В то время как религия тибетцев, монголов, так и югуров - буддизм, а у некоторых представителей мяо и яо распространено христианство. Помимо трёх мировых религий - буддизма, ислама и христианства - в Китае ещё существует своеобразные традиционные религиозные учения - даосизм и конфуцианство. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств всё ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожие, например, у большинства дауров, орочонов и эвенков - шаманизм .
Некоторые китайцы (ханьцы) являются приверженцами христианства или буддизма, но большинство верующих исповедуют традиционную китайскую религию - даосизм.
В декабре 2001 года на Всекитайской конференции по религиозной работе Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что в период социализма религия носит массовый и долговременный характер . Конституция КНР гарантирует право граждан на свободу вероисповедания .
Разработанное Конфуцием (551-479 гг. до н. э.) и развитое его последователями, конфуцианство защищает структурированность социума, опирающуюся на моральные принципы, которые связывают индивидов и определяют пять типов общественных отношений, как-то: родитель-ребёнок, правитель-подданный, брат-брат, муж-жена и друг-друг. В императорском Китае конфуцианство было философией учёных-мыслителей. Долгие годы в КНР оно считалось реакционным учением аристократии.
В Китае распространён буддизм Махаяны , обещающий избавление от страданий всем, кто его страждет обрести. Просветлённые, или бодхисатвы, остаются в этом мире, чтобы помочь достичь просветления другим. Своими деяниями и набожностью верующие заслуживают общения с бодхисатвами, приближающими их к нирване. В Китае есть две буддийские традиции: собственно китайский буддизм и Тибетский буддизм .
Среди этнических тибетцев распространён Тибетский буддизм .
В Китае ислам распространён среди хуэйцев, саларов, дунсянов, баоаньцев, уйгуров, казахов, киргизов, узбеков, татар и таджиков. миллионов человек. Трудно найти точные статистические данные о мусульманском населении Китая. Согласно различным опросам, они составляют 1-2 % населения Китая или от 20 до 30 миллионов человек. В 2010-х годах их обслуживали от 35 000 до 45 000 мечетей , от 40 000 до 50 000 имамов . Высшим органом мусульман в Китае является Китайская исламская ассоциация.
В Китае насчитывается более 70 млн христиан (5,1 % от общего населения Китая).
На русском языке
Китай — это государство, где мирно сосуществуют разные религии. Кроме трех наиболее распространенных вероисповеданий (буддизм, мусульманство, христианство), в КНР проповедуют даосизм и конфуцианство, которые могут успешно сочетаться в одном храме, а также встречаются представители других различных конфессий.
Факт. В КНР это течение называется «школа ученых». «Конфуцианство» — это исключительно западное понятие, не имеющее точного перевода в китайском языке.
Это течение зародилось практически в одно время с конфуцианством на севере Китая. Родоначальником признается древний философ Лао-цзи. Главной мыслью течения является движение по пути Дао, выполнение его канонов. Это ход всех событий мира. Они повинуются его воле, и это активизирует развитие всех сторон жизни людей, целой Вселенной.
Даосисты веруют в бессмертие человеческой души. Основная идея дао – не противодействовать процессу, а сливаться с ним, войти в единый ритм.
Факт. Некоторые исследователи до сих пор не считают конфуцианство и даосизм полноценными китайскими религиями, относя их лишь к философским учениям.
Эта религия пришла из Индии гораздо раньше остальных внешних духовных течений. Это учение более адаптировано к жизни китайцев и поэтому больше распространено по территории. Афганские и индийские мастера создавали настоящие храмы в горах и скалах Китая, позже образы Будды высекали и местные умельцы. В Поднебесной буддизм приобрел собственные, характерные для Китая черты, не свойственные индийскому направлению. Большинство буддистов в Китае – ханьцы — наиболее многочисленная народность в Поднебесной.
Главное в буддизме – достижение состояния нирваны в результате строгого исполнения всех правил и духовных опытов. Покорность и жертвование собой ради возмещения грехов – цель последователей этой религии. Основное внимание направляется на очищение души человека от злобы и трусости. Карма заставляет людей искать правильное решение в течение всей жизни.
Мусульманство проникло в Поднебесную вместе с арабскими проповедниками и купцами. Помимо этого, приток некоторых народов (казахи, уйгуры) тоже способствовал распространению этого течения. В КНР сегодня действует Китайская Мусульманская ассоциация, созданная для развития ислама и сотрудничества с мировыми организациями. Всего в стране примерно 60 млн. мусульман, большинство из них проживает в Западных районах страны.
Первые христиане появились в Поднебесной в 7в. н.э. в лице несторианских миссионеров. В наибольшей мере в КНР распространены различные ветви этой религии –
Представители православия в КНР присутствуют уже давно, еще со времен Золотой орды, когда русские военачальники служили при дворе одного из татаро-монгольских городов – Хан балыка, нынешнего Пекина. С 17 в. приверженцы православной церкви жили в Поднебесной постоянно, в основном в северных приграничных провинциях, представленные пленными, торговцами, послами.
В конце 17 в. пленные русские казаки создали в Пекине православную общину, в начале 18в. для их поддержки и укрепления международного сотрудничества была создана Русская духовная миссия.
На сегодняшний день в КНР проживает около 15 тыс. православных христиан. Как вероисповедание национального меньшинства оно признано в отдельных районах – Синцзян, Хэйлунцьцзян и других.
Первые католики появились в поднебесной в 7 в. н.э., но наиболее масштабное распространение этого течения произошло в 19 веке, после опиумных войн. Сейчас в КНР открыто более ста приходов, 5000 церквей, примерно 5 млн. человек исповедуют католицизм.
Факт. Численность христиан в КНР составляет около 100 млн. чел., что превышает количество коммунистов в стране.
Многие исследовательские компании пытались выяснить, какая вера у китайцев преобладает. Согласно различным источникам, наиболее распространенным вероисповеданием в Поднебесной, своего рода народной религией, стало сочетание даосизма, конфуцианства и буддизма. Если то, в кого больше верят китайцы, судить по распространенности обычаев и ритуалов, то лидирует даосизм.
В КНР конституционно закреплена свобода исповедания. Все религиозные течения дошли до текущего времени и поддерживаются своими приверженцами.
Политика руководства страны всегда была связана с верованиями. В период правления Империи больше всего поддерживались идеи Конфуция, потому что одним из их постулатов была служба своему государству и сохранение действующего строя. Приверженцами даосизма в основном были крестьяне и простые рабочие.
Вера активно применялась в качестве инструмента общеполитической пропаганды. Иностранные миссионеры и проповедники пользовались ею в собственных целях.
В современном Китае религия признается отдельной сферой жизни населения. КНР – большая многонациональная государственная система, и воздействие веры на проводимую политику руководства страны становится малоэффективным.
Некоторые распространившиеся духовные течения возникли внутри самого Китая — это даосизм и конфуцианство, другие проникли извне: христианство, ислам, буддизм. Помимо этого, в некоторых отдаленных провинциях еще сохраняется многобожие и поклонение различным силам природы, которое было официальной религией Поднебесной до распространения конфуцианства, буддизма и даосизма.
Наиболее древние религии — конфуцианство, дао и буддизм, развиваясь в течение долгих веков, успешно сочетались между собой, каждая из них находила собственное место в общей системе вероисповеданий Китая. Принципы конфуцианства использовались во взаимоотношениях между людьми, даосизм — в сфере чувств человека, буддизм помогал исправлять грехи, поддерживал мечты о светлом будущем.
Сложившаяся система китайских вероисповеданий образовывалась прежде всего на нижнем уровне социальной иерархии, в виде суеверий, традиций и обычаев. Бедные китайцы даже не выделяли отдельных религий, а обращались сразу ко всем богам.
Можно выделить несколько главных причин:
Это самый значительный в древнем мире торговый путь, через который люди везли не только товары, но и мысли, идеи, верования. Так смогло узнать о религиозных культах других народов, обычаях, традициях.
Современное китайское население образовалось в результате значительных миграционных притоков из других территорий. Каждый этнос привносил свою культуру, язык, религию. В результате перемещения многих наций образовалась единая система вероисповедания, состоящая из различных культов.
КНР, как в древности, так и теперь, всегда представляла значительный интерес для других стран. Еще со времен Золотой орды монголы пытались завоевать это государство и внедрить свою религию. В дальнейшем, становясь одной из наиболее активно развивающихся стран мира, она привлекала лидеров других государств, пытавшихся через вероисповедание расширить свое влияние.
Начиная с 7 в. в КНР стали появляться проповедники внешних религий — католицизма, ислама, православия. Они вели активную работу, не всегда успешно, но настойчиво повторяя попытки. В результате на территории страны открыто много церквей, мечетей, храмов, святилищ различного толка.
Они подразделяются по видам религий:
Христианские направления:
Мусульманство:
Согласно опросу, проведенному специальным аналитическим агентством WIN около половины китайцев (47 процентов) называют себя атеистами, еще 30 относят себя к не религиозному населению. Это объясняется действием государственной политики на стадии становления социалистического строя, а позже – в период «Культурной революции», когда религия испытывала настоящие гонения со стороны правительства. Но к абсолютным атеистам, не верящим ни в одну религию, не исполняющим ритуалы и обычаи, можно отнести лишь 15 процентов проживающих в Китае.
Факт. Большая часть абсолютных атеистов в мире живет в КНР.
По результатам опросов, проведенных уже в 21 в., религиозный состав граждан страны следующий: примерно 80 процентов проживающих в Китае соблюдают обычаи, связанные с народными и даосистскими учениями; 10-15 процентов исповедуют буддизм; 3-4 — последователи христианства, 1,5-2 — приверженцы ислама. Поэтому основной религией Китая можно признать даосизм.
Китай — самая населенная страна мира, и большое количество народностей, переплетаясь на протяжении долгой истории развития страны, поддерживали свои религиозные культы, привыкая к веротерпимости по отношению к другим. Проникая извне, новые религии также вплетались в действующую систему. В итоге КНР, конституционно закрепляя свободу вероисповедания, не признает ни одну религию официальной, но толерантно относится к каждой из них.
Китай – многоконфессиональная страна. За 5000 лет китайской истории в стране распространялись и сосуществовали различные религии:
даосизм, буддизм, ислам, протестантизм, католицизм.
В наши дни свобода вероисповедания охраняется государством. Согласно конституции, любой гражданин Китая имеет право на отправление религиозных культов и обрядов. Религия в Китае имеет огромное значение, и для многих китайцев чувство принадлежности к определённой религии – такая же важная черта, как и национальная гордость.
Тибетское Буддийское Молитвенное Колесо
Хотя культура Китая кажется единой и однородной, на самом деле религиозная картина Поднебесной довольно разнообразна. Среди коренного населения Китая много верующих, исповедующих основные мировые религии. Почти в каждом городе можно встретить множество разных этнических групп , практикующих религиозные и исторические традиции и обряды, от буддизма до протестантизма.
Религия и философия в Китае часто тесно переплетаются . Даосизм и конфуцианство являются примерами философских убеждений, которые, в то же время, носят и религиозный характер. Некоторые обряды и верования, связанные с загробной жизнью, не имеющие ничего общего с философией, стали важными аспектами старейших философских учений Китая.
Особенности Религии в Китае
Трудно определить даже приблизительное число верующих в Китае. Дело в том, что, несмотря на образ мышления, на который повлияли религиозные убеждения, и соблюдение в повседневной жизни различных ритуалов, многие китайцы, тем не менее, не считают себя последователями какой-либо определённой религии.
Ни одна религия никогда не занимала доминирующего положения в Китае. Иностранные религии, пришедшие в Поднебесную в разное время, под влиянием древней китайской культуры и традиций постепенно неизменно приобретали характерные именно для Китая особенности.
Четыре основные религии в Китае – буддизм, даосизм, ислам и христианство – за прошедшие тысячелетия оказали значительное влияние на развитие культуры и истории Поднебесной. Давайте рассмотрим подробнее каждую из четырёх религий.
Буддизм пришел в Китай из Индии около 2000 лет назад . Китайский буддизм может быть классифицирован на три группы по языковому признаку. Это китайский буддизм, тибетский буддизм и буддизм бали. Последователями китайского буддизма являются представители основной этнической группы Китая – ханьцы.
Тибетский буддизм, который также называется ламаистским буддизмом, исповедуют тибетцы, монголы, уйгуры, а также представители народов лоба, моинба и туцзя. Буддизм бали распространён среди таких этнических групп, как дай и булан. Эти народы в основном проживают на территории провинции Юньнань (Yunnan).
Буддисты считаются самой многочисленной религиозной общиной в Китае. Однако при подсчёте последователей различных религий в Китае нужно учитывать тот факт, что довольно большое количество представителей народа хань не являются явными приверженцами буддизма.
Даосизм зародился в Китае более чем 1700 лет назад. Основателем этой уникальной религии был знаменитый мыслитель Лао-Цзы . Его труды положили начало даосизма и вошли в основу доктрин о Дао или "Пути вещей". Тремя важнейшими понятиями Даосизма являются смирение, сострадание и воздержанность.
Даосизм – политеистическая религия. Среди его последователей много представителей народа хань, а также некоторых этнических меньшинств, таких, как яо, проживающих в сельских районах Китая. Сильное влияние даосизма также в Гонконге, Макао и Юго-Восточной Азии .
Великая Мечеть в Сиане
Ислам проник в Китай из арабских стран более чем 1300 лет назад. В настоящее время последователями этой религии в Китае являются 14 млн. человек. В основном это представители таких народов, как хуэйцы, уйгуры, казахи, узбеки, таджики, татары, киргизы, дунсян сала и банань.
Большинство мусульман проживает на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, Нинся-Хуэйского автономного района, а также провинций Ганьсу (Gansu) и Цинхай (Qinghai). Все эти регионы находятся на северо-западе Китая . В дополнение к этому практически в каждом городе Китая проживают довольно многочисленные группы мусульман.
Китайские мусульмане не едят свинины, конины, а также мяса собак, ослов или мулов. В Китае построено множество известных мечетей, они прекрасно подойдут для посещения для тех, кто интересуется культурой и религией Китая.
Китай – одно из самых интересных и самобытных государств в мире. Основой для формирования жизненной философии и оригинальной национальной культуры этой страны стал симбиоз нескольких религиозных направлений. На протяжении тысячелетий воздействие на социальное устройство общества, духовное развитие и моральный облик китайского народа оказывали древняя народная религия Китая, возникшие на территории этой страны даосизм и конфуцианство, а также заимствованный у индусов буддизм. Позднее, в VII веке нашей эры, список религиозных конфессий пополнили ислам и христианство.
Три основные религиозные системы Китая (даосизм, конфуцианство и буддизм) принципиально отличаются от духовных представлений народов Европы, Индии и Ближнего Востока. По сути своей они являются философскими учениями, направляющими человека на путь самопознания и развития, помогающими ему найти свое место в социуме, обрести смысл жизни. В отличие от других вероисповеданий, религия Китая не касается идеи Бога-Творца и не имеет таких понятий, как рай и ад. Чужда китайцам и борьба за чистоту веры: различные конфессии мирно уживаются друг с другом. Люди могут одновременно исповедовать и даосизм, и буддизм, в придачу ко всему искать покровительства у духов, участвовать в церемониях поклонения предкам и других древнейших ритуалах.
До возникновения и распространения среди населения даосизма, конфуцианства и буддизма на территории Китая царила политеистическая система верований. Объектами поклонения для древних китайцев служили их предки, духи и мифические существа, отождествляемые с природными явлениями божества, герои, драконы. Проявлением божественного начала также были Земля и Небо. Причем Небо главенствовало над Землей. Оно отождествлялось с высшей справедливостью: ему поклонялись, возносили молитвы, от него ждали помощи. Спустя тысячелетия традиция обожествлять небеса не утратила актуальности. Подтверждением тому служит Храм Неба, построенный в 1420 году и действующий по сей день.
Народная религия Китая послужила основой для возникновения даосизма – философского и религиозного направления, сформировавшегося в VI веке до нашей эры. Создателем даосского учения считается Лао-цзы – легендарная личность, существование которой ученые ставят под сомнение. Смысл даосизма заключается в познании дао (пути), достижении благополучия и здоровья, стремлении к бессмертию. Движение к этим прекрасным целям происходит благодаря соблюдению определенных моральных законов, а также использованию особых практик и дисциплин: дыхательной гимнастики (цигун), боевого искусства (ушу), гармоничного обустройства окружающего пространства (фэншуй), техники трансформации сексуальной энергии, астрологии, лечения травами. На сегодняшний день в Поднебесной проживает около 30 миллионов приверженцев этой концепции. Для последователей учения Лао-цзы, а также для всех, кого привлекает эта религия Китая, открыты двери храмов. В стране существует несколько даосских школ и действующих монастырей.
Приблизительно в то же время, что и даосизм (VI век до нашей эры), зарождается еще одна массовая религия Китая – конфуцианство. Ее основателем стал мыслитель и философ Конфуций. Он создал собственное этико-философское учение, которое спустя несколько столетий получило статус официальной религии. Несмотря на появление религиозного аспекта, конфуцианство сохранило свою изначальную суть – осталось сводом моральных норм и правил, направленных на гармонизацию отношений личности и общества. Цель последователя этой системы заключается в стремлении человека стать благородным мужем, который должен быть сострадательным, следовать чувству долга, почитать родителей, соблюдать этику и ритуалы, стремиться к знаниям. На протяжении веков конфуцианство оказывало влияние на моральный облик и психологию этого народа. Не утратило оно своего значения и сегодня: соответствовать принципам учения, следуя долгу и неустанно совершенствуя себя, стремятся миллионы современных китайцев.
Наряду с исконно китайскими направлениями (даосизм и конфуцианство) в тройку наиболее значимых вероисповеданий в этой стране входит буддизм. Возникшее на территории Индии в V веке до нашей эры, учение Будды дошло до Китая в I веке нашей эры. Спустя несколько столетий оно укоренилось и получило массовое распространение. Новая религия Китая, обещавшая освобождение от страданий и бесконечных перерождений, изначально привлекала преимущественно простолюдинов. Однако постепенно она покорила сердца и умы людей самых разных сословий. Сегодня миллионы китайцев придерживаются этой традиции и стараются соблюдать заповеди буддизма. Количество буддистских храмов и монастырей в Китае исчисляется тысячами, а число людей, принявших монашество, составляет около 180 тысяч.
Черная полоса для всех религиозных конфессий Китая началась в 1949 году после провозглашения Китайской Народной Республики. Все религии были объявлены пережитком феодализма и запрещены. В стране наступила эпоха атеизма. В 1966–1976 годах ситуация накалилась до предела – КНР потрясла «культурная революция». На протяжении десяти лет ярые приверженцы «перемен» уничтожали храмы и монастыри, религиозную и философскую литературу, духовные реликвии. Тысячи верующих были убиты или сосланы в исправительные лагеря. После окончания этой страшной эпохи в 1978 году была принята новая конституция КНР, в которой провозглашались права граждан на свободу вероисповедания. В середине 80-х годов прошлого столетия в стране началось массовое восстановление храмов, сопровождаемое популяризацией религии как важнейшей части национальной культуры. Политика возвращения к духовным истокам оказалась успешной. Современный Китай представляет собой мультирелигиозную страну, в которой мирно сосуществуют, гармонично дополняя друг друга, традиционные учения (даосизм, конфуцианство, буддизм), древняя народная религия Китая, сравнительно недавно пришедшие сюда ислам и христианство, а также верования национальных меньшинств (религии моз и дунба, религия Белого Камня).
Почти половина (47%*) жителейсовременного Китая считают себя атеистами. Еще 30% считают себя нерелигиозным. Во многом это следствие государственной политики в начальный период становления КНР и затем в ходе «Культурной революции». Однако, к реальным атеистам – тем, кто не верит ни в какие религии, не отмечает религиозные праздники и не соблюдает обычаи, относится 15% населения. Для значительной части жителей Китая религия по-прежнему занимает важное место в жизни.
*Опрос международного социологического агентства WIN / Gallup International (2012). Во время всекитайской переписи населения (2010) вопрос о религиозных воззрениях на задавался.
Согласно опросам, проведенным в начале XXI века, около 80% китайцев исполняли некоторые обряды и ритуалы, связанные с народными и, частично, с даосистскими верованиями; 10-16% называют себя буддистами; 2-4% - христиане; и 1-2% - мусульмане. Многие исследователи ставят под сомнение правильность применения термина «религия» к даосизму, буддизму и конфуцианству. Часто используются термины «духовные практики », «философские школы ».
За многовековую историю Китая здесь возникло множество религиозных традиций и обычаев, в объединении их называют н
ародной религией Китая
. Как правило, они заключаются в поклонении различным природным, клановым и национальным божествам: предкам, духам, героям. Наиболее почитаемые божества - Мацзу
и Хуанди
.
Почитание предков
уходит в глубину китайской истории, является неотъемлемой частью культуры и народной религии, а также играет важную роль в конфуцианстве. Ритуалы проводятся во время фестиваля Цинмин
, праздника Двойной Девятки
, их элементы присутствуют в других церемониях: свадьбах, посвящениях, похоронах. Местом поклонения предкам являются могилы, гробницы, храмы предков или домашние кумирни. Ритуалы проходят в форме молитв и принесения в жертву пищи, благовоний, сжигания свечей и жертвенной бумаги, специальных церемониальных денег.
Даосизм - это сочетание различных философских и религиозных школ, появившихся начиная с VI века до н. э. Источником является трактат «Дао дэ цзин
», приписываемый Лао-цзы.
Даосизм сосредоточен на вопросах здоровья, естественности поведения, долголетия, обретения бессмертия.
Даосизм зародился из народной религии, которая считается низшей ступенью даосизма. Главное понятие религии - «Дао
» (Путь, Всеобщий Закон). Даосские практики включают в себя дыхательную гимнастику цигун
, траволечение, фэншуй
, алхимию, астрологию, несколько видов боевых искусств. В Китае действует множество школ, сект и ответвлений даосизма. Основных школ две: Северная (Цюаньчжэнь, Школа Совершенной Истины
) и Южная (Чжэнъидао, Школа Истинного Единства
).
Буддизм появился в Китае во времена династии Хань, в I веке н. э. К IX веку это учение, восприняв многие идеи из китайской философии, укоренилось в стране, получив большое распространение среди простого народа. Cложилось три главных направления: китайский буддизм, тибетский буддизм (ламаизм) и палийский буддизм.
Под конфуцианством понимают этико-философское учение, основы которого заложил . Базовым принципом учения была гармония, единство. Каждый человек должен знать свои обязанности и права, выполнять долг перед страной и проявлять уважение к предкам. Интересно, что жители Китая называют это понятие «школа ученых книжников» либо просто «школа ученых».
В 1950 году компартия издала директиву для представителей власти во всех регионах и провинциях, требуя от них наложения запрета на религиозные организации и общественные формирования. Власти участвовали в расформировании организаций христиан, даосов, буддистов и т.д., требуя от их членов зарегистрироваться и раскаяться, с тем чтобы стать новыми людьми. Если организации не регистрировались в срок, то после выявления нарушения их подвергали суровому наказанию. В 1951 году были приняты суровые установления в отношении тех, кто продолжал вести религиозную деятельность.
В 1978 в КНР была принята конституция, которая актуальна до сих пор. В 36-й статье указано, что каждый гражданин имеет право на свободу вероисповедания религии. После реформ, начавшихся в 80-х годах, традиционные религии - буддизм и даосизм, официально поддерживаются в качестве неотъемлемых элементов китайской культуры.