«Вишневый сад» — это социальная пьеса А.П. Чехова о гибели и вырождении российского дворянства. Написана она была Антоном Павловичем в последние годы жизни. Многие критики говорят, что именно эта драма выражает отношение писателя к прошлому, настоящему и будущему России.
Первоначально автор планировал создать беззаботную и смешную пьесу, где главной движущей силой действа станет продажа имения с молотка. В 1901 году в письме супруге он делится своими задумками. Ранее он уже поднимал подобную тему в драме «Безотцовщина», однако тот опыт признал неудачным. Чехов хотел экспериментировать, а не воскрешать сюжеты, погребенные в письменном столе. Процесс обнищания и вырождения дворян проходил перед его глазами, а он наблюдал, создавая и накапливая жизненный материал для создания художественной правды.
История создания «Вишневого сада» началась еще в Таганроге, когда отец писателя вынужден был продать родовое гнездо за долги. Видимо, Антон Павлович испытал нечто похожее на чувства Раневской, поэтому так тонко вник в переживания, казалось бы, выдуманных героев. Кроме того, Чехов лично был знаком с прототипом Гаева – А.С. Киселевым, который тоже пожертвовал усадьбой, чтобы поправить пошатнувшееся материальное положение. Его ситуация – одна из сотен. Вся харьковская губерния, где не раз бывал писатель, обмелела: дворянские гнезда исчезали. Вот такой масштабный и неоднозначный процесс привлек внимание драматурга: с одной стороны, крестьяне освободились и получили долгожданную свободу, с другой, благосостояния эта реформа никому не прибавила. Столь явный трагизм нельзя было игнорировать, легкой комедии, задуманной Чеховым, не получилось.
Поскольку вишневый сад символизирует Россию, можно сделать вывод, что автор посвятил произведение вопросу об ее судьбе, как Гоголь написал «Мертвые души» ради вопроса «Куда летит птица-тройка?». По сути, речь идет не о продаже имения, а о том, что будет со страной? Не распродадут ли ее, не вырубят ли ради выгоды? Чехов, анализируя ситуацию, понимал, что вырождение дворянства, опорного сословия для монархии, сулит России смуту. Если эти люди, призванные своим происхождением быть стержнем государства, не могут нести ответственности за свои поступки, то страна пойдет ко дну. Такие мрачные мысли подстерегали автора на обратной стороне затронутой им темы. Оказалось, что его героям не до смеха, как и ему самому.
Символический смысл названия пьесы «Вишневый сад» в том, чтобы донести читателю идею произведения – поиски ответа на вопросы о судьбе России. Без этого знака мы бы воспринимали комедию, как драму семьи, драму из частной жизни или же притчу о проблеме отцов и детей. То есть, ошибочное, узкое толкование написанного не дало бы читателю и через сто лет понять главное: мы все в ответе за свой сад, независимо от поколения, убеждений и социального положения.
Многие исследователи действительно относят его к комедии, так как наряду с трагическими событиями (разрушение целого сословия) в пьесе постоянно происходят комические сцены. То есть, нельзя однозначно отнести ее к комедии, корректнее причислять «Вишневый сад» к трагифарсам или трагикомедиям, так как драматургию Чехова многие исследователи относят к новому явлению в театре 20 века – антидраме. Сам автор стоял у истоков этого направления, поэтому сам себя так не называл. Однако новаторство его работ говорило само за себя. Это сейчас писателя признали и ввели в школьную программу, а тогда многие его произведения остались непонятыми, так как выбивались из общей колеи.
Жанр «Вишневого сада» сложно определить, ведь сейчас, учитывая драматические революционные события, которых не застал Чехов, мы можем сказать, что эта пьеса – трагедия. В ней умирает целая эпоха, а надежды на возрождение настолько слабы и туманны, что даже улыбнуться в финале как-то не получается. Открытый финал, закрытый занавес, и только глухой стук по дереву раздается в мыслях. Таково впечатление от спектакля.
Идейно-тематический смысл пьесы «Вишневый сад» заключается в том, что Россия оказалась на распутье: она может выбрать дорогу в прошлое, настоящее и будущее. Чехов показывает ошибки и несостоятельность прошлого, пороки и хищную хватку настоящего, но на счастливое будущее он все же надеется, показывая возвышенных и в то же время самостоятельных представителей нового поколения. Прошлого, какое бы прекрасное оно ни было, не вернуть, настоящее слишком несовершенно и убого, чтобы его принять, поэтому надо вложить все силы в то, чтобы будущее оправдало светлые ожидания. Для этого все должны постараться именно сейчас, не откладывая.
Автор показывает, как важно действие, но не механическая погоня за наживой, а действие одухотворенное, осмысленное, нравственное. Именно о нем и говорит Петр Трофимов, именно его хочет видеть Анечка. Однако и в студенте мы видим пагубное наследие прошлых лет – много говорит, но мало сделал для своих 27 лет. И все-таки писатель надеется, что эту вековую дрему удастся преодолеть ясным и прохладным утром – завтрашним днем, куда придут образованные, но в то же время деятельные потомки Лопахиных и Раневских.
Главный образом в пьесе Чехова является именно сад. Он не только символизирует усадебную жизнь, но и соединяет времена и эпохи. Образ Вишневого сада – это дворянская Россия, с помощью него Антон Павлович предсказал будущее перемены, которые ждали страну, хотя сам их увидеть уже не смог. Также он выражает авторское отношение к происходящему.
Эпизоды изображают обычные бытовые ситуации, «мелочи жизни», через которые мы и узнаем о главных событиях пьесы. У Чехова смешано трагическое и комическое, например, в третьем действие Трофимов философствует, а затем нелепо падает с лестницы. В этом можно усмотреть определенный символизм авторского отношения: он иронизирует над героями, ставит под сомнение правдивость их слов.
Так же символична система образов, значение которой описано в отдельном пункте.
Первое действие — экспозиция. Все ждут приезда хозяйки имения Раневской из Парижа. В доме каждый думает и говорит о своем, не слушая других. Разобщенность, расположившаяся под кровлей, иллюстрирует разноголосую Россию, где живут такие не похожие друг на друга люди.
Завязка – входят Любовь Андреева с дочерью, постепенно все узнают, что им грозит разорение. Ни Гаев, ни Раневская (брат и сестра) не могут предотвратить его. Только Лопахин знает сносный план спасения: вырубить вишни и построить дачи, но гордые хозяева не соглашаются с ним.
Второе действие. Во время захода солнца в очередной раз обсуждается судьба сада. Раневская высокомерно отвергает помощь Лопахина и продолжает бездействовать в неге собственных воспоминаний. Гаев и купец постоянно ссорятся.
Третье действие (кульминация): пока старые владельцы сада устраивают бал, как ни в чем ни бывало, идут торги: имение приобретает бывший крепостной Лопахин.
Четвертое действие (развязка): Раневская возвращается в Париж проматывать остальные сбережения. После ее отъезда все расходятся кто куда. Только старый слуга Фирс остается в забитом доме.
Остается добавить, что пьеса неспроста не поддается пониманию многих школьников. Многие исследователи относят ее к театру абсурда (что это?). Это весьма сложное и неоднозначное явление в модернистской литературе, споры о возникновении которого продолжаются до сих пор. Дело в том, что пьесы Чехова по ряду признаков можно причислить к театру абсурда. Реплики героев очень часто не имеют логической связи друг с другом. Они как будто обращены в никуда, как будто их произносит один человек и при этом разговаривает с собой. Разрушение диалога, несостоятельность коммуникации – это то, чем знаменита так называемая антидрама. Кроме того, отчуждение личности от мира, ее глобальное одиночество и жизнь, обращенная в прошлое, проблема счастья — все это черты экзистенциальной проблематики в произведении, которые опять же присущи театру абсурда. В этом и проявилось новаторство Чехова-драматурга в пьесе «Вишневый сад», эти особенности и привлекают многих исследователей в его творчестве. Такое «провокативное» явление, непонятое и осужденное общественным мнением, тяжело воспринять в полной мере даже взрослому человеку, не говоря уже о том, что полюбить театр абсурда удалось лишь немногим приобщенным к миру искусства.
У Чехова нет говорящих фамилий, как у Островского, Фонвизина, Грибоедова, но есть внесценические герои (например, парижский любовник, ярославская тетушка), которые важны в пьесе, но Чехов не выводит их во «внешнее» действие. В этой драме нет разделения на плохих и хороших героев, зато есть многогранная система персонажей. Действующих лиц пьесы можно разделить:
Герои «Вишневого сада» все время прыгают от одной темы к другой. При видимой диалогичности они не слышат друг друга. В пьесе целых 34 паузы, которые образуется между многими «никому не нужными» высказываниями героев. Неоднократно повторяется фраза: «Ты все такая(-ой) же», которая дает понять, что герои не меняются, они стоят на месте.
Действие пьесы «Вишневый сад» начинается в мае, когда плоды вишневых деревьев начинают цвести, а заканчивается в октябре. Конфликт не имеет ярко выраженного характера. Все основные события, решающие будущее героев происходят за сценой (например, торги имения). То есть Чехов полностью отказывается от норм классицизма.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Введение
1. Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
3. Выразитель идей настоящего – Лопахин
4. Герои будущего – Петя и Аня
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и
своеобразного тонкого мастерства, проявляющегося с равным
блеском, как в его рассказах, так и в повестях и пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской драматургии и русском театре
целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на все последующее их
развитие.
Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического
реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах
господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей ее
обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей,
Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько
органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов.
При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу
конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей
их социальной средой.
Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве Чехова.
До нее мысль о необходимости изменения действительности он
пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий,
выделяя те черты своих персонажей, которые обрекали их на
положение жертвы. В «Вишневом саде» действительность
изображается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается
тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские
усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными
владельцами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они –
настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколением
принадлежит право очистить, изменить жизнь. Отсюда основная идея
пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не
только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь
на началах подлинной человечности и справедливости.
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного
подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу
его многогранного творчества, отражая сложные явления того
времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой,
драматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных
язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки
далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает
глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть
отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о
смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит
нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями
мы живем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем
проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на
сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса «Вишневый сад» – это
пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и
страны в целом. Автор показывает столкновение представителей
прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего.
Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного
ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц,
как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что
связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый
сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему –
проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад.
В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ
цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей
жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного
дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его
владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно
задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом,
настоящем и будущем.
Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
Выразитель идей настоящего – Лопахин
Герои будущего – Петя и Аня
Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы
совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И
эти другие люди – Петя и Аня.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям.
Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие
ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к
лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм,
принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов, несмотря на
свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный
опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет
уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не
останется «вечным студентом».
Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, он не
утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на
справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде.
Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в
праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку
буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом
развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя
новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и
искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее
сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что
попадается ему на пути». По его мнению, Лопахины не способны
решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и
справедливых началах. Петя вызывает глубокие раздумья у
Лопахина, который в душе завидует убежденности этого «облезлого
барина», которой ему самому так недостает.
Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем
неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит
он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная
сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?
Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие с нескрываемой
любовью. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни,
призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти».
И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя
искусно скрывает это, понимая, что ему предназначен другой путь.
Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте
их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер».
В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает
Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он
покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен
овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек
своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность
следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем
саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая
сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и
непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью.
Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько
неопытности и детства. По складу характера она во многом близка
к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным
интонациям. В начале пьесы Аня беспечна, быстро переходит от
озабоченности к оживлению. Практически она беспомощна, привыкла
жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но
все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и
жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах.
Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со
старым домом и старым миром.
Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества,
чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли
она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее
без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов
не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить
только предположительно.
Заключение
Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот
чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому
каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий
характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой
эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой
человеческих чувств.
По силе своего непосредственного эмоционального воздействия
Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве
критического реализма.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего
времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и
волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и
рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому
она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние.
Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей
родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова
широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем,
что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны
мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов
своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более
прекрасной, более справедливой, более разумной.
Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только
начинался, то мы живем в новом XXI столетии, попрежнему мечтаем
о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие
деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и
настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое
поколение должно соединить в себе высокую культуру,
образованность с практическим знанием действительности, волей,
настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить
в себе лучшие черты чеховских героев.
Список используемой литературы
1. История русской литературы второй половины XIX века / под
ред. проф. Н.И. Кравцовой. Издательство: Просвещение – Москва
1966.
2. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11
выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
3. А. A. Егорова. Как написать сочинение на «5». Учебное
пособие. РостовнаДону, «Феникс», 2001.
4. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. – М.: Олимп; ООО «Фирма»
Издательство АСТ, 1998.
Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия.
Тематика, проблематика, идея пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
Можно определить несколько основных тем пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Главная тема: гибель «дворянских гнезд», разрушение старого уклада жизни; смена дворянского мира с его обветшавшими ценностями; нарастание революционных идей о глобальном переустройстве жизни.
Самой актуальной темой является тема гибели красоты в жизни людей, уничтожение культуры, символично изображенной в образе вишневого сада.
Центральный образ пьесы – вишневый сад, который объединяет всех персонажей. Вишневый сад – это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ – символ красоты русской природы, Россия. Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели прекрасного вишневого сада.
В пьесе мы не видим яркого конфликта. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же чувствуется существование конфликта, но скрытого, внутреннего.
Основной конфликт пьесы в непонимании между поколениями. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее.
Старшее поколение – это Раневская, Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. Сегодняшний день. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в лице Лопахина. Самое молодое поколение, судьба которого в будущем, представлено Аней, дочерью Раневской, и Петей Трофимовым – разночинцем, учителем сына Раневской.
Внешний конфликт в пьесе заменен драматизмом переживаний героев.
Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия. Все герои настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Это вопрос Чехов оставляет открытым.
Глубокое идейное содержание несет в себе само название пьесы. Сад – символ уходящей жизни. Конец сада – это конец поколения уходящего – дворян. Но в пьесе вырастает образ нового сада, роскошнее этого. «Вся Россия – наш сад». И этот новый цветущий сад предстоит выращивать молодому поколению.
Литература
Ответ от Qwe qwe
[новичек]
Чехов - творец так называемой “новой драмы”, характеризующейся новизной конфликта, отказом от внешней интриги, соединением драматического, комического и лирического начал, большой ролью подтекста, создаваемого ремарками автора, паузами, картинами природы, - “подводного течения”. Хотя сам писатель, очевидно, стремился добиться максимальной реалистичности своих пьес (“Пусть на сцене всё будет так же... как и в жизни”), бытует мнение, что именно через Чехова пришёл Мейерхольд к своему условному театру.
Как известно, “Вишнёвый сад” - итог творческого пути Чехова, последнее его слово, обращённое к читателю, слово о том, как незаметно ни для кого свершается внутренняя драма человека, неспособного “пристроиться” в жизни. Основная проблема, поднятая в “Вишнёвом саде”, - проблема долга, ответственности, вопрос о судьбе Родины.
Действующие лица пьес Чехова не просто герои, а герои во времени и пространстве.
Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и всеобъемлющим символом, можно рассматривать в трёх основных аспектах: сад - образ и персонаж, сад - время и сад - символические пространства.
Одушевлённый и одухотворённый (опоэтизирован Чеховым и идеализирован связанными с ним действующими лицами) , сад, вне сомнений, - один из персонажей пьесы. Он занимает своё место в системе образов.
Сад дан одновременно как обвинение (подчёркивает безответственность, недотёпистость) и оправдание (чувство красоты, хранение традиций, память) всех остальных героев.
Сад играет страдательную роль. Вспомним суждение Чехова: “Лучше быть жертвой, чем палачом”. Очевидно, что сад-жертва - единственный позитивный герой пьесы.
Сад задаёт верхнюю нравственную плоскость (то, что для Чехова является нормой, но для его героев, в силу искажённости миропорядка и их собственной неполноценности, становится идеалом) , так же, как Яша, законченный хам, задаёт нижнюю. Вертикали, которая должна их соединять, нет. Поэтому все остальные действующие лица находятся между, посредине (“средние” люди) , будто застыв в свободном падении, не касаясь ни одной из плоскостей (отклонились от нормы, но не опустились окончательно) , но отражая их и отражаясь в них, - отсюда неоднозначность, многогранность образов.
Гаев неразрывно связан с садом. Но характер этой связи нельзя толковать однозначно. С одной стороны, Гаев - один из самых безответственных героев пьесы, он всё своё состояние “проел на леденцах”, и в большей степени вина в гибели сада лежит именно на нём. С другой стороны, он до последнего по-донкихотски наивно и безрезультно пытается спасти сад.
Раневская связана с садом своеобразным “эффектом многократной взаимной принадлежности”: Раневская - действующее лицо пьесы Чехова “Вишнёвый сад”, то есть она принадлежит “Вишнёвому саду”; вишнёвый сад находится в имении Раневской, следовательно, принадлежит ей; Раневская находится в плену у созданного ею образа сада и таким образом принадлежит ему; сад, как образ и символ “милого прошлого”, существует в воображении Раневской, значит, принадлежит ей...
Можно трактовать Раневскую как душу сада. На эту мысль наводят, в частности, наблюдения над температурой в её прямом и образно-художественном значении - до приезда Раневской многократно повторяется тема холода (в ремарках Чехова и репликах героев) : “в саду холодно”, “сейчас утренник, мороз в три градуса”, “похолодела вся” и так далее; с приездом Раневской вишнёвый сад и дом согреваются, а после продажи сада снова холодает: “только что вот холодно”, снова “три градуса мороза”. Кроме того, появляется мотив “разбитого градусника” (знак отсутствия чувства меры и невозможности возвращения к старой жизни).
Для Лопахина сад - двойной символ. Это атрибут дворянства, куда ему, мужику, “со свиным рылом”, дорога заказана (социальный подтекст далеко не главный в пьесе, но он важен) , и духовной элиты, куда он так же безнадёжно стремится (“читал книгу и заснул”).
ТАК НЕ ВСЁ ПОМЕСТИЛОСЬ
Истоки создания пьесы.
А. П. Чехов закончил свою пьесу «Вишневый сад» в 1903 году, когда новый век стучался в двери. Шла переоценка веками устоявшихся ценностей. Дворянство разорялось и расслаивалось. Это был класс, обреченный на гибель. На смену ему шла могучая сила - буржуазия. Умирание дворянства как класса и приход капиталистов - вот основа пьесы. Чехов понимает, что и новые хозяева жизни недолго удержатся как класс, так как вырастает другая, молодая сила, которая будет строить новую жизнь в России.
Жанровые особенности пьесы.
Пьеса «Вишневый сад» проникнута светлым, лирическим настроением.Сам автор подчеркивал, что «Вишневый сад» является комедией, так как он сумел сочетать драматическое, подчас трагическое начало с комическим, как и в реальной жизни.
Тема.
Основное событие пьесы - покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишневый сад является центральным образом пьесы.
Конфликт комедии и его особенности.
Правдиво изображая жизнь, писатель рассказывает о судьбе трех поколений, трех социальных слоев общества: дворянства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции. Отличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменен драматизмом переживаний героев.
Основные образы комедии.
Центральный образ пьесы - вишневый сад, который объединяет всех персонажей. Вишневый сад - это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ - символ красоты русской природы, России. Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели прекрасного вишневого сада.
В пьесе мы не видим яркого конфликта, все, казалось бы, идет своим чередом. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же чувствуется существование конфликта, но скрытого, внутреннего. За обычными разговорами, за спокойным отношением друг к другу героев пьесы скрыто их непонимание друг друга. Основной конфликт пьесы «Вишневый сад» в непонимании между поколениями. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее.
Старый мир крепостной России олицетворяют образы Гаева и Раневской, Вари и Фирса. Сегодняшний мир, мир деловой буржуазии, представлен Лопахиным, мир неопределившихся тенденций будущего - Аней и Петей Трофимовым.
Основная идея пьесы.
Ожидание изменений - вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев «Вишневого сада» угнетает временность всего сущего, бренность бытия. В их жизни, как и в жизни современной им России, «порвалась дней связующая нить», разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Все они бессознательно хватаются за прошлое, не понимая того, что его уже нет.
Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия. Одиноки и несчастны в этой жизни не только Раневская, Гаев, Лопахин, но и Шарлотта, Епиходов. Все герои пьесы замкнуты в себе, они настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Этот вопрос Чехов оставляет открытым... Петя Трофимов смотрит на жизнь исключительно с социальной точки зрения. В его речах много справедливого, но в них нет конкретного представления о разрешении вечных вопросов. Он мало понимает реальную жизнь. Поэтому Чехов дает нам этот образ в противоречии: с одной стороны, это обличитель, а с другой - «недотепа», «вечный студент», «облезлый барин». Аня - полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства.
Похожая информация.