Escalier du parc de Versailles

    Построенный в 1681-1683 годах боскет «Рокайль» назывался при Людовике XIV «бальной залой» , поскольку в центре него находилась мраморная площадка для танцев. В праздничные вечера гости усаживались на ступеньки зеленого амфитеатра, а музыканты располагались над каскадом.


    Vue de Salle de Bal ou Bosquet des Rocailles dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

    Этот уголок в его современном виде был создан художником Робером в 1774-1775 годах, когда пересаживались деревья в Версальских садах. Таким образом, он отвечает не «французскому» типу парка, созданному Ленотром, а тяготеет скорее к паркам «английского» типа, распространенным в конце XVIII века.

    Боскет Королевы создается в современном виде в 1775-1776 годы в результате пересадки парка, осуществленной по приказу Людовика XVI. Его планировка выполнена в соответствии с принципами парков «английского» типа на месте находившегося здесь прежде знаменитого Версальского садового лабиринта; этот лабиринт, состоящий из многочисленных узких аллей, скрывающих 39 фонтанов, был разбит в 1666 году по проекту Ленотра. Но, к сожалению, этот восхваляемый во всех путеводителях XVII века уголок постепенно пришел в запустение и был уничтожен в 1774 году.

    Вход в Лабиринт Версаля и статуи Эзопа и Купидона; из издания «Лабиринт Версаля» Жака Бейли.

    Лабиринт Версаля — бывший лабиринт в Версальском парке, оформленный группами фонтанов и скульптур, изображавших сцены из басен Эзопа. Сначала, в 1665 году, архитектор парка Андре Ленотр спроектировал Лабиринт из простых аллей, но в 1669 году Шарль Перро посоветовал королю Людовику XIV добавить в него тридцать девять фонтанов, каждый из которых будет представлять одну из басен Эзопа. Работы по созданию Лабиринта продолжались с 1672 по 1677 год. Струи воды, несущиеся из ртов животных-персонажей словно изображали разговор между этими созданиями. Рядом с фонтанами были размещены таблички с подписями и строфами поэта Исаака Бенсерада. Подробные описания Лабиринта, его басен и скульптур представлены в издании «Лабиринт Версаля» Шарля Перро, иллюстрированном гравюрами Себастьяна Леклерка.


    «Вход в Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

    В 1665 году Андре Ленотр распланировал лабиринт из живой изгороди на участке южнее Фонатана Латоны рядом с Оранжереей. В 1668 году Жан де Лафонтен опубликовал свой ​​первый сборник басен, посвященных Великому дофину Людовику, шестилетнему сыну Людовика XIV. Хотя Лафонтен вызвал недовольство короля, его стихи, возможно, вдохновили Шарля Перро, автора «Сказок матушки Гусыни», который в предыдущем году стал главным служащим сюринтендатства королевских строений, посоветовать Людовику XIV в 1669 году перестроить Лабиринт таким образом, чтобы он помогал обучению Дофина. С 1672 по 1677 Ленотр перепланировал Лабиринт, добавив к нему 39 фонтанов, которые изображали сюжеты басен Эзопа. Над созданием гидравлических скульптур работали скульпторы Жан-Батист Тюби, Этьен ле Онгр, Пьер ле Гро, а также братья Гаспар и Бальтазар Марсе.


    «Внутреннее пространство боскета Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

    Каждый фонтан сопровождала табличка с басней Эзопа в виде четверостишия, написанного Исааком де Бенсерадом. По этим табличкам сын Людовика XIV учился читать. Бенсерад, который также отбирал басни для Лабиринта, отмечал, что его стихи описывали соответствующие басни именно по желанию Короля.


    Жан Котелль

    Когда в 1677 году строительство Лабиринта было завершено, в нем расположились 39 фонтанов с 333 раскрашенными металлическими скульптурами животных. Вода для работы фонтанов поставлялась из Сены с помощью Машины Марли. В ней использовалось 14 водоподъемных колес, которые приводили в действие 253 помпы, некоторые из которых работали на расстоянии в три четверти мили.


    Жан Котелль

    В 1778 году по распоряжению Людовика XVI на месте Лабиринта был устроен дендрарий с экзотическими деревьями в стиле английского парка.

    Сквозь занавес листвы просвечивают лесопосадки, реализованные в шахматном порядке, которые были высажены здесь на месте двух вырубленных боскетов: Северного боскета «Дельфин» и Южного - «Жирандоль» . Южные и симметричные им Северные площадки «в шахматном порядке» украшены мраморными термами, выполненными в Риме учениками Французской академии по моделям Пуссена для суперинтенданта Фуке; впоследствии были перекуплены Людовиком XIV.

    Фонтан боскета «Жирандоль». По краям небольшого бассейна расположены «заросли» тростника, из которых вылетают наклонные струи. Они падают на маленький островок, посередине которого бьет водяной столб.


    Боскет «Жирандоль»

    Вырытый в 1672 году Зеркальный бассейн входил в ансамбль, называвшийся Королевским островом . Когда в XIX веке Людовик XVIII велел архитектору Дюфуру реставрировать Версаль, Королевский остров, превратившийся к тому времени в болото, заменили лужайками и цветниками, и назвали садом Короля.


    Боскет Остров Короля и Зеркальный бассейн, автор Этьен Аллегрен, около 1693 г.

    Этот окруженный изгородью сад, спланированный на английский манер, был засажен экзотическими деревьями и редкими растениями. Зеркальный бассейн (или «Лужайка»), отделенный от острова дорогой, - единственная сохранившаяся деталь оригинального ансамбля XVII века.

    Боскет Каштановая роща , имеющий продолговатую форму, когда-то назывался античной или Водной галереей; его засадили в 1680-1683 годах; центральная аллея, засаженная апельсиновыми деревьями и тисами, пересекала его, повсюду били многочисленные фонтаны.


    Античная галерея, автор Жан Жубер, около 1693 г.

    24 античные статуи обрамляли эту аллею. В 1704 году боскет подвергается значительным трансформациям и вскоре превращается в Каштановую рощу - «зал», украшенный античными мраморными бюстами и двумя статуями.


    Жан-Батист Мартен - Античная галерея в Версале

    От первоначального проекта сохранились лишь контуры и два круглых фонтана, расположенные с двух сторон боскета.

    Павильон «Колоннада» , созданный архитектором Ардуэном-Мансаром, начал строиться в 1685 году и долго служил концертным залом.


    Колоннада, автор Жан Котелль, около 1693 г.

    До 1684 года здесь на месте колоннады находилась созданная Ленотром Родниковая роща с извилистыми тропинками, пересекавшими многочисленные ручейки.

    19 июня 1684 года маркиз де Данжо записал в своем журнале: «Король велел построить мраморную колоннаду с большими фонтанами на месте родников».

    В центре павильона располагается скульптурная группа «Плутон, похищающий Прозерпину», копия с оригинала Жирардона.


    Vue du Bosquet de la Colonnade dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune


    Giovanni Boldini. Kolonnade


    Франсуа Фламенг (1856-1923). Купание придворных дам XVIII века.

    Исполненные по эскизам Лебрена фонтаны «Осень» и «Зима» посвящены Бахусу и Сатурну, а фонтаны «Весна» и «Лето» - флоре и Церере. В 1668 году в честь «Большого королевского дивертисмента» на месте фонтанов «Осени», «Зимы» и «Лета» были установлены временные театры. Самым пышным из них был театр, сооруженный Карло Вигарини, в котором сыграли пьесу Мольера и Люлли «Празднества Любви и Бахуса». Зал был рассчитан на 1200мест, сцена 12-ти метровой ширины была освещена хрустальными люстрами с тремястами свечами.


    Фонтан «Осень»


    Фонтан «Зима»


    Фонтан «Зима»


    Фонтан «Весна»


    Фонтан «Весна»


    Фонтан «Лето»


    Фонтан «Лето»

    Боскет «Купольных павильонов» сначала назывался боскетом Славы по имени статуи, установленной в центре восьмиугольного фонтана.


    В 1677-1678 годах Мансар расположил здесь друг против друга два павильона под куполами; отсюда и пошло нынешнее название этого боскета.


    Боскет купольных павильонов, автор Жан Котелль, около 1693 г.

    В 1684 году статую Славы перенесли в другую часть парка, и через два года здесь установили новые скульптуры из грота Фетиды, снесенного во время строительства Северного крыла дворца.


    Giovanni Boldini. Scene Galante (wahrscheinlich Bosquet des Dômes)


    Giovanni Boldini. Les Dômes (Versalles)

    В 1671 году Ленотр создал боскет называвшийся «Залом Совета или залом Балов» . Но в 1704-1705 годы Мансар его перестроил, назвав боскетом Обелиска .


    Зал Балов или Зал Совета, автор Этьен Аллегрен, около 1688 г.


    Martin Pierre Denis. Vue du bosquet de la Fontaine de l"Obélisque dans les jardins de Versailles en 1713 (au deuxième plan Louis XIV à la promenade)

    Фонтан «Обелиск» окружен бордюром из камышей, из которых бьют 230 фонтанных струй, соединяющихся в водную пирамиду, высота которой достигает 25 метров.

    Фонтан «Энкелад» был реализован Гаспаром Марси в 1675 -1677 годах из свинца, первоначально покрытого позолотой. Сюжетом послужила легенда о погребении Титанов под каменными глыбами Олимпа, на который они, несмотря на запрет Юпитера, собрались взобраться.


    Боскет Энкелад, автор Жан Котелль, около 1693 г.


    Vue du Bosquet de l"Encelade dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

    Скульптор изобразил гиганта, наполовину погребенного под горными обломками, но отчаянно борющегося со смертью.

    Боскет Водного театра — Боскет Зеленого круга . Центральной точкой этого боскета, сооруженного Андре Ленотром в период между 1671 и 1674 годами, был театр, по кромке которого проходили три ряда газонов для рассаживания зрителей. Перед ними была сцена, украшенная четырьмя фонтанами, чередующимися с тремя радиальным водными каскадами. В период между 1680 годом и смертью Людовика XIV в 1715 году, здесь происходила почти постоянная перегруппировка статуй, украшавших боскет.


    Боскет Водного театра — вид на сцену, автор Жан Котелль, около 1693 г.


    Vue de la partie supérieure du bosquet du théâtre d"eau dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

    В 1709 году боскет перестроили, добавив Фонтан Детского острова. В рамках пересадки садов, начатой Людовиком XVI зимой 1774—1775 годов, Боскет Водного театра был разрушен и на его месте создали невзрачный Боскет Зеленого круга.


    Водный театр — вид на амфитеатр, автор Жан Котелль, около 1693 г.


    Vue de l"entrée du bosquet du Théâtre d"Eau dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

    Боскет Водная гора — Боскет Звезды . Изначально спланированный Андре Ленотром в 1661 году как зеленая комната, этот боскет включал тропинку, опоясывающую центральный пятиугольный участок. В 1671 году боскет расширили, добавив более продуманную систему тропинок, которые усиливали новый центральный водный элемент — фонтан, напоминающий гору, — отсюда появилось новое название боскета: Боскет Водная гора. Боскет полностью перестроили в 1704 году и дали ему новое название Боскет Звезды.


    Боскет Звезды или Водная гора, автор Жан Котелль, около 1693 г.


    Vue du bosquet de l"étoile ou montagne dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

    В северной части парка, между «Зеленым кругом» и «Звездой», в некотором отдалении от проторенных аллей, укромно расположился круглый фонтан, в середине которого возвышается каменная отмель. Это - «Детский остров» , шедевр свежести, появлением которого мы обязаны скульптору Арди. На камнях играют с цветами шестеро обнаженных детей, поодаль - двое других забавляются в воде фонтана. Выражение тел и лиц, проникнутое нежным весельем, приводит в изумление посетителей, случайно набредших на этот затерявшийся в зелени парка боскет.


    Фонтан Детский остров.А.Н.Бенуа (1870-1960) Прогулка Короля. 1906г.


    Фонтан Детский остров.Versailles. Bosquet de Enfants dorés (c.1912)

    Боскет Трёх Фонтанов (Водная колыбель) . Расположенный западнее Аллеи Смешных мальчуганов и заменивший недолго существовавшую Водную колыбель (узкий вытянутый боскет, созданный в 1671 году, где была водная беседка, формируемая множеством струй воды), увеличенный боскет был реконструирован Андре Ленотром в 1677 году в серию из трех связанных террас. Каждая терраса содержала несколько фонтанов, имевших особые эффекты, и бассейн.



    Боскет Трёх Фонтанов, автор Жан Котелль, около 1693 г.


    Vue du Bosquet des Trois fontaines dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

    В нижнем бассейне струи воды образуют цветы лилии, в центре, бьют вертикальные струи и водный свод, и, наконец, вверху, взмывается водная колонна, сформированная из 140 струй; причем, эта внушительная колонна и снабжает водой нижние бассейны. Фонтаны пережили реконструкцию, затеянную Людовиком XIV для других фонтанов парка в начале 18-го века. Хорошо спрятанный за решеткой, этот боскет был благоустроен так, чтобы стареющий король мог приезжать сюда на кресле-каталке и перемещаться по наклонным дорожкам газона. Фонтаны также пожалели впоследствии, при полной пересадке садов в 1774—1775 годах.

    В 1830 году в боскете пересадили растения, и с этого времени фонтаны замолчали. Во время ураганов 1990 и 1999 годов парку был нанесен значительный ущерб. Боскет Трёх Фонтанов торжественно открылся после реставрации 12 июня 2004 года.

    Боскет «Триумфальная Арка» . Первоначально этот боскет был создан в 1672 году как простой водный павильон — открытое пространство в виде круга с квадратным фонтаном в его центре.


    Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe prise du côté du Bassin du Dragon, avec Vénus accueillant Mars de Cotelle Jean, le Jeune


    Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

    В 1676 году этот боскет, расположенный восточнее Аллеи Смешных мальчуганов симметрично Боскету Трёх Фонтанов, расширили и декорировали в честь политической линии, намекая что она привела к военным победам Франции над Испанией и Австрией, установив Триумфальную Арку — отсюда и произошло название боскета.


    Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe avec le groupe de la France triomphante dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune


    Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe prise du côté du Parterre du Nord dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

    Как и Боскет Трёх Фонтанов, этот боскет пережил реконструкции 18-го века, но был засажен новыми растениями в 1830 году и в этот год фонтаны закрыли.

    Боскет «Заводь» — Боскет Каменного дуба — Боскет Аполлона — Грот Аполлона .Созданный в 1670 году, первоначально этот боскет имел в центре прямоугольную заводь, ограниченную кромкой газона по своему периметру. По краю заводи были расположены металлические стреловидные язычки, в которых спрятали множество трубок, разбрызгивающих воду; в каждом углу заводи был лебедь, из клюва которого била струя воды. В центре водоема находилось железное дерево с раскрашенными оловянными листьями из ветвей которого били струи воды. Из-за этого дерева боскет также называли Боскет Каменного дерева. Боскет был создан по подсказе Мадам де Монтеспан при Людовике XIV.


    Боскет "Заводь", автор Жан Котелль, около 1693 г.

    В 1704 году Мансар заново пересматривает декор, который отныне гармонично сочетается с перенесенными сюда из боскета Купольных павильонов (после разрушения грота Фетиды) скульптурной композицией «Солнечные кони». Этот ансамбль, созданный в 1664-1672 годы, включал три группы: «Служащие Аполлону нимфы» состояли из четырех главных статуй работы Жирардона, трех фигур меньшего размера, созданных Реноденом, а также двух конных групп работы Герена и братьев Марси. В центре бассейна - свинцовый с позолотой карниз, опиравшийся на цоколь - несколько скрывал все эти произведения.


    Боскет "Купальня Аполлона", автор Пьер-Дени Мартен (Мартен младший), около 1713 г.

    В таком виде боскет существовал до 1776 года. Затем Людовик XVI приказал заново пересадить парк, а художнику Робберу заказал новый проект композиции грота Аполлона. В 1778 году была осуществлена новая планировка в модном английско-китайском стиле. С тех пор огромный каменный грот с высокими колоннами, представляющий дворец Фетиды, с трех сторон окружает три знаменитые скульптурные группы.Новый боскет получил новое название — Грот Аполлона. Именно таким мы видим боскет в наши дни.

    © 2024 okna-blitz.ru
    Окна и балконы