Частицы не употребляются. Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.). Безударные частицы не и ни

Частица НЕ может писаться со словами слитно или раздельно, частица НИ пишется раздельно со всеми словами, кроме отрицательных наречий (ниоткуда, нигде) и местоимений без предлога (никого , но ни от кого ). Чтобы правильно употреблять частицы НЕ и НИ на письме, необходимо разграничивать их значения .

Значения частицы НЕ

1. Отрицание : частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл: Не ходите туда! - отрицательный смысл всего предложения; Эта вещь принадлежит не мне - отрицательный смысл отдельного слова.

2. Утверждение при двойном отрицании : повторяющаяся частица НЕ (первая не перед глаголом мочь, вторая не - перед неопределённой формой другого глагола) имеет утвердительный смысл: не мог не знать = знал. При этом возникает оттенок необходимости, долженствования: не мог не сказать = должен был сказать.

3. Утверждение в вопросительно-восклицательных предложениях: в подобных предложениях (риторических вопросах) частица НЕ имеет утвердительный смысл: Где я только не побывал! (= везде побывал); Кто у меня только не гостил! (= все гостили).

Значения частицы НИ

1. Отрицание в предложениях без подлежащего: частица НИ обозначает отрицание в предложениях без подлежащего при дополнении в родительном падеже: На небе ни тучки; Вокруг ни звука; Ни с места! Ни слова! Частица НИ в этом случае усиливает отрицание, которое подразумевается. Отрицательное слово НЕТ или сказуемое, при котором есть НЕ, опущены.

2. Усиление отрицания: если в предложении есть отрицание (слово нет, частица не при глаголе-сказуемом, причастии или деепричастии), то НИ усиливает это отрицание: На небе нет ни тучки; не говоря ни слова; не смотревший ни вправо, ни влево. В этом случае частицу НИ можно опустить, смысл предложения не изменится, пропадёт лишь оттенок усиления: У меня не было ни минуты на размышление. - У меня не было минуты на размышление. Подобные случаи нужно отличать от двойного употребления частицы НЕ для обозначения утверждения. Сравним: Он не мог не знать и не сказать - утвердительный смысл (он знал и сказал); Он не мог ни знать, ни догадаться - отрицательный смысл, ни можно отбросить (он не мог знать или догадаться).

3. Утверждение и обобщение после относительных местоимений и наречий в придаточном предложении : частица НИ придаёт обобщающее утвердительное значение словам кто, что, где, когда, сколько и т.д., которые служат средством связи придаточного предложения с главным. Кто ни придёт, всем здесь рады = любой человек придёт; Сколько ни вглядывался, ничего не заметил = долго, пристально вглядывался; Где ни бывал, везде находил друзей = бывал в разных местах. Подобные случаи надо отличать от тех сложноподчинённых предложений, в которых придаточные имеют отрицательное значение и в которых пишется частица НЕ. Сравним: Кто не прочитает эту книгу, тот многого не узнает - придаточное имеет отрицательное значение, действие не совершено (книга не прочитана); Кто ни прочитает эту книгу, всем она нравится - придаточное имеет утвердительный смысл, действие совершено (книга прочитана).

Обратите внимание! Повторяющаяся при однородных членах частица НИ рассматривается как сочинительный союз : Не было слышно ни звука, ни шороха.

Нужно запомнить!

1. Если повторяющаяся частица НИ употребляется в устойчивом выражении , то запятая между частями этого оборота не ставится:

Ни больше ни меньше Ни да ни нет Ни днём ни ночью
Ни конца ни края Ни много ни мало Ни себе ни людям
Ни стать ни сесть Ни взад ни вперёд Ни дать ни взять
Ни два ни полтора Ни жив ни мёртв Ни за что ни про что
Ни нашим ни вашим Ни ответа ни привета Ни рыба ни мясо
Ни свет ни заря Ни пуха ни пера Ни слуху ни духу
Ни с того ни с сего Ни там ни сям Ни то ни сё
Ни туда ни сюда Ни шатко ни валко Ни так ни сяк

2. Когда пишется НЕ, а когда — НИ? (при раздельном написании)

Таблица «Частицы НЕ и НИ»

Думай о значении

Частицу ни пиши:

1. В побудительных и количественных предложениях: Ни шагу! Ни с места! Ни звука!

2. С относительными местоимениями в придаточных предложениях: Куда ни взгляни, повсюду люди. Еще примеры: откуда ни ..., где ни ..., какой ни ..., когда ни ..., как ни ... и т.д.

3. В предложениях, в которых глагол употреблён с отрицательной частицей не : Ни капли не боюсь. Не встретил ни одного знакомого лица. Она молчала, не сказав ни слова. (Усиление значения)

4. В отрицательных местоимениях: ни кто´ , ни что´ , ни кому´ , ни чему´ , ни како´ й, ни че´ й и т.п. Если они употребляются с предлогами, то пишутся раздельно: ни у кого´ , ни с че´ м…

5. В оборотах: что бы то ни было, во что бы то ни было, куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, что ни говори, кто бы то ни был и др. подобных.

6. В устойчивых сочетаниях:ни пуха ни пера, ни жив ни мёртв, ни днём ни ночью, ни конца ни края (Запятая между словами, входящими в устойчивое сочетание, не ставится: Он сидел ни жив ни мёртв!)

Внимание

В местоимениях ни в безударном положении, а в ударном — не.

Частицу ни и повторяющийся отрицательно-присоединительный союз ни…, ни…:

Ни к матери, ни к отцу она не относилась так тепло, как к старшему брату. Она не умела ни читать , ни писать.
В предложениях с союзом ни… , ни… всегда есть отрицание перед глаголом: Он не думал ни о деньгах, ни о славе, ни о положении в обществе.

НЕ НИ
1. В качестве словообразовательной частица НЕ под ударением входит в состав неопределённых и отрицательных местоимений и наречий (не′кто, не′что, не′сколько, не′кого, не′где ). 1. В качестве словообразовательной безударная частица НИ входит в состав отрицательных местоимений и наречий (никто′, ничто′, нисколько′, никого′, нигде′ ).
2. Частица НЕ употребляется в качестве основного отрицания того, что обозначается словом, к которому оно относится по смыслу. Напр .: Это жизнь, не застывшая бронзой, черновик, не вошедший в тома. 2. Для утвердительного смысла частица НИ употребляется в придаточном предложении в сочетании с местоимениями, наречиями (кто ни, что ни, какой ни, куда бы ни, где бы ни, сколько ни и т. д.). Напр .: Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, всё те же мы.
3. Частица НЕ может использоваться в предложениях с двойным отрицанием – в 1-ой и во 2-ой частях составного сказуемого. Напр .: Не мог не знать (т. е. должен знать). Нельзя не сознаться (т. е. надо сознаться). В этих случаях предложение получает утвердительный смысл. 3. Частица НИ служит для усиления отрицания. Напр .: Затем, что вся в снегу, зимой ни зеленеть, ни цвесть я не могу. В этом случае частица ни может быть или заменена союзом И, или вообще опущена, причём основной смысл предложения не изменится. (!!! Частица НЕ не допускает такой замены, она не может быть и опущена, так как тогда предложение будет иметь противоположный смысл)
4. Частица НЕ вряд ли не, едва ли не, чуть ли не, вовсе не, а также в состав союзов не то…не то, не только…но, не то что не…а, не то чтобы не…а. 4. Частица НИ входит в состав устойчивых сочетаний ни дать ни взять, ни пуха ни пера, ни слуху ни духу, ни с места, ни днём ни ночью, ни свет ни заря.
5. Частица НЕ употребляется в придаточных предложениях времени с союзами пока и покамест. Напр .: Куй железо, пока не остыло. Работай, покамест не позовут.
6. Частица НЕ употребляется в восклицательных и вопросительных предложениях (часто с частицей только ). Напр. : Где он только не бывал? Какие только мысли не приходили в голову!
Следует различать написание сочетаний: не один (а много, несколько) и ни один (никто), не раз (а много раз) и ни разу (никогда, совсем). Напр .: В лесу я был не один (а было несколько человек) Ни один из экскурсантов не опоздал к поезду (никто не опоздал). Мы не раз были в Крыму (а были много раз). Мы ни разу не были в Крыму (никогда не были).

4. Правописание междометий

Производные междометия и звукоподражательные слова пишутся через дефис : ай-ай-ай!; ге-ге-ге!; о-о-о!; ба-бах!

Составные междометия пишутся раздельно : вот ещё!; была не была!; где наша не пропадала!; скажи на милость!; исключение: батюшки-светы!

Тема:Вводные слова и словосочетания

I. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми .

Различается несколько основных групп вводных слов по их значению:

1. вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.д.)

к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, не ровён час, нечего греха таить, странное дело и др.

Напр.: Спасибо ещё , к стогам прибились, а то бы все чисто позамёрзли.

Поди , трудно справляться с таким хозяйством?

2. вв.слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.д.)

конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей, вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Напр.: Я знаю, право слово , знаю!

Он, выходит , ничего в этом не смыслит.

3. вв.слова, указывающие на связь мыслей , последовательность их изложения:

итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во- вторых, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др.

Напр.: Так вот , дела пошли совсем по-другому.

А главное , поди-ка послужи.

4. вв.слова, указывающие на приёмы и способы оформления мыслей:

словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.

Напр.: Мы познакомились с соседями или, вернее , с соседками.

Его выдержка, точнее , его хладнокровие всегда выручает его.

5. вв. слова, указывающие на источник сообщения :

говорят, сообщают передают, по словам…, по сведениям …, по мнению …, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.

Напр.: По словам капитана , до ближайшего порта остаётся два дня пути.

Но, по слухам , какая-то часть упорно сражалась под Каменском.

6. вв.слова, представляющие собой призыв к собеседнику или к читателю с целью

привлечь его внимание к сообщаемому:

видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли),

пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе,

извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте

милость, скажите на милость, если хотите знать и др.

Напр.: Струсил ты, признайся , когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею.

Вообразите , наши молодые уже скучают.

7. вв.слова, указывающие оценку меры того, о чём говорится:

самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.

Напр.: Я, без всяких преувеличений , глядел на вас как на существо высшее.

8. вв.слова, показывающие степень обычности того, о чём говорится:

бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю и др.

Напр.: Оба старичка, по старинному обычаю старосветских помещиков , очень

любили покушать.

9. вв.слова, выражающие экспрессивность высказывания :

по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор

будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря,

между нами говоря, между нами будь сказано и др.

Напр.: Ты сам, не во гнев будь сказано , погрешил много.

Нынешняя молодёжь, не в обиду будь сказано , какая-то …кислая.

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, словно, якобы и др.(частицы, наречия).

II. Если вв.слово стоит после перечисления однородных членов предложения и предшествует обобщающему слову, то перед вв.словом ставится тире, а после него – запятая .

Напр.: Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом , всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

III. Если в.слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется.

Напр.: А Пётр Пётрович, по крайней мере по многим признакам , человек весьма почтенный. Спокойно потягивает трубочку смуглый, коренастый капитан, по-видимому итальянец или грек .

IV. Если вв.слово находится в начале оборота, заключённого в скобки, то оно отделяется запятой .

Напр.: Оба сообщения (по-видимому , поступившие недавно) привлекли к себе широкое внимание.

V. Вв.слова отделяется от предшествующего сочинительного союза запятой , если вв.слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры.

Напр.: Пусть тот конник на коне, лётчик в самолёте, и, однако , на войне первый ряд – пехоте.

Если же изъятие или перестановка вв.слова невозможны, то запятая после союза не ставится.

Напр.: А впрочем , беды большой нет, если до Рейна ничего не увидишь.

VI. В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вв.слов, то в качестве членов предложения: может, наверно, точно, кстати, очевидно, между прочим, собственно, верно, может быть, видно, прежде всего, безусловно, естественно, далее, таким образом и др.

Напр.: Жаль, давно его не слышно, может , что худое вы шло? – Он може т это сделать .

Изложенные соображения естественно подводят нас к правильному решению

вопроса («естественным образом»). – Изложенные соображения, естественно ,

подводят нас к правильному решению вопроса («разумеется»).

VII. Пунктуация при словах и словосочетаниях наконец, в конце концов, однако, конечно, вообще, в общем, во всяком случае, в свою очередь, в самом деле, в частности, главным образом, главное, значит, наоборот, например, по крайней мере, с точки зрения, со своей стороны имеет свои особенности.

1. Слово наконец является вводным, если:

Указывает на связь мыслей и завершает собой перечисление:

Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике над рекой, или, наконец , на хорошо знакомом утёсе, слепой слушал лишь шелест листьев;

Если даёт оценку факту с точки зрения говорящего или употребляется для выражения нетерпения, для усиления чего-либо: Да уходите же, наконец!

В значениях «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» слово наконец является наречием:

Наконец все дела были закончены. Быстро ушли все наличные деньги, бриллианты жены, наконец и большая часть приданого дочери. (практическая подсказка : к этому наречию можно подставить частицу –то : Наконец добрались до ночлега (= Наконец-то добрались …). Добавление частицы –то к вв.слову невозможно.

2. Аналогичное различие имеется между функцией вводности и функцией обстоятельства у сочетания в конце концов :

Я же не преступник, в конце концов В конце концов соглашение было достигнуто.

3. Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце предложения.

Напр.: Погода была ветреная, ветер, однако , не совсем попутный. Столько хлопот, однако .

В начале предложения либо как средство связи однородных членов слово однако имеет значение союза но и не является вводным.

Напр.: Однако хитрая политика отца его ничуть не обидела.

4. Слово конечно обычно выделяется запятыми в качестве вводного.

Напр.: Конечно , много значит привычка. Вначале были трудности, конечно .

Но иногда слово конечно, произнесённое тоном уверенности, убеждённости, приобретает значение утвердительной частицы и пунктуационно не выделяется. Напр.: Конечно же это так.

5. Слово вообще является вводным и обособляется, если оно употреблено в значении

«вообще говоря». Напр.: Подобные статьи, вообще , представляют интерес. Вообще , хотелось бы узнать, что произошло.

В других случаях слово вообще употребляется как наречие в разных значениях:

Пушкин для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще («в общем», «в целом»). Разжигать костры он вообще запрещал («всегда», «совсем», «при всех условиях»).

Примечание. Возможность добавления слова говоря может служить критерием разграничения вв.слов и членов предложения:

Вопрос этот, кстати , ставится впервые («кстати говоря»). Тебе, собственно , можно было бы и не приходить («собственно говоря»). Содержание интересное, примеры убедительные, изложение доступное, короче , книга полезная («короче говоря»). Возвращаться к сказанному, по правде , не хочется («по правде говоря»). Все основные работы, в сущности , уже закончены («в сущности говоря»). Погода стояла осенняя или, точнее , предосенняя («точнее говоря»).

6. Слово например связано со следующей пунктуацией:

a) выделяется запятыми как вводное: Николай Артемьевич любил поспорить, например , о том, можно ли человеку объехать весь земной шар;

b) выделяется запятыми вместе с оборотом, в начале или в конце которого он находится: Даже в городах, например в Москве , мосты бывают усыпаны народом;

c) требует постановки запятой перед собой и двоеточия после себя, если стоит после обобщающего слова перед однородными членами: Некоторые грибы очень ядовиты, например: бледная поганка, сатанинский гриб, мухомор.

7. Слово значит является вводным, если оно синонимично словам следовательно ,

стало быть : Так, значит , вы сегодня не можете прийти?

Если слово значит близко по смыслу к «означает», то пунктуация зависит от его места

в предложении:

a) В положении между подлежащим и сказуемым слово значит служит средством связи главных членов, перед ним ставится тире: Бороться – значит победить;

b) В других случаях оно никакими знаками не отделяется: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём;

c) Если оно находится между придаточной и главной частями сложноподчинённого предложения, то оно выделяется запятыми: Если наступит весна, значит , будет тепло;

d) Если оно находится между частями бессоюзного сложного предложения, то также выделяется запятыми: Прозвенел звонок, значит , урок кончился.

8. Оборот, включающий сочетание с точки зрения , выделяется, если имеет значение «по мнению»: Выбор варианта, с моей точки зрения , удачен.

Если же такое сочетание имеет значение «в отношении», то оно не обособляется: С точки зрения новизны книга заслуживает внимание.

Тема : Обособленные и однородные члены предложения

Обособлениесогласованных определений

1. Если определение стоит после определяемого слова.

Напр.: Андрей Гаврилович, изумлённый неожиданным вопросом , в тот же день написал ответ.

2. У определяемого слова есть своё определение + 2 одиночных определения.

Напр.: Огромное солнце, тусклое и оранжевое , опускается в быстро растущую тучу.

3. Главное слово – личное местоимение (обособляется в любой позиции).

Напр.: Весенней негой утомлён , я впал в невольное забытье.

4. Определение относится к отсутствующему главному слову.

Напр.: А ведь сейчас позовёт, подлый , полицию.

5. Обычно выделяется определение, стоящее на расстоянии от главного слова.

Напр.: Мятежный , бушевал над городом ураган.

Наличие/отсутствие запятой определяется особенностями авторского замысла и интонацией. Сравните:

Усталые от долгой дороги дети скоро уснули.

Усталые от долгой дороги, дети скоро уснули.

Обособление уточняющих членов предложения

Уточняющие члены предложения обособляются в любой позиции. Конструкции, содержащие дополнительное сообщение, потребовавшееся в процессе высказывания, обособляются запятыми. Такие конструкции присоединяются чаще всего словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, притом, да и, да и вообще. Напр .: Не надо мудрить и мистифицировать читателя, да и самого себя.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Однородные − члены предложения, выполняющие одну и ту же функцию в предложении и связанные с одним и тем же словом. Пример . Он бывал на всех вечеринках , театральных премьерах , концертах и балах , хорошо танцевал и знал все новые танцы.

1 . При однородных членах предложениях, связанных бессоюзной связью, используется запятая. Пример . По волнам носились разбитые барки , опрокинутые лодки , доски , бревна , крыши , остовы целых домов, вырванные с корнем деревья .

Примечание . Не следует разделять знаками препинания устойчивые обороты (типа поговорим о том о сем ), составные наименования, термины (икра зернистая пастеризованная осетровая , ложки чайные мельхиоровые ), а также глаголы, стоящие в одной и той же грамматической форме, обозначающие движение и его цель (прийти пообедать , зайти навестить , сидеть шить ).

2 . Однородные члены предложения, связанные неповторяющимися сочинительными союзами, разделяются запятой :

а) при противительных союзах (а, но, да=но, зато, однако ). Пример . Это было не похоже,но забавно ;

б) при присоединительных союзах (да, да и ). Пример . Теперь все в прошлом, да и неважно.

И не разделяются запятой при:

а) соединительных союзах (да=и, и ). Пример . С корняжника дул ветер и звенел верхушками елей.

б) разделительных союзах (или, либо ). Пример . Рано или поздно ему нужно возвращаться.

Примечание . В усилительных конструкциях типа взял да и ушел , нет-нет да и навещали, молодые и те безработные, знать их и то радостно перед союзом запятая не ставится .

3 . Между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами: и…и, да…да, ни…ни, или…или, ли…ли, либо…либо, то…то, не то…не то −, запятая ставится . Пример . Я успела бывать и на катке, и в театре . Наверно, подкатил он камень,или влез на дерево, или встал на скамью.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ход урока

1. Организационный момент – 5 минут.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Откроем тетради и запишем число и тему урока: “Различение частиц НЕ и НИ. Употребление частицы НЕ”.

Нам необходим сначала заряд бодрости для изучения новой темы, поэтому я начну читать стихотворение Федора Ивановича Тютчева, а вы послушайте и скажите, о каком природном явлении идет речь:

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла .

Правильно, это радуга. Смотрим на экран, вот она перед нами (слайд № 1) . Кто знает, что символизирует радуга? Что означает ее появление? (Ответы детей.) Радуга – добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце, закончился дождь, значит, будет хороший урожай и хорошее настроение. Даже по–старославянски слово “радь” означало “веселый”, а некоторые считали “райский”. На слайде радуга, наше настроение хорошее, мы ожидаем чего-то приятного. Закрепим наше состояние. Орфографическая работа и индивидуальная работа по карточкам. Добровольцы! Четыре человека проходите к доске.

2. Орфографическая работа – 8 минут.

Пишем по очереди словосочетания, обозначая графически орфограммы и объясняя их устно (2 человека):

Как хорошо, неужели правильно,
только отлично, едва ли сомневается,
именно на уроке, вот и результат,
все-таки получится, давай-ка тренироваться.

(1 человек – слева – карточка)

Записать разряды смысловых частиц. Привести примеры на каждый разряд частиц из словарного диктанта и свои. (Усилительные частицы: даже, всё-таки. Вопросительные частицы: разве, неужели. Восклицательные частицы: что за, как. Сомнительные частицы: авось, едва ли. Частицы уточнения: именно, как раз. Выделительные частицы: только, почти. Указательные частицы: это, вот и.)

(1 человек – справа – карточка)

Дать определение частицы. Для чего нужны в речи частицы? На какие две большие группы делятся все частицы? Привести примеры. (Частицы – это служебные слова, которые нужны для образования наклонений глагола и для выражения различных оттенков значения в предложении. Частицы делятся на две большие группы: формообразующие (бы, пусть)и смысловые (даже, всё, вон, как, разве и другие).

Ребята, а как вы думаете, какая в русском языке самая употребительная частица? (Самая употребительная в русском языке частица НЕ.) А о каких частицах мы ещё не упомянули? Правильно, об отрицательных частицах – не и ни. Таким образом, вся система частиц перед вами на экране (слайд № 2).

3. Объяснение нового материала – 10 минут.

Отрицательные частицы – это очень интересное явление русского языка. Одни лингвисты относят их к смысловым частицам, другие считают, что роль этих двух маленьких слов такова, что они должны быть выделены в отдельный разряд наряду со смысловыми и формообразующими частицами.

Наша задача познакомиться с правилами употребления в речи частицы не, запомнить их и выбирать в каждом примере нужную частицу. А на следующем уроке вы будете говорить о правилах употребления частицы ни в речи.

Внимание! Частица не служит (слайд № 3)

Для чего? Записываем:

1)для придания отрицательного смысла:

Например:

Я пошел в школу.
Я не пошел в школу.
Я пошел не в школу.
Не я пошел в школу.

Теперь я прочту вам одну легенду, она появится на слайде, а вы выпишите из неё слова с частицей не, соответствующие первому пункту правила – придание отрицательного смысла.

(Слайд № 4.) Легенда.

Жил царь. Был он богаче всех царей на свете. Амбары его ломились от добра. Сундуки были полны золота и драгоценных камней. В конюшне ржали самые быстрые кони. Самые зеленые сады, самые красивые дворцы, самые тучные поля, самые глубокие озера принадлежали ему одному.

Однажды царь сидел на балконе и озирал свои владения. На небе разгоралась заря. Сначала красным огнем она озарила краешек неба, где опустилось солнце. Потом ширилась и ширилась и вскоре объяла все небо. Она была так красива, что не оторвать было от нее глаз. Люди с радостью любовались зарей. Не радовался только царь. Мысль, что заря принадлежит не ему одному, а всем, терзала его сердце. От этой мысли он заболел и тут же умер. (Текст Б. Сергункова.)

Что вы выписали? Не оторвать, не радовался, не ему одному (слайд № 5).

Для чего ещё служит частица не? Записываем:

2)для придания положительного смысла, частица стоит при двух глаголах, один из которых МОЧЬ (слайд № 6):

Такие примеры напоминают математические, в которых минус на минус дает плюс.

В-третьих, частица не нужна (слайд № 7):

3)для придания положительного смысла в вопросительных и восклицательных простых предложениях с обобщающим смыслом:

Где он только не бывал!
Кто не знает имени Льва Толстого!
И чего только они не видели?

4. Закрепление нового материала – 9 минут.

Ребята, какой пункт правила из этих трех нам лучше других известен? Правильно, первый. Вот почему мы потренируемся сейчас по второму и третьему пунктам правила. Записываем:

Друг может сегодня зайти ко мне.
Друг не может сегодня зайти ко мне.
Друг может сегодня не зайти ко мне.
Друг не может сегодня не зайти ко мне.

Как только друг не спешил ко мне!
Чего только друг не принес мне!
О чем мы только с другом не поговорили!

А теперь вернёмся к радуге, которая озарила наш класс в начале урока. Сколько цветов у радуги? Почему? Какие цвета? Какую придумали люди поговорку, чтобы было легче восстановить цвета радуги и их последовательность?

Правильно: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для закрепления записываем:

Я не мог не радоваться весне.
Кому я только не старался сделать приятное!

Продолжите и придумайте ещё 5 предложений на употребление двойной частицы не и употребление частицы не в вопросительно-восклицательных предложениях.

(Читаем и объясняем.)

(Например)

Я не мог не улыбаться солнцу.
Я не мог не поразиться теплу.
Я не мог не излучать улыбок.
Я не мог не понравиться людям.
Я не мог не обрадоваться друзьям.
Я не мог не любить всех друзей.
Что только они не брали с собой!
Кто только так не играл!
Как только они ее не называли!

Раскрасьте, пожалуйста, каждое из семи предложений в соответствующий цвет радуги.

5. Минута отдыха и расслабления – 1 минута.

А сейчас сядьте удобно, не напряженно, расслабьтесь, закройте глаза и представьте радугу. Вообразите, что вы начинаете восхождение по ней. Вам хорошо и приятно. Вот красный цвет – здесь красивые цветы, следующий оранжевый цвет – это солнечный свет на поляне, желтый цвет – ласковое и тёплое солнце, зеленый – вокруг изумрудная трава, голубой цвет – это лазурное небо, синий цвет – плывущие по небу облака, фиолетовый – полетели необыкновенной красоты птицы. Открываем глаза. Мы здесь, в классе, но радуга как будто ещё перед глазами.

6. Подведение итогов урока – 7 минут.

Ребята, кто из вас когда-нибудь видел радугу?

Сколько дуг было там? Бывает и не одна дуга, а больше.

Долго ли длится радуга? Почему? Может ли человек оказаться под радугой? (Ответы учащихся.)

Давайте дослушаем окончание стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, с отрывка из которого начался наш разговор:

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,-
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь .

Как вы понимаете завершающие строчки этого философского произведения?

Радуга, действительно, неуловима и недолговечна. Она даёт ощущение радости, но, увы, ощущение это мимолетно. Радуга дарит мечту о счастье, но счастье это оказывается недостижимым. Удивительное в своей красоте “мимолетное виденье” – радуга буквально тает на наших глазах, оставляя нам чувство светлой грусти.

7. Домашнее задание (слайд № 8).

8. Оценки учащихся, комментарий учителя.

9. Прощание с учениками.

Список литературы

Как слово наше отзовётся…Избранная лирика. М.: Правда, 1986 год. С.144.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994 год. С. 194 – 195.
Как слово наше отзовётся…Избранная лирика. М.: Правда, 1986 год. С.144.

Прежде всего вам нужно выбрать НЕ или НИ . Когда определитесь с буквой, будет нужно решить, слитно или раздельно писать частицу (или приставку).

Слитно или раздельно

  • Если выберете НЕ, читайте . Там масса разных правил, но, пользуясь нашим алгоритмом, вы сможете легко их освоить.
  • Если выберете НИ, со слитным написанием всё проще. НИ пишется слитно с отрицательными наречиями и отрицательными местоимениями без предлога.В остальных случаях НИ со словами пишется раздельно.

А теперь вернёмся к выбору НЕ или НИ.

НЕ или НИ

Логика рассуждений может быть такой. Частица НИ употребляется реже, чем НЕ. Поэтому можно действовать методом исключения: если ни один случай употребления Ни не подойдёт - писать НЕ. А это значит, что вы должны запомнить случаи употребления НИ.

Случаи употребления частицы НИ

1. НИ в отрицательных местоимениях и отрицательных наречиях .

В отрицательных местоимениях выбор НЕ или НИ зависит от ударения. НЕ пишется под ударением, НИ - без ударения.

Напомним, что и НЕ и НИ в отрицательных местоимениях пишутся слитно без предлога и раздельно с предлогом. Предлог разбивает эти слова на три слова.

Никем не горжусь. Ни с кем не пойду.

2. НИ в устойчивых оборотах.

Ни входит в состав устойчивых оборотов. Постарайтесь выучить эти обороты. Приведём список этих оборотов из справочника под редакцией Лопатина.

Сочетания, представляющие собой по форме придаточные предложения: во что бы то ни стало, как ни верти, как ни кинь, как ни крути, куда ни кинь, куда ни шло, откуда ни возьмись, что ни говори.
Сочетания с начальным одиночным ни: ни аза, ни бельмеса, ни боже мой, ни бум-бум, ни в жизнь, ни в жисть, ни в зуб (ногой), ни в какую, ни в коем разе, ни в коем случае, ни в одном глазу, ни вот столько, ни во что (ставить), ни гроша, ни гугу, ни за грош (погибнуть, пропасть), ни за понюх табаку (погибнуть, пропасть), ни за что, ни зги, ни капельки, ни копейки, ни копья, ни крошки, ни к чему, ни к чёрту (не годится), ни на волос, ни на грош, (кто, что, какой) ни на есть, ни на йоту, ни на минуту, ни на шаг, ни ногой, ни под каким видом, ни при чём, ни слова, ни пяди, ни с места, ни с чем (остаться), ни фига, ни черта, ни шагу (восклицание), ни шиша.
Сочетания с повторяющимся ни: ни бе ни ме, ни больше ни меньше, ни взад ни вперёд, ни вздумать ни взгадать, ни в мать ни в отца, ни в склад ни в лад, ни да ни нет, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни дна ни покрышки, ни днём ни ночью, ни душой ни телом, ни жарко ни холодно, ни жив ни мёртв, ни за что ни про что, ни кожи ни рожи, ни кола ни двора, ни конца ни края, ни к селу ни к городу, ни ложки ни плошки, ни мало ни много, ни много ни мало, ни мычит ни телится, ни нашим ни вашим, ни ответа ни привета, ни отдыху ни сроку, ни пава ни ворона, ни пройти ни проехать, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни сват ни брат, ни свет ни заря, ни себе ни людям, ни складу ни ладу, ни слуху ни духу, ни сном ни духом, настать ни сесть, ни с того ни с сего, ни стыда ни совести, ни так ни сяк, ни там ни сям, ни то ни другое, ни то ни сё, ни тот ни этот, ни тпру ни ну, ни туда ни сюда, ни убавить ни прибавить, ни уму ни сердцу, ни уха ни рыла, ни холодно ни жарко, ни шатко ни валко; более развернутые сочетания такой же структуры: ни богу свечка ни чёрту кочерга, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, ни в сказке сказать ни пером описать.

3. НИ в составе двойного союза НИ..., НИ...

НИ может входит в состав двойного союза НИ...., НИ.... Такой союз будет связывать однородные члены, если в предложении уже есть отрицание. Сравните: мальчик сегодня не пел и не танцевал; ни петь и ни танцевать он уже не мог .

4. НИ в придаточных с уступительным значением.

Конструкция с НИ и местоименными словами может начинать придаточные с уступительным значением. Чтобы не перепутать придаточное уступки с другой конструкцией, обратите внимание на 2 момента:

Кто только не ходил на этот фильм! (Речь идет о тех, кто ходил на фильм, частица имеет утвердительное значение, однако она не находится в придаточном, это простое предложение).

Кто ни ходил на этот фильм, всем он понравился. (Частица имеет утвердительное значение, речь идет о тех, кто ходил на фильм.Частица находится в придаточном. Это придаточное уступки).

5. НИ как частица, усиливающая отрицание.

Частица НИ употребляется для усиления отрицания.

Не пролей ни капли. На небе ни облачка.

На что обратить внимание

Хотя мы и действуем методом исключения, запоминая в первую очередь случаи употребления частицы НИ, все же нужно обратить внимание на некоторые конструкции с НЕ.

1. Запомните написание фраз:

Не что иное, как.

Не что другое, как.

Не кто иной, как.

Не кто другой, как.

2. Частица НЕ также может входить в состав устойчивых сочетаний: вовсе не, вряд ли не, далеко не, едва не, едва ли не, нисколько не, ничуть не, отнюдь не, разве не, чуть не, чуть ли не; не более чем, не более как, не более и не менее как, не ахти (как, какой), не бог весть (кто, что, какой ит. п.), не в дугу, не в духе, не в зачёт, не в лад, не в ладах, не в меру, не в подъём, не в пример, не в радость, не в себе, не в силах, не в счёт, не грех, не дай бог, не до жиру, не до смеху, не до того, не к добру, не к лииу, не к месту, не ко двору, не к спеху, не на шутку, не по адресу; не по дням, а по часам; не под силу, не по зубам, не по нутру, не по себе, не ровён час, не с руки, не тут-то было, не у дел, не чета и др

3. Частица НЕ используется в конструкциях с двойным отрицанием: не мог не согласиться (=согласился), не мог не пойти (=пошёл).

В комнату вошёл не кто иной, как директор. Никто другой не мог сюда войти. В первом предложении используется конструкция "не кто иной, как...". Во втором предложении нет "как", местоимение ишется по правилу: без ударения НИ, без предлога слитно.

Он не знал ни правил, ни формул. Двойной союз НИ..., НИ.... В предложении есть отрицание "не знал".

Встали ни свет ни заря . Ни в устойчивом выражении.

© 2024 okna-blitz.ru
Окна и балконы