Классный час "урок мудрости". Хотели бы Вы быть мудрым? Уроки мудрости Путь всегда меняется

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Наверняка Сократа не следует представлять – об этом древнегреческом философе слышал каждый. Конечно же, я не мог обойти стороной и не взять у него несколько уроков мудрости. Хоть сам Сократ и говорил, что он ничего не знает, нам есть чему поучиться у него.

Я знаю, что ничего не знаю.

Наверное, самая знаменитая фраза Сократа. Очень важно понимать, что мы многого не знаем, а на счёт многих вещей ошибаемся. Если мы ослеплены уверенностью в том, что нам всё известно, мы теряем возможность познавать.

Проще говоря, зачем нам узнавать то, что мы уже знаем? Приобретая уверенность в том, что мы нашли ответ, мы перестаём его искать. Если же мы признаёмся, что многого ещё не знаем и это только предстоит узнать – мы делаем первый шаг к этому узнаванию.

Поэтому не будьте так уверены в своём знании, перепроверяйте себя и не открещивайтесь от глупых вопросов об очевидном.

О лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, – не заботишься и не помышляешь?

Да, трудно совсем игнорировать материальные вопросы, но Сократ и не призывает вас отказаться от достижения финансового благополучия. Акцент в этом высказывании сделан на том, чтобы в погоне за деньгами, славой и почестями не забывать и о других, не менее важных вещах: истине, душе и разумности.

Соблюдайте баланс и развивайте свою личность во всех направлениях, реализуйте себя во всех сферах жизни: зарабатывайте, развивайте свой и нравственность и т.д. Не концентрируйтесь на чём-то одном в ущерб остальному.

Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства – напротив, приносят лишь дурное.

Почему только одно благо и только одно зло? Мне кажется, что именно знанием и незнанием определяется то, на что будут направлены человеческие качества: на зло или на добро.

Возьмём самый банальный пример – физическую силу. Сильный человек может как отбирать что-то у слабого, так и защищать его. И так со многими другими качествами: они обоюдоострые, мы можем применить их как во благо, так и во вред.

В таком случае решающим является наше знание – именно оно определяет направленность наших качеств.

Но, конечно же, я не претендую на истину и ни в коем случае не считаю свою интерпретацию единственно верной. Выскажитесь и вы – в комментариях.

Сократ утверждал, что бездеятельность - сестра свободы. В доказательство он приводил мужество и свободолюбие индийцев и персов, народов, которые непредприимчивы, и, наоборот, в высшей степени оборотистых фригийцев и лидийцев, привыкших к игу рабства.

Бездеятельный человек не обязан делать что-либо – и в этом отношении он действительно свободен. Если же человек активно занимается чем-то, то у него скапливается множество обязательств, которые ограничивают его свободу.

Какой урок можно извлечь из этого? Здесь нет практического руководства «сделай то и получишь это», но эта мысль может изменить ваш взгляд на мир, и, возможно, уже само по себе это знание поможет вам избежать подобных ограничений, а значит, увеличить свободу. Конечно, не нужно становиться бездеятельным, но нужно искать способ избегать излишних обязательств (если они действительно вам мешают).

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Эта фраза может иметь множество интерпретаций, поэтому предлагаю вам поразмышлять над ней самостоятельно – каждый найдёт здесь свой смысл.

Люди, от природы немощные телесно, благодаря упражнениям становятся крепче силачей.

Мне кажется, что фразу нужно понимать в более широком смысле: «люди, не одарённые природой, могут развить в себе что-либо благодаря упражнениям».

Да, кто-то одарён, кому-то что-то даётся легче остальных. Но врождённые качества не определяют всю последующую жизнь. Человек способен обучаться и развиваться.

Если один человек обладает высоким творческим потенциалом от природы, но не будет его развивать – он не достигнет высот. Но зато если неодарённый человек будет упорно трудиться – он сумеет стать профессионалом в своём деле.

Помните, что вы сами кузнецы своей судьбы. Работайте над собой и достигайте всего, о чём мечтаете.

Данное издание это вариант перевода древнекитайского трактата Лунь Юй написанного учениками Конфуция уже после его смерти. Книга является одним из самых известных памятников восточной мудрости и формально входит в конфуцианское Четверокнижье.

В книге «Уроки мудрости» вы найдете глубокие залежи философской мысли и десятки полезных жизненных советов. Пригодится и людям ищущим Путь, и просто любопытствующим.

Характеристики книги

Дата написания: ~V век до н.э .
Дата перевода: 1998
Название: Уроки мудрости

Объем: 930 стр. , 15 иллюстраций
ISBN: 978-5-699-71939-6
Переводчик: И. Семененко
Правообладатель: Эксмо

Предисловие к «Уроки мудрости»

Немецкий философ Карл Ясперс выделял в истории человечества особый период, так называемое осевое время. По мысли Ясперса именно тогда, между VIII и II вв. до н. э., были заложены основы современной цивилизации. Одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах происходит качественный сдвиг в духовном развитии человечества, зарождается принципиально новое мировосприятие. Провозвестниками нового отношения к миру явились иудейские пророки в Палестине, Заратустра в Персии, первые философы в Греции, Будда и Махавира в Индии, Лао-цзы и Конфуций в Китае.

Можно отвергать или принимать теорию «осевого времени» Ясперса, но бесспорно одно: в плеяде великих учителей человечества фигура Конфуция - одна из ключевых.

Человек, известный европейцам как Конфуций, или Кунцзы, родился в 551 г. до н. э. Знаменитый древнекитайский историк Сыма Цянь пишет об этом событии следующее: «Конфуций был рожден в селении Цзоу, волости Чанлин, княжества Лу. Его предка, уроженца Сун, звали Кун Фаншу. От Фаншу был рожден Бося, от Бося - Шулян Хэ. У Хэ от девушки из рода Янь, с которой он сошелся в поле, Конфуций и родился».

Об отце Конфуция, Шулян Хэ, известно, что он принадлежал к сословию дай фу - аристократов, но самого низшего ранга, и обладал весьма скромным достатком. Сохранились предания, свидетельствующие о том, что он был храбрым воином и отличался незаурядной физической силой. Так, когда во время штурма столицы царства Баян часть луских войск была отрезана от основных сил, Шулян Хэ удерживал навесные ворота, которые обороняющиеся пытались опустить, до тех пор, пока луские солдаты не покинули крепость, грозившую стать для них западней.

На седьмом десятке, после долгой череды сражений, Шулян Хэ вернулся на родину в Цзоу. Однако мирная жизнь отважного воина была омрачена серьезной семейной проблемой. Восемь детей было у Шулян Хэ, но все девочки. Он же мечтал о наследнике и продолжателе рода. Когда же и девятый ребенок, которого принесла ему жена, опять оказался девочкой, потерявший надежду отец взял наложницу, родившую ему сына Бо Ни. И снова горькое разочарование: дитя появилось на свет хромоножкой. По обычаю же калекам нельзя было приносить жертвы усопшим предкам. О полноценном наследнике рода Хун нечего было и думать. И вот тогда прославленный воин сватается к младшей дочери знатной семьи Янь из города Цюйфу. Наконец рождается сын - долгожданный и законный наследник. Мальчику дают имя Цю и родовую фамилию Хун. По традиции, существовавшей в древнем Китае, он получил и прозвище Чжун Ни. Когда ребенку не исполнилось и двух лет, умирает его отец Шулян Хэ и мать оказывается одна с мальчиком среди враждебно настроенной женской родни покойного мужа. Об их материальном положении красноречиво говорит признание самого Конфуция: «В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презираемыми делами». Вообще же о детских годах будущего великого учителя сохранилось крайне мало сведений. Интересным представляется сообщение все того же Сыма Цяня: «Будучи ребенком и играя, Кунцзы часто расставлял на [столике] подносы и чаши для жертвоприношений, воссоздавая ритуальные обряды». Эту раннюю увлеченность Конфуция ритуалом многие исследователи склонны объяснять влиянием матери на будущего патриарха знаменитых «китайских церемоний». Тем тяжелее был удар: юноше не исполнилось еще и семнадцати, когда внезапно скончалась его мать. Трудно сказать, что стало причиной столь ранней смерти, ведь Ян Чжи, матери Цю, было лишь чуть больше тридцати лет.

Вскоре после похорон матери случается инцидент, нанесший чувствительный удар по самолюбию молодого человека и оставивший болезненный след в его душе на всю жизнь. Эпизод этот словно символически предопределяет характер дальнейших взаимоотношений учителя Куна с власть предержащими.

Однажды Цзи Суныпи, возглавлявший один из наиболее могущественных родов царства Лу, пригласил на банкет лусцев, принадлежащих к рангу ши. Так как его отец также принадлежал к этому рангу низшего аристократического слоя, Конфуций отправился в числе прочих на банкет. Однако у ворот усадьбы ему преградили путь и выпроводили с оскорбительными словами: «Семья Цзи дает банкет в честь ши, тебя же никто не звал». Это публичное унижение стало чувствительной раной для самолюбивого юноши, рано ощутившего свое особое призвание в мире. К слову сказать, даже внешним обликом Конфуций выделялся среди современников: во-первых, необычной формой головы - он родился с продавленным теменем, во-вторых, высоким ростом. Как отмечал Сыма Цянь: «Кун-цзы был высотой в девять чи и шесть цупей, все звали его верзилой, и он отличался от других». В принятой у нас системе измерений это примерно соответствует 1,91 м и является довольно внушительным ростом даже по современным европейским меркам.

В 19 лет Конфуций женится на девушке из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них рождается сын. По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун поздравляет Кун-цзы, посылая ему со слугой живого карпа. В знак признательности за оказанную ему правителем честь счастливый отец дает новорожденному имя Ли, что означает «карп», и впоследствии добавляет прозвище Бо Юй (юй - рыба, бо - старший из братьев). Однако с последним Конфуций несколько поторопился, так как сыновей у него больше не было.

Женившись, Конфуций поступает на службу в дом Цзи, где занимается, согласно Сыма Цяню, «измерениями и взвешиваниями». Вероятно, речь идет о работе в зернохранилищах. Затем он назначается смотрителем пастбищ.

В 28 лет Конфуций впервые принимает участие в торжественном жертвоприношении в главном храме царства Лу. Здесь происходит знаменательный эпизод. Конфуций, к тому времени уже прослывший человеком весьма образованным, только и делал, что спрашивал о значении каждой процедуры, чем вызвал недоуменный вопрос: «Кто сказал, что сын человека из Цзоу разбирается в ритуалах? Он расспрашивает буквально о каждой детали». Конфуций спокойно ответил: «В таком месте спрашивать о каждой детали и есть ритуал!». Вопрошание о сути каждого поступка или изречения станет одним из методов обучения учителем Куном своих учеников: «Если знаешь, то говори, что знаешь; а если не знаешь, то говори, что не знаешь».

Цитаты из книги Конфуция «Уроки мудрости»

Благородный муж не относится пренебрежительно к своим родным, не вынуждает сановников роптать на то, что их не слушают; не отвергает старых друзей, если на это нет серьезных оснований; не ищет в ком‑либо одном всех достоинств.

Для благородного мужа служба - это выполнение своего долга, даже когда уже известно, что путь не может быть осуществлен.

Нет будущего у того, кто вызывает неприязнь к себе в сорокалетнем возрасте.

Трудней всего общаться с женщиной и малым человеком. Приблизишь их к себе - и станут дерзкими, а удалишь - озлобятся.

Я ненавижу тех, кто живет чужим умом, считает непокорность смелостью, а доносительство - проявлением прямоты.

Благородный муж больше всего ценит справедливость. Когда благородный муж смел, но несправедлив, он вызывает смуту; когда малый человек смел, но несправедлив, он становится разбойником.

Трудно, когда не находят применения своему сердцу, проводя все дни в чревоугодии! Разве нет такой игры, как шашки? Уж лучше играть в них, чем ничего не делать!

Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица.

В древности у людей было три недостатка, которых в наше время уже, наверно, не найти! Необузданность у древних проявлялась в своенравности, ныне она проявляется в распущенности; горделивость древних проявлялась в сдержанности, ныне она проявляется в озлобленности; глупость древних проявлялась в прямоте, ныне она означает только лживость.

Так тверд, что точишь - и не поддается.
Так чист, что пачкаешь - и не грязнится.

Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей доверие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает возможность повелевать людьми.

Если благородный муж учится пути, он проникается любовью к людям, а если малый человек учится пути, им становится легко повелевать.

Никогда не изменяются только высшая мудрость и самая большая глупость.

«Стремлюсь к хорошему, словно опасаюсь его упустить, от плохого же отскакиваю, как ошпаренный». Я встречал таких людей и такие речи слышал. «Живу уединенно в поиске того, к чему стремится сердце; делаю то, что справедливо, и тем самым достигаю своего пути». Я такие речи слышал, но не встречал таких людей.

Благородный муж вынашивает девять дум. Когда глядит, то думает, ясно ли увидел; а слышит - думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ль его манеры, искренна ли речь, благоговейно ль отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицательных последствиях; и перед тем, как что‑то обрести, думает о справедливости.

А вот интересный видеоролик

«УРОК МУДРОСТИ»

(сценарий классного часа)

Цель : социализация и интеграция учащихся с обществом, формирование положительных взглядов на жизнь и ценностных ориентаций у ребят.

Задачи:

Создать условия для формирования у учащихся социальных потребностей, мотивов, интересов;

Способствовать развитию умений планировать собственное будущее, строить свою жизнь достойно.

Развивать волевые качества характера в достижении поставленной перед собой цели.

Форма проведения : урок-диспут с родителями и учениками.

Участники: родители, учащиеся класса, классный руководитель.

Подготовительная работа :

1. Учащимся предлагается заранее:

Найти высказывания, короткие мудрые мысли по заданной теме из книг и Интернет - ресурсов;

Записать их с целью использования во время классного часа;

Изготовить буклет-памятку по теме классного часа, используя собранные материалы;

Нарисовать рисунок большого корабля.

2. Библиотекари оформляют выставку книг и другого печатного материала (письма, буклеты, плакаты).

3. Классный руководитель вместе с родителями и учащимися готовит презентацию к уроку.

Оформление, оборудование и инвентарь.

1. Столы в кабинете расставлены по количеству групп;

2. Подбирается музыка на школьную тему;

3. Чистые листы бумаги - «кирпичики»;

4. Проектор, экран, магнитофон;

5. На интерактивной доске помещены высказывания по теме классного часа:

«ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЫ ЖЕЛАЛ БЫ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ»,

 « МУДРОСТЬ СОСТОИТ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ НИКОГДА НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК, А В ТОМ, ЧТОБЫ УМЕТЬ ИСПРАВЛЯТЬ ИХ И НИКОГДА ИХ НЕ ПОВТОРЯТЬ» (МАКАРОВ),

« ХОРОШАЯ КНИГА-ЭТО ПИСЬМЕННАЯ ОПЫТНОСТЬ» (ГУАРТ),

« ЧЕЛОВЕК ЧЕРЕЗ СЛОВО ВСЕМОГУЩ» (Г. ДЕРЖАВИН),

« НИКТО НЕ СТАНЕТ МУДРЫМ, НЕ БУДУЧИ ТЕРПИМЫМ» (Ф.БЭКОН),

« ДОБРО ТВОРИШЬ - СЕБЯ ВОЗВЫШАЕШЬ, ЗЛО ТВОРИШЬ - СЕБЯ УНИЖАЕШЬ» (СОЛОМОН).

IВступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители и присутствующие гости, дорогие ребята! Наш сегодняшний совместный классный час не случаен. Пусть вы дети, учитесь ещё в 7 классе, пусть вы не ушли ещё из школы, но придет то время, когда вы, ребята, должны будете переступить её порог, станете взрослыми. От вас самих зависит, как сложится ваша жизнь, будет ли она сложной, или вы проживете её честно и достойно.

А ведь наша жизнь так коротка! Она не имеет ни черновиков, ни дублей. Ни один день не возвратишь, не проживёшь заново. Даже день! А если много дней, то тогда целые годы пролетают беспамятно и бездумно, будто их и не было вовсе!

Вы, ребята уже успели почувствовать, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд. Это и горести. Поэтому те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, хорошо учились, набирались мудрости, как правило, проживали ее интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить на всем готовом, за спинами родителей и других близких им людей. Все препятствия им потом приходится брать «с боем». А кому приятно всю жизнь воевать?

Поэтому наша задача сегодня на классном часу состоит в том, чтобы помочь вам правильно выбрать то, что может пригодиться в жизни каждому из вас в нашем неспокойном современном обществе. Дать вам мудрые советы и наставления, напутствия и пожелания.

Итак, наш сегодняшний классный час мы назовем « УРОКОМ МУДРОСТИ».

С чего начинается мудрость? (или что нужно для того, чтобы стать мудрым?)

Как она формируется?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы.…

Назовите ассоциативные, ключевые слова к слову

МУДРОСТЬ

Знания, труд, опыт, жизнь, учёба

Учащиеся составляют ассоциативную карту.

На уроках истории, литературы вы уже получили разные сведения о том, что нужно знать человеку о жизни в обществе. Поэтому, какие «кирпичики» в первую очередь положить в фундамент собственной жизни вы уже, наверное, знаете.

Посмотрите внимательно на рисунок (на рисунке изображён плывущий по волнам корабль).

Мачта, открытая всем ветрам и бурям. И она бы давным-давно рухнула, если бы не растяжки, которые ее удерживают в вертикальном положении. Чем больше растяжек - тем прочнее она стоит на ветру.

Так и человек. Чем больше «подпорок» он сам для себя создал, тем прочнее и лучше его жизнь. Тем легче он будет противостоять жизненным бурям.

Послушайте притчу, осмыслите её(классный руководитель читает притчу).

«Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок.

Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины...»

Подумайте и ответьте, почему так поступил Бог?

Учащиеся отвечают, выдвигают своипредположения.

Так вот и я в ваши ладони сейчас тоже положу этот символический кусочек глины (чистые листы бумаги) и давайте попробуем, работая в группах, вместе дать названия тем "подпоркам", которые поддерживают человека в жизни, делают его счастливым. В помощь вашей работе будет просмотр фильма- притчи «Посмотри на жизнь с другой стороны».

II Работа и обсуждение в группах .(5-7 мин.)

- Всем присутствующим было предложено в своих группах написать на «кирпичиках- листках» слова, значения которых можно превратить в «подпорки, поддерживающие человека в жизни». А затем объяснить их значение в жизни каждого человека.

III Творческая защита работ.

Группы учащихся и участвующих вместе с ними родителей выступают и доказывают, что выбор ими определенной «подпорки» обоснован и обдуман. Объясняют значимость выбранных слов в жизни человека и выстраивают их в определенной последовательности. Группы могут дополнить или возразить друг другу.

«Кирпичики», предложенные учащимися для закладывания фундамента будущей жизни:

конституция и законы;

компьютер;

иностранные языки;

сильная воля ;

физическое здоровье;

благоразумие

отсутствие вредных привычек (курение, пьянство, наркомания и т.д.);

настоящие друзья;

семья;

знание людей;

вторая профессия;

общая культура;

чувство ответственности.

Когда выступления закончились, внимание учащихся было обращено к еще одной притче:

«Трое смотрят в лужу.

Один видит себя.

Другой - Луну и звёзды.

Третий - грязь.

У всякого своё - зрение...»

Поэтому и у вас, ребята, в разных группах получились разные «подпорки». Но есть и одинаковые, давайте выделим их: (другие учащиеся выделяют общее в группах, дают свои пояснения).

1.Первую можно назвать "ХОРОШЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ "

В самом деле, если человек хорошо образован в разных областях знаний, то он везде будет нужен. С ним интересно общаться. Значит, рядом с ним появятся интересные люди. Его всегда пригласят на высокооплачиваемую работу. Любой организации нужны образованные люди. Начать свое собственное дело образованному человеку значительно легче.

Необразованные или плохо образованные люди тоже нужны. Но для выполнения неинтересных работ. К тому же плохо образованных людей больше. Значит, придется им постоянно состязаться за право занять свое место под солнцем. Образование - очень прочная жизненная опора!

2.Вторую "подпорку" можно назвать - "

Цель ". Каждый человек должен поставить перед собой цель и всеми силами в течение своей жизни стараться её достичь. Целеустремлённость- это хорошая «подпорка» в жизни.

3.Третьей могла бы быть- "ЗНАНИЕ СВОИХ ПРАВ ".

Хорошо, если человек точно знает, на что он может рассчитывать в жизни. Разве придется ему тогда стоять перед кем-нибудь, согнувшись в три погибели? Он воспользуется своими правами, он сумеет их защитить. Или обратится за защитой в суд, к другим государственным органам. И так далее.

В заключении этого этапа нашего классного часа вашему вниманию предоставляется просмотр презентации «Мудрые слова» . (перед просмотром даётся задание: выбрать самые мудрые слова и пояснить, почему именно они привлекли внимание).

IV «Визитная карточка мудрости»

Перед выступлением слово даётся их внучкам: им заранее было дано задание подобрать 5 самых лучших эпитетов, характеризующих их любимых бабушек. Девочки говорят, что их бабушки самые добрые, заботливые, мудрые, готовы всегда прийти им на помощь.

Рассказы бабушек о своей жизни, передача накопленного жизненного опыта, напутствия и пожелания, советы, как нужно правильно, честно и достойно прожить свою жизнь

V Рефлексия

1.Словарная работа.

Задание: подберите слова-синонимы к слову милосердие. Ребята говорят, что это слова – добро, внимание, забота и другие.

Разговор о милосердии, внимательном отношении к пожилым людям, хранителям мудрости на земле. (Презентация о Дне пожилого человека )

Скажите, только ли 1 октября нужно вспоминать о пожилых людях? Подумайте сейчас, как вы относитесь к своим бабушкам и дедушкам, проявляете ли вы к ним максимум внимания и милосердия?

В процессе беседы ребята сами говорят и приходят к выводу, что нужно уделять больше внимания и любви пожилым и умудрённым жизненным опытом людям.

2. Подведение итогов.

Выступление школьного библиотекаря о книгах, содержащих много мудрых мыслей.

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. После просмотра презентации «Притча о двух волках», п опрошу каждого из вас ответить на вопросы саморефлексии, которые видны на экране:

Что вы поняли, просмотрев эту притчу? Как нужно строить каждому из вас свою жизнь?

Ребята отвечают, делятся друг с другом своими мыслями.

В конце урока классный руководитель раздает всем памятку-буклет с мудрыми

Памятка

1. Мудрые говорят только о том, что знают.

Дж. Р. Р. Толкиен.

2.Существует не только мудрость разума, но и мудрость сердца.

Чарльз Диккенс.

3.Не стоит путать знания и мудрость: знания просто помогают выжить, мудрость помогает самостоятельно построить свою жизнь по собственному плану. Сандра Кэри.

4.Мудрость - это высочайшая степень счастья. Сократ.

5.Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания. Уильям Джеймс.

6.Кто мудр, тот и добр.Сократ.

7.Мудрость людей измеряется не их опытом, а способностью его приобретать. Бернард Шоу.

8.Мудрость - это ум, настоянный на совести. Фазиль Искандер.

9.Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек - всего от других. Китайская пословица.

10.Никто не должен преступать меры: мудрость жизни - знать во всем меру. Гиппократ.

11. Проявить мудрость в чужих делах, куда легче, нежели в своих собственных. Франсуа де Ларошфуко.

VII Заключение – напутствие.

Письмо к ребятам от мудреца (вбегает письмоносец и читает письмо)

Ручаюсь, ребята,

Что хватит вам дел,

Творите добро,

Кто еще не успел –

Любите животных,

Людей и цветы,

Прошу вас, не прячьте

Своей доброты.

Праздность, безделье –

Гоните их прочь!

Планета в беде! –

Вы должны ей помочь.

Конечно, задачи

Совсем не просты,

Но в каждом сердечке

Есть луч доброты!

Сиддхартха Гаутама был великим духовным наставником и основателем буддизма в древней Индии. В большинстве буддистских традиций он считается Верховным Буддой. Слово «Будда» переводится как «пробужденный», или «просвещенный».

Сиддхартха – главная фигура в Буддизме. Сведения о его жизни, учение и монашеские принципы после его смерти были систематизированы и увековечены его последователями.

1. Начинать с малого - это нормально

Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей. Ралф Уолдо...

Будда умер, отравившись свининой (Махапариниббана-сутта). Это заключительный аккорд и последний урок его 5D запредельной мудрости. Смысл ее состоит в том, что все человеческие «смыслы» бессмысленны. И никакой ни «мудрости», ни «не-мудрости» в том, что происходит в 3D иллюзии - в «Будде, отравившимся свининой» включительно - нет и в принципе быть не может. Источник - Эзотерика. Живое Знание

Все без исключения «смыслы» и «мудрости», которыми оперирует человеческое сознание «пустотны», иллюзорны...

Мы уже неоднократно рассказывали о том, что проблемы не приходят из ниоткуда. Абсолютно каждая из них несёт в себе мудрость. Но есть определённая закономерность, с которой случаются эти неприятности. Как вас учит вселенная? Об этом поговорим в сегодняшнем материале.

Как работает правило 3-х сигналов.

Вселенная общается с нами разными способами. Один из которых - сигналы. Существует такое понятие в теме духовности - правило 3-х сигналов. Происхождение его неизвестно, но это правило работает...

Многие люди консультируются у профессиональных астрологов в надежде раскрыть тайны своей судьбы, а точнее, те стороны будущего, которые кажутся полностью сокрытыми завесой времени и совершенно непознаваемыми. Профессиональные астрологи, в отличие от странствующих «толкователей судьбы», честны и искусны в своем деле. Они чем-то сродни детективу, ведущему расследование преступления, а их предсказания часто основываются больше на интерпретации характера человека и его прошлого, чем на абстрактных...

Множество странных болезней и недугов населяют сейчас нашу планету. Стало очевидным, что их становится всё больше с каждым десятилетием. Есть и те, которые вылечить, по крайней мере, на данный момент, казалось бы, невозможно.

Есть те, происхождение которых неспособен объяснить ни один врач в мире. Врачи назначают сомнительные лечения, при неудачном последствии которого говорят: «Мы сделали всё, что было в наших силах». Врачи сделали далеко не всё. Они забыли, что живой человек отличается от...

Вы помните, как воспринимали, будучи молодыми, когда кто-либо практиковал медитацию? – Наверняка, большинство из тех, кто откровенно ответит на этот вопрос, признают, что испытывали ощущение присутствия на комедийном шоу или же наблюдали сценки, в которых один человек, закрыв глаза, произносил загадочное "ом-м-м", а другие люди либо пытались подражать ему, либо просто отпускали в его адрес едкую фразу или же саркастическое словцо.

Пусть, в свое время, поскольку мы привыкли смотреть на...

Давно существует мудрость, которая, будучи национальной по происхождению, становится в наши дни основой мудрости общечеловеческой, без которой вероятность нашего выживания в этом мире приближается к нулю. Речь идет о метанауке каббала, уже много столетий назад предложившей конкретные способы сохранения человечества в целом и человека, как личности.

Долгое время основы каббалы были скрыты и лишь в наши дни становятся доступны для изучения всеми, кто стремится не просто к познанию (увеличению...

1. Я - надвами.

Я - с вами.

Я - внутривас.

2. В Сердцахтех, кто следует Стезями моими, Я - Благодать, Я - Радость, рождённая вБезмолвии.

3. Пребывающиев унынии - не со Мною.

4. В уныниипоклоняются они порождениям своего невежества - унылым богам, чуждым РадостиЖизни.

5. Я же говорювам: «Я - Радость».

6. В Радости -Истина.

7. Истина же -в Безмолвии. Так замыкается круг.

8. У Истиныдва ока: Муж-Солнце и Жена-Луна.

9. Сын же Их -подобен устам, Слово Моё рекущим. Потому...

Конфуций

Уроки мудрости

© Издательство «Фолио», текст на русском языке, 1998

© Блюменкранц М. А., составление, вступительная статья, комментарии, 1998

© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

* * *

Конфуций: вчера и сегодня

Немецкий философ Карл Ясперс выделял в истории человечества особый период, так называемое осевое время. По мысли Ясперса именно тогда, между VIII и II вв. до н. э., были заложены основы современной цивилизации. Одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах происходит качественный сдвиг в духовном развитии человечества, зарождается принципиально новое мировосприятие. Провозвестниками нового отношения к миру явились иудейские пророки в Палестине, Заратустра в Персии, первые философы в Греции, Будда и Махавира в Индии, Лао-цзы и Конфуций в Китае.

Можно отвергать или принимать теорию «осевого времени» Ясперса, но бесспорно одно: в плеяде великих учителей человечества фигура Конфуция – одна из ключевых.

Человек, известный европейцам как Конфуций, или Кунцзы, родился в 551 г. до н. э. Знаменитый древнекитайский историк Сыма Цянь пишет об этом событии следующее: «Конфуций был рожден в селении Цзоу, волости Чанлин, княжества Лу. Его предка, уроженца Сун, звали Кун Фаншу. От Фаншу был рожден Бося, от Бося – Шулян Хэ. У Хэ от девушки из рода Янь, с которой он сошелся в поле, Конфуций и родился».

Об отце Конфуция, Шулян Хэ, известно, что он принадлежал к сословию дай фу – аристократов, но самого низшего ранга, и обладал весьма скромным достатком. Сохранились предания, свидетельствующие о том, что он был храбрым воином и отличался незаурядной физической силой. Так, когда во время штурма столицы царства Баян часть луских войск была отрезана от основных сил, Шулян Хэ удерживал навесные ворота, которые обороняющиеся пытались опустить, до тех пор, пока луские солдаты не покинули крепость, грозившую стать для них западней.


На седьмом десятке, после долгой череды сражений, Шулян Хэ вернулся на родину в Цзоу. Однако мирная жизнь отважного воина была омрачена серьезной семейной проблемой. Восемь детей было у Шулян Хэ, но все девочки. Он же мечтал о наследнике и продолжателе рода. Когда же и девятый ребенок, которого принесла ему жена, опять оказался девочкой, потерявший надежду отец взял наложницу, родившую ему сына Бо Ни. И снова горькое разочарование: дитя появилось на свет хромоножкой. По обычаю же калекам нельзя было приносить жертвы усопшим предкам. О полноценном наследнике рода Хун нечего было и думать. И вот тогда прославленный воин сватается к младшей дочери знатной семьи Янь из города Цюйфу. Наконец рождается сын – долгожданный и законный наследник. Мальчику дают имя Цю и родовую фамилию Хун. По традиции, существовавшей в древнем Китае, он получил и прозвище Чжун Ни. Когда ребенку не исполнилось и двух лет, умирает его отец Шулян Хэ и мать оказывается одна с мальчиком среди враждебно настроенной женской родни покойного мужа. Об их материальном положении красноречиво говорит признание самого Конфуция: «В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презираемыми делами». Вообще же о детских годах будущего великого учителя сохранилось крайне мало сведений. Интересным представляется сообщение все того же Сыма Цяня: «Будучи ребенком и играя, Кунцзы часто расставлял на [столике] подносы и чаши для жертвоприношений, воссоздавая ритуальные обряды». Эту раннюю увлеченность Конфуция ритуалом многие исследователи склонны объяснять влиянием матери на будущего патриарха знаменитых «китайских церемоний». Тем тяжелее был удар: юноше не исполнилось еще и семнадцати, когда внезапно скончалась его мать. Трудно сказать, что стало причиной столь ранней смерти, ведь Ян Чжи, матери Цю, было лишь чуть больше тридцати лет.

Вскоре после похорон матери случается инцидент, нанесший чувствительный удар по самолюбию молодого человека и оставивший болезненный след в его душе на всю жизнь. Эпизод этот словно символически предопределяет характер дальнейших взаимоотношений учителя Куна с власть предержащими.


Однажды Цзи Суныпи, возглавлявший один из наиболее могущественных родов царства Лу, пригласил на банкет лусцев, принадлежащих к рангу ши. Так как его отец также принадлежал к этому рангу низшего аристократического слоя, Конфуций отправился в числе прочих на банкет. Однако у ворот усадьбы ему преградили путь и выпроводили с оскорбительными словами: «Семья Цзи дает банкет в честь ши, тебя же никто не звал». Это публичное унижение стало чувствительной раной для самолюбивого юноши, рано ощутившего свое особое призвание в мире. К слову сказать, даже внешним обликом Конфуций выделялся среди современников: во-первых, необычной формой головы – он родился с продавленным теменем, во-вторых, высоким ростом. Как отмечал Сыма Цянь: «Кун-цзы был высотой в девять чи и шесть цупей, все звали его верзилой, и он отличался от других». В принятой у нас системе измерений это примерно соответствует 1,91 м и является довольно внушительным ростом даже по современным европейским меркам.

© 2024 okna-blitz.ru
Окна и балконы