Икона царицы александры. Когда именины александры по церковному календарю Мученица александра римская

Людей» в переводе с греческого – празднует День каждый месяц. 17 января церковь поминает священномученика епископа Александра, погибшего за веру, а - мученика Александра Римского. В марте у Александра сразу шесть именин: 3, 8, 22, 26, 28 и 29 числа. Это дни памяти Александра Медведского, первоначальника обители Неусыпающих преподобного Александра, мученика Александра Севастийского, священномученика Александра Пиндского, иерея города Сиде священномученика Александра и Папы Римского Александра, соответственно.

9 апреля церковь вспоминает преподобного Александра Вотского, что служил в Солигаличе в 10-12 веке, а 23 апреля - мученика Александра Африканского. - день памяти Александра Свирского, чьи мощи были обретены в 1641 г. В мае поздравлять Александра можно два дня подряд - 3 и 4 числа, когда поминаются преподобные Александр Ошевенский и Александр Синайский, а затем 26 и 29 мая в дни памяти священномученика епископа Александра Тиверианского и святителя Александра, епископа Иерусалимского.

В день именин у праведных христиан принято посещать церковь, причащаться и исповедоваться. После этого можно устроить небольшую трапезу для самых близких и помянуть святых молитвой.

В июне День ангела Александра приходится на 1, 2, 5, 8, 22 и 23 числа. В эти дни церковь читает помин за Александра Петровского, Александра Эгейского, великого князя Александра Невского, мученика Александра, почившего в 1794 г., епископа Прусского Александра и воина Александра, умершего мученической смертью, соответственно.

В июле Александр отмечает именины 22 и 23 числа (день памяти Александра Египетского и Александра Никопольского). В августе русская православная церковь вспоминает священномученика протоиерея Александра (7 августа), мученика Александра Пергийского (14 августа), мученика Александра Римского, сына мученика Клавдия Римского (24 августа) и епископа Команского священномученика Александра (25 августа).

Осенние месяцы знаменуются следующими именинами Александра: 12 сентября (святитель Александр, патриарх Константинопольский; преподобный Александр Свирский; святой благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий), 5 октября (праведный Александр), 11 октября (Александр Калитский, кузнец, встретивший в 6 веке мученическую смерть), 30 октября (архиепископ Нижегородский священномученик Александр Щукин), 4 ноября (епископ Александр Адрианопольский), 22 ноября (мученик Александр Солунский). А в декабре отметить День ангела можно 6 и 25 числа в дни памяти святого благоверного князя Александра Невского и епископа Иерусалимского священномученика Александра.

Лучшим подарком человеку, празднующему День ангела, является икона святого, но также принято дарить различную церковную символику, ювелирные изделия с первой буквой имени или сувенирную продукцию, уместную для этого праздника.

Именины Александры

Александра, чье имя переводится с греческого как «мужественная», празднует День ангела шесть раз в год: в апреле, когда 2 числа поминают мученицу Александру Понтийскую; 6 мая, в день памяти Александры Римской - императрицы, встретившей мученическую смерть за веру; 31 мая в день памяти мученицы Александры Коринфской. В июне у Александры именины 26 числа (преподобная Александра Дивеевская), а в июле - 17 числа (императрица Александра, святая страстотерпица). 19 ноября еще один день памяти мученицы Александры Коринфской.

Имя святой великомученицы императрицы Александры Римской запечатлено в истории христианства рядом со славным именем святого Георгия Победоносца, принявшего мученическую казнь за исповедание веры Христовой при императоре Диоклетиане, в супружестве с которым состояла царственная великомученица. Впрочем, у историков есть некоторые расхождения по этому вопросу, поскольку жену Диоклетиана звали Приской – римское имя. Однако о Приске известно, что она тайно исповедовала христианство, и, возможно, Александра – это ее святое имя, взятое при крещении.

Однако в Ватиканском кодексе 916 года, других древних текстах Византии и Рима этого отождествления не найдено, Александра не называется женой Диоклетиана. Возможно, что ее имя Приска сохранили, чтобы не противоречить ее римскому происхождению. Возможно, по мнению других, она была вдовой одного из императоров, которые до Диоклетиана занимали римский престол. Так или иначе, в XX веке это тождество было введено в оборот, тем более об этом пишет в Житии Георгия Победоносца святитель Дмитрий Ростовский.

О жизни великомученицы до событий, связанных с кончиной святого Георгия, в истории ничего неизвестно. Известно лишь, что, когда святой мученик являл по воле Божией своим мучителям многие чудеса, то, устрашившись, они не уверовали, признали его за колдуна – волхва. Находясь во дворце, слыша смятение, которое происходило в народе на месте мучений святого Георгия, она уже не желала и не могла таить свою ревность к истинной вере. Это было бы нечестно, когда рядом находился тот, кто откровенно, не страшась, свидетельствовал о Боге один против толпы язычников.

Увидев связанного и мучимого Георгия, она стала пробираться сквозь озлобленную толпу и громко взывать к Богу о помощи ей, чтобы она могла добраться до места, где Диоклетиан вершил свой неправедный суд. А когда пробралась, то упала в ноги мученику и открыто объявила о своем исповедании Христа и отрицании идолопоклонства. Изумленный Диоклетиан спросил ее, что с ней случилось, что она примкнула к колдуну, который поносит их богов, но та, царственно отвернувшись, даже не ответила императору.

Терпение Диоклетиана, который не только не смог сломить святого воина, но и увидел, что у того есть союзник в лице его жены-императрицы, и это видели все присутствующие, более не стал продолжать мучений, а велел обезглавить обоих.

Георгия в оковах и его августейшую единоверную спутницу, которая непрестанно молилась, глядя в небеса и умоляя Бога не оставить ее в последние ее минуты, повели за город, к месту казни. В какой-то момент она так устала, что попросила позволить ей ненадолго присесть. А когда получила разрешение, села, прислонилась головой к стене и тихо отошла к Богу.

Георгий, глядя на тихую ее кончину, прославил Бога и просил Его о такой же достойной гибели. На месте казни он вознес хвалу Господу и просил Его подать прощение и любовь всем, кто мучил его и теперь казнит, а ему подать прощение грехов, вольных и невольных, и принять его душу. Затем он добровольно преклонил голову под меч и достойно закончил свой земной путь, оставив свое святое имя любимым и почитаемым в веках. Случилось это в 303 году после Р.Х.

Однако история выявила факт, что древние акты святого Георгия, которыми руководствовался святитель Дмитрий, не совсем верно указывали дату и обстоятельства мученической гибели императрицы.

У Александры была дочь, Валерия, которую Диоклетиан еще в годы своего правления насильно выдал замуж за своего соправителя Максимиана Галерия. В 305 году Диоклетиан отрекся от престола, передав Максимиану всю полноту власти. Святая Александра тайно от мужа и Валерию воспитала в христианском вероисповедании. После смерти Галерия руки святой Валерии стал настоятельно требовать его преемник Максимин, но, получив решительный отказ, сослал Валерию в Сирию, куда та удалилась вместе с матерью Александрой. После смерти в 313 году Максимина, уже в правление равноапостольного царя Константина Великого, в 314 году они прибыли в Никомидию, которой управлял император Ликиний. Ликиний, несмотря на то что подписал вместе со святым равноапостольным царем Константином Миланский эдикт о предоставлении христианам полной свободы вероисповедания, коварно, ради сохранения власти, умалчивал, что про себя оставался ярым их врагом. Когда святые мать и дочь прибыли в Никомидию, он приказал схватить обеих, обезглавить и бросить в море.

Дата памяти святой великомученицы императрицы Александры Римской и дочери ее Валерии открылась в X веке благодаря Минологии святителя Василия Великого, который с Божией помощью приложил немало усердия, чтобы свести вместе имена ранних христиан, пострадавших за веру Христову и тем явивших миру силу и славу Господа, привлекая к Нему многих и многих, а также благодаря Типикону Великой церкви и другим византийским и греческим текстам. В XII веке Житие святой Александры было переведено на славянский язык и изложено в рукописях Константина Мокисийского.

Значение иконы

На иконе Святой мученицы Александры Римской, императрицы изображена венценосная святая. Когда мы читаем ее житие и понимаем из него, каким высоким духом, каким сердцем обладала эта необыкновенная, жившая так давно женщина, то невольно восхищаемся ею. А еще восхищаемся тем, что эту силу, это чувство справедливости, неприязни к утаиванию истины, когда рядом другие за эту истину принимают мучения, которые, безусловно, закончатся их гибелью, дают ей именно Вера и Любовь к Богу и Надежда на Его святую волю. Ведь как просто было бы – удалиться в дальние покои огромного императорского дворца, заткнуть уши, отвлечься на другое дело и не думать о том, что происходит там, на площади.

Но нет, если бы она так поступила, она предала бы и Бога, и веру в Него. Это было бы тихое предательство того, кто в этот час страдал за Христа, подобное отречению Петра, который трижды отрекся от Него, сказав, что не знает Его, как предрекал ему Спаситель на последней встрече с учениками (Мф. 16; 69–75). Ее поступок – свидетельство, что ее благочестие и преданность Богу не просто следование каким-то умозрительным принципам, а вошедший в самую сердцевину духа Христос, который был для нее тем, о чем мы говорим на Божественной литургии, когда произносим: «Христос посреди нас!» – И отвечаем: «И есть, и будет!» Он тогда был в сердцевине ее духа и в сердцевине духа мучимого слугами Диоклетиана Георгия, о котором, по всей вероятности, она тогда не знала ничего – об этом не упомянуто в жизнеописании обоих. Внутри и вне – Господь, любовь, преданность Ему объединяли их, и разорвать это объединение, малодушно промолчав, было для нее невозможно. Вот оно, расширение сердца человеческого, когда оно – сердце, в котором живет Христос.
Посмотрите на эту святую красавицу. Ее августейшие тезки, прославившие себя не только верной опорой и поддержкой своим супругам – императорам Государства Российского, но и множеством благотворительных и благочестивых дел, а вторая из них, так же, как и ее небесная покровительница, канонизирована в лике мучениц. И, узнавая краткую, эпизодическую историю подвига во славу Господню святой мученицы Александры Римской, как тут не восклицать снова и снова: «Дивен Бог во святых своих!»

День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия - 23 апреля. Эта дата известна ещё с Х века, она была записана в Типиконе Великой церкви. Дата связана с кончиной святой 21 апреля 303 г., однако поминание стало проводиться двумя днями позже.

Житие святой мученицы Александры

Православная святая Александра упоминается в житии великомученика Георгия Победоносца как царица и жена римского императора Диоклетиана (303 год) — ярого последователя идолослужения и гонителя христианства, согласно распоряжениям которого все церкви подлежали уничтожению, церковные книги — сожжению, а церковное имущество отходило государству. Каждый христианин должен был принести жертвы императору и языческим богам. За отказ подвергали пыткам, тюремному заключению и смертной казни.

На совещании царя и князей об убиении неповинных христиан святой Георгий не побоялся выступить против этого бесчинства. Копья, которыми изгоняли с собрания святого, стали мягкими, как олово, и не причинили вреда мученику. Георгий был приговорён к колесованию. После исполнения приговора Ангел Господень исцелил его раны. Каждый раз после изощренных пыток и мучений, которые придумывал Диоклитиан для Георгия Победоносца в отместку за его твердую христианскую веру, великомученик исцелялся чудесным образом, взывая в молитве к Богу. С помощью Божией он воскрешал мёртвых и изгонял бесов из идолов. Наблюдая за подвигами Георгия Победоносца, святая Александра уверовала во Христа и стала открыто исповедовать свою веру. У ног мученика она смело высмеивала чем навлекла на себя гнев своего супруга.

За отказ служить идолам Диоклетиан вынес исповедникам Христовым смертный приговор в виде усечения мечом. Святая Александра кротко последовала за Георгием, читая про себя молитвы и взирая на небо. По дороге она попросила отдыха и, облокотившись на здание, тихо умерла. Это случилось 21 апреля 303 года в Никомидии.

Покровительница русских монархов

Святая Александра особо почиталась в семье российских монархов как покровительница двух императриц: Александры Фёдоровны - супруги Николая I, Александры Фёдоровны - супруги Николая II. За время их правления в Москве был построен и освящен целый ряд храмов во имя царицы Александры.

Храм в честь великомученицы в Петергофе

В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры - «кокошники».

Резной деревянный иконостас - подарок императора Николая I - явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.

Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.

Разрушение храма

Божественные во имя святой Александры проходили вплоть до 1940 года, пока не поступило предложение превратить это святое место в развлекательный клуб. Но война не позволила осуществить намеченные планы. Храм неоднократно подвергался обстрелам, а бомбовые удары нанесли церкви значительные повреждения.

После войны храм передали совхозной мастерской, подвал же приспособили под овощехранилище. Только в 1991 году здание было возвращено епархии. К началу реставрации церковь святой мученицы Александры представляла собой печальное зрелище: пятиглавое завершение было утрачено, отсутствовала глава большого купола и малых главок, снесён шатер колокольни с главкой, исчезло живописное убранство храма и резной иконостас, разрушена не было ни окон, ни дверей.

Восстановление храма

В 1998 году впервые после столь продолжительного перерыва в церкви святой мученицы Александры была совершена Божественная служба. Это знаменательное событие произошло на престольный праздник. А через год, с апреля 1999 года, богослужения в храме стали совершаться регулярно. До сих пор проводятся работы по восстановлению его первоначального облика.

Другие храмы во имя святой Александры

В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны — галантерейному предприятию.

В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.


В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской.
В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.

Иконы

Святая Александра, икона которой находится в Санкт-Петербурге в Петергофе, в Воскресения Христова (Спас на Крови), Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Государственной Третьяковской галерее, в Свято-Никольском мужском монастыре в Саратове и в других храмах России и за её пределами, являла собой пример любви к Богу и благочестия.
Великомученица изображена обычно на иконах в царской одежде и венце, часто с крестом в руке. Существует много единоличных изображений.

Лик царицы Александры мы видим также на других иконах и росписях храмов. Так, мученица запечатлена на иконе «Избранные святые», которая находится в Центральном музее им. Андрея Рублева. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры расположена в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изображение мученицы есть в мозаике Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) и в других местах.

В чем помогает святая

Императрице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла, укреплении веры. Великомученица поможет всем страждущим, ищущим ответа на сложные жизненные вопросы, и защитит от предательства. Сильно брачное действие икон с изображением святой, которая помогает укрепить узы брака, сохранить добрые отношения в семье.

Александра Римская (греч. Αλεξάνδρα, царица Александра; ? — 21 апреля 303 года) — христианская святая, почитаемая как мученица. Память совершается в православной церкви 23 апреля (по юлианскому календарю), в коптской церкви — 10 апреля.


Святая царица Александра
Бодаревский Николай Корнилиевич.(1850—1921)

Жизнеописание

Об Александре известно из жития Георгия Победоносца, в нём она называется царицей и женой императора Диоклетиана. Александра, видя страдания Георгия и неоднократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру. За это она была приговорена мужем к усечению мечом. По пути к месту казни Александра, устав, попросила воинов остановиться и, прислонившись к стене здания, мирно скончалась (по другой версии жития она, как и святой Георгий, была усечена мечом).

Мнение историков

Женой императора Диоклетиана была Приска, о которой известно, что она действительно исповедовала христианство. Существует вероятность, что имя Александра она действительно могла получить после своего крещения. При этом у Симеона Метафраста, в Ватиканском кодексе (916 год), других византийских и латинских древних текстах Александра не называется женой Диоклетиана. Исключение составляет компиляция Феодора Дафнопата. Возможно, она являлась вдовой одного из императоров, правивших до Диоклетиана.

Попытка отождествить Александру и Приску была сделана только в XX веке. Так в минее, изданной Московской патриархией, смерть Александры в 303 году названа мнимой и мученическая кончина отнесена к 313 году (смерть Приски). Однако эта версия не подтверждается древними каноническими житиями и восточными апокрифами

Почитание.

6 мая (23 апреля по старому стилю) - Дата памяти Александры известна с X века и указана в Типиконе Великой церкви и Минологии императора Василия, а также других греческих рукописях. На славянский язык краткое житие Александры было переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского. Отдельной службы Александре не предусмотрено, она упоминается в бденной службе великомученика Георгия, где ей написан отдельный тропарь.

В иконографии встречаются как отдельные изображения святой Александры, так и в сюжетах из жития великомученика Георгия: исповедание Александрой веры перед Диоклетианом, осуждение и мученичество святого Георгия. В «Ерминии» про изображение Александры сказано в контексте сцены казни Георгия: «Поодаль… царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу». В иконописном подлиннике сообщается: «Аки Екатерина, подобием такова».

Фёдоровский собор в Царском Селе. Мозаика Царского крыльца (правая сторона)

В XIX веке в России Александра Римская стала небесной покровительницей ряда императриц (Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая I), Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая II)). В этот период в её честь был освящён целый ряд храмов в Москве, в том числе нижний престол Церкви царевича Иоасафа в Измайлове.

Святая царица Александра, о мнимой кончине которой было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже, в 314 году.

За эти годы произошло много событий. Император Диоклитиан в 305 году отрекся от престола и власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию (305 - 311), фанатику язычества, грубому и жестокому воину.
Его женой была дочь святой царицы Александры - святая мученица Валерия, которую Диоклитиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии.
Когда умер Галерий, император Максимин стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вместе с матерью. После смерти Максимина в 313 году мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Ликиния (313 - 324). Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако втайне оставался врагом христианства. Ликиний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, и тела их бросили в море.

Икона «Святая царица Александра» в Царском Селе.

Святая царица Александра, вознесенная на небо
К.П. Брюллов, 1845

Икона «Святая царица Александра» - необыкновенное произведение в творчестве Карла Павловича Брюллова. Образу великомученицы, царицы Александры художник придал портретные черты младшей дочери императора Николая I Александры, умершей в 1844 г. в девятнадцатилетнем возрасте.

В Царском Селе, в комнате, где скончалась Александра, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная Брюлловым.

Тропарь мученицы царицы Александры
глас 4
Царства земнаго славу презревши,/ Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси/ и, Того мужественне исповедающи,/ венцем мученическим увенчалася еси,/ всеблаженная царице Александре./ Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи,/ молися о спасении душ наших.

Современники, говоря о старших дочерях императора, подчеркивали их особую красоту, у Адини, как звали в семейном кругу Александру Николаевну, отмечали "большой талант души и сердца". В 18 лет она была неотразима: " Кто тогда видел великую княжну, ... тот должен был сказать, что небо наделило свое лучшее создание всеми талантами духа и всем блеском земли".
Перед очарованием княжны не смог устоять приехавший в Россию 22-х летний наследник датского престола гессенский принц Фридрих Вильгельм. В январе 1844 г. состоялась свадьба. В тот период, когда будущее представлялось Адини "как заря прекрасного дня", развился незамеченный докторами недуг (чахотка), быстро получивший дальнейшее развитие в связи с беременностью.
Мужественно и безропотно переносившая страдания, Александра Николаевна в июле "дала жизнь" шестимесячному мальчику, который скончался спустя 9о минут после своего рождения. Через пять часов за ним последовала его прекрасная мать. Весь Петербург оделся в траур, в городе не было "ни одного сухого глаза".
В Царском Селе, в комнате, где скончалась Александра, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная Брюлловым. Икону заказали офицеры Преображенского полка. Художника, всячески игнорировавшего царские заказы, потрясла смерть юного существа. Он создал образ Александры, к которой сам трепетно относился. Преображенцы преподнесли икону императору.

День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия — 23 апреля. Эта дата известна ещё с Х века, она была записана в Типиконе Великой церкви. Дата связана с кончиной святой 21 апреля 303 г., однако поминание стало проводиться двумя днями позже.

Православная святая Александра упоминается в житии великомученика Георгия Победоносца как царица и жена римского императора Диоклетиана (303 год) — ярого последователя идолослужения и гонителя христианства, согласно распоряжениям которого все церкви подлежали уничтожению, церковные книги — сожжению, а церковное имущество отходило государству. Каждый христианин должен был принести жертвы императору и языческим богам. За отказ подвергали пыткам, тюремному заключению и смертной казни.

На совещании царя и князей об убиении неповинных христиан святой Георгий не побоялся выступить против этого бесчинства. Копья, которыми изгоняли с собрания святого, стали мягкими, как олово, и не причинили вреда мученику. Георгий был приговорён к колесованию. После исполнения приговора Ангел Господень исцелил его раны. Каждый раз после изощренных пыток и мучений, которые придумывал Диоклитиан для Георгия Победоносца в отместку за его твердую христианскую веру, великомученик исцелялся чудесным образом, взывая в молитве к Богу. С помощью Божией он воскрешал мёртвых и изгонял бесов из идолов. Наблюдая за подвигами Георгия Победоносца, святая Александра уверовала во Христа и стала открыто исповедовать свою веру. У ног мученика она смело высмеивала языческих богов, чем навлекла на себя гнев своего супруга.

За отказ служить идолам Диоклетиан вынес исповедникам Христовым смертный приговор в виде усечения мечом. Святая Александра кротко последовала за Георгием, читая про себя молитвы и взирая на небо. По дороге она попросила отдыха и, облокотившись на здание, тихо умерла. Это случилось 21 апреля 303 года в Никомидии.

Покровительница русских монархов

Святая Александра особо почиталась в семье российских монархов как покровительница двух императриц: Александры Фёдоровны — супруги Николая I, Александры Фёдоровны — супруги Николая II. За время их правления в Москве был построен и освящен целый ряд храмов во имя царицы Александры.

Храм в честь великомученицы в Петергофе

В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры — «кокошники».

Резной деревянный иконостас — подарок императора Николая I — явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.

Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.

Разрушение храма

Божественные службы в церкви во имя святой Александры проходили вплоть до 1940 года, пока не поступило предложение превратить это святое место в развлекательный клуб. Но война не позволила осуществить намеченные планы. Храм неоднократно подвергался обстрелам, а бомбовые удары нанесли церкви значительные повреждения.

После войны храм передали совхозной мастерской, подвал же приспособили под овощехранилище. Только в 1991 году здание было возвращено епархии. К началу реставрации церковь святой мученицы Александры представляла собой печальное зрелище: пятиглавое завершение было утрачено, отсутствовала глава большого купола и малых главок, снесён шатер колокольни с главкой, исчезло живописное убранство храма и резной иконостас, разрушена винтовая лестница, не было ни окон, ни дверей.

Восстановление храма

В 1998 году впервые после столь продолжительного перерыва в церкви святой мученицы Александры была совершена Божественная служба. Это знаменательное событие произошло на престольный праздник. А через год, с апреля 1999 года, богослужения в храме стали совершаться регулярно. До сих пор проводятся работы по восстановлению его первоначального облика.

Другие храмы во имя святой Александры

В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны — галантерейному предприятию.

В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской православной церкви. В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.

В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской. В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.

Иконы

Святая Александра, икона которой находится в Санкт-Петербурге в Петергофе, в соборе Владимирской иконы Божией Матери, в храме Воскресения Христова (Спас на Крови), Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Государственной Третьяковской галерее, в Свято-Никольском мужском монастыре в Саратове и в других храмах России и за её пределами, являла собой пример любви к Богу и благочестия. Великомученица изображена обычно на иконах в царской одежде и венце, часто с крестом в руке. Существует много единоличных изображений.

Лик царицы Александры мы видим также на других иконах и росписях храмов. Так, мученица запечатлена на иконе «Избранные святые», которая находится в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры расположена в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изображение мученицы есть в мозаике Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) и в других местах.

В чем помогает святая

Императрице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла, укреплении веры. Великомученица поможет всем страждущим, ищущим ответа на сложные жизненные вопросы, и защитит от предательства. Сильно брачное действие икон с изображением святой, которая помогает укрепить узы брака, сохранить добрые отношения в семье.

© 2024 okna-blitz.ru
Окна и балконы