III. Формирование минимального состава экипажей самоходных транспортных судов. Об установлении требований к минимальному составу экипажей судов Формирование штатного расписания судна внутреннего плавания

В соответствии с подпунктом 26-15) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" ПРИКАЗЫВАЮ :

1. Установить требования к минимальному составу экипажей судов согласно приложению к настоящему приказу.

2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:

1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

"СОГЛАСОВАН":

Министр национальной экономики

Республики Казахстан

_______________ Е. Досаев


Требования к минимальному составу экипажей судов

1. Настоящие Требования к минимальному составу экипажей судов (далее - требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" и устанавливают требования к минимальному составу экипажей самоходных судов (далее - минимальный состав), которые достаточны для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна.

2. Требования распространяются на самоходные суда, подлежащие государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан и Реестре арендованных иностранных судов.

3. В минимальный состав экипажей самоходных судов внутреннего водного плавания входят следующие должности:

1) капитан-механик;

2) капитан;

3) механик;

4) судоводитель-судомеханик;

5) судоводитель;

6) судомеханик;

7) электромеханик.

4. В минимальный состав экипажей самоходных судов смешанного (река-море) плавания входят следующие должности:

1) капитан;

2) старший помощник капитана;

3) второй помощник капитана;

4) третий помощник капитана;

5) старший механик;

6) второй механик;

7) третий механик;

8) четвертый механик;

9) электромеханик (электрик);

10) радиоспециалист;

11) судовой повар.

5. При численности экипажа менее нормативов минимального состава экипажей самоходных судов внутреннего плавания ( приложение 1 к настоящим требованиям) и нормативов минимального состава экипажей самоходных транспортных судов смешанного (река-море) плавания ( приложение 2 к настоящим требованиям) эксплуатация судна не допускается.

6. В минимальный состав не входят работники, обслуживающие пассажиров, командный состав судов и судовую команду.

7. На судах, перевозящих скоропортящиеся грузы, в минимальном составе экипажа судна предусматривается должность механика по рефрижераторным установкам.

На судах с главной дизель-электрической установкой в минимальный состав вводятся два электромеханика на пассажирских судах и один электромеханик - на судах другого типа.

На судах без символа "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав увеличивается на одного матроса (рулевого) - моториста.

На судах с символом "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав увеличивается на одного специалиста соответствующей специальности.

8. При вождении грузовыми теплоходами и буксирными судами (толкачами) двух и более барж (барж-приставок), эксплуатируемых без судового экипажа, в штат экипажа самоходного судна добавляется по одному человеку рядового состава на каждые две баржи.

При работе самоходных судов длиной более 75 метров или состава длиной более 75 метров численность рядового состава обеспечивающих одновременную швартовку (отшвартовку) на носу и корме судна (состава) составляет не менее двух человек.

9. С учетом настоящих требований судовладельцем разрабатывается и утверждается штатное расписание экипажа, которое выдается на судно до ввода его в эксплуатацию.


судов внутреннего плавания

Степень автоматизации

Минимальная численность состава экипажа

Суда с символом "А" в классе Регистра судоходства

Суда без символа "А" в классе Регистра судоходства

Режим использования судов по времени

До 12 Часов включительно

До 16 часов включительно

круглосуточно

До 12 часов включительно

До 16 часов включительно

круглосуточно

Режим работы экипажей судов по времени

1 сменная

2-х сменная

3-х Сменная по 8 часов

2-х сменная по 12 часов

1 сменная

2-х сменная

3-х Сменная по 8 часов

2-х сменная по 12 часов

Группы судов

Профессиональный состав

Самоходные сухогрузные

Грузоподъемностью до 600 тонн включительно

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Грузоподъемностью 601-1000 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Грузоподъемностью 1001-2400 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Грузоподъемностью 2401-5500 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Самоходные нефтеналивные (танкеры)

Грузоподъемностью до 599 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Грузоподъемностью 600-1500 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Грузоподъемностью 1501-3300 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Грузоподъемностью 3301 тонн и более

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Буксиры и толкачи

Мощность главных двигателей от 55 до 184 квт

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Мощность от 185 до 300 квт

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Мощность от 301 до 750 квт

Капитан-механик

Судоводитель-судомехник

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Мощность 751 квт и более

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Пассажирские водоизмещающие суда

С местам для сидения до 100 мест

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Рядовой состав

С местам для сидения на 101 и более мест

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Рядовой состав

Скоростные суда на подводных крыльях

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Рядовой состав

Нормативы минимального состава экипажей самоходных
транспортных судов смешанного (река-море) плавания

Минимальный состав экипажей

Численность минимального состава экипажей судов

Степень автоматизации

Суда со знаком А, А-1, А-2, А-3 Регистра судоходства

Суда без знака автоматизации в классе Регистра судоходства

Вид морского плавания

Заграничное плавание

Прибрежное плавание

Заграничное плавание

Прибрежное плавание

Режим работы экипажей судов

3-х сменная

3-х сменная

2-х сменная

3-х сменная

3-х сменная

2-х сменная

Профессиональный состав экипажа

Старший помощник капитана

Второй помощник капитана

Третий помощник капитана

Старший механик

Второй механик

Третий механик

Четвертый механик

Электромеханик (электрик)

Рядовой состав

Радиоспециалист

Судовой повар

При совмещении профессий командным и рядовым составом

(без выхода в заграничное плавание)

Капитан-механик (помощника механика)

Помощника капитана – помощника механика

Электромеханик – помощника электромеханика

Рядовой состав

Судовой повар

Российская Федерация

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.05.94 N 31 "О МИНИМАЛЬНОМ СОСТАВЕ ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ"

В соответствии со статьей 40 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, а также требованиями международных Конвенций, участником которых является Россия, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 1994 года "Положение о минимальном составе экипажей транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания", обеспечивающее безопасность эксплуатации судов (Приложение).

2. Капитанам морских и речных портов, начальникам бассейновых Государственных речных судоходных инспекций установить контроль за соблюдением судовладельцами требований "Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания", не допуская эксплуатацию судов численностью экипажа менее установленной настоящим Положением.

3. Считать недействующими Приказы Министерства морского флота СССР от 23.05.90 N 44, Департамента морского транспорта от 06.05.92 N 25 и инструктивное письмо Министерства речного флота от 31.03.89 N 54 на территории Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Департамент речного транспорта и Департамент морского транспорта.

В.Б.ЕФИМОВ

Приложение
к Приказу Министра транспорта
Российской Федерации
от 24 мая 1994 г. N 31

Адмирал (вф) - высший
в морской службе чин, соответствующий генеральскому чину в сухопутных
войсках. Командует флотом. Адмиральских чинов 4: генерал-адмирал,
адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал.

Коммодор (вф) - в Англии и Голландии морской офицер, командующий эскадрой

Капитан - командир корабля. Может состоять даже в должности лейтенанта (об этом в следующем пункте)

Лейтенант -
морской офицер, является помощником капитана. Вместе с тем лейтенант
является командиром корабля 4 ранга, имеющем 14-16 пушек. На такие
корабли капитан не назначается. На корабле 3 ранга, имеющем 50 пушек
лейтенант является старшим помощником капитана (т.к. там по регламенту
нет капитан лейтенанта). Говоря современным языком лейтенант является
вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей
корабельную службу в данный отрезок времени.

Секретарь корабельный -
на любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер
является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе,
учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан
контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал,
знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями
старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять
контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого
имущества личному составу, учитывать добычу взятую у неприятеля,
записывать расход пороха и ядер во время боя, составлять заявки в порт
на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и
передавать их родственникам. Он не имеет права покидать борт корабля
(кроме как для исполнения обязанностей, требующих его присутствия на
берегу) пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет
разоружен.

Священник (капеллан) -
священник приравнивался скорее к офицерам по своему положению, но и
однозначно к офицерам его отнести было нельзя. Скорее он просто стоял
особняком. На флоте имелся один начальный священник, отвечавший за
деятельность корабельных священников. На каждом корабле имелся
священник, который отправлял все религиозные мероприятия. Кроме того он
был обязан посещать раненых и больных и облегчать их душевные
страдания. Священник отвечал за священнические припасы и вел их учет и
использование (походная церковь, престол с облачением, Евангелия,
кресты и т.п.)

Лекарь -
на всех кораблях имелся один лекарь. В зависимости от ранга корабля у
него имелось разное количество помощников. Лекарь ведал учетом,
снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, вел учет больных,
отвечал за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи.
Во время боя ему запрещалось выходить на палубу, а должен был
находиться в интрюме, где было определено место сбора раненых. Если
устанавливалось, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то
последний рассматривался как убийца и подлежал казни.

Шкипер
- один из старших офицеров. Выше его по регламенту был только штурман.
На всех кораблях был один шкипер. Шкипер отвечал за учет, наличие,
хранение, использование, ремонт, пополнение, замену шкиперского
имущества. Вел журнал этого имущества. К шкиперскому имуществу
относился весь съемный рангоут (мачты, реи), весь такелаж (канаты,
веревки, блоки), якоря, фонари, моечный и уборочный инвентарь, свечи,
плотничный инвентарь и инструменты, шлюпочные паруса, все металлические
изделия, инвентарь, материалы и инструмент конопатчика, смазочные
материалы, крепежный материал (гвозди, скобы, болты). Шкипер принимает
на корабль все это имущество и следит за полнотой получения, качество.
Он же отвечает за распределение всего имущества и припасов по местам
хранения, закрепление имущества от качки. При постановке корабля на
якорь и снятии с якоря следит за потравливанием или приемом якорного
каната, работой стопорных устройств. Он же отвечает за организацию
уборки корабля, наведением порядка. Шкипер надзирает за работой
матросов, наказывает нерадивых, обучает неумелых. Подшкипер замещает
шкипера в его отсутствие.

Штурман
- отвечал за штурманское имущество, его получение, хранение,
использование, расходование. Штурманским имуществом считались флаги,
сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса,
песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штурман вел журнал учета
штурманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего
имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого
управления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время
плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией,
островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения.
Штурман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля
(мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан
или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штурман
будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штурман
обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не
проломило бы своим якорем. Подштурман помогает штурману, а в его
отсутствие полностью отвечает за штурманскую службу.

Боцман
- специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ -
старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В
обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса,
такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами
и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу,
наблюдение за порядком и чистотой на судне. На крупных военных кораблях
имеется один главный боцман и несколько боцманов.

Мичман -
непосредственный помощник офицеров. Основная обязанность следить за
полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров.
В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в
помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества.

Канониры
- это корабельные артиллеристы. Можно сказать - командиры орудий. По
числу пушек и канониров можно сказать, что на три пушки приходилось два
канонира. Следовательно канониры занимались заряжанием, прицеливанием и
производством выстрела, а накат пушек на место, охлаждение, прочистка
после выстрела возлагалась на солдат. Матросы же отношения к пушкам не
имели.

Квартирмейстер
- командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить
за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов,
чистотой и исправностью их одежды, за выдачей матросам питания и за
возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты,
оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля. Квартирмейстер также
является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью,
управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж
шлюпки.

Плотник
- обязан следить за всеми деревянными деталями корпуса и рангоута и
чинить их; осуществлять контроль за качеством принимаемых на корабль
деревянных деталей рангоута (мачты, реи); совместно с конопатчиком
устранять течи в корпусе. Обязан также следить - нет ли где поступления
воды в корпус. Ведут журнал учета поступления и расхода деревянных
деталей, материалов. Обязаны знать размеры и конструкцию всех
деревянных деталей с тем, чтобы могли грамотно заказать на берегу
изготовление деталей для данного корабля.

Конопатчик -
обязан следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и
пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с
корабельным плотником устранять их.

Парусный мастер
- на корабле любого ранга один парусный мастер. Под его руководством
один-два парусных ученика. Обязан следить за исправностью парусов и
чинить их.

Солдаты (морские пехотинцы) - привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды.

Матросы -
младшее звание. Привлекались для работы на судне, как то: работа с
парусами, откачка воды из трюма, содержание корабля в чистоте. На
разбойничьих судах составляли абордажную команду.

Перевозки СПГ представляют собой его морскую транспортировку от до регазификационных терминалов. По состоянию на ноябрь 2007 года в мире насчитывалось 247 СПГ-танкеров грузовместимостью свыше 30,8 млн. м 3 . Бум обеспечил полную занятость всех судов на данном этапе по сравнению с серединой 1980-х годов, когда простаивало 22 судна.

Кроме того, к концу десятилетия должны быть введены в эксплуатацию порядка 100 судов. Средний возраст мирового составляет около семи лет. Возраст 110 судов равен четырем и менее лет, а возраст 35 судов колеблется от пяти до девяти лет. Порядка 70 танкеров эксплуатируются 20 и более лет. Однако впереди у них остается все еще продолжительный срок полезной службы, поскольку срок эксплуатации СПГ танкеров составляет, как правило, 40 лет ввиду их коррозиостойких характеристик. В их числе имеется до 23 танкеров (небольшие старые суда, обслуживающие средиземноморскую торговлю СПГ ), которые подлежат замене или существенной модернизации в последующие три года.

Из ныне эксплуатируемых 247 танкеров более 120 обслуживают Японию, Южную Корею и Китайский Тайбэй, 80 – Европу, а остальные суда – Северную Америку. В последние несколько лет наблюдался феноменальный рост числа судов, обслуживающих торговые операции в Европе и Северной Америке, в то время как для Дальнего Востока было характерно лишь его незначительное увеличение ввиду стагнации спроса в Японии.

Вопросы безопасности и квалификация экипажей

Вопросы безопасности имеют исключительно важное значение для морских перевозок. С момента начала их осуществления в середине 1960-х годов произошло несколько инцидентов, включая груза, три столкновения (в одном из них имел место один смертный случай) и две посадки на мель. С учетом того, что в целом было совершено более 40 тыс. рейсов, подобная статистика эксплуатационной безопасности является убедительным свидетельством применения высоких стандартов безопасности в морских перевозках СПГ.

Еще одним важным вопросом безопасности является квалификация экипажа судна. Штатный состав экипажа типового СПГ-танкера насчитывает 27 моряков, включая пять человек командного состава, пять специалистов и 17 человек рядового плавсостава. С учетом нештатных ситуаций, отпусков, больничных и текучести кадров, эксперты по морским перевозкам считают, что численность экипажа должна составлять 64-70 моряков на судно. Ввиду стремительного увеличения числа СПГ-танкеров в мире, перед флотом встанет проблема дефицита квалифицированных морских кадров. Исходя из нынешнего портфеля заказов на такие суда, в последующие несколько лет флоту потребуется порядка 8500-9200 моряков.

Грузовые мощности, не связанные обязательствами

Наличие незадействованных судов является одним из основных условий для ведения спотовой торговли и, как правило, такие суда находятся в собственности таких крупных компаний, как BG, Shell и BP, которые используют их в собственных целях. Они эксплуатируются по гибкому графику в зависимости от соотношения между предложением и спросом, однако их применение ограничено маршрутами между и , принадлежащими одной и той же группе компаний.

С конца 1990-х годов, когда технический прогресс и строительство регазификационных мощностей во всем мире обеспечили возможность использования одних и тех же танкеров на различных торговых маршрутах, «вольные» суда эксплуатировались также независимыми судоходными компаниями с уплатой фрахта.

Хотя «вольные» танкеры могут находиться в собственности независимых судоходных компаний, которые вправе самостоятельно управлять ими, всегда существует возможность использования незадействованных танкеров на условиях срочного контракта в рамках более крупного флота продавца или покупателя. Этот вариант является более выгодным с точки зрения затрат. Такие краткосрочные сделки, как спотовый фрахт предполагают чрезмерное бремя затрат на управление, что осложняет совершение деловых операций в случае снижения спроса. С точки зрения фрахтователя, эксплуатация незадействованных танкеров в рамках флота открывает возможность снижения затрат и служит своего рода буфером для танкеров, приписанных к конкретным проектам. В настоящее время наибольшая часть танкеров, эксплуатируемых независимыми компаниями, фрахтуются в рамках долгосрочных договоров.

Как показывает анализ, в период до 2009 года определенное количество судов будет не задействовано. Причина этого в разрыве во времени между вводом в эксплуатацию новых заводов по сжижению и новых СПГ-танкеров. С учетом того, что в последние годы имели место многочисленные задержки с пуском заводов по сжижению, в последующие несколько лет могут появиться дополнительные незадействованные суда. Вместе с тем, в более долгосрочной перспективе существует вероятность дефицита «вольных» танкеров. Ответ на вопрос о том, будет ли сделано достаточное количество заказов на незадействованные суда или нет, будет зависеть от рентабельности и долговечности спотового танкерного рынка.

Существуют танкеры, срок действия тайм-чартеров на которые истечет в последующие несколько лет (12 – в 2008 году, 2 в 2009 году и 8 – в 2010 году). Продление срока действия таких тайм-чартеров будет зависеть от ставок спотового фрахта и позиции на переговорах долгосрочных фрахтователей. В настоящее время независимые судовладельцы более заинтересованы в обеспечении возврата своих инвестиций за счет возобновления тайм-чартертов. Срок действия тайм-чартеров становится короче по мере старения судов, но они, как правило, предусматривают возможности продления. На данном же этапе количество заказов на строительство «вольных» судов остается незначительным.

СТ 53 КТМ РФ

1. Каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:

1) обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды;

2) выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;

3) недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.

2. Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами.

При осуществлении контроля в морских портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.

Комментарий к Ст. 53 Кодекса торгового мореплавания РФ

§ 1. Согласно Конвенции ООН 1982 г. каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает меры по комплектованию и обучению экипажей судов. Судно должно возглавляться капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности в области судовождения, навигации, связи, судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности - соответствовать типу, размерам и оборудованию судна.

В соответствии с Правилом У/13 СОЛАС 74/78 правительства должны принимать меры, чтобы с позиций охраны человеческой жизни на море все суда были укомплектованы экипажем в надлежащем количестве и должной квалификации. Принципы безопасного укомплектования судов экипажами сформулированы в резолюции Ассамблеи ИМО А.481 (XII) и сводятся к тому, что экипаж должен быть укомплектован таким образом, чтобы обеспечить: несение безопасной ходовой навигационной вахты; надежную и безопасную швартовку и отшвартовку; приведение в действие всех водонепроницаемых закрытий, развертывание аварийной партии; приведение в действие имеющегося на борту пожарного оборудования и средств, выполнение их технического обслуживания; производство сбора и эвакуации пассажиров; безопасность судна, находящегося в море; несение безопасной ходовой машинной вахты; эксплуатацию и содержание в безопасном состоянии главных и вспомогательных механизмов; осуществление мер безопасности судна, с тем чтобы свести к минимуму опасность возникновения пожара; оказание медицинской помощи на борту судна; несение радиовахты в соответствии с СОЛАС и Регламентом радиосвязи.

§ 2. Положение о минимальном составе экипажа судов, при которых допускается выход судна в море, утверждено Приказом Минморфлота СССР от 9 декабря 1969 г. N 199. Согласно п. 1 Положения всякое судно, выходящее в море, должно иметь на борту экипаж, полностью укомплектованный согласно штатному расписанию и обеспечивающий нормальную работу судна и безопасное плавание. В исключительных случаях, когда по каким-либо причинам к моменту выхода в море на судне отсутствует нормальный состав экипажа, Положением (п. 2) установлен следующий минимальный состав экипажа (на разовый переход продолжительностью не более трех суток):

для самоходных судов: а) по палубной команде: капитан, два помощника капитана (судоводитель), боцман, радиоспециалист и соответствующее количество специалистов палубной команды, обеспечивающих двухсменную ходовую вахту; б) по машинной команде: два механика и соответствующее количество специалистов машинной команды, обеспечивающих двухсменную ходовую вахту. На судах с гребными электрическими установками должна быть обеспечена двухсменная ходовая вахта электромехаников;

для несамоходных судов с экипажем на борту: капитан, помощник капитана (судоводитель), боцман и соответствующее число специалистов палубной и машинной команды, обеспечивающих двухсменную ходовую вахту.

При переходе продолжительностью не более 24 ч минимальный состав устанавливается судовладельцем по согласованию с капитаном морского торгового порта и соответствующим профсоюзом.

Положением установлены требования в отношении минимального состава экипажа несамоходных полупогружающихся буровых установок и самоподъемных плавучих буровых установок (в зависимости от рода деятельности) на точке работ, на переходе, на отстое.

§ 3. Приказом Госкомрыболовства от 15 декабря 1995 г. N 209 утвержден минимальный состав экипажей добывающих, обрабатывающих, приемотранспортных и вспомогательных судов мощностью главного двигателя 220 кВт и выше. Минимальный состав экипажа судов с мощностью главного двигателя менее 220 кВт утверждается государственной администрацией морских рыбных портов, в которых зарегистрированы суда, по предоставлению судовладельцев.

Минимальный состав экипажей для добывающих судов (Приложение 1) установлен для крупных, больших, средних и малых судов - с указанием внутри каждой группы типов судов. Минимальный состав экипажей приемотранспортного флота (Приложение 2), обрабатывающих судов (Приложение 3) также устанавливается для судов конкретных типов. Приложение 4 посвящено научно - исследовательским, учебным и вспомогательным судам.

В случаях перехода на базу ремонта и после ремонта в порт, перегона судна в связи с передачей его другому судовладельцу и т.п. при продолжительности рейса до трех суток установлен следующий минимальный состав экипажа:

по общесудовой службе - капитан, один помощник капитана (для судов водоизмещением свыше 3000 тонн - два помощника капитана), боцман и соответствующее количество специалистов палубной команды, обеспечивающих двухсменную вахту;

по судомеханической службе - два судовых механика и соответствующее количество специалистов машинной команды, обеспечивающих двухсменную вахту;

по радиотехнической службе - один радиоспециалист.

При выходе в море для оказания помощи людям или судам, терпящим бедствие, минимальный состав экипажа определяется соответственно капитаном морского торгового и морского рыбного порта.

§ 4. Нахождение на судне свидетельства о минимальном составе экипажа предусмотрено также Правилом У/13(6) СОЛАС 74/78.

Положение абз. 3 п. 2 комментируемой статьи соответствует резолюции Ассамблеи ИМО А.481(XII). Соответствие состава экипажа судна данным свидетельства создает презумпцию того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания. Отсутствие свидетельства может служить основанием к отказу на выдачу разрешения на выход судна из порта.

© 2024 okna-blitz.ru
Окна и балконы